Воспитание интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.
Объект исследования: Процесс воспитания интереса к школе детей дошкольного возраста условиях современной семьи.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что система занятий по ознакомлению со школой могут повысить интерес ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1.Выявить теоретические основы, проблемы воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семье.
2. Обосновать психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.
3.Опытно- экспериментальным путем выявить у дошкольников сформированность «внутренней позиции школьника», а также оценить направленность ребёнка дошкольника на процесс обучения в школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.Понятие «интерес к школе» в психолого- педагогической науке….................
5
2.Особенности воспитания интереса к школе……………………………………
15
3.Особенности современной семьи с ребёнком дошкольного возраста…..........
24
4.Практическая часть………………………………………………………………
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

ВСя курсовая.docx

— 80.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.Понятие «интерес к  школе» в психолого- педагогической науке….................

5

2.Особенности воспитания  интереса к школе……………………………………

15

3.Особенности современной  семьи с ребёнком дошкольного  возраста…..........

24

4.Практическая часть………………………………………………………………

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....

30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...

32

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….................

35




СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Эффективность обучения детей  в школе во многом определяется уровнем их подготовки. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально – психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

 Главенствующая роль  в социальном воспитании отводится  семье. 
Семья - это среда, в которой удовлетворяются потребности ребенка быть принятым всерьез, быть уважаемым в каждый текущий момент времени. Именно в семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких; чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых для них людей, ощущают себя любимыми и желанными.

 Уже с дошкольного возраста родители приучают ребёнка к труду (прежде всего-самообслуживание и помощь семье),постепенно вырабатывают у него трудовые умения и навыки.

Ю.П.Азаров советует родителям: «Чтобы избежать просчетов воспитания, необходимо как можно раньше приобщить детей к труду,  к самостоятельности, к самостоятельному мышлению. Все что может сделать ребенок сам, все, что ему посильно, он должен делать» (1.С.97).

Уже в дошкольном возрасте семья формирует у ребёнка  эстетические понятия о красоте  в природе, человеческом общении, труде, вырабатываются навыки эстетического  поведения.

С поступлением ребёнка в  школу семья поддерживает у него интерес к знаниям, стимулирует  успешность его обучения, следит за тем, чтобы у ребёнка отношение к учению формировалось через такие мотивы, как понимание ответственности за свой новый труд, постепенно переходящее в чувство долга перед семьей, классом, за добросовестное учение.

 С самого раннего  детства семья активно, сознательно  и творчески осуществляет разностороннее  развитие личности, которое характеризуется  единством умственного, трудового  и физического, нравственного  и эстетического воспитания, высоким уровнем общего развития, психологической и практической подготовленности к труду, разносторонними духовными потребностями и творческими способностями.

Цель исследования:

Психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.

Объект  исследования: Процесс  воспитания интереса к школе детей  дошкольного возраста  условиях современной семьи.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что система занятий  по ознакомлению со школой могут повысить интерес ребёнка к школе.

Задачи исследования:

1.Выявить теоретические  основы, проблемы воспитания интереса  к школе у дошкольников в  условиях современной семье.

2. Обосновать психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.

3.Опытно- экспериментальным путем выявить у дошкольников сформированность «внутренней позиции школьника», а также оценить направленность ребёнка дошкольника на процесс обучения в школе.

4. Обобщить опыт работы  по воспитанию интереса к школе  у дошкольников.

Методы исследования:

1.Изучение и анализ  психолого- педагогической литературы по теме исследования.

2.Наблюдение.

3.Анкета.

1.ПОНЯТИЕ «ИНТЕРЕС К  ШКОЛЕ» В С ПИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  НАУКЕ.

В психологическом  словаре  Еникеева М.И., интерес – это эмоционально-насыщенная направленность субъекта на значимые для него объекты. Интерес проявляется в повышенно внимании к объекту.

Интерес к школьно-учебному содержанию занятий — важнейший, центральный, но не единственный показатель внутренней позиции школьника. Учение — деятельность, общественная по содержанию, ибо в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством, — общественно и по форме своего осуществления, так как совершается в соответствии с общественно выработанными нормами (Д. Б. Эльконин, 1974).

Интерес к школе не всегда проявляется через потребность  знаний, желание учиться, поэтому возможна его стимуляция на основе получения новых вещей: новая одежда, портфель, книги, мебель для занятий, школьные принадлежности. В психологии это называется «внешняя мотивация», но и она часто успешно работает. Только не нужно ей пользоваться постоянно, иначе ребенок будет учиться не с целью получить знания, а за вознаграждение.

По мнению Божович Л.И., момент поступления в школу – очень ответственный и сложный период в жизни ребенка и его близких. Часто от того, как сложатся первые месяцы в школе, зависит успешность ученика в дальнейшем, поэтому очень важно, чтобы ребенок, поступающий в первый класс, был готов к предстоящей жизни. Одним из немаловажных критериев психологической готовности к школе, является личностная зрелость, которая состоит из мотивов, целей, интересов, уровня самосознания, произвольности, уровня развития общения со сверстником и взрослым и т.д. В середине прошлого века было предложено понятие «внутренняя позиция школьника» (ВПШ), которое призвано интегрировать все изменения личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту.

По определению Л.И.Божович, внутренняя позиция «это совокупность всех отношений самого ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Внутренняя позиция формируется в процессе жизни и воспитания ребенка и является отражением того объективного положения, которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений». При поступлении в школу вся жизнь ребенка существенным образом перестраивается, т.к. перестраивается вся система социальных взаимоотношений ребенка. Ребенок впервые может и должен выполнять общественно значимую деятельность - учение.

  Понятие «внутренняя позиция школьника» впервые было использовано в   исследовании  Божович Л.И., Морозовой Н.Г. и Славиной Л.С.  Вся жизнь ребенка на пороге школы, все его стремления и переживания переносятся в сферу школьной жизни и связаны с осознанием себя школьником, поэтому зарождающаяся в кризисе семи лет внутренняя позиция наполняется специфическими школьными интересами, побуждениями, стремлениями и становится собственно позицией школьника.

По мнению Мухиной В.С, один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

Важная сторона психологической  готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребёнка.

Особое место в психологической  готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, грамотой, счётом, решением арифметических задач.

О готовности к усвоению школьной программы свидетельствует  не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребёнка.

Особенно высокие требования предъявляет обучение в школе. Систематическое усвоение знаний к мышлению ребёнка.

Ещё одной стороной психического развития, определяющей готовность ребёнка  к школьному обучению является развития его речи- овладения усилением связано, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.

Основное место в подготовке ребёнка к школе занимает организация  игры и продуктивных видов деятельности.

Мухина В.С. считает что, готовность к школьному обучению — это определенный уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое школьное обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения 

От готовности ребенка  к школе зависит успешность и  эффективность обучения.

Готовность к школе  — это характеристика интегральная, включающая:

-определенный уровень  состояния здоровья и физического  развития,

-личностное развитие (самосознание, самооценка, мотивация),

-интеллектуальное и речевое  развитие,

-развитие моторных функций  и зрительного восприятия,

-зрительно-моторных и  слухо-моторных координаций и др. 

В психологическом словаре  Еникеева М.И., понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как совокупность морфофизиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

П.Я.Гальперин считает, что  к концу дошкольного возраста  готовность к школьному обучению определяется следующими основными показателями.

Во – первых, ребенок к этому возрасту имеет определенный багаж знаний: в основном представлений и некоторых первоначальных житейских понятий о предметах, явлениях окружающей жизни. Объем знаний, даваемых  в детском саду, и их глубина достаточны для освоения  содержания программы  1класса.

Во – вторых, дети, выходящие  из детского сада, владеют системой различных действий, которыми они могут с большим или меньшим успехом пользоваться. Эти действия включают как простые исполнительные движения, так и более сложные трудовые, бытовые и некоторые действия, на основе которых формируются различные навыки. Дети некоторыми интеллектуальными умениями, т.е. некоторыми способами и приемами умственной и практической деятельности, прежде всего умение наблюдать и слушать речь другого, сосредоточиваться. Семилетние дети уже могут немного управлять своей психической деятельностью: намеренно заучивать и припоминать заданное, произвольно сосредоточиваться.

В – третьих, готовность к учению в школе включает и  сформированность некоторых субъективных, личностных отношений ребенка к близким понятным ему явлениям общественной жизни. У него сформирована определенная позиция, т.е. желание и готовность стать школьником, учиться  в школе.

Существенное значение для  характеристики готовности ребенка  к школе имеет сформированность познавательного отношения детей к окружающему: желание заниматься, интерес к учению, к освоению грамоты и овладению чтением, к указанию всего нового, что несет с собой поступление в школу. 

Н.Н. Светловская указывает, что начальное звено обучения – это годы приобретения или неприобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоения им всех базовых видов деятельности - умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств средствами учебных предметов дифференцированного, локального действия .

В психологии готовность определяют как соответствие психического развития ребенка содержанию, методам и  условиям школьного обучения. Исходя из различного понимания сущности и закономерностей психического развития, готовность рассматривают  как: 

- результат «вызревания  врожденных задатков» (концепция  «школьной готовности»);

- уровень усвоения исторически  сложившихся способов деятельности, осуществляющихся в условиях  ведущей для данного возраста  деятельности;

- результат накопления  опыта и знаний; 

- целостное системное  образование с точки зрения  готовности к освоению учебной деятельности.

В.С.Мухина дает определение  готовности, к школьному обучению считая, что это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий задающих мотивацию к учебной деятельности.

Д.Б.Эльконин определяет готовность как сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Наиболее полное понятие  «готовность к школе» дано в определение  Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений. В которых должны присутствовать все остальные элементы, не смотря на то, что их уровень развития может быть разным. 

Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым. Л С. Выготский указывал, что обучение плодотворно только в том случае, ели оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка».

Информация о работе Воспитание интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи