Внутриличностный конфликт как фактор, снижающий производительность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: определить роль психодрамы в решении внутриличностного конфликта. Данная цель обусловила постановку следующих задач:
выявить особенности метода психодрамы,
определить преимущества и недостатки психодрамы.
сформулировать особенности внутриличностных конфликтов у работников умственного труда

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Основные положения метода психодрамы 4
1.1.Особенности метода психодрамы в решении конфликтов 4
1.2. Преимущества и недостатки метода психодрамы при решении внутриличностных конфликтов 9
Глава 2. Внутриличностный конфликт как фактор, снижающий производительность 13
2.1. Специфика протекания внутриличностных конфликтов у работников умственного труда 13
2.2. Анализ производительности труда сотрудника от степени выраженности внутриличностных конфликтов у работника 18
Глава 3. Программа комплекса упражнений по предотвращению и устранению последствий внутриличностных конфликтов методом психодрамы 22
3.1. Тренинг для персонала с использованием метода психодрамы 22
3.2. Ожидаемые результаты после тренинга для персонала методом психодрамы 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 38

Файлы: 1 файл

КП (2).docx

— 82.62 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Основные положения метода психодрамы 4

1.1.Особенности  метода психодрамы в решении  конфликтов 4

1.2. Преимущества и недостатки метода  психодрамы  при решении внутриличностных  конфликтов 9

Глава 2. Внутриличностный конфликт как фактор, снижающий производительность 13

2.1. Специфика протекания внутриличностных  конфликтов у работников умственного  труда 13

2.2. Анализ производительности труда  сотрудника от степени выраженности  внутриличностных конфликтов у  работника 18

Глава 3. Программа комплекса упражнений по предотвращению и устранению последствий  внутриличностных конфликтов методом  психодрамы 22

3.1. Тренинг для персонала с использованием  метода психодрамы 22

3.2. Ожидаемые результаты после тренинга  для персонала методом психодрамы 27

Заключение 30

Список  использованной литературы 31

Приложение 1 33

Приложение 2 38

 

 

 

Введение

 

Понятие коучинга, то есть тренингов, организованных для персонала, становится в наше время всё более обсуждаемым вопросам в сфере управления персоналом и сотрудниками отдела кадров. Можно сделать вывод, что это стало следствием повышенной межфирменной конкуренции в условиях активной рыночной экономики. Одним из основных конкурентных преимуществ является развитый кадровый потенциал.

Ведь успешной в глазах клиентов организацию делают не только хороший внешний вид зданий, современное  оборудование и иные материальные ресурсы, а сотрудники, которые напрямую ведут  переговоры с ними, а также с  заказчиками и партнерами компании.

Однако, для того, чтобы человеческие ресурсы предприятия были конкурентоспособными, управленцы обязаны уделять внимание качественному и своевременному решению межличностных конфликтов своих сотрудников.

Одним из самых популярных и эффективных методов решения  внутриличностных конфликтов персонала  является психодрама. Этим и обусловлена актуальность темы нашей работы.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что  она сочетает теоретические знания и практические аспекты, что делает ее полезной не только руководству  компаний и сотрудникам отдела кадров, но и всем, кто интересуется нововведениями в области психологии и педагогики.

Новизна нашей работы заключается  в использовании широкого инструментария научных исследований: анализа, синтеза, сравнения в приложении их на практике.

Объектом нашей  работы является конфликтология, предметом - внутриличностный конфликт.

Цель нашей  работы: определить роль психодрамы в решении внутриличностного конфликта. Данная цель обусловила постановку следующих задач:

    1. выявить особенности метода психодрамы,
    2. определить преимущества и недостатки психодрамы.
    3. сформулировать особенности внутриличностных конфликтов у работников умственного труда,
    4. провести анализ производительности труда сотрудника от степени выраженности внутриличностного конфликта у работника,
    5. разработать тренинг персонала с использованием метода психодрамы,
    6. оценить ожидаемые результаты после тренинга персонала методом психодрамы.

Наша работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, содержащего  основные выводы по теме, а также  списка использованной литературы и  трех приложений.

 

 

Глава 1. Основные положения  метода психодрамы

1.1.Особенности метода  психодрамы в решении конфликтов

 

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами1. Психодрама основана на игровом принципе.

Понятие о драме как  о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который  был поставлен Якобом Леви Морено (1892-1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название "спонтанный театр". Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии.

В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

Участники сеанса внимательно  следят за событиями и соотносят  происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания.2 Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения. 
Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

Задачи психодрамы:

1. Творческое переосмысление  собственных проблем и конфликтов.

2. Выработка более глубокого  и адекватного самопонимания клиентом.

3. Преодоление неконструктивных  поведенческих стереотипов и  способов эмоционального реагирования.

4. Формирование нового  адекватного поведения и новых  способов эмоционального реагирования.3

Психодрама способствует преодолению защитных позиций у клиента, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта. 
Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов: 
 1. Протагонист.

2. Режиссер (фасилитатор).

3. Вспомогательные "Я".

4. Зрители.

5. Сцена.4

Протагонист - первый игрок (от греческих слов "ргоtos" - первый и "agon" -борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Режиссер - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его  функции заключаются в организации  психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления), предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

Вспомогательные "Я" решают в психодраме следующие задачи: 
• Изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме.

• Являются посредниками между  ведущим психодрамы и протагонистом  и, как таковые, должны концентрироваться  как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и  его указаниях.

• Выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные межчеловеческие отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами. Благодаря интенсивному сопереживанию в разыгрываемой ситуации ролевая обратная связь предоставляет возможность протагонисту еще больше прояснить себе и понять изображенные в драме межчеловеческие отношения.5 
 В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе). На заключительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме.

Задача зрителей, с одной  стороны, помочь протагонисту, реагируя критически или сочувственно на то, что происходит на сцене, с другой - помочь самим себе, переживая происходящее на сцене и таким образом достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов. Когда сценическое действие заканчивается, зрители могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирующего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом.

В результате он чувствует  себя увереннее, зная, что неодинок со своими проблемами, что другие тоже могут испытывать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации. 
 Итак, мы описали ключевые особенности метода психодрамы в самом широком смысле. Во втором параграфе нашей работы мы определим преимущества и недостатки метода психодрамы.

 

1.2. Преимущества  и недостатки метода  психодрамы  при решении внутриличностных конфликтов

 

Психодрама – один из наиболее эффективных и интересных психотерапевтических методов, используемых при решении внутриличностных конфликтов6. Эффективность психодрамы обусловлена тем, что в ее основе лежит действо, инсценирование, ролевая игра, в которых проявляется противоречивый внутренний мир человека, непростые межличностные отношения в семье и в социуме. Психодрама позволяет переработать травмирующие переживания, проститься с иллюзиями, понаблюдать из позиции стороннего наблюдателя свое поведение и реакции , смоделировать предполагаемое будущее, сделать необходимый выбор. Интересно то, что зачастую не проигрывание своей ситуации наводит на важные мысли, а участие в других историях, когда человек играет ту роль, на которую его назначил другой участник.

Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой  игры на избираемую самими клиентами  тему, которая представляет собой  реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы. Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

Таким образом, преимуществами психодрамы, как метода решения внутриличностных конфликтов, являются следующие:

    1. высокая скорость воздействия на объект,
    2. раскрытие глубинных эмоциональных состояний,
    3. быстрота определения основных внутриличностных конфликтов,
    4. мобильность проводимого анализа,
    5. результаты метода проявляются достаточно быстро,
    6. осмысление собственных внутриличностных проблем,
    7. формирование нового поведения, адекватного существующей ситуации.7

 Некоторые психологи, которые никогда не использовали психодраму в течение сколько-нибудь существенного периода времени, боятся психодрамы как коррекционного метода. Многие склонны слишком драматизировать процесс и уделяют особое внимание возможным опасностям. Другие преувеличивают ее преимущества в наивной, поверхностной манере, что противоречит простейшим правилам социальной психологии.

 И те, и другие оставляют  без внимания сравнительно недавние попытки научного изучения коррекционного потенциала психодрамы (Киппером, Филдманом, Келлерманом и других). Эти исследования показали, что психодрама, используемая достаточно опытными психологами, осознающими ее ограничения, может быть полезна как сама по себе, так и вместе с иными методами психокоррекции. Из-за технических трудностей научного изучения результативности психодрамы слишком много переменных величин вовлечено в процесс, и все их невозможно контролировать: многие мнения, касающиеся эффективности психодрамы, «квазинатуралистичны» или анекдотичны. 

Выводы, сделанные на основе этих исследований, так же как и  оценки участников психодрамы, в основном положительны. В худшем случае, негативные оценки характеризуют психодраму как скучную процедуру, бесполезную трату времени или как слишком короткий процесс. Почти никаких публикаций, касающихся отрицательных эффектов психодрамы, не существует. Иногда эффекты психодрамы могут сказаться по прошествии длительного времени после завершения терапии.  

Информация о работе Внутриличностный конфликт как фактор, снижающий производительность