Внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 396.90 Кб (Скачать файл)

Затруднения у  Ярослава К. возникли в начале выполнения заданий, что и заставляло повторять инструкцию к заданию несколько раз, но поняв, работал непрерывно, сосредоточено, не допустив ни одной ошибки.

Для Леши К. не потребовалось многократное повторение задания, но работал он медленно, за время, отведенное ему мальчик просмотрел небольшое количество фигур. Ему было сложно уложиться в отведенное для выполнения задания время. В задании было очень много ошибок, т. е., проставленных не нужных значков.

Очень низкий уровень переключения и распределения внимания был выявлен у остальных (25%) детей –Ваня К. и Женя М.  Ваня К. делал много ошибок. Мальчику было сложно отметить каждую фигуру, так же были трудности с тем, что каждой фигуре соответствовал определенный значок, он их путал. Многие фигуры были просто пропущены.

Жене М. было сложно сконцентрироваться на данном задании.  Она выполнила меньший объем задания, чем предлагалось за определенный промежуток времени, это выражалось  в большом количестве ошибок (пропуски символов, строчек, перескакивание с одной строчки на другую).

 Результаты  данной методики представлены  в таблице 1.

Таблица 1

Распределение испытуемых  по уровням переключаемости и распределения внимания по методике «Проставь значки»

Уровень устойчивости внимания

Количество испытуемых

Высокий

-

Средний

25%

Низкий

50%

очень низкий

25%


 

Вывод:  из таблицы видно, что 50% дошкольников с диагнозом ОНР III уровня имеет низкий показатель переключения и распределения внимания, 25% -средний и остальная четвертая часть – очень низкий (приложение 5).

Рассмотрим результаты выполнения методики «Запомни и расставь точки», направленной на изучение объема внимания.

Двое детей  (25%) – Ярослав К., Ваня А., показали очень высокий  уровень развития объема внимания.  Ярослав К. верно воспроизвел большее количество точек, инструкцию взрослого понял верно, в ходе выполнения не отвлекался на внешние раздражители.

Ваня А. показал высокий уровень развития внимания, но мальчик при выполнении задания отвлекался, хотя это не помешало ему справиться.

У 25 %  испытуемых - Леша К., Диана А. выявлен  высокий уровень развития объема внимания. 

Лёше К. потребовалось большое количество времени для объяснения задания, часто задавал вопросы по ходу выполнения, поэтому правильно мальчик воспроизвел 5точек. 

Диана А. воспроизвела то же количество точек, хотя была более сосредоточена на задании.

Один ребенок (10%) - Женя М.,  имеет средний уровень объема внимания. Она неверно поняла задание, пыталась перерисовать с образца расположение точек, а не запомнить их. После многократного повторения инструкции взрослым,  в итоге воспроизвела верно, 5 точек.

Остальные дети (40%) - Катя Н., Вадим П., Ваня К., имеют низкий уровень развития объема внимания

Катя Н. часто просила о помощи, переспрашивала и отвлекалась. Ей было тяжело запомнить и удержать в памяти правильное расположение точек. Вадим П. воспроизвел верно, всего 2 точки, так как,  он потратил много времени на соотношение расположения точек на образце и на бланке, а удержать в памяти не удалось. Это говорит о низком уровне развития объема внимания.

По мере выполнения задания у Вани К.  продуктивность падала, в начале выполнения точки воспроизведены, верно, дальше мальчик не осознанно и хаотично расставлял их.

Результаты методики представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты выполнения методики «Запомни и расставь точки»

Уровень развития

Количество испытуемых

Очень высокий

25%

Высокий

25%

Средний

10%

Низкий

40%


 

Вывод: 40% дошкольников с диагнозом ОНР III уровня имеют низкий объем внимания. У 10% испытуемых- средний уровень.25% показали высокий уровень, у остальных 25% - очень высокий уровень развития объёма внимания (приложение 5).

Рассмотрим результаты проведения методики «Корректурная проба», направленной на выявления уровня устойчивости внимания.

При обследовании выяснилось, что Ваня К. (10%), имеет очень низкий уровень. Из–за низкой устойчивости внимания качество выполнения заданий низкое, что выражалось  в большом количестве ошибок, в пропусках символов или в вычеркивании других символов, отличных от заданных.

40% испытуемых (Катя Н., Вадим П., Женя М.)  имеют низкий уровень  развития устойчивости внимания.

Катя Н. не сразу поняла инструкцию, постоянно отвлекалась на различные раздражители, часто по мере выполнения задания забывала и путала какой предмет необходимо вычеркивать.

Вадим П. при выполнении данного задания стакнулся с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражалось  в низком уровне распределения внимания между предметами и переключении с одного предмета на другой..

Женя М. отличалась крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.

У 25% (Леша К., Диана А.) испытуемых был выявлен средний уровень развития устойчивости и концентрации внимания. 

Леша К. допустил меньшее количество ошибок, но за выделенное время просмотрел не большое количество фигур.

Диана А. безошибочно справилась с заданием, но иногда испытывала затруднения в зачёркивании фигур, а также в их нахождении среди других – ненужных.

25% (Ярослав К., Ваня А.) испытуемых  показали высокий уровень развития  внимания.

Ярослав К. проявлял сосредоточенность в течение всего времени работы над заданием, соблюдал инструкцию, не допустил ошибок при выполнении.

Ване А. удалось удерживать в центре внимания определенное число объектов и одновременно выполнять действия с ними.

Результаты проведенной методики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты проведения методики «Корректурная проба»

 

Уровень устойчивости внимания

Количество испытуемых (в%)

Высокий

25%

Средний

25%

Низкий

40%

очень низкий

10%


 

Вывод: Большая часть (40%) дошкольников, прошедших тестирование, показали низкую способность к продуктивности и устойчивости внимания, 10%-очень низкий. Оставшаяся половина показали средний (25%) и высокий(25%) уровень устойчивости внимания(Приложение 5).

Рассмотрим результаты выполнения методик.      Показатели уровня развития внимания у детей  ОНР III уровня низкие, так как их деятельность носит недостаточно целенаправленный  характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро  утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в  этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

    Также  у них недостаточно сформирована  способность к произвольной

регуляции деятельности и поведения, что затрудняет выполнение заданий

учебного типа. Дети с ОНР III уровня много отвлекаются, не удерживают инструкцию, забывают про детали.

Таким образом, мы можем выделить особенности внимания детей дошкольного возраста с ОНРIII уровня:

  • внимание характеризуется  низкой устойчивостью;
  • распределение внимания между речью и практическим действием оказывается трудной, практически невыполняемой задачей;
  • повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы;
  • трудности в сосредоточении внимания на анализе условия, поиске различных средств в решении задач;
  • необходимость повторной инструкции, демонстрации образца, конкретного указания;
  • наблюдается максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы.

 

 

Выводы по Главе II

1. Результаты экспериментального  исследования показали, что внимание  дети с ОНР характеризуется  низким уровнем развития при  выполнении заданий в условиях  словесной инструкции. Например, при  выполнении методики «Корректурная  проба», высокий и средний уровень  развития устойчивости внимания  показали 30% испытуемых с ОНР и 50% испытуемых с нормальным речевым  развитием. В контрольной группе  ошибки были допущены 50% испытуемых, в экспериментальной группе – 70%.

2. Характер ошибок детей с  ОНР был более тяжелый: задания  они выполняли в более медленном  темпе, допускали большое количество  ошибок (7–10), инструкцию воспринимали  неточно, фрагментарно, вследствие  чего им было трудно сосредоточить  свое внимание на анализе условий  задания и поиске возможных  способов и средств его выполнения.

3. Особенности свойств внимания  детей с ОНР III уровня :

низкая устойчивость;

повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы;

трудности в сосредоточении внимания на анализе условия, поиске различных средств в решении задач;

наиболее высокая работоспособность в начале выполнения задания.

4.Особенности внимания детей  с ОНР по результатам формирующего  эксперимента:

- средний уровень устойчивости  внимания;

- низкая отвлекаемость на внешние  стимулы;

- повышенный интерес к выполнению  заданий;

- низкий уровень распределения  внимания

 

 

 

 

 

Глава III. Развитие свойств внимания у  детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

3.1 Содержание и организация по развитию свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Задачей экспериментального исследования было составление апробация коррекционно–развивающей программы по развитию свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

При проведении констатирующего этапа эксперимента выяснилось, что внимание детей с ОНР III уровня характеризуется низкой устойчивостью, повышенной отвлекаемостью на окружающие звуки, зрительные стимулы. Распределение внимания между речью и практическим действием оказывается трудной, практически невыполняемой задачей. Дети испытывают трудности в сосредоточении внимания на анализе условия, поиске различных средств в решении задач. Возникает необходимость повторной инструкции, демонстрации образца, конкретного указания, наблюдается максимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются по мере продолжения работы.

Для преодоления этих трудностей составлена коррекционно–развивающая программа. (Приложение 6)

Цель: развитие свойств внимания (объема, устойчивости, переключения, распределения, концентрации).

Задачи программы: 1) развитие устойчивости внимания; 2) развитие распределения внимания; 3) развитие переключения внимания; 4) повышение объема внимания; 5)развитие концентрации внимания.

При построении коррекционно-развивающей программы использовались обще дидактические и специальные принципы: 

1. Принцип диагностики и коррекции  учитывался таким образом, что  направление и содержание коррекционного  воздействия основывались на  результатах диагностического исследования особенностей внимания детей старшей подготовительной группы (в частности устойчивости, распределения, переключения внимания). Данный принцип так же реализовался в том, что каждый шаг коррекционного воздействия оценивался нами с точки зрения его эффективности с учетом общей цели коррекционной программы.

2. Принцип приоритетности коррекции  каузального типа учитывался  так, что основными задачами коррекционно-развивающей  программы являлось не устранение  внешне проявляющихся симптомов  выделенных при диагностике, таких  как устойчивость, переключение, распределение  внимания только целенаправленная  работа позволит решить коррекционные  задачи.

3. Деятельностный принцип реализовался в том, что для организации занятий и программы в целом использовался  ведущий принцип деятельности для детей данного возраста. Для дошкольников ведущей деятельностью является игра. В связи с этим в программе особое место занимает игровая деятельность.

4. Принцип учета возрастно-психологических  и индивидуальных особенностей  отражался в том, что при организации  коррекционного воздействия учитывался  психологический возраст детей (социальная  ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования, уровень их интеллектуального  развития и потенциальные возможности). При организации программы, разработке  занятий и подборе и приемов  и методов заданий учитывалось  и то, что дети старшей подготовительной  группы. Так же при проведении  занятий мы учитывали индивидуальные  особенности участников коррекции (темперамент, мотивацию, предпочитаемые  виды деятельности), что требовало  гибкой позиции взрослого, умения  быстро и адекватно отреагировать  на определенную ситуацию.

5. Принцип комплексности методов  психологического воздействия отражался  в программе в том, что использовались  методы и приемы разной направленности. В данной коррекционной программе использовались три блока коррекционных упражнений и приемов. Во-первых, использовались задания и упражнения, непосредственно направленные на реализацию коррекционных задач. Во-вторых, использовался метод игровой коррекции, направленный на создание мотивации к работе, к выполнению  заданий и формирование интереса, а так же установление доверительных отношений с детьми, формирование положительной атмосферы в группе. В-третьих, использовались упражнения психофизиологического состояния, то есть предполагающие смену вида деятельности (физкультминутки, релаксация). Выделенные методы психологического воздействия позволят адекватно реализовать поставленные цели.

Информация о работе Внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня