Внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 396.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОТОКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающая программа  по развитию свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….82

ЗАНЯТИЕ №1 «Давайте познакомимся»………………………………………90

ЗАНЯТИЕ №2 «В гостях у мышки»……………………………………………93

ЗАНЯТИЕ №3 «В гостях у белки»……………………………………………...96

ЗАНЯТИЕ №4 «Мы все замечаем!»………………………………………..…..99

ЗАНЯТИЕ №5 «В гостях у птички»…………………………………………..101

ЗАНЯТИЕ №6 «Фигаро здесь, Фигаро там»………………………………….104

ЗАНЯТИЕ №7 «В гостях у собачки»…………………………………….…...106

ЗАНЯТИЕ №8 «Гуси-лебеди»…………………………………………………109

ЗАНЯТИЕ №9 «В гостях у муравьёв»……………………………………...…114

ЗАНЯТИЕ №10 «Самый внимательный»………………………………….…118

ЗАНЯТИЕ №11 «В гостях у пчёлки»…………………………………………120

ЗАНЯТИЕ №12 «Мы внимательные»……………………………………...…123

ЗАНЯТИЕ №13 «В гостях у мишки»…………………………………………126

ЗАНЯТИЕ№14 «Угадай-ка!»……………………………………………….....130

ЗАНЯТИЕ №15 «В гостях у курочки»…………………………………..……132

ЗАНЯТИЕ№16 «В гостях у Буратино»……………………………………….137

ЗАНЯТИЕ №17 «В гостях у кошки»………………………………………….141

ЗАНЯТИЕ№18 «Умники и умницы»…………………………………………145

ЗАНЯТИЕ №19 «Встречаем мишку»…………………………………...…….148

ЗАНЯТИЕ№20 «Карлики и великаны»………………………………….……151

ЗАНЯТИЕ№21 «Кто быстрее»……………………………………….….……154

ЗАНЯТИЕ№22 «Съедобное-несъедобное»……………………………..……157

ЗАНЯТИЕ№23 «Ералаш»…………………………………………………...…160

ЗАНЯТИЕ№24 «Что изменилось?»………………………………………..….163

ЗАНЯТИЕ №25 «В гостях у куклы Тимоши»……………………………..…165

Список используемой литературы…………………………………………….168

 

Пояснительная записка

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Вниманию исследовали отечественные и зарубежные ученые (В.Вундт Э.Б. Титченер, В.Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, А. Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л. С. Выготский и др.).

Актуальность данной научной работы обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.

Характерной  особенностью  внимания  детей  с  ОНР ІІІ уровня является  отвлекаемость. Воздействие  других ярких и сильных  раздражителей, импульсивность, общая  неорганизованность.

Нарушение речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций.

Исследованием внимания у детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Синякова, Г.В. Волкова. Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями планирования своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Наблюдаются большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Стабильность темпа деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет тенденцию к снижению в процессе работы.

У детей с общим недоразвитием речи ошибки связанные с вниманием присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются.

Особенности произвольного внимания у детей с общим недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Низкий уровень произвольного внимания с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности.

На основе практического исследования свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня составлена  развивающая программа, которую могут использовать в своей работе педагоги-дефектологи.

Цель: повысить уровень развития таких характеристик произвольного внимания как устойчивость, концентрация, переключаемость, объем, произвольность и целенаправленность.

Задачи программы: 1) развитие устойчивости внимания; 2) развитие распределения внимания; 3) развитие переключения внимания; 4) повышение познавательного интереса

Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.

Продолжительность: время проведения – 25 минут, один раз в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.

Составленная коррекционно-развивающая программа реализуется в 3 основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения педагога на каждом из этапов и продолжительности этапа:

- ориентировочный этап;

-конструктивно-формирующий;

- обобщающе-закрепляющий.

Основными задачами ориентировочного этапа являются:

- ознакомление и ориентировка  в обстановке игровой комнаты, правилах и нормах поведения  на игровых занятиях;

-знакомство с участниками группы  и установление первичных взаимоотношений.

Конструктивно-формирующий этап занимает центральное место в коррекционном процессе и по важности решаемых задач, и по многообразию используемых игр, упражнений, приемов и техник, и продолжительности.

Обобщающе-закрепляющий этап должен обеспечивать обобщение сформированных в процессе коррекционной работы адекватных способов коммуникации и поведения ребенка и создать условия для их переноса в реальную жизнедеятельность, утвердить новые возможности ребенка в практику реальных взаимоотношений ребенка. Отличительной особенностью поведения детей на данном этапе становится их возможность выбора тем и сюжетов игр. Игры, предлагаемые детьми, приобретают творческий характер, игровые действия становятся более гибкими и разнообразными. Возрастает социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику.

Программа состоит из 25 специально разработанных занятий, которые предлагают следующую структуру.

1. Вводная часть

Вводная часть включает ритуал приветствия и планирование игр и упражнений, которым будем посвящено занятие. Каждое занятие всегда начинается с приветствия. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику игрового занятия, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. Он первый здоровается с детьми, не дожидаясь их приветствия, как обычно принято. В этой части занятия предполагается создание мотивации к работе, формирование положительной атмосферы в группе посредствам введения детей в игровую ситуацию (изложение им определенного игрового сюжета с игровыми персонажами). Также на этом этапе предлагается актуализация прошлого занятия, закрепление знаний, умений, навыков.

Основная часть связана с реализацией поставленных коррекционных целей, т.е. направлена на развитие свойств внимания. Здесь предлагается проведение 3-4 упражнений и заданий. В связи с психологическими особенностями детей между заданиями проводились динамические паузы, направленные на смену вида деятельности, отдых детей, расслабление и снятие напряжения, что даст возможность отдохнуть, активизировать свои физические и умственные силы. Данный этап занятия несет основную нагрузку, так как непосредственно реализует коррекционные задачи выполнением упражнений, направленных на развитие свойств внимания.

Заключительная часть имеет своей целью подведение итогов занятия (что узнали нового, какие задания выполнялись, какие приемы запоминания использовались), рефлексию участников (что было трудно при выполнении заданий, что понравилось), оценивание деятельности  детей, их усилий в позитивном ключе для формирования положительного отношения к себе и занятию, то есть положительное подкрепление деятельности детей для дальнейшей стимуляции желания заниматься.

Программа предполагает три уровня психологического воздействия, каждый из которых решает определенные задачи в реализации единой цели коррекции. Можно выделить следующие уровни воздействия:

1) собственно коррекционный уровень;

2) мотивационный уровень;

3) психофизиологический уровень

Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:

  1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:
    • Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств. В данном случае работа направлена на формирование концентрации внимания ребёнка, которая, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развита.
    • Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.
    • Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределяемость внимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционной программы ребёнок, контролируя своё внимание, смог избежать трудностей.
  2. Принцип единства коррекции и диагностики. Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическая диагностика ребёнка. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитие внимания у дошкольника, что учитывалось при составлении программы. Также в работу включены игры с диагностическим характером для определения динамики развития внимания у ребёнка. По окончании работы вновь проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.
  3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка. В данном случае причинами нарушения внимания является повышенная двигательная активность ребёнка, отвлекаемость, невозможность долго сидеть на одном месте. Данная коррекционная программа построена таким образом, чтобы устранить эти причины: использование интересного наглядного материала, чередование дидактических и подвижных игр, проведение физкультминуток и упражнений на релаксацию.
  4. Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника – игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие внимания ребёнка.
  5. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. В этом возрасте отмечается значительный рост концентрации и устойчивости внимания, расширяется объём внимания. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевых качеств. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики его познавательной и личностной сферы.
  6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной психокоррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки, упражнения на релаксацию
  7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности психокоррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких ребёнка, педагогов и т.д. С этой целью в программе представлены домашние задания на развитие внимания, которые ребёнок выполняет дома с родственниками. (После занятий №15, №17).
  8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов. Учитывая данный принцип, при составлении программы следует опираться на наиболее развитые психические процессы. В данном случае у ребёнка хорошо развита пространственная ориентировка, память. В работе сделан упор на их оптимизацию и развитие через них основных свойств внимания.
  9. Принцип программированного обучения. Представленная программа состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов работы: Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней (Занятия №1 и №2). Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения (Занятия №3 - №9). Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведённой работы (Занятие №10).
  10. Принцип усложнения. В данной работе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием. Например, на первом занятии дети выполняют простое рисуночное упражнение «Кляксы», а на втором занятии – более сложное упражнение по рисованию – «Раскрась вторую половинку».
  11. Учёт объёма и степени разнообразия материала. В начале программы занятия больше направлены на концентрацию внимания. А затем, когда ребёнок это усвоил, предлагается овладеть остальными свойствами внимания. Материал занятий разнообразный, что создаёт благоприятный фон для работы с детьми.
  12. Учёт эмоциональной сложности материала. Для создания положительного эмоционального фона занятий и стимулирования положительных эмоций у детей в программе используются сказочные элементы – путешествия. Также в конце каждого занятия проводится релаксация, что способствует снятию возможного напряжения после занятия.

Программа состоит из 25 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.
  2. Основная часть – проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.
  3. Итоговая часть – подведение итогов занятия, прощание с группой.

 

ЗАНЯТИЕ №1

«Давайте познакомимся»

Цель занятия: создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми. 

I. Вводная часть.

Вступление. Дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.

- С сегодняшнего  дня начинается наше сказочное  путешествие.

II. Основная часть.

1.Игра “Дракон, кусающий свой  хвост”

Цель: снятие напряжения, скованности.

Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.

2.Игра “Марш в угол!”

Цель - познакомить членов группы друг с другом. 
Стимульный материал для игры:  
Кто родился в Петербурге, а кто в другом городе? 
У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет? 
Кто любит ходить в школу, а кто нет? 
У кого дома есть питомец, а кого нет? 
Кто ходит в кружок, а кто нет?

Объяснить детям, что группа сейчас все время будет делиться на две части по разным признакам. Задается вопрос “Кто родился в Петербурге марш в правый угол”, “кто родился в другом городе – марш в левый угол” и. т.д. 
После каждого деления просим детей замечать, кто с ними в группе. Можно предложить детям самим задать вопрос группе. 
По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился, у кого есть собака и пр.

3.Слушаем и хлопаем

Задача игры: развитие избирательности внимания, мышления.

Описание игры:

Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

Кукла, заяц, гриб, машина.

Виноград, река, лес, белка.

Лыжи, жираф, самолет, ваза.

По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.

4. Кляксы.

Цель: снятие эмоционального напряжения у детей, создание благоприятного эмоционального фона, налаживание контакта с детьми; развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве и создании образа.

Информация о работе Внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня