Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 17:47, курсовая работа
Цель: изучение свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Приложение 5
ПРОТОКОЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ
Приложение 6
Коррекционно-развивающая программа по развитию свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Содержание
Пояснительная
записка………………………………………………………….
ЗАНЯТИЕ №1 «Давайте познакомимся»………………………………………90
ЗАНЯТИЕ №2 «В гостях у мышки»……………………………………………93
ЗАНЯТИЕ №3 «В гостях у белки»……………………………………………...96
ЗАНЯТИЕ №4
«Мы все замечаем!»………………………………………..…..
ЗАНЯТИЕ №5 «В гостях у птички»…………………………………………..101
ЗАНЯТИЕ №6 «Фигаро здесь, Фигаро там»………………………………….104
ЗАНЯТИЕ №7 «В гостях у собачки»…………………………………….…...106
ЗАНЯТИЕ №8
«Гуси-лебеди»……………………………………………
ЗАНЯТИЕ №9 «В гостях у муравьёв»……………………………………...…114
ЗАНЯТИЕ №10
«Самый внимательный»………………………………….…
ЗАНЯТИЕ №11 «В гостях у пчёлки»…………………………………………120
ЗАНЯТИЕ №12
«Мы внимательные»……………………………………...
ЗАНЯТИЕ №13 «В гостях у мишки»…………………………………………126
ЗАНЯТИЕ№14
«Угадай-ка!»………………………………………………
ЗАНЯТИЕ №15 «В гостях у курочки»…………………………………..……132
ЗАНЯТИЕ№16 «В гостях у Буратино»……………………………………….137
ЗАНЯТИЕ №17 «В гостях у кошки»………………………………………….141
ЗАНЯТИЕ№18 «Умники и умницы»…………………………………………145
ЗАНЯТИЕ №19 «Встречаем мишку»…………………………………...…….148
ЗАНЯТИЕ№20 «Карлики и великаны»………………………………….……151
ЗАНЯТИЕ№21
«Кто быстрее»……………………………………….….……
ЗАНЯТИЕ№22
«Съедобное-несъедобное»…………………
ЗАНЯТИЕ№23
«Ералаш»…………………………………………………...
ЗАНЯТИЕ№24
«Что изменилось?»………………………………………..…
ЗАНЯТИЕ №25 «В гостях у куклы Тимоши»……………………………..…165
Список используемой
литературы…………………………………………….
Пояснительная записка
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Вниманию исследовали отечественные и зарубежные ученые (В.Вундт Э.Б. Титченер, В.Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, А. Н, Леонтьев, П.Я.Гальперин, Л. С. Выготский и др.).
Актуальность данной научной работы обусловлена тем, что ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий успешного развития и обучения ребенка. От того насколько сформированы механизмы внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности и т.д.
Характерной особенностью внимания детей с ОНР ІІІ уровня является отвлекаемость. Воздействие других ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность.
Нарушение речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций.
Исследованием внимания у детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Синякова, Г.В. Волкова. Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, сложностями планирования своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач. Наблюдаются большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур. Стабильность темпа деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет тенденцию к снижению в процессе работы.
У детей с общим недоразвитием речи ошибки связанные с вниманием присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются.
Особенности произвольного внимания у детей с общим недоразвитием речи ярко проявляются в характере отвлечений. Низкий уровень произвольного внимания с тяжелыми нарушениями речи приводит к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности.
На основе практического исследования свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня составлена развивающая программа, которую могут использовать в своей работе педагоги-дефектологи.
Цель: повысить уровень развития таких характеристик произвольного внимания как устойчивость, концентрация, переключаемость, объем, произвольность и целенаправленность.
Задачи программы: 1) развитие устойчивости внимания; 2) развитие распределения внимания; 3) развитие переключения внимания; 4) повышение познавательного интереса
Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.
Продолжительность: время проведения – 25 минут, один раз в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.
Составленная коррекционно-развивающая программа реализуется в 3 основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения педагога на каждом из этапов и продолжительности этапа:
- ориентировочный этап;
-конструктивно-формирующий;
- обобщающе-закрепляющий.
Основными задачами ориентировочного этапа являются:
- ознакомление и ориентировка в обстановке игровой комнаты, правилах и нормах поведения на игровых занятиях;
-знакомство с участниками
Конструктивно-формирующий этап занимает центральное место в коррекционном процессе и по важности решаемых задач, и по многообразию используемых игр, упражнений, приемов и техник, и продолжительности.
Обобщающе-закрепляющий этап должен обеспечивать обобщение сформированных в процессе коррекционной работы адекватных способов коммуникации и поведения ребенка и создать условия для их переноса в реальную жизнедеятельность, утвердить новые возможности ребенка в практику реальных взаимоотношений ребенка. Отличительной особенностью поведения детей на данном этапе становится их возможность выбора тем и сюжетов игр. Игры, предлагаемые детьми, приобретают творческий характер, игровые действия становятся более гибкими и разнообразными. Возрастает социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику.
Программа состоит из 25 специально разработанных занятий, которые предлагают следующую структуру.
1. Вводная часть
Вводная часть включает ритуал приветствия и планирование игр и упражнений, которым будем посвящено занятие. Каждое занятие всегда начинается с приветствия. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику игрового занятия, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. Он первый здоровается с детьми, не дожидаясь их приветствия, как обычно принято. В этой части занятия предполагается создание мотивации к работе, формирование положительной атмосферы в группе посредствам введения детей в игровую ситуацию (изложение им определенного игрового сюжета с игровыми персонажами). Также на этом этапе предлагается актуализация прошлого занятия, закрепление знаний, умений, навыков.
Основная часть связана с реализацией поставленных коррекционных целей, т.е. направлена на развитие свойств внимания. Здесь предлагается проведение 3-4 упражнений и заданий. В связи с психологическими особенностями детей между заданиями проводились динамические паузы, направленные на смену вида деятельности, отдых детей, расслабление и снятие напряжения, что даст возможность отдохнуть, активизировать свои физические и умственные силы. Данный этап занятия несет основную нагрузку, так как непосредственно реализует коррекционные задачи выполнением упражнений, направленных на развитие свойств внимания.
Заключительная часть имеет своей целью подведение итогов занятия (что узнали нового, какие задания выполнялись, какие приемы запоминания использовались), рефлексию участников (что было трудно при выполнении заданий, что понравилось), оценивание деятельности детей, их усилий в позитивном ключе для формирования положительного отношения к себе и занятию, то есть положительное подкрепление деятельности детей для дальнейшей стимуляции желания заниматься.
Программа предполагает три уровня психологического воздействия, каждый из которых решает определенные задачи в реализации единой цели коррекции. Можно выделить следующие уровни воздействия:
1) собственно коррекционный
2) мотивационный уровень;
3) психофизиологический уровень
Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:
Программа состоит из 25 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:
ЗАНЯТИЕ №1
«Давайте познакомимся»
Цель занятия: создание атмосферы психологического
комфорта в группе, снятие напряженности,
знакомство ведущего с детьми.
I. Вводная часть.
Вступление. Дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.
- С сегодняшнего дня начинается наше сказочное путешествие.
II. Основная часть.
1.Игра “Дракон, кусающий свой хвост”
Цель: снятие напряжения, скованности.
Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.
2.Игра “Марш в угол!”
Цель - познакомить
членов группы друг с другом.
Стимульный материал для игры:
Кто родился в Петербурге, а кто в другом
городе?
У кого есть родные братья и сестры, а у
кого нет?
Кто любит ходить в школу, а кто нет?
У кого дома есть питомец, а кого нет?
Кто ходит в кружок, а кто нет?
Объяснить
детям, что группа сейчас все время будет
делиться на две части по разным признакам.
Задается вопрос “Кто родился в Петербурге
марш в правый угол”, “кто родился в другом
городе – марш в левый угол” и. т.д.
После каждого деления просим детей замечать,
кто с ними в группе. Можно предложить
детям самим задать вопрос группе.
По окончании в кругу вспоминаем, кто,
где родился, у кого есть собака и пр.
3.Слушаем и хлопаем
Задача игры: развитие избирательности внимания, мышления.
Описание игры:
Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:
Ёлка, ландыш, слон, ромашка.
Кукла, заяц, гриб, машина.
Виноград, река, лес, белка.
Лыжи, жираф, самолет, ваза.
По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.
4. Кляксы.
Цель: снятие эмоционального напряжения у детей, создание благоприятного эмоционального фона, налаживание контакта с детьми; развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве и создании образа.