Внутриличностный конфликт как фактор, снижающий производительность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: определить роль психодрамы в решении внутриличностного конфликта. Данная цель обусловила постановку следующих задач:
выявить особенности метода психодрамы,
определить преимущества и недостатки психодрамы.
сформулировать особенности внутриличностных конфликтов у работников умственного труда

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Основные положения метода психодрамы 4
1.1.Особенности метода психодрамы в решении конфликтов 4
1.2. Преимущества и недостатки метода психодрамы при решении внутриличностных конфликтов 9
Глава 2. Внутриличностный конфликт как фактор, снижающий производительность 13
2.1. Специфика протекания внутриличностных конфликтов у работников умственного труда 13
2.2. Анализ производительности труда сотрудника от степени выраженности внутриличностных конфликтов у работника 18
Глава 3. Программа комплекса упражнений по предотвращению и устранению последствий внутриличностных конфликтов методом психодрамы 22
3.1. Тренинг для персонала с использованием метода психодрамы 22
3.2. Ожидаемые результаты после тренинга для персонала методом психодрамы 27
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Приложение 1 33
Приложение 2 38

Файлы: 1 файл

КП (2).docx

— 82.62 Кб (Скачать файл)

Следующим этапом анализа  будет определение особенностей внутриличностного конфликта, с  точки зрения его базовых характеристик. Такими характеристиками являются:

  • Специфичность структурных компонентов;
  • Латентность;
  • Специфичность форм проявления;
  • Специфичность форм протекания.16

Все эти особенности прямо  влияют на производительность труда  каждого конкретного работника. Другими словами, чем глубже внутриличностый конфликт, тем ниже производительность труда.

Итак, во второй части нашей  работы мы рассмотрели внутриличностыне конфликты, во всем многообразии его проявлений в организации. По результатам этой главы мы пришли к следующим выводам:

- внутриличностный конфликт - сложное явление, которое требует тщательного изучения и корректировки,

- нельзя отрицать и  положительные аспекты внутриличностных  конфликтов,

- внутриличностные конфликты прямо влияют на производительность труда сотрудников компании

Именно поэтому очень  важно прогнозировать, предотвращать, а также бороться с существующими  конфликтами. Существует огромное количество методов и методик предотвращения внутриличностных конфликтов как в персональном, так и в профессиональном планах. Одним из таких методов, являющихся общепризнанно эффективными является метод психодрамы. Следующим этапом нашей работы будет создание программы, комплекса упражнений по предотвращению последствий внутриличностных конфликтов с использованием метода психодрам.

При этом первый параграф нашей  работы посвящен тренингу, как таковому, а второй параграф посвящен результатам  по итогам реализации тренинга методом  психодрамы.

То есть можно сказать, что третья глава нашей работы будет практической, в противовес первым двум.

 

 

 

 

Глава 3. Программа  комплекса упражнений по предотвращению и устранению последствий внутриличностных конфликтов методом психодрамы

3.1. Тренинг для  персонала с использованием метода  психодрамы

 

Рассмотрим решение внутриличносного конфликта методом психодрамы на примере самого распространенного конфликта в рабочей среде - эквивалентного. Как было отмечено выше, такой тип конфликта наблюдается, когда сотрудник не в состоянии выполнить сразу две задачи, поставленные перед ним. Этот конфликт также проявляется в неприязненном отношении к тем коллегам, которые отвлекают работника от выполнения своих рабочих обязанностей разговорами, смешными ссылками и прочее. При этом отвлекающий коллега выступает не объектом конфликта, а его катализатором.

Итак, приступим к формированию тренинга. Любая работа над комплексом упражнений подразумевает последовательное прохождение следующих этапов:

    1. Целеполагание: базовые аспекты, формирование структуры,
    2. Организационные моменты,
    3. процесс тренинга методом психодрамы,
    4. выводы и обратная связь,
    5. работа над ошибками.

Первая часть формирования комплекса упражнений - постановка целей. Итак, цель нашего тренинга: предотвратить  внутриличностный конфликт, основанный на том, что сотрудник не может выполнять обязанности сразу по двум направлениям: менеджера по продажам и офис-менеджера.

Суть проблемы: организация  с маленьким штатом сотрудников  взяла на работу менеджера по продажам, обговорив тот факт, что придется совмещать две вышеуказанные  должности. В начале работы руководство  не требовало от сотрудника выполнения плана, так как ему приходится одновременно:

- вливаться в коллектив,

- осуществлять работу  в качестве менеджера по продажам, осваивая клиентскую базу,

- выполнять функции офис-менеджера,  занимаясь делопроизводством.

Но день, когда сотруднику поставили план продаж наступил. Практически сразу он понял, что у него не получится его освоить, совмещая две должности. При этом он успел зарекомендовать себя в качестве профессионала, ответственного и грамотного работника, поэтому он не хотел разочаровывать руководство такими признаниями. В этом и лежит корень данного внутриличностного конфликта.

Задачами тренинга будут:

    • выяснение причин появления и развития конфликта,
    • возрождение истинных эмоций сотрудника на этот счет,
    • поиск путей решения конфликта,
    • анализ положительных сторон его возникновения.

Теперь перейдем к организационной  части. Наша условная компания, на примере  которой мы будем рассматривать метод психодрамы не имеет технической возможности организовать тренинг на территории своей организации из-за небольших рабочих помещений. Поэтому будет целесообразно:

  • арендовать помещение частного театра,
  • привлечь на должность режиссера профессионального тренера-психолога.
  • выбрать "зрителей", чья роль неоднократно подчеркивалась при описании теоретических аспектов работы.

Далее мы должны определиться с формой проведения тренинга. В  самом широком смысле они бывают:

    • Психодрама, направленная на протагониста.
    • Психодрама, центрированная на теме.
    • Психодрама, направленная на группу.
    • Психодрама, центрированная на группе.
    • Психодрама, центрированная на протагонисте.

При этом нам следует выбрать  форму психодрамы, направленной на протагониста. Это объясняется тем, что мы должны уделять внимание не столько личности сотрудника, сколько признакам и характеристикам его профессиональной составляющей. То, есть мы ориентируемся не на человека, а на должность, которую он занимает и на функции, которые он выполняет.

Следующим этапом будет сама организация тренинга. Конечно, нецелесообразно  организовывать тренинг только для  одного человека в рамках компании. Но именно эта проблема станет основной для поиска вариантов ее решения.

Далее, приступим к рассмотрению комплекса упражнений:

  1. На сцене сотрудник выполняет свои рабочие обязанности, комментируя все трудности, с которыми ему приходится сталкиваться (цель - определение ключевых профессиональных характеристик, недочетов и пробелов в знаниях, которые мешают выполнять свои рабочие обязанности),
  2. далее сотрудник выполняет свои обязанности, а второй вспомогательный тренер ему мешает, отвлекает разговорами (цель: проявление возможности работы в условиях мешающих и отвлекающих факторов, возможность совмещения двух и более групп обязанностей,
  3. следующее упражнение требует специальной подготовки. Для этого сотрудник должен в течении всей рабочей недели фиксировать все виды работ, время, которое на них уходило, а также характеризовать основные помехи в работе. Далее уже на самом тренинге сотрудник озвучивает свой распорядок дня, а режиссер, который должен являться и специалистом по тайм-менеджменту, выясняет основную причину неудачи в совмещении рабочих обязанностей.

Итак, нам удастся определить основные причины внутриличностного  конфликта. Теперь мы выбираем возможные  варианты решения данной проблемы:

  • повышение квалификации сотрудника в сфере продаж,
  • наем сотрудника, выполняющего обязанности офис-менеджера,
  • снижение плана продаж для сотрудника, совмещающего обязанности.

Руководств компании самостоятельно примет решение о том, на каком  методе остановиться. Наша же задача в  рамках учебной работы произвести работу над ошибками и определить возможные  неудачи тренинга:

  1. сотрудник сильно закроется в себе, будет нацелен только на работу и будет отрицать необходимость межличностной коммуникации в рамках работы,
  2. сотрудник будет чувствовать гораздо большую ответственность перед руководством, из-за чего внутриличностный конфликт может углубиться,
  3. сотрудник почувствует участие в его проблемах и перестанет выполнять свои обязанности в полной мере.

Итак, мы рассмотрели пример использования метода психодрамы в условной ситуации, создав комплекс упражнений, направленных на решение и устранение последствий внутриличностного конфликта. В следующей части нашей работы мы спрогнозируем результаты, которых удастся достичь по итогам реализации тренинга.

 

 

 

 

 

3.2. Ожидаемые результаты  после тренинга для персонала  методом психодрамы

 

Любой межличностный конфликт - это угроза не только целостности  личности, но и прямая угроза результативности деятельности сотрудника в профессиональном плане. Поэтому в предыдущем параграфе  мы разработали специальные упражнения для предотвращения и устранения внутриличностного конфликта у сотрудников организации. Этот параграф будет посвящен ожидаемым результатам по итогам тренинга.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что все внутриличностные конфликты способны влиять не только негативно, но и положительно как на саму личность, так и на ее профессиональные навыки, однако важно помнить о том, что только разрешенные конфликты способствуют успешной профессиональной идентификации только при условии их разрешения. Этого можно добиться и методом психодрамы, как мы сделали в предыдущем параграфе нашей работы.

По итогам реализации тренинга, мы ожидаем следующих результатов:

•      повышения профессиональной компетентности;

•      повышение веры в себя и принятие себя;

•      формирование профессиональных навыков и умений;

•      формирование адекватности ожиданий;

•      выработка "психологического иммунитета" как умения устанавливать личностные и профессиональные границы;

•       формирование реалистичности целей;

•       появление способности критически оценивать и быстро осваивать новые подходы к решению профессиональных проблем;

•       формирование профессионального самосознания, личностной и профессиональной рефлексии.

Основа драматических  техник – действие – активно  вовлекает протагониста в переживание. Психодраматическое действие дает возможность закрепить результат инсайта и расширить поведенческий репертуар.17

Это обеспечивает преимущества психодрамы в решении проблемы сопротивления  инсайту, которая представляет серьезную трудность для психоанализа и других направлений, ориентированных на вербальное взаимодействие. Психодрама преодолевает антагонизм, характерный для психоанализа и бихевиоральной психотерапии, поскольку осознание и изменение поведения в ней присутствуют одновременно. В случае с решением внутриличностного конфликта на работе это решает еще одну функцию - выявление глубинных проблем в структуре организации.

Вовлеченность сотрудника достигается также за счет того, что в работе задействованы различные модальности: слово, образ, движение. В психодраме, как и в большинстве других современных подходов, широко используются невербальные техники. Особенную актуальность это приобретает в связи с рабочими и профессиональными аспектами, когда люди не знают друг друга настолько хорошо, чтобы уметь "читать" эмоции друг друга. Метод психодрамы проявляется и в углубленном изучении невербальных характеристик коллег.

В психодраме легче справиться с трудностью, которая становится камнем преткновения для многих направлений: активность режисера превращается в директивность, что приводит к пассивности клиента, росту его сопротивления. В психодраме терапевт является лишь катализатором сценического действия, но оно захватывает всех участников. Именно поэтому следует ответственно подойти к выбору режиссера для психодрамы. Это необходимо для того, чтобы сохранялась управляемость при минимальном вмешательстве ведущего. При этом групповая работа является ключевым моментов в выявлению внутриличностных проблем в рамках одного коллектива. Это определяется тем, что коллектив - это совокупность независимых и единиц, обладающих своими персональными характеристиками, поэтому рассмотрение коллектива в групповом процессе - важнейший аспект тренинговой деятельности в рамках коллектива.

В техническом плане психодрама – одно из самых продуктивных направлений. Огромное количество процедур, рожденных в этом направлении, не поддается описанию. Творчество психотерапевтов, работающих в этой ориентации, лишний раз доказывает, что психодрама достигает своей главной цели – развития креативности человека в дополнение к решению внутриличностного конфликта, особенно в рамках организации рабочего процесса.

Информация о работе Внутриличностный конфликт как фактор, снижающий производительность