Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:27, дипломная работа
Широко распространённое представление о том, что у детей воображение более развито, чем у взрослых, имеет за собой лишь то основание, что из высших проявлений человеческого сознания воображение начинает развиваться раньше отвлечённого мышления и относительный удельный вес его в жизни ребёнка в детстве больше, чем в дальнейшем. Но при всём том воображение у ребёнка слабее, чем у взрослого. "Отлёт от действительности" детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребёнок, не зная их, не учитывает основных закономерностей объективной действительности и потому легко нарушает жизненную реальность.
1. Воображение, его развитие у дошкольников.
1.1 Воображение, его виды и свойства.
1.2 Развитие воображения у детей дошкольного возраста.
1.3 Диагностики выявления уровня развития воображения у детей.
1.4 Вывод.
2. Выявление уровня развития воображения у детей 6-7 лет.
2.1 Условия проведения и описание экспериментальной работы.
2.2 Проведение диагностики на начало учебного года
2.3 Коррекционные работы.
2.4 Диагностическое исследование на конец учебного года.
2.5 Вывод.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Содержание
Введение
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Воображение – это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.
Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.
Разновидность творческого воображения — фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В. Г Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психические процессы, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.
У детей
развитие воображения - через
творчество, так у ребёнка развивается
мышление. Этому способствуют
Развитию воображения способствуют:
Развитию воображения препятствуют:
Широко распространённое
представление о том, что у
детей воображение более
Глава 1 «Воображение, его развитие у дошкольников».
Виды воображения
Воображение представляет собой отражение внешнего пространства в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Это одно из самых загадочных психических явлений. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Оно позволяет ему выйти за пределы реального мира во времени и пространстве, дает возможность еще до начала работы представить себе готовый результат труда. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется, прежде–всего, активностью человека.
Свойства воображения.
Непроизвольное воображение его еще называют пассивным или непреднамеренным воображением - это создание новых образов без каких-либо внешних возбудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
Произвольное воображение или, как его еще называют активное или преднамеренное воображение - это создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
Мечта или мечтание - это построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются следующими особенностями:
Творческое воображение - это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.п.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, стремясь отобразить жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво отражается в ее наиболее ярких и обобщенных чертах. Вместе с тем в этих образах отражаются личность писателя, художника, его мировоззрение, понимание окружающей жизни, особенности присущего ему художественного стиля.
Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение - это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
По Л.С.
Выготскому, воображение ребенка
развивается постепенно, в процессе
накопления им жизненного
Появление
зачатков воображения относят
к концу раннего возраста. В
этом возрасте происходит
В дошкольный период наряду с развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения – произвольное воображение. Появление и дальнейшее развитие целенаправленного воображения в этом возрасте психологически связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь – со взрослыми
[12, c.264].
Вначале
образы произвольного
Д.Б. Эльконин указывает,
что игра детей-дошкольников, особенно
если она осуществляется при умелом
руководстве взрослых, способствует
развитию у них творческого воображения,
позволяющего им придумывать, а затем
и реализовывать замыслы и план
Несколько
позже произвольное
Л.С. Выготский отмечает, что мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда идут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает возможность представить себе тот или иной предмет, который он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно не является первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главное речевого развития
[11, c.129].
С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики, как своего, так и чужого персонажа.
Т.А. Репина
указывает на то, что целенаправленность
воображения ребенка,
Важную роль в развитии воображения ребенка играет внешняя опора. На первых этапах, в период своего зарождения, воображение дошкольника практически неотделимо от реальных действий с воспринимаемым им игровым материалом. Сам процесс воображения ребенка в ролевой игре определяется характером игрушек, наличием атрибутов роли.
Наиболее
значимо сходство предметов-
К числу
наиболее доступных для
Новые образы создает ребенок, приписывая предметам несвойственные им качества (часто антропоморфические), наделяя их способностью к превращению (в другой предмет, состояние и т. п.)[13, c.13].
Нельзя
не обратить внимания на