Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:05, курсовая работа
Цель исследования:
Психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.
Объект исследования: Процесс воспитания интереса к школе детей дошкольного возраста условиях современной семьи.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что система занятий по ознакомлению со школой могут повысить интерес ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1.Выявить теоретические основы, проблемы воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семье.
2. Обосновать психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.
3.Опытно- экспериментальным путем выявить у дошкольников сформированность «внутренней позиции школьника», а также оценить направленность ребёнка дошкольника на процесс обучения в школе.
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие «интерес к школе» в психолого- педагогической науке….................
5
2.Особенности воспитания интереса к школе……………………………………
15
3.Особенности современной семьи с ребёнком дошкольного возраста…..........
24
4.Практическая часть………………………………………………………………
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
ВВЕДЕНИЕ |
|
1.Понятие «интерес к школе» в психолого- педагогической науке…................. |
5 |
2.Особенности воспитания интереса к школе…………………………………… |
15 |
3.Особенности современной семьи с ребёнком дошкольного возраста….......... |
24 |
4.Практическая часть………………………… |
27 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
30 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………... |
32 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
35 |
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Эффективность обучения детей в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально – психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.
Главенствующая роль
в социальном воспитании
Семья - это среда, в которой удовлетворяются
потребности ребенка быть принятым всерьез,
быть уважаемым в каждый текущий момент
времени. Именно в семье дети с первых
дней жизни получают ценный опыт прощения,
уступчивости, обожания, поддержки от
близких; чувствуют внимание, восхищение
и преданность со стороны значимых для
них людей, ощущают себя любимыми и желанными.
Уже с дошкольного возраста родители приучают ребёнка к труду (прежде всего-самообслуживание и помощь семье),постепенно вырабатывают у него трудовые умения и навыки.
Ю.П.Азаров советует родителям: «Чтобы избежать просчетов воспитания, необходимо как можно раньше приобщить детей к труду, к самостоятельности, к самостоятельному мышлению. Все что может сделать ребенок сам, все, что ему посильно, он должен делать» (1.С.97).
Уже в дошкольном возрасте семья формирует у ребёнка эстетические понятия о красоте в природе, человеческом общении, труде, вырабатываются навыки эстетического поведения.
С поступлением ребёнка в школу семья поддерживает у него интерес к знаниям, стимулирует успешность его обучения, следит за тем, чтобы у ребёнка отношение к учению формировалось через такие мотивы, как понимание ответственности за свой новый труд, постепенно переходящее в чувство долга перед семьей, классом, за добросовестное учение.
С самого раннего
детства семья активно,
Цель исследования:
Психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.
Объект исследования: Процесс воспитания интереса к школе детей дошкольного возраста условиях современной семьи.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что система занятий по ознакомлению со школой могут повысить интерес ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1.Выявить теоретические основы, проблемы воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семье.
2. Обосновать психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.
3.Опытно- экспериментальным путем выявить у дошкольников сформированность «внутренней позиции школьника», а также оценить направленность ребёнка дошкольника на процесс обучения в школе.
4. Обобщить опыт работы
по воспитанию интереса к
Методы исследования:
1.Изучение и анализ психолого- педагогической литературы по теме исследования.
2.Наблюдение.
3.Анкета.
1.ПОНЯТИЕ «ИНТЕРЕС К
ШКОЛЕ» В С ПИХОЛОГО-
В психологическом словаре Еникеева М.И., интерес – это эмоционально-насыщенная направленность субъекта на значимые для него объекты. Интерес проявляется в повышенно внимании к объекту.
Интерес к школьно-учебному содержанию занятий — важнейший, центральный, но не единственный показатель внутренней позиции школьника. Учение — деятельность, общественная по содержанию, ибо в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством, — общественно и по форме своего осуществления, так как совершается в соответствии с общественно выработанными нормами (Д. Б. Эльконин, 1974).
Интерес к школе не всегда проявляется через потребность знаний, желание учиться, поэтому возможна его стимуляция на основе получения новых вещей: новая одежда, портфель, книги, мебель для занятий, школьные принадлежности. В психологии это называется «внешняя мотивация», но и она часто успешно работает. Только не нужно ей пользоваться постоянно, иначе ребенок будет учиться не с целью получить знания, а за вознаграждение.
По мнению Божович Л.И., момент поступления в школу – очень ответственный и сложный период в жизни ребенка и его близких. Часто от того, как сложатся первые месяцы в школе, зависит успешность ученика в дальнейшем, поэтому очень важно, чтобы ребенок, поступающий в первый класс, был готов к предстоящей жизни. Одним из немаловажных критериев психологической готовности к школе, является личностная зрелость, которая состоит из мотивов, целей, интересов, уровня самосознания, произвольности, уровня развития общения со сверстником и взрослым и т.д. В середине прошлого века было предложено понятие «внутренняя позиция школьника» (ВПШ), которое призвано интегрировать все изменения личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту.
По определению Л.И.Божович, внутренняя позиция «это совокупность всех отношений самого ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и является отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений». При поступлении в школу вся жизнь ребенка существенным образом перестраивается, т.к. перестраивается вся система социальных взаимоотношений ребенка. Ребенок впервые может и должен выполнять общественно значимую деятельность - учение.
Понятие «внутренняя позиция школьника» впервые было использовано в исследовании Божович Л.И., Морозовой Н.Г. и Славиной Л.С. Вся жизнь ребенка на пороге школы, все его стремления и переживания переносятся в сферу школьной жизни и связаны с осознанием себя школьником, поэтому зарождающаяся в кризисе семи лет внутренняя позиция наполняется специфическими школьными интересами, побуждениями, стремлениями и становится собственно позицией школьника.
По мнению Мухиной В.С, один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Важная сторона
Особое место в
О готовности к усвоению школьной программы свидетельствует не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребёнка.
Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе. Систематическое усвоение знаний к мышлению ребёнка.
Ещё одной стороной психического развития, определяющей готовность ребёнка к школьному обучению является развития его речи- овладения усилением связано, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.
Основное место в подготовке ребёнка к школе занимает организация игры и продуктивных видов деятельности.
Мухина В.С. считает что, готовность к школьному обучению — это определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения
От готовности ребенка к школе зависит успешность и эффективность обучения.
Готовность к школе — это характеристика интегральная, включающая:
-определенный уровень
состояния здоровья и
-личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация),
-интеллектуальное и речевое развитие,
-развитие моторных функций и зрительного восприятия,
-зрительно-моторных и слухо-моторных координаций и др.
В психологическом словаре Еникеева М.И., понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.
П.Я.Гальперин считает, что
к концу дошкольного возраста
Во – первых, ребенок к этому возрасту имеет определенный багаж знаний: в основном представлений и некоторых первоначальных житейских понятий о предметах, явлениях окружающей жизни. Объем знаний, даваемых в детском саду, и их глубина достаточны для освоения содержания программы 1класса.
Во – вторых, дети, выходящие из детского сада, владеют системой различных действий, которыми они могут с большим или меньшим успехом пользоваться. Эти действия включают как простые исполнительные движения, так и более сложные трудовые, бытовые и некоторые действия, на основе которых формируются различные навыки. Дети некоторыми интеллектуальными умениями, т.е. некоторыми способами и приемами умственной и практической деятельности, прежде всего умение наблюдать и слушать речь другого, сосредоточиваться. Семилетние дети уже могут немного управлять своей психической деятельностью: намеренно заучивать и припоминать заданное, произвольно сосредоточиваться.
В – третьих, готовность к учению в школе включает и сформированность некоторых субъективных, личностных отношений ребенка к близким понятным ему явлениям общественной жизни. У него сформирована определенная позиция, т.е. желание и готовность стать школьником, учиться в школе.
Существенное значение для характеристики готовности ребенка к школе имеет сформированность познавательного отношения детей к окружающему: желание заниматься, интерес к учению, к освоению грамоты и овладению чтением, к указанию всего нового, что несет с собой поступление в школу.
Н.Н. Светловская указывает, что начальное звено обучения – это годы приобретения или неприобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоения им всех базовых видов деятельности - умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств средствами учебных предметов дифференцированного, локального действия .
В психологии готовность определяют как соответствие психического развития ребенка содержанию, методам и условиям школьного обучения. Исходя из различного понимания сущности и закономерностей психического развития, готовность рассматривают как:
- результат «вызревания
врожденных задатков» (
- уровень усвоения исторически
сложившихся способов
- результат накопления опыта и знаний;
- целостное системное образование с точки зрения готовности к освоению учебной деятельности.
В.С.Мухина дает определение готовности, к школьному обучению считая, что это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий задающих мотивацию к учебной деятельности.
Д.Б.Эльконин определяет готовность как сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Наиболее полное понятие «готовность к школе» дано в определение Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений. В которых должны присутствовать все остальные элементы, не смотря на то, что их уровень развития может быть разным.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым. Л С. Выготский указывал, что обучение плодотворно только в том случае, ели оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка».
Информация о работе Воспитание интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи