Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:05, курсовая работа
Цель исследования:
Психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.
Объект исследования: Процесс воспитания интереса к школе детей дошкольного возраста условиях современной семьи.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что система занятий по ознакомлению со школой могут повысить интерес ребёнка к школе.
Задачи исследования:
1.Выявить теоретические основы, проблемы воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семье.
2. Обосновать психолого- педагогические условия воспитания интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи.
3.Опытно- экспериментальным путем выявить у дошкольников сформированность «внутренней позиции школьника», а также оценить направленность ребёнка дошкольника на процесс обучения в школе.
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие «интерес к школе» в психолого- педагогической науке….................
5
2.Особенности воспитания интереса к школе……………………………………
15
3.Особенности современной семьи с ребёнком дошкольного возраста…..........
24
4.Практическая часть………………………………………………………………
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….....
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
В игре происходит своеобразная переработка полученных детьми впечатлений, их осознание, осмысление, углубление. Игры в школу организуются обычно в течении всего года, и каждый раз при «школе» открывается то библиотека и читальный зал, то музей и уголок животных, то комната для гостей, то выставки поделок учеников, т.е. то, что в данный момент более всего занимает детей, то, что они хотели бы увидеть в настоящей школе.
В ходе игры дети часто чувствуют недостаток своих знаний о школе, у них появляется желание узнать больше, и потому во время последующих экскурсий, бесед и встреч со школьникам они проявляют повышенную познавательную активность: просят показать тетради и учебники, расспрашивают об отдыхе в лагере, о занятиях в кружке.
У детей старшего дошкольного возраста со словом школа связывается выполнение определенных требований и к поведению, и к учебным заданиям. Носителем этих требований, как правило, выступает учитель. Наблюдая за тем, как дети играют роль учителя, можно выяснить, как они относятся к этой профессии, как понимают ее знание, что считают наиболее характерным для труда учителя и его отношения к ученикам.
В своих суждениях об учителе дети всегда отмечают его высокую требовательность, сравнивают его с воспитателями и родителями.
Чтобы уточнить представления дошкольников о труде и общественно полезной значимости профессии учителя, необходимо во время экскурсий в школу, встреч с учителями, чтения произведений художественной литературы специально акцентировать внимание ребят на том, что учитель много знает, что он доброжелательно относится к ученикам, испытывает радость и удовольствие от их успехов. Нужно рассказать им, что у каждого человека был учитель, который научил его читать и писать. Первого учителя всегда долго помнят и любят. В результате у детей формируется уважение к профессии и личности учителя, что проявляется, прежде всего, при выборе ими исполнителя этой роли в игре.
Роль учителя привлекает многих детей, но выполняют ее большей частью одни и те же – наиболее активные и инициативные. Как же вовлечь в игру застенчивых детей, сделать их исполнителями главных ролей? Часто у ребенка есть интерес к действиям учителя, но робость не позволяет ему предложить себя на эту роль, а товарищи сами не замечают его возможностей. Педагог должен обратить внимание играющих на достоинство каждого ребенка.
В играх в школу дети отражают следующие линии общения. Много внимания уделяется отношению учителю к ученикам, на отношение учеников к учителю, отношение родителей к учителю и ученикам.
В играх в школе большое
воспитательное значение имеет стремление
ребят подражать любимым
Игры в школу способствуют сплочению детского коллектива, развитию у ребят умения трудиться и заниматься сообща. Даже самые застенчивые и робкие на «уроке» чувствуют себя свободней, с удовольствием отвечают на вопросы, быстро входят в образ ученика, добросовестно выполняют все требования «учителя». В играх на школьные темы проявляются творческие способности и художественные интересы ребят. Они самостоятельно выбирают темы для рисования и лепки, подбирают песни и пляски для «уроков», обдумывают содержание «уроков».
Во многих играх старших дошкольников по-прежнему присутствуют куклы: они могут быть «партнерами» по игре или используются при создании игровых образов, в частности учеников и учителей. Говорят за них дети. Интересно, что в таких играх на первых парах большое значение придается внешнему оформлению. Например, кукол в школьных формах и с портфелями сажают за маленькие парты, ставят к доске и т.д. В дальнейшем оформлению уделяется все меньше внимания, и играющей ребенок или группа детей, увлекаясь содержанием игры, создают лишь в своем воображении для учеников-кукол спортивную площадку, мастерскую, стадион, оранжерею. Игры в школу с куклами наблюдаются в течение всего года. Иногда они соединяются с играми, где основные роли выполняют дети.
По мере расширения и систематизации представлений детей о школе, развития их творчества меняются изобразительные средства, которыми они пользуются при создании игрового образа в творческих играх. В первых играх «ученики» искажают голос, стараются привлечь к себе внимание, нарушая дисциплину на «уроке». На вопрос, почему они себя так ведут, дети отвечают: «Мы же маленькие, учимся в первом классе». Они еще плохо представляют себе, чем отличается ученик от воспитанника детского сада. В дальнейшем главным для «учеников» становятся их дисциплинированность, умение правильно ответить точно, выполнить требования «учителя».
Подобные «экскурсии» на основе книг могут быть связаны с игрой в школу и тогда использоваться детьми при проверке знаний «учеников», как метод сообщения новых и точнее имеющихся знаний, как средство, дисциплинирующие, и организующее «учеников».
Поощряя детей, которые проявляют себя «специалистами» по какой-то одной тематики, например по книгам о природе, или о жизни людей другой национальности, или по народным сказкам, надо в то же время развивать у них интерес к другим книгам. Для этого педагог должен показать детям взаимосвязь книг различной тематики.
Экскурсии в библиотеку, встречи с писателями, художниками, работниками издательства и типографии также являются стимулом к организации игр, в которых закрепляются имеющиеся у детей представления о знании книге как источника знаний, вырабатывается бережное отношение к ней.
Игра в библиотеку становиться одной из любимых. Обычно она возникает по инициативе детей. По мере того как дети приобретают новые знания, при умелом руководстве со стороны воспитателя она постоянно углубляется по содержанию, дополняется другими играми, близкими по тематики.
Идея создания в группе библиотеки возникает, естественно, после посещения настоящей библиотеке. Ребята долго вспоминают, как много там различных книг, какой читальный зал, и одновременно обсуждают, как можно устроить свою библиотеку.
К игре в библиотеку готовятся постепенно: подбирают книги для «книгохранилища», делают читательские билеты и абонементы на каждую книгу, оформляют стенды. Ребята стремятся сделать все, как в настоящей библиотеке.
В групповой библиотеке можно
проводить «читательские
Обязанность воспитателя – не нарушая созданную детьми деловую обстановку, посоветовать им, как оформить библиотеку, какие произведения одобрять для драматизации, какие рисунки поместить на выставку. Руководство игрой проходит успешнее, если педагог берет на себя роль помощника режиссера; при этом инициатива принадлежит детям, а он осторожно вносит необходимые коррективы.
Игра в библиотеку постепенно становится составной частью многих других игр: своя библиотека из книг о путешествия, кораблях, морских животных может быть организована на «корабле»; постоянно работает библиотека в «школе».
Чтобы показать детям, как много труда вложено в каждую книгу педагог должен в доступной форме рассказать им о профессии писателя, корректора, наборщика, печатника, переплетчика и подчеркнуть общественно полезную значимость их труда. Он обращает внимание ребят на то как сделаны и оформлены книги, старается организовать встречи с людьми о профессии которых ребята узнали, а если есть возможность то и провести экскурсии с небольшими группами типографии, в переплетную мастерскую. Это даст детям определенную сумму знаний о различных профессиях и будет способствовать воспитанию у них уважения к данному труду, понимание его пользу, важности, К этой работе следует привлекать и родителей. Теперь при знакомстве с новой книгой детям нужно предложить просмотреть обложку, где написано название, фамилия автора, издательство, сказать им, кто сделал иллюстрации, вспомнить вместе с ними уже знакомые им книги этого писателя и художника.
Умение рассматривать книги постепенно закрепляется и находит практическую реализацию во время игр. Библиотекарь, только тем, о чем она, но и кто сделал иллюстрацию, какое издательство выпустило.
Желание детей подражать взрослым, о труде которых они узнали, реализуются в творческих играх. Ребята самостоятельно вырезают картинки из журналов и делают книжки – ширмы, составляют рассказы по отдельным иллюстрациям. Чтобы направить деятельность детей, воспитатель может предложить «библиотекарю», сделать заказ на изготовления новых книг. Для выполнения заказа он советует детям открыть «издательство», «переплетную мастерскую». В «издательстве» ребята сшивают книжки-малютки из журналов «Веселые картинки» и «Мурзилка», наклеивают иллюстрации и текст сказок или рассказов в специальные альбомы, изготовленные в «мастерской», составляют рассказы по иллюстрациям сами сочиняют сказки, рассказы и делают к ним рисунки. «Издательство» может выпускать книги по заказу «библиотеки» и по просьбе детей из других групп. Книги, сделанные детьми обычно пользуются большой популярностью. Их содержание пересказывают малышам.
Понимание того факта, что над книгой трудится большая группа людей, что сделать книгу непросто, является основой осознанного бережного отношения к ней.
Игры в библиотеку, издательство, мастерскую дополняют одна другую. В «издательстве» дети выполняют заказы «библиотеки», в «мастерской» ремонтируют книги. Ребята не только перед игрой подготавливают все нужное для нее, но и трудятся и в процессе самой игры. Это обогащает их игровое творчество и способствует развитию длительных игр.
В «мастерской» дети просматривают книгу и определяют, какой требуется ремонт, подбирают бумагу соответствующего цвета и размер, подклеенные страницы прокладывают. Те, кто раньше овладевает навыками ремонта книг, учат других. При такой организации работы в «мастерской» повышается ответственность детей за выполнение не только своей работы, но и работы товарища, которого он учил. Взяв на себя роль мастера, ребенок всегда следит за тем, как выполняет работу его ученик, проявляя при этом заботу, желание в любое время помочь и подсказать ему, если у него что-то не получается.
В таких играх, как «Издательство» и «Мастерство» взаимно дополняются игра и труд. Это характерно для игр детей 7-го года жизни. Игровое оформление трудовых действий придает им определенную эмоциональную окраску, способствует тому, что дети, трудятся в роли печатника, писателя, художника, удовлетворяют свои художественные интересы, желание быть похожими на людей, чей труд они изображают. Оценка работы действует на ребят сильнее всяких нравоучительных бесед. Через образ, в который входит ребенок, педагог влияет на его поведение.
Возникнув как игра, деятельность в «библиотеке», «издательстве», «мастерской» превращается в серьезное занятие.
Интерес к книгам способствует лучшей организации и постоянной занятости детей. «Библиотека» должна быть всегда открыта, и ребята найдут себе дело, рассматривая книги в читальном зале или ремонтируя их в мастерской. Днем, в свободное от занятий время, каждый может включиться в работу «мастерской» или «издательства», позаниматься в «библиотеке».
Любовь и бережное отношение
к книге сохраняется у детей
и в школе. Те, кто в детском
саду был увлечен игрой в
Таким образом, потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний. Также через игру и в игре постепенно готовится создание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, формируется качества личности, необходимое будущему школьнику.
3.ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ
По мнению Н.К.Крупской, семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Итак, в любой семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.
Информация о работе Воспитание интереса к школе у дошкольников в условиях современной семьи