Влиятние стиля педагогического общения учителя на учебную мотивацию младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить закономерности влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию учения младшего школьника.
Задачи исследования:
Представить основные понятия по данной проблеме.
Определить требования к учителям современной начальной школы.
Выявить стили педагогического общения учителей, работающих с младшими школьниками.
Проанализировать влияние стиля педагогического общения учителя на мотивы учения младшего школьника.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы изучения педагогического общения и мотивации учения
1.1. Понятие педагогического общения в психологической науке.........................5
1.2. Стили педагогического общения........................................................................6
1.3. Мотивация учебной деятельности младших школьников................................9

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников
2.1. Гипотеза, организация и методы исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников................................................................................................................14
2.2. Результаты исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников....................................17

Заключение................................................................................................................20

Список литературы..........................................................................

Файлы: 1 файл

Каспарова Лилия, курсовая.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

В Теории Д. К. Маккеланда мотив понимается как  «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Таким образом мотив достижения является первопричиной человеческого поведения.         

В теории мотивации А. Маслоу мотивы определяются потребностями, которые  имеют несколько уровней: от биологических до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами. [10;12;17]

Впервые слово  “мотивация” было употреблено Шопенгауэром в статье “Четыре принципа достаточной причины”. И уже после этого термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Частным случаем  является учебная мотивация. Под  мотивом понимают внутреннюю позицию  личности. Следовательно, одним из наиболее важных моментов, раскрывающих сущность отношения школьников к учению, является совокупность мотивов. Тогда под мотивом учения мы будем понимать то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться. [9]

В младшем  школьном возрасте происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка, на смену старым интересам приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, а то, что относится к игре, становится менее важным. [24;34]

Наблюдение за работой  учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации школьников. Многие, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. [15;28] Педагог должен постоянно помнить, что человек, а тем более младший школьник не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что у некоторых детей уже в начальной школе развиваются неврозы. [14]

По данным И. М. Вереникиной, в период от 8 до 10 лет возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, но уменьшается число детей, которые учатся с интересом. Однако реально действующим мотивом  является получение высокой отметки или похвалы; ради этого ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все заданное. [27] В соревновательной ситуации у младших школьников помимо индивидуального мотива начинает проявляться и общественный. Развивается смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Прежде чем действовать, ребенок теперь нередко начинает размышлять, совершенствуется умение планировать свои действия. [18]               

В зависимости от успеваемости младших школьников мотивы учения выражены по-разному. У детей с высокой успеваемостью мотивация достижения успеха, желание хорошо выполнить задание, сочетается с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. У слабо успевающих школьников начальных классов мотив достижения выражен значительно хуже, а в ряде случаев вообще отсутствует. Их привлекают моменты, связанные с досугом или наиболее лёгкие, с их точки зрения, дисциплины, такие, как пение, физкультура. [1;26;29]

Выделено пять уровней учебной мотивации.

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких школьников есть познавательный мотив, они стремятся наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Школьники успешно справляются с учебной деятельностью. Этот уровень мотивации является средней нормой.        

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает учеников внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.        

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Такие школьники спытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.     

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. [23]

Причинами спада школьной мотивации могут быть:

- отношение ученика  к учителю;

- отношение учителя к ученику;

- личная значимость предмета;

- умственное развитие ученика;

- продуктивность учебной деятельности;

- непонимание цели учения;

- страх перед школой.

Вывод: учебная деятельность занимает практически все годы развития и становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Поэтому проблема мотивации учения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. На мотивацию учения может влиять много разнообразных факторов, в том числе и стиль педагогического общения учителя. Постараемся доказать это в следующей главе.    

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование влияния стиля педагогического  общения на мотивацию учебной  деятельности младших школьников.

2.1. Гипотеза, организация  и методы исследования влияния  стиля педагогического общения  на мотивацию учебной деятельности  младших школьников

 

 

Гипотеза — стиль педагогического общения оказывает сильное влияние на  формирование учебной мотивации младших школьников.

Характеристика  выборки.            
Данная выборка была использована мной, так как дети проучились со своими учителями три года и за это время уже смогли ощутить на себе влияние их стиля педагогического общения. Следовательно, у данных учеников, можно увидеть связь между мотивацией учения и стилем педагогического общения их учителя.

Для изучения мотивации  учения младших школьников были проведены  два тестирования на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21», классы 3 «А», 3 «Б». Во время проведения экспериментального исследования дети в двух выбранных классах вели себя спокойно, с интересом отвечали на задаваемые вопросы. С заданием справились все достаточно быстро и без затруднений. 
Для изучения стиля педагогического общения было проведено тестирование с учителями этих двух классов.        

Время проведения.               
Экспериментальное исследование проводилось в период с сентября по декабрь 2012 года. Дети опрашивались в первой половине дня, когда их работоспособность была еще на высоком уровне. Учителя опрашивались так же во время занятий параллельно с детьми.

Организация исследования.            
Данное экспериментальное исследование было проведено на учениках двух классов. Для этого им раздавались листы, где дети записывали свои фамилию, имя и класс. После этого зачитывали инструкцию к выполнению теста и опросника. Вопросов у детей не возникало.

Учителям этих классов были предложены заранее  приготовленные бланки с текстом  методики. На вопросы они должны были отвечать прямо на бланке. Учителям время выполнения задания не ограничивалось.

Методики.

Тест «Направленность на приобретение знаний» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Цель: диагностика ведущей мотивации школьников во время их обучении в школе.

Возрастной  диапазон: ученики младшего школьного возраста. 
Оборудование: листы для ответов на вопросы, текст методики, карандаш или ручка.

Ход методики: детям были розданы листы для ответов, на которых каждый ученик обозначил фамилию, имя и класс. Далее им была зачитана инструкция и даны ответы на возникающие у них вопросы. Время проведения 5-10 минут. После завершения теста данные были обработаны. На основе полученной информации сделаны выводы о ведущей мотивации младших школьников. 
Инструкция: дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Ученики должны постараться ответить как можно откровеннее и из двух формулировок каждого ответа выбрать наиболее предпочтительный и отметить его, записав рядом с позицией вопроса букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.

Обработка: При обработке опросника подсчитывается количество ответов испытуемого, совпавших с «ключевыми». За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл. О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы а) на вопросы 1 – 6, 8 – 11 и ответы б) на вопросы 7 и 12. Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний. Ведущим мотивом является тот, сумма баллов по которому максимальна. Если количество баллов у разных мотивов одинаково, то они выражены в мотивационной сфере в равной степени. (Таблица 1)

Методика Г.Н. Казанцевой для изучения мотивов  учения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Цель: изучить мотивы учения младших школьников.

Возрастной  диапазон: ученики младших классов.

Оборудование: листы для ответов на вопросы, текст методики, карандаш или ручка.

Ход методики: детям были розданы листы для ответов, на которых каждый ученик обозначил фамилию, имя и класс. Далее им была зачитана инструкция и даны ответы на возникающие у них вопросы. Время проведения 5-10 минут. После завершения опроса данные были обработаны. На основе полученной информации сделаны выводы о ведущей мотивации младших школьников.

Инструкция: Ученику нужно ответить на вопрос «Почему ты вообще учишься?» Для этого необходимо внимательно прочитать приведенные в списке мотивы учебной деятельности и отметить те, с которыми согласен «+», а с которыми не согласен «-».

Обработка: в соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов учения.

 

Методика оценочной деятельности учителя, разработанная И.Ю. Кулагиной. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Цель: определить стиль педагогического общения учителя с учениками.

Оборудование: заранее приготовленный бланк с текстом методики и нструкцией к выполнению, ручка или карандаш.

Ход методики: учителю был предложен бланк с текстом методики и инструкцией к её выполнению. На эту работу учителю отводится 10-15 минут. После завершения теста данные были обработаны. На основе полученной информации сделаны выводы о преобладающем стиле педагогического общения учителя с учениками.

Инструкция: Бланк содержит ряд предложений. Пожалуйста, прочтите их. После каждой фразы даны три суждения о правомерности заключенной в ней мысли. Выделите одно из трех предложенных, с которым вы согласны. Постарайтесь выполнить эту работу за 10-15 минут.

Обработка: если сумма составила меньше 28 баллов, стиль общения учителя с классом оценивается как авторитарный и нуждается в коррекции.  
Если общий балл оказался в интервале 28–33, стиль общения квалифицируется как демократичный. Ориентация учителя на результативность обучения сочетается с ориентацией на личностное развитие учащихся.  
Если сумма баллов от 34 до 40, стиль общения считается либеральным (попустительским), следовательно у учителя преобладает стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. Однако следует иметь в виду, что такой стиль дает хорошие результаты только при высоком уровне профессионального мастерства педагога. Если же этот уровень не является максимально высоким, существует реальная опасность потери возможностей управления ходом урока в классе.

 

 

2.2. Результаты исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников

 

 

В исследовании по выявлению школьной мотивации приняли участие 53 человека. Это ученики 3 «А» и 3 «Б» классов и их классные руководители.

Результаты  исследования. Для проведения расчётов использовали математические вычисления.

Тест  «Направленность на приобретение знаний». Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний. Из таблицы видно, что ученики двух классов хорошо мотивированы к учению, так как минимальное значение - 6, а максимальное — 11 из 12 возможных. Большинство учеников отметили, что для них наиболее важно именно получение знаний, а не сами оценки. Но при этом из ответов видно, что именно отметки учителя влияют на дальнейшее желание учиться и готовность выполнять домашние задания. Однако, в 3 «Б» гораздо больше мотивированных учеников, у которых значение суммы баллов равно 10-11. Они составляют 50% учащихся в классе, а в 3 «А» - 36% (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, таблица 2, таблица 3).

Информация о работе Влиятние стиля педагогического общения учителя на учебную мотивацию младших школьников