Воображение у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:27, дипломная работа

Описание работы

Широко распространённое представление о том, что у детей воображение более развито, чем у взрослых, имеет за собой лишь то основание, что из высших проявлений человеческого сознания воображение начинает развиваться раньше отвлечённого мышления и относительный удельный вес его в жизни ребёнка в детстве больше, чем в дальнейшем. Но при всём том воображение у ребёнка слабее, чем у взрослого. "Отлёт от действительности" детского фантазирования заключается главным образом в том, что ребёнок, не зная их, не учитывает основных закономерностей объективной действительности и потому легко нарушает жизненную реальность.

Содержание работы

1. Воображение, его развитие у дошкольников.
1.1 Воображение, его виды и свойства.
1.2 Развитие воображения у детей дошкольного возраста.
1.3 Диагностики выявления уровня развития воображения у детей.
1.4 Вывод.
2. Выявление уровня развития воображения у детей 6-7 лет.
2.1 Условия проведения и описание экспериментальной работы.
2.2 Проведение диагностики на начало учебного года
2.3 Коррекционные работы.
2.4 Диагностическое исследование на конец учебного года.
2.5 Вывод.
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 728.00 Кб (Скачать файл)

     Еще вариант задания с анаграммами: "Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить".

1) е, м, р, о                  2) к, у, а, п              3) а, к, о, р, о, с

 р, а, е, к                          з, я, а, ц                  в, л, е

 ш, а, а, м, р,  о, к             а, и, с, л                  щ, а, у, к

 о, о, е, з, р                      х, м, а, у                  а, а, ь, с, р, к

 ь, ю, т, л, н,  а, п              м, й, е, в, а, у, р       т, р, г, и

 ф, к, а, а, л,  и                  к, в, о, л                   а, н, о, о, р, в

 к, ж, у                              ь, о, н, к, у

 

     Это упражнение очень похоже на привычные нам ребусы.

Безусловно, ребус является такой же самой комбинаторной  задачей, которая эффективно может  использоваться для развития словесно-логического мышления: кроссворды учат ребенка ориентироваться на определение понятия по описанным признакам, задания с числами - устанавливать закономерности, задания с буквами - анализировать и синтезировать различные комбинации. Приведем еще одно подобное упражнение.

 

Упражнение "Слова-близнецы".

     Это упражнение связано с таким явлением русского языка, как омонимия, т.е. когда слова имеют разное значение, но одинаковы по написанию.

"Какое слово обозначает  то же самое, что и слова:

 

1) родник и то, чем  открывают дверь;

2) прическу у девочки  и инструмент для срезания  травы;

3) ветку винограда  и инструмент, которым рисуют.

     Придумай сам такие слова, которые одинаковы по звучанию, но разные по значению".

   Дополнительные задания к упражнению:

4) овощ, от которого  плачут, и оружие для стрельбы  стрелами (жгучий овощ и стрелковое  оружие);

5) часть ружья и  часть дерева;

6) то, на чем рисуют, и зелень на ветках;

7) подъемный механизм  для стройки и механизм, который  нужно открыть, чтобы полилась  вода.

 

Абстрактно-логическое мышление.

     Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем следующие упражнения, которые не просто развивают абстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.

 

Упражнение "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов".

     "Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе "транспорт". Увидев незнакомую машину (например, автокран), спрашивают: что это? Почему?"

      Подобные упражнения выполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

 

Упражнение "Формирование умения отделять форму понятия от его содержания".

     "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче.

- Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?

- Кот или кит? Какое  больше? Почему?

- Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?

- Хвост или хвостик?  Какое короче? Почему?"

Учитель может придумать  свои вопросы, ориентируясь на приведенные  выше.

 

Упражнение "Формирование умения устанавливать связи между  понятиями".

     Приведенное ниже упражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов служит как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнением ведется совместно взрослым и ребенком. Задача взрослого - подвести ребенка к логическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлять существенные признаки для установления аналогий. Каждое задание досконально разбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядом слово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий. Только когда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно переходить к заданиям для самостоятельной работы.

 

 

Примерные виды заданий:

 

 

Упражнение "Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач".

     Взрослый говорит детям: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть.

 Другие слова тоже  имеют отношение к основному  слову, но они не главные.  Вам нужно найти самые главные  слова. Например, сад... Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?"

     Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

   Примерные задания:

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

 б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

 в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

 г) Сарай (сеновал,  лошади, крыша, скот, стены)

 д) Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

 е) Деление (класс,  делимое, карандаш, делитель, бумага)

 ж) Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

 з) Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

 и) Война (самолет,  пушки, сражения, ружья, солдаты)

      Это упражнение позволяет целенаправить поиск решения, активизировать мышление, создать определенный уровень абстрагирования.

 Работа по формированию у детей умения выделять существенные признаки понятий, устанавливать различные отношения подготавливает благоприятную почву для развития способностей к образованию суждений как более высокой ступени в развитии абстрактно-логического мышления. Целенаправленность суждений, степень их глубины зависят от умения ребенка оперировать смыслом, понимать переносный смысл. Для этой работы можно использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, содержащие в себе возможности вербализации и трансформации текста.

 

 

 

Упражнение "Формирование способности оперирования смыслом".

     "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы

 б) Прежде чем  сделать, надо хорошо подумать

 в) Продавец отмерил  семь метров ткани и отрезал

 Правильный выбор  здесь - "Прежде чем сделать,  надо хорошо подумать", а ножницы  или продавец - лишь частности  и не отражают основного смысла".

 Примерные задания:

1. Лучше меньше, да  лучше.

 а) Одну хорошую  книгу прочесть полезней, чем  семь плохих.

 б) Один вкусный  пирог стоит десяти невкусных.

 в) Важно не количество, а качество.

2. Поспешишь - людей  насмешишь.

 а) Клоун смешит людей.

 б) Чтобы сделать работу  лучше, надо о ней хорошо  подумать.

 в) Торопливость может привести  к нелепым результатам.

3. Куй железо, пока горячо.

 а) Кузнец кует горячее  железо.

 б) Если есть благоприятные  возможности для дела, надо сразу  их использовать.

 в) Кузнец, который работает  не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

4. Нечего на зеркало  пенять, коли рожа крива.

 а) Не стоит причину  неудач сваливать на обстоятельства, если дело в тебе самом.

 б) Хорошее качество  зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.

 в) Зеркало висит  криво.

 

5. Не красна изба  углами, а красна пирогами.

 а) Нельзя питаться  одними пирогами, надо есть и  ржаной хлеб.

6) О деле судят по  результатам.

 в) Один вкусный  пирог стоит десяти невкусных.

6. Сделал дело - гуляй  смело.

 а) Если выполнил  работу хорошо, можешь отдохнуть.

 б) Мальчик вышел  на прогулку.

7. Умелые руки не  знают скуки.

 а) Петр Иванович  никогда не скучает.

 б) Мастер своего  дела любит и умеет трудиться.

8. Не в свои сани  не садись.

 а) Если не знаешь  дела, не берись за него.

 б) Зимой ездят  на санях, а летом на телеге.

 в) Езди только на своих санях.

9. Не все золото, что  блестит.

 а) Медный браслет  блестел, как золотой.

 б) Не всегда  внешний блеск сочетается с  хорошим качеством.

 в) Не всегда  то, что кажется нам хорошим,  действительно хорошо.

     Таким образом,  все эти упражнения и методики являются одним целым –РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ У ДЕТЕЙ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по I главе

   1)  Мы рассмотрели  такие вопросы, как понятие  «воображение», особенности его  развития и способы развития  воображения. По определению,  данному в психологическом словаре, воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

     Воображение - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер.

  2)   Процессы  воображения имеют аналитико-синтетический  характер. Воображение – отражение  действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, оно смутно, схематично и стереотипно. Ведь в основе воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти, а у дошкольников этих знаний недостаточно. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство детского воображения, именно из-за отсутствия знаний о мире, ребенок может легко объединять несовместимое.

     Однако  воображение не может развернуться  на пустом месте. Для того  чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.

   3)  Воображение  тесно связано с мышлением,  поэтому способно активно преобразовывать  жизненные впечатления, полученные  знания, данные восприятия и представления.  Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

 

 

 

Глава 2 «Выявление уровня развития воображения у детей 6-7 лет».

 

2.1Условия проведения  и описание экспериментальной  работы.

 

     Проявление воссоздающего воображения в изобразительной деятельности дошкольника по методике Г.А. Урунтаевой

Методика «Воссоздающее  воображение в изобразительной  деятельности» представлена в книге  «Практикум по детской психологии»  Урунтаевой Г.А, Афонькиной Ю.А.

 

ЦЕЛЬ: сравнение воссоздающего  воображения в речевой и изобразительной  деятельности детей дошкольного  возраста.

ОБЪЕКТ: воссоздающее воображение  в изобразительной деятельности.

ПРЕДМЕТ: воссоздающего  воображения в изобразительной  деятельности детей дошкольного возраста (6-7лет).

ГИПОТЕЗА: воссоздающее воображение в речевой деятельности развито лучше, чем в изобразительной  деятельности у детей 6-7 лет.

ЗАДАЧИ:

1.  проанализировать  рассказы и рисунки детей;

  1. определить соответствие описаний и рисунков заданному тексту.
  2. Методика исследования:

ИСПЫТУЕМЫЕ: 15 детей подготовительной группы (6-7 лет) детского сада "Красная  шапочка", среди них 8 девочек и 7 мальчиков.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: сказка «Машенька и медведь», листы  белой бумаги 21x29 см, 2 набора из цветных карандашей.

ПРОВЕДЕНИЕ: перед экспериментом  проводилась психологическая разминка, цель которой - добиться спонтанности (раскованности) испытуемых. Эксперимент  проходил индивидуально. В ходе эксперимента ребенку неторопливо и выразительно зачитывалась русская народная сказка «Машенька и медведь». После чтения сказки детям предлагали: - "Расскажи то, о чем говорится в сказке". Затем: «Нарисуй то, что говорится в сказке». Для рисования давалось 2 набора цветных карандашей 12-ти цветов и стандартный лист бумаги. Лист заранее не подписывался. В процессе эксперимента экспериментатор фиксировал все то, что говорил ребенок, его эмоциональные реакции и поведение. После того как рисунок закончен, у ребенка спрашивали: «Расскажи, что ты нарисовал». Ответы также фиксировались. По оставленным записям и рисункам детей составлялись таблицы для исследования полученных данных. (см.Приложение 1, 2)

Информация о работе Воображение у детей