Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 17:47, курсовая работа
Цель: изучение свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Глава II. Изучение свойств внимания детей с ОНР III уровня
2.1Содержание констатирующего эксперимента
В последнее время проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. И как огорчают в школьные годы "глупые" ошибки из – за невнимательности. Совсем по другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время, усидчивые, внимательные. Эти дети легче вписываются в процесс обучения.
Для осуществления поставленных задач использовались следующие методики:
Методика «Проставь значки»
Эта методика предназначалась для оценки переключаемости и распределяемости внимания ребенка 5-6 лет.
Перед началом выполнения задания ребенку показывался рисунок и объяснялось, как с ним работать (приложение 1). Эта работа заключала в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работал, выполняя это задание в течение 1-2 минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определялся по формуле:
Оценка результатов теста :
10 баллов - показатель S больше чем 1,00.
Работоспособность в целом сохраняется постоянной, без явных признаков истощения. Понимает инструкцию взрослого, не отвлекается на посторонние факторы.
8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.
Работа сопровождается интересом,
ошибки носят эпизодический характер
и представляют собой чаще всего временную
потерю счета, быстро исправляемую.
6-7 баллов - показатель S располагается в пределах
от 0,50 до 0,75.
Наиболее типичные трудности
проявляются в том, что при сортировке
«уходит» счет, либо, что значительно реже,
ребенок пересматривает фигуры, очень
часто обращается к образцу. Это свидетельствует
о недостаточности такого параметра внимания,
как возможность его распределения.
4-5 баллов - показатель S находится в интервале
от 0,25 до 0,50.
Частой ошибкой является и
утеря счета, что свидетельствует не только
о трудностях переключения, но и о сложности
распределения внимания при усложнении
условий выполнения задания.
0-3 балла - показатель S находится в пределах от
0,00 до 0,25.
Трудности выполнения, как правило, заключаются в резком снижении темпа выполнения задания, прекращении пересчитывания или резком увеличении количества ошибок. Кроме того, часто ребенок ориентируется лишь на один из признаков.
Выводы об уровне развития переключаемости
и распределяемости внимания:
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий
6-7 баллов - средний
4-5 балла - низкий
0-3 балл - очень низкий.
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивался объем внимания ребенка. Для этого использовался стимульный материал, изображенный на рисунке (приложение 2). Лист с точками предварительно разрезался на 8 малых квадратов, которые затем складывался в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получал следующую инструкцию:
"Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках".
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывался каждый из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагался воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Оценка результатов теста.
Объемом внимания ребенка считалось максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оценивались в баллах следующим образом:
Выводы об уровне объема внимания
Дети, получившие 10 баллов, считались не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников.
Дети, получившие 8-9 баллов, также считались вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в III—V классах, то она рассматривается как находящаяся несколько ниже нормы.
Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми. Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.
Методика «Корректурная проба»
Метод исследования внимания «Корректурная проба» создал Б. Бурдон в 1895 году. В эксперименте испытуемому предъявлялась страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположенными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры. Задача испытуемого находить определенный знак и как-нибудь его выделить - подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции.
Существует целый ряд вариантов корректурной пробы: буквенный, цифровой, с кольцами, рисунки и пиктограммы для детей.
Методика «Корректурная проба» предназначена для определения продуктивности и устойчивости внимания. Заключалась в том, что ребенку показывают рисунок, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок (приложение 3). Ребенок перед началом исследования получал инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершиться.В этой методике ребенок работал 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Мы в этой методике давали ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Мы сами отмечали на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
При обработке и оценке результатов определялось количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т. е. за все время выполнения задания, а так же отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносились в формулу, по которой определялся общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:
S= 0,5 . N -2,8n ,
t
где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;
N - количество изображений
t – время работы;
n – количество ошибок, допущенных
за время работы. Ошибками мы
считали пропущенные нужные
В итоге количественной обработки психодиагностических данных мы определяли по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, мы построили график, на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости мы переводили в баллы по десятибальной системе:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.
6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.
4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.
2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50балла.
0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
Выводы об уровне развития
10 баллов – продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.
Ребенок последовательно познает предметы. На протяжении выполнения задания удерживает выбранный способ действий, сохраняет направленность мысли.
8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.
Ребенок правильно выполняет задание, достаточная концентрация и устойчивость внимания, отсутствие даже легких признаков инертности. Ошибки при рисовании первых трех фигур второго задания, затем правильно – слабо выраженные переключаемость, врабатываемость
4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя. Исправленные ошибки по ходу выполнения задания – нарушение концентрации (единичные случаи «застревания» на предыдущем действии)
2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. Первые три этапа задания выполнены правильно, затем ошибочно (отчетливые нарушения продуктивности внимания). Ребенок часто переспрашивает инструкцию.
0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.
Отказ от выполнения второго задания, сразу ошибки, выраженные нарушения продуктивности («застревание» на предыдущем действии).
Методики проводились индивидуально с испытуемыми.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
В эксперименте принимали участие 8 детей старшего дошкольного возраста имеющие ОНР III уровня, которые составили экспериментальную группу (Приложение 4). Рассмотрим полученные результаты.
При изучении переключаемости и распределения внимания направлена следующая методика «Проставь значки». При проведении проверки дети (25%) – Ваня А., Диана А., показали средний уровень переключения и распределения внимания и достаточно хорошо выполнили задание.
Ване А. был сосредоточен до тех пор, пока не угас интерес к выполнению данного задания, он редко длительное время занимается одним и тем же делом. Но при всем этом с заданием справился верно, не допустив не одной ошибки. Диана А. принялась за выполнение задания с особой заинтересованностью. Стремилась проставить большое количество значков, но из–за частых переспросов, ей не удалось уложиться в определенное время.
По данным исследования переключение и распределение внимания у половины детей (50%) – Катя Н., Вадим П., Ярослав К., Леша К., находится на низком уровне. Дети нуждались в повторных инструкциях и помощи взрослого, не могли сосредоточиться на задании.
Катя Н. в целом с заданием справилась верно, не допустив ни одной ошибки, но потребовалось много времени для объяснения задания. Девочка часто отвлекалась на посторонние предметы, что способствовало медленному включению в познавательную деятельность. Она с трудом удерживала произвольное внимание на каком-либо объекте или действии, поэтому ей потребовалось значительно больше волевых усилий, чем остальным детям.
Основной проблемой, при выполнении задания, Вадима П. являлась потеря счета. Была допущена всего одна ошибка, часто исправлял, переспрашивал. У него выражалась кратковременная продуктивность при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Из-за не достаточно развитой мелкой моторики мальчик за определенное количество времени выполнил не большую часть задания.