Воображение у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Широко распространённое представление о том, что у детей воображение более развито, чем у взрослых, имеет за собой лишь то основание, что из высших проявлений человеческого сознания воображение начинает развиваться раньше отвлечённого мышления и относительный удельный вес его в жизни ребёнка в детстве больше, чем в дальнейшем. Но при всём том воображение у ребёнка слабее, чем у взрослого. "Отлёт от действительности" детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребёнок, не зная их, не учитывает основных закономерностей объективной действительности и потому легко нарушает жизненную реальность.

Содержание работы

1. Воображение, его развитие у дошкольников.
1.1 Воображение, его виды и свойства.
1.2 Развитие воображения у детей дошкольного возраста.
1.3 Диагностики выявления уровня развития воображения у детей.
1.4 Вывод.
2. Выявление уровня развития воображения у детей 6-7 лет.
2.1 Условия проведения и описание экспериментальной работы.
2.2 Проведение диагностики на начало учебного года
2.3 Коррекционные работы.
2.4 Диагностическое исследование на конец учебного года.
2.5 Вывод.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

     Л.С. Выготский  считает, что «отлет же от действительности» детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребенок не знает основных закономерностей объективной действительности, не учитывает их и потому легко нарушает жизненную реальность. И видимое богатство детской фантазии является в действительности скорее проявлением слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображения[11, c.97].

     Воображение  ребенка развивается в процессе  его жизни под влиянием условий  жизни и воспитания. Его развитие  предполагает накопление опыта и выработку умения мысленно объединить образы в новые сочетания.

 

     Таким образом,  особенности развития воображения  у детей старшего дошкольного  возраста состоят в том, что  в дошкольном возрасте воображение  ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны — непроизвольным характером. Воображение в старшем дошкольном возрасте становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию.

      В воображении  же дошкольника большую роль  начинает играть общий замысел, словесно формулируемый воспитателем или коллективом играющих детей. Этому замыслу он начинает подчинять свои действия. Воображение старшего дошкольника приобретает черты некоторой целенаправленности, известной произвольности. Все эти изменения в детском воображении возникают, конечно, не сразу. Воображение проходит в своём развитии ряд качественно своеобразных ступеней на протяжении дошкольного детства.

1.3 Диагностики  выявления уровня развития воображения  у детей.

  К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы представления и воображения. Более того, для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся

результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

     Для диагностики  уровня развития воображения  не всегда целесообразно использовать  специальные экспериментальные  методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за дошкольником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и занимает много времени.

Тем не менее можно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно

судить о сфере вторичных  образов ребенка и его способности оперировать ими. В частности, об уровне развития представленной можно судить по тому, что играет решающую роль в формировании представлений: о низком уровне развития данной способности свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком – способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще более высокого уровня – решающая роль слова в процессах формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун).

     Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.

     Для диагностики способностей воображения традиционно используются следующие методические подходы:

     1) оценка  оригинальности традиционных видов  и форм деятельности;

     2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов;

     3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности  процессов воображения;

     4) самооценка  параметров образов воображения.

     Изучать воображение можно в словесном творчестве, в речевой и изобразительной деятельности, при понимании сказочных образов, при построении образов сказочных персонажей.

Все эти методы по своему хороши, позволяют выявить и исследовать различные стороны воображения.

Диагностики воображения:

1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение)

     Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

     В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

скорость процессов  воображения;

необычность, оригинальность образов воображения;

богатство фантазии;

глубина и проработанность (детализированность) образов;

впечатлительность, эмоциональность  образов.

     По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.

  • 0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

     Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов.

  • Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл.
  • Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла.

     Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом:

  • Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов.
  • Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл.
  • В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

     Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

     Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

 

  • 0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично.
  • 1 балл - если при описании центрального объекта его детализация умеренная.
  • 2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

     Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

  • 0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.
  • 1 балл - образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает.
  • 2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

     Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

 

2. Методика  “Рисунок” 

     В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

     Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

 

 

3. Методика “Скульптура”.

     Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Фантазии ребенка оцениваются  примерно по тем же параметрам, что  и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов:

  • 0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;
  • 2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;
  • 4 -5 баллов - ребенок сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество простых деталей, не более двух - трех;
  • 6 - 7 баллов - ребенок придумал что- то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии;
  • 8 - 9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;
  • 10 баллов - ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь и достаточно оригинальна, и детально проработана, и отличается хорошим художественным вкусом.

     Таким образом, протестировав учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом:

  • 25- 30 - баллов - очень высокий уровень;
  • 19 - 24 баллов - высокий уровень;
  • 10 -18 баллов - средний уровень;
  • 5 - 9 баллов - низкий уровень;
  • 0 - 4 баллов - очень низкий уровень.

 

 

 

 

Игровые упражнения для развития воображения  у ребенка:

Упражнение "Анаграмма".

     В основе этого упражнения лежат задачи комбинаторного типа, т.е. такие, в которых решение получается в результате создания неких комбинаций. Примером таких комбинаторных задач являются анаграммы - буквосочетания, из которых необходимо составлять осмысленные слова.

Предложите ребенку  составить слово из определенного  набора букв. Начните с 3 букв, постепенно доведя количество до 6-7, а может быть, и 8 и даже 9 букв.

"Составь слова из следующих букв:

 а) к, о, с                а) е, р, о, м           а) л, а, н, е, п

 б) у, д, б               б) ш, а, к, а           б) к, ч, а, р, у

 в) м, р, и               в) а, к, у, р            в) ч, а, к, о, с

 г) т, о, р                 г) б, о, н, е            г) п, о, г, и, р

 д) ы, с, р               д) а, с, о, к            д) р, о, д, о, г

 е) д, м, ы              е) д, а, в, о            е) к, к, о, а, ш"

 

     После того, как ребенок усвоит принцип составления слов из буквосочетаний, усложните задание. С этой целью введите новое условие: "Расшифруй, какие тут спрятаны слова, и скажи, какое слово из данных лишнее".

1) с, л, у, т                2) ш, у, г, а, р           3) с, б, а, а, к, о

 ш, а, ф, к                      е, р, а, з, б, е            о, о, р, к, а, в

 ж, о, а, к, л                   б, я, я, о, л, н            ш, к, к, о, а

 к, ь, в, а, р,  т, о             н, о, и, л, м               в, ь, я, и, с, н

 с, л, т, о                        а, с, в, и, л                я, а, ц, з

    

 

 

     Задание может быть и другого типа: "Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить".

 

1) п, и, к, а, т               2) ь, о, ч, н             3) й, е, н, и

 т, ф, и, у, л                      ч, е, е, р, в             д, а, р, г

 б, и, и, т, н,  о, к                у, о, р, т                с, г, е, н

 г, а, о, п, и,  с                    н, е, д, ь               ь, д, д, о, ж

Информация о работе Воображение у детей