Воображение у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Широко распространённое представление о том, что у детей воображение более развито, чем у взрослых, имеет за собой лишь то основание, что из высших проявлений человеческого сознания воображение начинает развиваться раньше отвлечённого мышления и относительный удельный вес его в жизни ребёнка в детстве больше, чем в дальнейшем. Но при всём том воображение у ребёнка слабее, чем у взрослого. "Отлёт от действительности" детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребёнок, не зная их, не учитывает основных закономерностей объективной действительности и потому легко нарушает жизненную реальность.

Содержание работы

1. Воображение, его развитие у дошкольников.
1.1 Воображение, его виды и свойства.
1.2 Развитие воображения у детей дошкольного возраста.
1.3 Диагностики выявления уровня развития воображения у детей.
1.4 Вывод.
2. Выявление уровня развития воображения у детей 6-7 лет.
2.1 Условия проведения и описание экспериментальной работы.
2.2 Проведение диагностики на начало учебного года
2.3 Коррекционные работы.
2.4 Диагностическое исследование на конец учебного года.
2.5 Вывод.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 Введение

 

  1. Воображение, его развитие у дошкольников.
    1. Воображение, его виды и свойства.
    2. Развитие воображения у детей дошкольного возраста.
    3. Диагностики выявления уровня развития воображения у детей.
    4. Вывод.
  2. Выявление уровня развития воображения у детей 6-7 лет.
    1. Условия проведения и описание экспериментальной работы.
    2. Проведение диагностики на начало учебного года
    3. Коррекционные работы.
    4. Диагностическое исследование на конец учебного года.
    5. Вывод.

Заключение.

Список литературы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.

Воображение — способность  сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

     Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

Разновидность творческого  воображения — фантазия. Воображение  — одна из форм психического отражения  мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения  как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

 

     У детей  развитие воображения - через  творчество, так у ребёнка развивается  мышление. Этому способствуют настойчивость  и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения  способствуют:

  • ситуации незавершенности;
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
  • билингвистический опыт;
  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

 

Развитию воображения  препятствуют:

  • конформность;
  • неодобрение воображения;
  • жесткие полоролевые стереотипы;
  • разделение игры и обучения;
  • готовность к изменению точки зрения;
  • преклонение перед авторитетами.

    Широко распространённое  представление о том, что у  детей воображение более развито,  чем у взрослых, имеет за собой  лишь то основание, что из  высших проявлений человеческого сознания воображение начинает развиваться раньше отвлечённого мышления и относительный удельный вес его в жизни ребёнка в детстве больше, чем в дальнейшем. Но при всём том воображение у ребёнка слабее, чем у взрослого. "Отлёт от действительности" детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребёнок, не зная их, не учитывает основных закономерностей объективной действительности и потому легко нарушает жизненную реальность. Видимое богатство детской фантазии является в действительности по большей части скорее проявлением слабости его критической мысли, чем силы его воображения. Собственно творческие и даже комбинаторные моменты в нём, сперва не столь значительны. Они развиваются в процессе общего умственного развития ребёнка.

Глава 1 «Воображение, его развитие у дошкольников».

 

    1.   Воображение, его виды и свойства.

Виды  воображения

     Воображение представляет собой отражение внешнего пространства в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется, прежде–всего, активностью человека.

 

Свойства  воображения.

Непроизвольное воображение его еще называют пассивным или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.

Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.

 Образы, которые человек  создает в своих мечтах, отличаются  следующими особенностями: 

    • ярким, живым, конкретным характером, со многими деталями и частностями;
    • слабой выраженностью конкретных путей к осуществлению мечты, воображением этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой пока еще тенденции);
    • эмоциональной насыщенностью образа, его привлекательностью для мечтающей личности;
    • стремлением соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.

Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Развитие воображения у детей дошкольного возраста.

     По Л.С.  Выготскому, воображение ребенка  развивается постепенно, в процессе  накопления им жизненного опыта,  и все образы деятельности воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на впечатлениях реальной жизни[11, c.264].

     Появление  зачатков воображения относят  к концу раннего возраста. В  этом возрасте происходит разделение  воображения на познавательное  и аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания.

     В дошкольный период наряду с развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения – произвольное воображение. Появление и дальнейшее развитие целенаправленного воображения в этом возрасте психологически связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь – со взрослыми

[12, c.264].

     Вначале  образы произвольного воображения  возникают под влиянием словесных  воздействий взрослых в сюжетно-ролевой игре. «Игра ребенка, — пишет Л.С. Выготский, — не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка»[11, c.228].

 

Д.Б. Эльконин указывает, что игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве взрослых, способствует развитию у них творческого воображения, позволяющего им придумывать, а затем  и реализовывать замыслы и планы коллективных и индивидуальных действий[15, c.215].

     Несколько  позже произвольное воображение  проявляется и в других видах  деятельности, требующих предварительного  планирования (рисование, лепка,  конструирование, труд и др.).

     Л.С. Выготский отмечает, что мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития

[11, c.129].

     С возрастом  в игровых сюжетах все большее  место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики, как своего, так и чужого персонажа.

     Т.А. Репина  указывает на то, что целенаправленность  воображения ребенка, устойчивость  его замыслов возрастают от младшего к старшему дошкольному возрасту. Это, в частности, находит выражение и в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном предварительном планировании ее хода[14, c.39].

     Важную  роль в развитии воображения ребенка играет внешняя опора. На первых этапах, в период своего зарождения, воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с воспринимаемым им игровым материалом. Сам процесс воображения ребенка в ролевой игре определяется характером игрушек, наличием атрибутов роли.

     Наиболее  значимо сходство предметов-заместителей  с заменяемыми предметами в  играх детей младшего и среднего  дошкольного возраста. У старших  дошкольников уже нет столь  тесной зависимости игры от игрового материала, их воображение уже может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Особенно легко (как показало исследование Т. А. Репиной) развертывается игра у старших дошкольников, когда в качестве игрового материала они используют природный материал (шишки, камешки, листья, палки).

     К числу  наиболее доступных для дошкольников  приемов преобразования действительности  относится смещение величин, которое  доводится детьми до одной  из противоположностей. Вообще преувеличения (гиперболы) широко используются ими для создания резких противоположностей, легкодоступных примитивному пониманию. Так, например, в сказках, созданных дошкольниками, герои — либо чудо добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи и т. п.

     Новые образы создает ребенок, приписывая предметам несвойственные им качества (часто антропоморфические), наделяя их способностью к превращению (в другой предмет, состояние и т. п.)[13, c.13].

     Нельзя  не обратить внимания на высокий  уровень эмоциональной окрашенности образов детского воображения. Особенно заметно эмоциональность детского воображения проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным (с их точки зрения), эмоционально насыщенным ролям (поэтому может оказаться не занятой роль начальника гаража и не хватить машин для желающих быть шоферами и т. п.). Огромное значение игры в психическом развитии ребенка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемые играющим ребенком, настоящие.

Информация о работе Воображение у детей