Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 17:47, курсовая работа
Цель: изучение свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
6. Принцип усложнения (возрастание сложности) отразился в том, что каждое задание, предлагаемое детям имеет линии усложнения (от минимально простого к максимально сложному), то есть проходит ряд этапов (в соответствии с концепцией поэтапного формирования от внешне речевого действия к действию в умственном плане). Использовался метод индукции (от более простого к сложному, требующего мыслительной обработки), профилактических, предполагающих предупреждение недостатков и трудностей в развитии детей, в овладении знаниями, умениями и навыками, образовательной программой.
7. Принцип учета объема и
8. Принцип учета эмоциональной
сложности материала
9. Принцип опоры на разные
уровни организации
10. Принцип программированного
обучения учитывался так, что
задания сначала выполнялись
под руководством взрослого, который
объяснял принцип выполнения, направлял
деятельность детей, оказывал необходимую
помощь, а затем предполагалось (в
зависимости от возможностей
детей) постепенное уменьшение роли
взрослого в овладении
11. Принцип системности
- коррекционных, предполагающих разрешение
трудностей развития, то есть
свойства внимания, которые не
сформированы у детей на
- развивающих, предполагающих оптимизацию
и обогащение развития
Составленная коррекционно-развивающая программа включала 3 основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения педагога на каждом из этапов и продолжительности этапа:
- ориентировочный этап;
-конструктивно-формирующий;
- обобщающе-закрепляющий.
Основными задачами ориентировочного этапа являются:
- ознакомление и ориентировка в обстановке игровой комнаты, правилах и нормах поведения на игровых занятиях;
-знакомство с участниками
Конструктивно-формирующий этап занимает центральное место в коррекционном процессе и по важности решаемых задач, и по многообразию используемых игр, упражнений, приемов и техник, и продолжительности.
Обобщающе-закрепляющий этап должен обеспечивать обобщение сформированных в процессе коррекционной работы адекватных способов коммуникации и поведения ребенка и создать условия для их переноса в реальную жизнедеятельность, утвердить новые возможности ребенка в практику реальных взаимоотношений ребенка. Отличительной особенностью поведения детей на данном этапе становится их возможность выбора тем и сюжетов игр. Игры, предлагаемые детьми, приобретают творческий характер, игровые действия становятся более гибкими и разнообразными. Возрастает социальная направленность действий детей, их готовность прийти на помощь сверстнику.
Программа состоит из 25 специально разработанных занятий, которые предлагают следующую структуру.
1. Вводная часть
Вводная часть включала ритуал приветствия и планирование игр и упражнений, которым будем посвящено занятие. Каждое занятие всегда начинается с приветствия. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику игрового занятия, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. Он первый здоровается с детьми, не дожидаясь их приветствия, как обычно принято. В этой части занятия предполагается создание мотивации к работе, формирование положительной атмосферы в группе посредствам введения детей в игровую ситуацию (изложение им определенного игрового сюжета с игровыми персонажами). Также на этом этапе предлагается актуализация прошлого занятия, закрепление знаний, умений, навыков.
Основная часть связана с реализацией поставленных коррекционных целей, т.е. направлена на развитие свойств внимания. Здесь предлагается проведение 3-4 упражнений и заданий. В связи с психологическими особенностями детей между заданиями проводились динамические паузы, направленные на смену вида деятельности, отдых детей, расслабление и снятие напряжения, что даст возможность отдохнуть, активизировать свои физические и умственные силы. Данный этап занятия несет основную нагрузку, так как непосредственно реализует коррекционные задачи выполнением упражнений, направленных на развитие свойств внимания.
Заключительная часть имеет своей целью подведение итогов занятия (что узнали нового, какие задания выполнялись, какие приемы запоминания использовались), рефлексию участников (что было трудно при выполнении заданий, что понравилось), оценивание деятельности детей, их усилий в позитивном ключе для формирования положительного отношения к себе и занятию, то есть положительное подкрепление деятельности детей для дальнейшей стимуляции желания заниматься.
Реализация данной коррекционно-развивающей программы предполагает проведение 25 занятий. Проведение коррекционных занятий предполагается один раз в неделю вне сетки учебных часов (до или после занятий) по утвержденному графику. Занятия необходимо осуществлять с промежутком в шесть дней с целью предупреждения пресыщения и поддержания интереса к занятиям. Таким образом, в целом реализация программы должна занять по времени полгода. Продолжительность каждого занятия 20-25 минут.
Программа предполагает три уровня психологического воздействия, каждый из которых решает определенные задачи в реализации единой цели коррекции. Можно выделить следующие уровни воздействия:
1) собственно коррекционный
2) мотивационный уровень;
3) психофизиологический уровень.
Каждый из уровней представлен определенными методами, приемами и упражнениями адекватными задачам, которые решает этот уровень.
Собственно коррекционный уровень представлен такими играми и упражнениями «Смешанный лес», « Я вижу…», «Замри», «Карлики и великаны», « Костер», «Делай как Я», «Найди мяч», «Найди дорожку», «Ухо-нос»
Мотивационный уровень направлен на создание у детей мотивации к работе, формирование интереса к занятиям. Для активизации познавательного интереса в ходе занятий у детей использовались следующие приемы (преимущественно игровой коррекции).
Вводная беседа, которая направлена на знакомство детей с процессом внимания, сколько мотивации детей к коррекционной работе, интереса. Данная беседа представлена в виде приключения, которое имеет свое развитие на протяжении всех занятий. Таким образом, первоначально созданный интерес посредством вводной беседы поддерживается на каждом занятии, последовательно развивающим сюжетом, что соответственно возрасту и особенностям развития и интересу.
Использование игровых персонажей как неотъемлемых атрибутов коррекционных занятий (причем игровые персонажи и происходящие с ними события наглядно демонстрируются детям в связи с трудностями образного мышления. Это облегчит восприятие детьми вербально излагаемого материала (опора на наглядные изображения). Игровые персонажи как главные герои приключения выполняют двоякую функцию. С одной стороны они побуждают детей к деятельности путем призвания к помощи в сложившейся ситуации, в разрешении которых включается когнитивные задания, как бы «вплетаясь» в игровую ситуацию, но, не теряя учебной направленности. С другой стороны персонажи производят оценку деятельности детей с точки зрения продуктивности их деятельности в разрешении трудностей. Такой вид оценивания детей считался наиболее эффективным, так как оценивал детей не взрослый (педагог), а герои приключения, с которыми они вместе преодолевают препятствия, то есть являются равноправными. Положительная оценка деятельности детей будет не только формировать положительное отношение к себе, к своей деятельности и занятиям, но и стимулировать к выполнению дальнейшей работы, формировать желание заниматься и повышать уверенность в себе.
Прием поощрения после каждого выполнения заданий или серии заданий считалось необходимым не только положительно оценивать детей (причем не за личные качества и способности, а за усилия, за желания что-то делать, не сравнивая с группой), но и использовать систему поощрений (фишки, значки и другие призы). Приступая к занятиям, детям объяснялось, что они будут учиться быть внимательными, так как это умение понадобиться им при поступлении в школе. Такой прием надо использовать не только для формирования произвольного характера внимания, но и для поддержания учебного мотива (или его формирования).
Психофизиологический уровень основополагающей проблемой для детей является обеспечение в регуляции общего активационного фона, необходимого для протекания всех психических процессов, то есть возникает необходимость повышения энергетического потенциала детей. В связи с тем, что для детей еще характерна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, утомляемость, инертность, снижение силы нервных процессов (нарушение функции контроля), на коррекционных занятиях в качестве динамических пауз, целью которых является обеспечение детей отдыха. Предотвращение наступления утомления обеспечивалось чередованием умственной и физической активности.
3.2 Описание формирующего этапа эксперимента
Формирующий этап эксперимента предполагал проведение коррекционно-развивающей программы, включающей в себя 25 занятий по развитию основных свойств внимания таких как: устойчивости, переключения, распределения, объема, концентрации. Коррекционные занятия проводились один раз в неделю вне сетки учебных часов по утвержденному графику. На занятиях решались следующие задачи: 1) развитие сенсорного внимания; 2) развитие слухового внимания; 3) развитие моторно-двигательного внимания; 4) повышение познавательного интереса. Занятия предполагали следующую структуру:
1.Вводная часть включает
2. Основная часть связана с
реализацией поставленных
3. Заключительная часть имеет своей целью подведение итогов занятия, рефлексию участников, оценивание деятельности детей.
Все занятия связаны единым сюжетом. Дети путешествуют на протяжении всех занятий. Игровые персонажи как главные герои приключения выполняют двоякую функцию. С одной стороны они побуждают детей к деятельности путем призвания к помощи в сложившийся ситуации. С другой стороны персонажи производят оценку деятельности детей с точки зрения продуктивности их деятельности в разрешении трудностей. Такой вид оценивания детей мы считаем наиболее эффективным, так как оценивать будет не взрослый (педагог), а герои приключения, с которыми они вместе преодолевают препятствия, то есть являются равноправными.
Рассмотрим некоторые занятия.
Занятие 1. Основной целью его было ввести детей в коррекционно-развивающую работу, познакомить с целями занятий, развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой.
На этом занятии дети
Занятие 2 предполагало развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, развитие устойчивости внимания. Занятие включало следующие упражнения: «Карлики и великаны», дети ходили по кругу и по команде «Карлики» приседали, по команде «Великаны» вставали. С этим заданием справились все дети.
Второе упражнение «Раскрась вторую половинку» было направлено на развитие концентрации внимания. Дети должны раскрасить вторую половину картинки с белкой точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание усложнилось, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.
Хорошие результаты получили из 10 детей (4 человека: Ярослав К., Леша К., Ваня А., Диана А.). Остальные дети испытывали трудности в ориентировке слева, справа, нуждались в повторной инструкции.
Третье упражнение «Костёр». Дети выполняли задание с интересом, проявляли усидчивость, самостоятельность.
Занятие завершилось в форме рефлексии.
Занятие 7 было направлено на развитие произвольного внимания, умения действовать по образцу, воспринимать словесную инструкцию взрослого, развитие концентрации и распределения внимания, произвольного внимания.
На данном занятии
В упражнении «Ухо-нос» предполагалось обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы.
Занятие 9 было направлено на развитие объема внимания, концентрацию и распределение, оптимизацию ориентировки в пространстве. Упражнение «Кто внимательней» направленно на развитие наблюдательности. Детям предлагалось несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными муравьями, и ответить, не считая, где большее, а где меньшее количество предметов. Все ребята очень быстро справились с заданием.
Занятие 11 было направлено на развитие произвольного внимания.