Воспитание интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.
Объект исследования: Процесс воспитания интереса к школе детей дошкольного возраста условиях современной семьи.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что система занятий по ознакомлению со школой могут повысить интерес ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1.Выявить теоретические основы, проблемы воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семье.
2. Обосновать психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.
3.Опытно- экспериментальным путем выявить у дошкольников сформированность «внутренней позиции школьника», а также оценить направленность ребёнка дошкольника на процесс обучения в школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.Понятие «интерес к школе» в психолого- педагогической науке….................
5
2.Особенности воспитания интереса к школе……………………………………
15
3.Особенности современной семьи с ребёнком дошкольного возраста…..........
24
4.Практическая часть………………………………………………………………
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………

Файлы: 1 файл

ВСя курсовая.docx

— 80.11 Кб (Скачать файл)

Что же касается воспитания в семье  как относительно социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять относительно небольшой процент российских семей (по различным данным разброс очень велик - от 20 до 60%).

Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

Из истории  образования. «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».

Семья для ребенка –  дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь  с общественной средой. И это очень  важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней, но уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к труду. Доброе отношение к людям - залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, общества; стремится и дома, и в детском саду, следовать тем нормам поведения, правила взаимоотношений, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и  о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т.д. Разговаривая с детьми, особенно старшего дошкольного возраста, наблюдая за ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дошкольник необычайно восприимчив ко всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо – опыт еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям. (В.А. Сухомлинский)

Важнейшим фактором и движущей силой процесса семейного воспитания является любовь родителей и детей.

Другой немаловажный фактор семейного воспитания, который определяет его силу и стойкость, - это постоянство и длительность воспитательных воздействий на детей со стороны родителей и других членов семьи. Эти воздействия происходят в разнообразных жизненных ситуациях. Они могут осуществляться сознательно (взрослые заранее ставят цель: например, научить ребенка что-нибудь мастерить, помогать по дому, пересказывать сказку, решать простые арифметические задачки) и стихийно  (по дороге в детский сад отец рассказывает сыну поучительную историю из своего детства или обращает внимание ребенка на то, как красиво украшены улицы города к празднику). Жизнь ребенка в семье, общение с родными воспитывают у него либо что-то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолетные воздействия оказывались ценными для детей. Для дошкольников семья является главным обществом, помимо детского сада, в котором он живет.

Третий фактор семейного  воспитания - возможность естественного  включения ребенка дошкольного  возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, уход за растениями и животными. Посадка  цветов,  кустарников во дворе дома; организация « воспитательной  работы» старших дошкольников со своими  младшими братьями, сестрами («Почитай  малышу», «Расскажи сказку», «Поиграй»); изготовление с сыном,  дочерью игрушек.

Общая цель всех членов семьи  ( и в первую очередь матери, отца) – забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Важны при этом взаимопомощь, совместный труд и отдых.

Во многих семьях дети дошкольного  возраста активно привлекаются к  участию в семейной жизни: помогают по дому и выполняют посильные  обязанности. Вместе готовятся к семейным. Народным праздникам, участвуют в обсуждении некоторых сторон бюджета семьи ит.д. Дети знают, где и как  работают их папа, мама, бабушка, дедушка, старший брат; разделяют их радости и огорчения. Так постепенно ребенок становится членом семейного коллектива, активным участником жизни семьи.

Таким образом,  воспитание детей в семье имеет во многом субъективный характер и зависит от уровня нравственности и культуры родителей, их жизненных планов, идеалов, поступков, опыта социального общения, семейных традиций. Семья может способствовать или тормозить формирование разносторонне развитой личности. Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создавать необходимые условия для эффективного воспитания ребёнка в семье.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Для экспериментального исследования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе было проведено исследование на базе МБДОУ(Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение) детский сад «Солнышко» с.Введеново Серышевского района. Так как процедуру определения мотивационной готовности к школе желательно проводить в условиях детского дошкольного учреждения, поскольку при этом ребенок находиться в привычной обстановке, а само обследование для него похоже на индивидуальное занятие, мы следовали этому правилу.

    В качестве  испытуемых выступили 5 детей  подготовительной группы. Было проведено тестирование по 2 методикам приведенным ниже. Результаты даны в табличной форме(Таблица 1).

Для исследования использовались следующие методики:

1.Методика "Определение  у старших дошкольников сформированности "внутренней позиции школьника", разработанная Е.П. Ильиным. Эта  методика предназначена для определения у детей сформированности "внутренней позиции". "Внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Методика определяет желание ребенка учиться в школе, т.е. мотивационную готовность. Методика выявляет отношение к учебному заведению, когда причастность к ней переживается ребенком как собственная потребность ("Хочу в школу!").

Инструкция.

Детям было задано 10 вопросов (Приложение 1). Ответы на них были записаны на индивидуальную карточку. В ходе опроса ребенок отвечал на вопросы, имея свободный выбор ответов.

Обработка результатов.

При расшифровке диагностики "Определение у старших дошкольников сформированности "внутренней позиции  школьника" учитывались лишь ответы на вопросы №№ 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10. При сформированности "внутренней позиции школьника" ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

№1. Хочу идти в школу.

№2. Не хочу еще на год  остаться в детском саду (дома).

№3. Те занятия, на которых  учили (буквы, цифры и т.д.).

№4. Люблю, когда мне читают книжки.

№5. Сам прошу, чтобы мне  почитали.

№8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

№9. Хочу быть учеником.

№10. Пусть будет длиннее  урок.

 

2.  Методика «Представь  себе…» для оценки направленности  ребёнка на процесс обучения  в школе.

Проведение исследования.

Инструкция.

Детям было предложено пять историй, которые они должны были продолжить, представляя себя главным героем( Приложение 2). В ходе опроса ребенок продолжал истории, имея свободный выбор ответов.

При обработке результатов  данной методики, необходимо обратить внимание на показатели сформированности «социальной позиции школьника». Проявление этой позиции у детей могут служить следующие ответы:

1. отказ от предложения  ещё год посещать детский сад  или оставаться дома;

2. направленность на учебную  деятельность, даже если не обязательно  посещать школу;

3. отказ от школы, в  которой дети не учатся, а только  развлекаются;

4. предпочтение школы  с определёнными правилами;

5. ориентация на обучение  в группе, классе;

6. выбор отметки как  формы оценки учебной работы.

 

Если таких ответов  больше половины, это свидетельствует  о положительной мотивации ребёнка к обучению в школе.

Таблица 1. – показатели сформированности «внутренней позиции школьника» у исследуемых детей.

 

Имя

Фамилия.

Соответствие ответов  детей по указанной методике (6  и 7 ответы не учитывать).

Общее

Показатель  сформированности внутренней позиции.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

     

Ульяна Д.

-

+

-

+

+

   

+

-

+

5

 

+

                         

Диана Ж.

+

-

+

+

+

   

+

-

+

6

+

Люба Ч.

+

-

-

+

+

   

-

+

+

5

+

Никита Г.

+

+

-

+

-

   

+

+

-

5

+

Коля З.

+

+

-

+

+

   

+

-

-

5

+




 

Как видим из таблицы 1- у  Ульяны, Любы, Никиты и Коли по 5 баллов, т.е их ответы совпали с правильными ответами по данной методике. Можно сказать, что у детей сформирована «внутренняя позиция», т.е дети готовы к школе и у них есть желание учиться, а также положительное отношение к учебному заведению. А Диана набрала 6 баллов, это тоже свиделельствует о сформированности «внутренней позиции школьника». Таким образом, можно сделать вывод. Все дети имеют положительную мотивацию к обучению в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В нашем исследовании мы выявили теоретические основы, проблемы воспитания интереса  школе у дошкольников в условиях современной семьи.

Переход к школьному обучению связан с коренными изменениями  в привычном образе жизни ребенка, в системе его отношений с  окружающими людьми. Впервые центральное  место в жизни ребенка занимает общественно значимая учебная деятельность. В отличие от привычной ребенку своеобразной игровой деятельности умение носить обязательный характер и потребует от первоклассника самого серьезного и ответственного отношения. Как ведущий вид деятельности, учение перестраивать весь ход повседневной жизни ребенка: изменяется режим дня, сокращается время на свободные игры, большая часть времени отводится на выполнение новых школьных обязанностей. Значительно повышаются требования к самостоятельности и организованности ребенка, его исполнительности и дисциплинированности ребенка, его исполнительности и дисциплинированности. По сравнению с дошкольным детством мере личной ответственности школьника за свои поступки, за выполнение обязанностей становится намного выше.

Ребенок, поступивший в  школу, должен быть подготовлен к  новому образу жизни, к новой системе  взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Он должен достигнуть определенного уровня физического развития, чтобы справится с новыми серьезными обязанностями.

В содержании общей готовности детей к школьному обучению выделяется несколько взаимосвязанных между собой аспектов, важнейших из них нравственно-волевая, интеллектуальная, физическая готовность.

Таким образом, можно говорить о том, что воспитание интереса к  школе у детей старшего дошкольного  возраста одна из наиболее актуальных тем современной педагогики.

В нашей курсовой мы выявили  опытно- экспериментальным путём у дошкольников сформированность внутренней позиции школьника, а также оценили направленность ребёнка дошкольника на процесс обучения в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

1. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников: для работы с детьми 4- 7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. -М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 77с.

2.Гуткина, Н. И.  Психологическая  готовность к школе: учеб. пособие для вузов / Н.И. Гуткина. – М. : Академический проект, 2000. – 189с.

3.Абрамова , Г. С Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 698с.

4.Андрущенко, Т. Ю. Психодиагностическая  и коррекционно- развивающая работа психолога: учеб. пособие для студентов вузов / Т.Ю. Андрущенко,  Г.М. Шашлова. – М. :Академия, 2003. – 90с.

5.Веракса, А. Н. Практический  психолог в детском саду: пособие  для педагогов дошкольных учреждений/ А.Н. Веракса, М.В. Гуторова. – М. : Мозаика- Синтез, 2011. – 131с.

6.Комарова, Т. С. Педагогическая  диагностика развития детей поступлением в школу / Т.С. Комарова, О.А. Соломенникова. – М. : Мозаика- Синтез, 2011. – 92с.

7. Венгер , Л.А. Домашняя школа мышления: учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М. : Академия, 1985. – 165с.

8. Рогов, Н. И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие для студентов вузов / Н.И. Рогов . – М. :1999.  кн.1. – 214с.

9.Возрастная и педагогическая  психология : учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.В.Матюхина [и др.]; под.ред. М.В. Гамезо и др .- М. : Просвещение, 1984.- 256с.

10. Ветчинкина, Р.Р.  Особенности взаимодействия воспитателя  детского сада с детьми по подготовке их к школе / Р.Р.Ветчинкина. – Благовещенск, 1997. – 21с.

11. Цапенко, М.М. Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы: учеб.пособие для родителей и педагогов дошк.учреждений/ М.М.Цапенко, Т.В.Волкова, А.С.Червова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 136,[1]с.

12.Бардин, К.В. Подготовка  ребёнка к школе/ К.В.Бардин.-2-е  изд.- М. :Знание, 1983. – 96с.

13.Смирнова, Е.О. Детская психология/ Е.О.Смирнова.- 3-е изд.- Спб. : Питер, 2009.- 304с.

14. Солдатова, Е.Л.  Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: Е.Л,Солдатова, Г.Н.Лаврова. -  Ростов н/Д : Феникс, 2004.- 384с.

15. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Л.Ф.Обухова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 448с.

16.Виноградова, Н.Ф. Воспитателю  о работе с семьёй / Н.Ф.Виноградова. – М. : Просвещение, 1989. – 69с.

17. Гальперин, П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований/ П.Я. Гальперин // Актуальные проблемы возрастной психологии. - М., 1987.-90с.

Информация о работе Воспитание интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи