Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:47, курсовая работа
Цель исследования - выявить закономерности влияния стиля педагогического общения учителя на мотивацию учения младшего школьника.
Задачи исследования:
Представить основные понятия по данной проблеме.
Определить требования к учителям современной начальной школы.
Выявить стили педагогического общения учителей, работающих с младшими школьниками.
Проанализировать влияние стиля педагогического общения учителя на мотивы учения младшего школьника.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы изучения педагогического общения и мотивации учения
1.1. Понятие педагогического общения в психологической науке.........................5
1.2. Стили педагогического общения........................................................................6
1.3. Мотивация учебной деятельности младших школьников................................9
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников
2.1. Гипотеза, организация и методы исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников................................................................................................................14
2.2. Результаты исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников....................................17
Заключение................................................................................................................20
Список литературы..........................................................................
В Теории Д. К. Маккеланда мотив понимается как «стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний», видов удовлетворения или результатов. Таким образом мотив достижения является первопричиной человеческого поведения.
В теории мотивации А. Маслоу мотивы определяются потребностями, которые имеют несколько уровней: от биологических до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от потребностей и способностей и определяется внутренними и внешними мотивами. [10;12;17]
Впервые слово “мотивация” было употреблено Шопенгауэром в статье “Четыре принципа достаточной причины”. И уже после этого термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
Частным случаем является учебная мотивация. Под мотивом понимают внутреннюю позицию личности. Следовательно, одним из наиболее важных моментов, раскрывающих сущность отношения школьников к учению, является совокупность мотивов. Тогда под мотивом учения мы будем понимать то, ради чего учится ребенок, что побуждает его учиться. [9]
В младшем школьном возрасте происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка, на смену старым интересам приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, а то, что относится к игре, становится менее важным. [24;34]
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации школьников. Многие, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все, что рекомендует учитель. Встречаются и такие, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. [15;28] Педагог должен постоянно помнить, что человек, а тем более младший школьник не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что у некоторых детей уже в начальной школе развиваются неврозы. [14]
По данным И. М. Вереникиной, в период от 8 до 10 лет возрастает число детей, мотивирующих свою учебную деятельность чувством долга, но уменьшается число детей, которые учатся с интересом. Однако реально действующим мотивом является получение высокой отметки или похвалы; ради этого ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все заданное. [27] В соревновательной ситуации у младших школьников помимо индивидуального мотива начинает проявляться и общественный. Развивается смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Прежде чем действовать, ребенок теперь нередко начинает размышлять, совершенствуется умение планировать свои действия. [18]
В зависимости от успеваемости младших школьников мотивы учения выражены по-разному. У детей с высокой успеваемостью мотивация достижения успеха, желание хорошо выполнить задание, сочетается с мотивом получения высокой отметки или одобрения взрослых. У слабо успевающих школьников начальных классов мотив достижения выражен значительно хуже, а в ряде случаев вообще отсутствует. Их привлекают моменты, связанные с досугом или наиболее лёгкие, с их точки зрения, дисциплины, такие, как пение, физкультура. [1;26;29]
Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких школьников есть познавательный мотив, они стремятся наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
Второй уровень – хорошая школьная мотивация. Школьники успешно справляются с учебной деятельностью. Этот уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает учеников внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Такие школьники спытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. [23]
Причинами спада школьной мотивации могут быть:
- отношение ученика к учителю;
- отношение учителя к ученику;
- личная значимость предмета;
- умственное развитие ученика;
- продуктивность учебной
- непонимание цели учения;
- страх перед школой.
Вывод: учебная деятельность занимает практически все годы развития и становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Поэтому проблема мотивации учения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. На мотивацию учения может влиять много разнообразных факторов, в том числе и стиль педагогического общения учителя. Постараемся доказать это в следующей главе.
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников.
2.1. Гипотеза, организация
и методы исследования влияния
стиля педагогического общения
на мотивацию учебной
Гипотеза — стиль педагогического общения оказывает сильное влияние на формирование учебной мотивации младших школьников.
Характеристика
выборки.
Данная выборка была использована мной,
так как дети проучились со своими учителями
три года и за это время уже смогли ощутить
на себе влияние их стиля педагогического
общения. Следовательно, у данных учеников,
можно увидеть связь между мотивацией
учения и стилем педагогического общения
их учителя.
Для изучения мотивации
учения младших школьников были проведены
два тестирования на базе Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №21», классы
3 «А», 3 «Б». Во время проведения экспериментального
исследования дети в двух выбранных классах
вели себя спокойно, с интересом отвечали
на задаваемые вопросы. С заданием справились
все достаточно быстро и без затруднений.
Для изучения стиля педагогического общения
было проведено тестирование с учителями
этих двух классов.
Время
проведения.
Экспериментальное исследование проводилось
в период с сентября по декабрь 2012 года.
Дети опрашивались в первой половине дня,
когда их работоспособность была еще на
высоком уровне. Учителя опрашивались
так же во время занятий параллельно с
детьми.
Организация
исследования.
Данное экспериментальное исследование
было проведено на учениках двух классов.
Для этого им раздавались листы, где дети
записывали свои фамилию, имя и класс.
После этого зачитывали инструкцию к выполнению
теста и опросника. Вопросов у детей не
возникало.
Учителям этих классов были предложены заранее приготовленные бланки с текстом методики. На вопросы они должны были отвечать прямо на бланке. Учителям время выполнения задания не ограничивалось.
Методики.
Тест «Направленность на приобретение знаний» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Цель: диагностика ведущей мотивации школьников во время их обучении в школе.
Возрастной
диапазон: ученики младшего
школьного возраста.
Оборудование: листы для ответов
на вопросы, текст методики, карандаш или
ручка.
Ход
методики: детям были розданы
листы для ответов, на которых каждый ученик
обозначил фамилию, имя и класс. Далее
им была зачитана инструкция и даны ответы
на возникающие у них вопросы. Время проведения
5-10 минут. После завершения теста данные
были обработаны. На основе полученной
информации сделаны выводы о ведущей мотивации
младших школьников.
Инструкция: дается
ряд утверждений-вопросов с парными ответами.
Ученики должны постараться ответить
как можно откровеннее и из двух формулировок
каждого ответа выбрать наиболее предпочтительный
и отметить его, записав рядом с позицией
вопроса букву (а или б), соответствующую
выбранному ответу.
Обработка: При обработке опросника подсчитывается количество ответов испытуемого, совпавших с «ключевыми». За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл. О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы а) на вопросы 1 – 6, 8 – 11 и ответы б) на вопросы 7 и 12. Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний. Ведущим мотивом является тот, сумма баллов по которому максимальна. Если количество баллов у разных мотивов одинаково, то они выражены в мотивационной сфере в равной степени. (Таблица 1)
Методика Г.Н. Казанцевой для изучения мотивов учения (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Цель: изучить мотивы учения младших школьников.
Возрастной диапазон: ученики младших классов.
Оборудование: листы для ответов на вопросы, текст методики, карандаш или ручка.
Ход методики: детям были розданы листы для ответов, на которых каждый ученик обозначил фамилию, имя и класс. Далее им была зачитана инструкция и даны ответы на возникающие у них вопросы. Время проведения 5-10 минут. После завершения опроса данные были обработаны. На основе полученной информации сделаны выводы о ведущей мотивации младших школьников.
Инструкция: Ученику нужно ответить на вопрос «Почему ты вообще учишься?» Для этого необходимо внимательно прочитать приведенные в списке мотивы учебной деятельности и отметить те, с которыми согласен «+», а с которыми не согласен «-».
Обработка: в соответствии с ответами учащегося делается вывод об имеющейся у него иерархии мотивов учения.
Методика оценочной деятельности учителя, разработанная И.Ю. Кулагиной. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Цель: определить стиль педагогического общения учителя с учениками.
Оборудование: заранее приготовленный бланк с текстом методики и нструкцией к выполнению, ручка или карандаш.
Ход методики: учителю был предложен бланк с текстом методики и инструкцией к её выполнению. На эту работу учителю отводится 10-15 минут. После завершения теста данные были обработаны. На основе полученной информации сделаны выводы о преобладающем стиле педагогического общения учителя с учениками.
Инструкция: Бланк содержит ряд предложений. Пожалуйста, прочтите их. После каждой фразы даны три суждения о правомерности заключенной в ней мысли. Выделите одно из трех предложенных, с которым вы согласны. Постарайтесь выполнить эту работу за 10-15 минут.
Обработка: если
сумма составила меньше 28 баллов, стиль
общения учителя с классом оценивается
как авторитарный и нуждается в коррекции.
Если общий балл оказался в интервале
28–33, стиль общения квалифицируется как
демократичный. Ориентация учителя на
результативность обучения сочетается
с ориентацией на личностное развитие
учащихся.
Если сумма баллов от 34 до 40, стиль общения
считается либеральным (попустительским),
следовательно у учителя преобладает
стремление к созданию благоприятной
психологической атмосферы в классе. Однако
следует иметь в виду, что такой стиль
дает хорошие результаты только при высоком
уровне профессионального мастерства
педагога. Если же этот уровень не является
максимально высоким, существует реальная
опасность потери возможностей управления
ходом урока в классе.
2.2. Результаты исследования влияния стиля педагогического общения на мотивацию учебной деятельности младших школьников
В исследовании по выявлению школьной мотивации приняли участие 53 человека. Это ученики 3 «А» и 3 «Б» классов и их классные руководители.
Результаты исследования. Для проведения расчётов использовали математические вычисления.
Тест «Направленность на приобретение знаний». Сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний. Из таблицы видно, что ученики двух классов хорошо мотивированы к учению, так как минимальное значение - 6, а максимальное — 11 из 12 возможных. Большинство учеников отметили, что для них наиболее важно именно получение знаний, а не сами оценки. Но при этом из ответов видно, что именно отметки учителя влияют на дальнейшее желание учиться и готовность выполнять домашние задания. Однако, в 3 «Б» гораздо больше мотивированных учеников, у которых значение суммы баллов равно 10-11. Они составляют 50% учащихся в классе, а в 3 «А» - 36% (ПРИЛОЖЕНИЕ 1, таблица 2, таблица 3).