Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 17:47, курсовая работа
Цель: изучение свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
III Итоговая часть
Релаксация «Поза покоя».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.
Ход упражнения:
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
ЗАНЯТИЕ №9
«В гостях у муравьёв»
Цель: развитие объёма, концентрации и распределения внимания, произвольного внимания.
Задачи:
I. Вводная часть.
Добрый день, дорогие друзья! Как ваше настроение? Хотите вновь отправиться в путешествие? Тогда давайте проверим ваши билеты на сказочный паровоз. Всё ли вы сделали правильно? (Проверяет домашнее задание) Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с муравьями). Молодцы! - Вы знаете, где живут муравьи? (Психолог читает загадку)
Муравьишки-трудяги
Всё спешат, всё бегом,
Чтоб скорее достроить
Муравейник - свой дом.
- Где же живут муравьи? Молодцы! Сегодня мы ищем муравейник!
II. Основная часть.
(Психолог и дети строятся паровозиком и «отправляются в путь»)
- Вот мы и пришли в лес. Давайте поиграем в лесу.
1. Смешанный лес
Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.
Оборудование: рисунки с изображением замаскированных деревьев.
Ход упражнения:
Детям даются рисунки с изображением замаскированных деревьев, среди которых ем надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).
«Посмотрите, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинайте искать».
- Молодцы, ребята! А вот, смотрите, и наш муравейник. Давайте познакомимся с муравьями!
2. Кто внимательнее?
Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.
Оборудование: картинки с изображением разного количества муравьёв.
Ход упражнения:
Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными муравьями (лист А4) и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов. И так по очереди со всеми детьми.
- Молодцы, ребята! Вы очень понравились муравьишкам и они хотят с вами поиграть.
3. Платочек.
Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.
Оборудование: платочек.
Ход игры:
Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет – водит второй.
- А теперь давайте оставим
нашим друзьям муравьям
4. Выкладывание палочек
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.
Ход упражнения:
Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.
а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку;
б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;
в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек;
г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек.
- Хорошо! Молодцы, ребята! Муравьи остались довольны! А теперь пришло время отправляться домой.
(Психолог вместе с детьми строятся паровозиком и «отправляются в путь»)
- А теперь давайте отдохнём после длинной дороги.
5. Релаксация «Поза покоя».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.
Ход упражнения:
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
III. Итоговая часть.
Молодцы, ребята! К кому в гости мы сегодня ходили? Скажите-ка мне, понравилось ли вам в гостях у муравьёв? Где они живут? Что мы делали у муравьёв в гостях?
Хорошо! А теперь давайте прощаться. До новых встреч, ребята!
ЗАНЯТИЕ №10
«Самый внимательный»
Цель: Развитие произвольного внимания, концентрации внимания, памяти.
I. Вводная часть.
Приветствие.
На сегодняшнем занятии после каждого упражнения я буду давать вам карточки: зеленый-самый внимательный, желтый-будь внимательней, красный-часто отвлекаешься, будь внимательней. Так мы с вами определим кто же самый внимательный в нашей группе.
Подвижная игра «Транспорт».
Цель: развитие слухового внимания, произвольности, моторики, умения действовать по сигналу. Сдерживание импульсивности. Ребенок выполняет действия по сигналу.
«Самолет» - бежит, руки в стороны.
«Машина» - «рулит», идет шагом.
«Ракета» - стоит с поднятыми руками над головой.
«Лодка» - «плывет» по волне, руки перед собой.
II. Основная часть.
Упражнение 1. «Бабочки».
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал – рисунок с изображением бабочек различных видов.
Методика проведения: психолог предлагае
Упражнение 2. «Найди предмет».
Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал – картинка с изображёнными на ней перепутанных предметов.
Методика проведения: детям предлагается найти и назвать все перепутанные предметы.
Упражнение 3. «Найди такую же картинку».
Цель: развитие устойчивости внимания.
Материал – картинка, на которой изображены белочки и снеговики, нужно по образцу найти нужную тень.
Упражнение 4. «Кто спрятался дома? »
Цель: формировать у детей устойчивость внимания.
Материал – рисунок, на котором изображена комната.
Методика проведения: детям предлагается найти того кто спрятался в комнате.
III Итоговая часть.
Давайте посчитаем ваши карточки. Кто же сегодня был самым внимательным?
Ритуал прощания
ЗАНЯТИЕ №11
«В гостях у пчёлки»
Цель: Развитие произвольного внимания, концентрации внимания, памяти.
Задачи:
I. Вводная часть.
Добрый день, дорогие друзья! Как ваше настроение? Есть силы вновь отправиться в путешествие? Отлично! Тогда вперёд! Знаете, к кому мы сегодня пойдём в гости? (Показывает картинку с пчёлами) Молодцы! Ой, смотрите, нам пришло письмо от муравьёв! Давайте скорее читать! (Психолог читает):
- Работящая пчёлка
Собирает нам мёд.
Со своею семейкой
Она в улье живёт.
- Где же живут пчёлы? Молодцы! Молодцы, сегодня мы с вами отправляемся искать улей!
II. Основная часть.
1. Найди дорожку
Цель: Развитие произвольного внимания.
Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.
Ход упражнения
Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней карандашом.
- Какие вы молодцы, быстро нашли дорогу. А вот и наш улей! А в нём и пчёлки! Давайте скорее с ними играть!
2. Топ-хлоп
Цель: развивать внимание, память.
Ход игры:
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
- Молодцы, ребятки! А сейчас давайте поиграем с пчёлками в прятки.
3. Спрячем в шкафчик.
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: Из пустых спичечных коробков склеить шкафчик. Коробки можно склеивать в разном порядке, разного уровня сложности. Самый простой шкафчик: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик: 6 коробок в высоту и 5 коробок в ширину. Бусинка или другой маленький предмет.
Ход игры:
Какой-нибудь маленький предмет, например бусинку, на глазах у ребёнка кладём на любую полочку. Задвигаем её, затем шкафчик повертеть и спросить: «На какой полке лежит бусинка?». По мере освоения можно класть разные предметы, разного цвета на разные полочки. Вопросы будут: «На какой полочке зелёный шарик? На какой полочке синяя булавка?» и так далее.
4. Запрещённые движения.
Цель: развитие концентрации внимания.
Ход игры:
Взрослый показывает ребёнку движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а ребёнок повторяет все кроме одного.
- Хорошо! Молодцы, ребята! Пчёлки остались довольны! А теперь пришло время отправляться домой.
(Психолог вместе с детьми строятся паровозиком и «отправляются в путь»)
- А теперь давайте отдохнём после длинной дороги.
5.Релаксация «Поза покоя».
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц.
Ход упражнения:
Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставит. Формула общего покоя произносится психологом медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
III. Итоговая часть.
Молодцы, ребята! К кому в гости мы сегодня ходили? Скажите-ка мне, понравилось ли вам в гостях у пчёлок? Где они живут? Что мы делали у пчёлок в гостях?
ЗАНЯТИЕ №12
«Мы внимательные»
Цель проведения занятия: развитие у детей произвольного слухового и зрительного внимания.
Задачи:
Ход занятия
I Вводная часть
1. Упражнение «Комплименты».
Цель: приветствие.
Описание: дети становятся в круг и по очереди говорят что – нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я …» (повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…»).
II Основная часть
1. Упражнение «Вещи вокруг нас».
Цель: развитие зрительного внимания.
Описание: Психолог предлагает детям внимательно осмотреть кабинет в течение 3 мин. Потом дети закрывают глаза и отвечают на вопросы: «Что лежит на столе? Что стоит на шкафу? Что висит на стене? Что стоит на полу?» и т.п.
Комментарий: взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Вопросы можно уточнять в зависимости от ответов детей.
2. Упражнение «Вспомни и нарисуй»
Цель: увеличение объема произвольного зрительного внимания, а также уровня распределения внимания.
Описание: на листе бумаге нарисованы 5 кругов разного диаметра и цвета. Дети смотрят на картинку в течение 1 мин. Потом психолог собирает листы с нарисованными кругами и дает детям чистые листы. Дети должны вспомнить, нарисовать и раскрасить круги (см. Приложение 1).
3. Упражнение «Повтори за мной».
Цель: развитие слухового внимания.
Описание: первый ребенок показывает движения или ритм, которые, как он считает, трудновоспроизводимы. Второй ребенок должен их повторить. Если ему это не удается, то первый игрок должен сам показать то же самое. Если и у него это не получается, то дети меняются ролями (в группе — ведущий выбывает из игры). А если второй игрок все-таки справился с заданием, то он становится ведущим.