Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Воля относится к ключевым проблемам развития личности определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем. Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость), формированию культуры здоровья.

Содержание работы

Введение

Глава 1.Теоретические основы изучаемой проблемы

1.1 Волевые качества личности дошкольника

1.2 Игра как вид деятельности в старшем дошкольном возрасте

1.3 Роль подвижных игр в формировании волевых качеств дошкольника

Выводы по главе

Глава 2. Исследовательская работа по формированию волевых качеств личности у дошкольников в процессе игровой деятельности

2.1 Изучение сформированности волевых качеств у дошкольников

2.2 Система работы по формированию волевых качеств дошкольника через игру

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

 

Использование подвижных игр способствовало формированию выдержки, дисциплинированности, самостоятельности. Игры вырабатывали упорство, выдержку.

 

Для организации и проведений игр (если проводилось 2 – 3 сразу) требовалось  не менее 8 – 10 мин. Например, в игре "Горелки" перед детьми ставилась  задача соблюдать следующие правила: игру начинать по сигналу взрослого; бег начинать можно было только по окончании речитатива. Дети становились парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3—4 м было место водящего. По сигналу взрослого дети начинали речитатив:

 

Косой, косой,

 

Не ходи босой,

 

А ходи обутый,

 

Лапочки закутай.

 

Если будешь ты обут,

 

Волки зайца не найдут,

 

Не найдет тебя медведь.

 

Выходи, тебе гореть, тебе гореть!

 

Как только ребята заканчивали речитатив, первая пара разъединяла руки и бежала вперед, чтобы снова соединиться за чертой, где водящий уже не мог ловить. Он должен был поймать одного из ребят, иначе ему приходилось водить снова. Водящий становился сзади всех в пару с тем, кого поймал. Другой из этой пары становился водящим. В игре побеждали те, кто ни разу не были пойманы. Эта игра была для учащихся новой, поэтому ее разучивали, а потом уже дети играли даже самостоятельно .

 

Игра "У медведя во бору" детям  была знакома. Но все равно некоторые  не соблюдали правила, которые заключались  в следующем: игру начинать по сигналу руководителя; водящий мог выбегать из "берлоги", только когда будет произнесено последнее слово речитатива. По сигналу руководителя дети подходили к "медвежьей берлоге" и начинали делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривали:

 

У медведя во бору

 

Грибы-ягоды беру,

 

А медведь сидит,

 

На меня рычит.

 

Когда дети произносили последнее  слово – "рычит", "медведь" с рычанием выскакивал из берлоги  и ловил кого-нибудь. Пойманного он отводил в берлогу. Игра заканчивалась с окончанием перемены. Победителями становились не пойманные дети. Как игра "Горелки", так и эта игра воспитывали выдержку, решительность, дисциплинированность.

 

Игры имели свои особенности. Прежде всего, их организация предусматривала добровольное участие детей. Старались подбирать игры простые, но занимательные, в которых допускалась переменность состава участников, быстро выявлялись результаты. Подвижные игры, формирующие волевые качества, организовывались и в небольших по численности группах (не более 10 – 15 человек в каждой). При большом числе желающих играть в одну и ту же игру ("Два Мороза", "Тише едешь – дальше будешь", "Караси и щука") или в различные игры, их проводили с несколькими группами детей, в разных местах. После выявления победителей, состязания продолжались с новым составом игроков.

 

В случае плохой погоды (дождь, снег, сильный  мороз, сильный ветер) игры организовывались в помещении. Заранее определяли время, на активную двигательную деятельность детей. Отбирался требующийся для игр инвентарь, часто к его подготовке привлекали самих детей.

 

Чтобы интересы детей совпадали  и игры проходили живее, использовали игротеку. На место выносился небольшой  ящик с мелким игровым инвентарем (игротека). Инвентарь раздавался всем желающим, и предлагалось самостоятельно или совместно с товарищами заняться теми или другими играми с предметами (мячами, обручами, скакалками). Подбирали игры, которые не носили остроконфликтный характер, не вызывали большой игровой азарт. Игры подбирали с простым сюжетом, давали возможность любому ребенку войти в игру и выйти из нее по своему желанию. Эти игры были непродолжительны. Иногда некоторые дети просто наблюдали игру со стороны. С детьми играли и в групповые игры, такие, в которых в любой момент любой ребенок мог выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода. Это были игры:

 

1. "Узнай по голосу"

 

Ребята становились в круг, в  его середине находился водящий, которому завязывали глаза. Играющие шли  по кругу вслед за руководителем, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливались и говорили:

 

Мы немножко поиграли,

 

А теперь в кружок мы встали.

 

Ты загадку отгадай,

 

Кто позвал тебя – узнай!

 

Воспитатель молча указывал на одного из играющих, который восклицал: "Узнай, кто я!" Водящий называл его имя. Если он угадывал, узнанный становился водящим, если ошибался, игра повторялась. Побеждал тот, кто ни разу не был водящим.

 

Дети должны были соблюдать правила: 1 вариант – слова произносит только тот, на кого укажет руководитель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребята начнут различать голоса товарищей.2 вариант – играющие идут вправо (или влево) по кругу и говорят нараспев: "Мы составили все круг, повернемся разом вдруг!" – делают полный поворот и продолжают движение в ту же сторону, после чего продолжают: "А как скажем: "Скок, скок, скок" (эти три слова произносит только заранее назначенный игрок), – угадай, чей голосок?" Игра была направлена на формирование выдержки, ответственности, дисциплинированности.

 

Применяли игровые упражнения и  игры типа аттракционов: задания с  метанием мешочков, набрасыванием колец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость, координацию  и равновесие. В них участвовали  по несколько человек, а остальные  активно наблюдали. Участники каждого аттракциона быстро менялись. Отбирали аттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и несложные по содержанию. Их проводили одновременно в разных местах площадки.

 

Организовали малоподвижные игры :

 

1. "Не ошибись"

 

На листах картона заготовили рисунки  с изображением мельницы, дерева, мяча, дровосека, моста, аиста, лягушки, бабочки, кошки, медведя, орла, троллейбуса. Играющие строились в шеренгу или образовывали полукруг.

 

Руководитель игры поочередно показывал  листы с рисунками, а дети изображали их позами. Например:

 

Мельница: одна рука была поднята, другая опущена и прижата к телу. Дети показывали, как мельница работает: меняли положение рук.

 

Мяч: приседали, спина должна была быть круглой. Играющие начинали подскоки. Стопы ног были соединены, колени при подскоках поднимались высоко.

 

Дровосек: играющие поднимали вверх  над головой руки с

 

соединенными пальцами, ноги были прямые. Широким взмахом ребята имитировали  рубку дров.

 

Побеждали те, кто удачнее других выполнили задание.

 

Правила игры: за каждое неточное выполнение начислялись штрафные очки.

 

2. "Три движения"

 

Играющие образовывали полукруг. Руководитель игры показывал три движения. Первое: руки сгибал в локтях, кисти на уровне плеч; второе: руки поднимал вперед на уровне плеч; третье: руки поднимал вверх. Показывая одно движение, он при этом называл номер другого.

 

Играющие должны были выполнять  те же движения, которые соответствовали  названному номеру, а не те, которые  показывал воспитатель. Выигрывал  тот, кто получал меньшее число очков. Таким образом, умение выполнять только те движения, которые соответствовали названному номеру, способствовало формированию таких волевых качеств как самостоятельности, выдержки. А умение не допускать ошибки, чтобы не получить штрафное очко, формировало ответственность, выдержку.

 

3. "К своим флажкам".

 

Играющие делились на группы по 6 – 8 человек и становились в кружки в разных местах площадки (зала). В  центре каждого кружка находился  водящий с флажком в поднятой руке (флажки были разного цвета). По первому сигналу все, кроме держащих флажки, разбегались по площадке, по второму сигналу – приседали и закрывали глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флажками в это время менялись местами. По команде воспитателя: "Все к своим флажкам!" – играющие открывали глаза, искали свой флажок, бежали и строились вокруг него. Побеждала группа, быстрее других образовавшая кружок.

 

Умение начинать игру по сигналу  воспитателя; не подглядывать, когда  водящие менялись местами, чтобы  команде не засчиталось поражение, способствовало развитию выдержки, ответственности, дисциплинированности.

 

Методика не рекомендует проводить  в помещении игры с мячом, поскольку  они вносят беспорядок и возбуждают детей. Эти игры мы проводили на игровой  площадке. Одна из самых обыкновенных и простых игр с мячом, в которую любят играть и мальчики, и девочки у всякой стены – "Лови мяч!". Мяч (резиновый) выбрали небольшой (диаметром 20 см) и упругий. Дети ловили его с различными вариациями:

 

1. Ударить мячом об стену и,  когда он отскочит, поймать его обеими руками.

 

2. Ударить мячом об стену 6 раз и поймать правою рукой.

 

3. Ударить мячом 6 раз правою  рукой и поймать левою.

 

4. Бросить 6 раз левою рукой  и поймать правою (тогда играющий  из "ученика" делается "подмастерьем").

 

5. Бросить правою рукой мяч  снизу под правую ногу и  поймать правою же рукой.

 

6. То же – левою рукой под  левую ногу.

 

7. Правой рукой бросить мяч  сзади через голову и поймать  правой же рукою.

 

8. Бросить сзади и поймать  левой рукою (тогда играющий  делается "мастером").

 

9. Правой рукою бросить мяч  об стену, 5 раз отбить его рукою  и в шестой поймать.

 

10. То же сделать и левой  рукою.

 

11. Два мяча бросать один за  другим в стену правою рукой  и ловить левой, которая тотчас  передает мяч в правую, пока  каждый мяч не пере

 

бывает в левой руке 6 раз.

 

12. Два мяча бросить в одно  время правой и левой рукою  и поймать обеими (тогда играющий  производится в "старшие мастера").

 

В этой игре договаривались, сколько  раз повторять каждое упражнение (обыкновенно от 4-х до 6-ти раз). Если мяч упадет, все прежние удары пропадают и снова нужно начинать упражнения по порядку. Кто сделал промах, передает мяч другому игроку.

 

Для девочек вместо 5-ое и 6-ое упражнение заменяли (по их желанию) следующими:

 

а) Бросить мяч вверх и поймать  его сначала обеими руками, потом  правою и наконец левою.

 

б) Ударить мячом об пол, 5 раз  отбить его правою рукой, а в шестой поймать; то же самое – левой рукою.

 

Подвижные игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и  ловкости проводили игры-перебежки ("Два Мороза", "Волки во рву", "Гуси-лебеди"), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могли отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, которые требовали от играющих организованности, внимания, выдержки, согласованности движений, способствовали общему физическому развитию (например, игра "Кто подходил"). Подвижные игры требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения, а также спосбствуют формированию волевых качеств. Было проведено спортивное развлечение, куда вошли эстафеты в парах."Чья команда быстрее". Участники делились на две команды. Игроки каждой команды образовывали пары, встав друг к другу спиной и захватив друг друга локтями. По сигналу пары бежали к поворотной стойке, находящейся в 8 – 10 метрах, обогнув ее, возвращались назад. После того, как первая пара пересечет линию старта, бег начинала вторая и т. д. Побеждала команда, первой закончившая эстафету.

 

"Бой петухов"

 

Играющие делись на две команды  и становились в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 м. Капитаны посылали в круг по одному "петуху". "Петухи" становились в круг на одной ноге, другую подгибали, руки держали за спиной. По сигналу "петухи" старались вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удавалось – получал очко для своей команды. Когда все "петухи" приняли участие в игре, то подсчитывались очки. Выигрывала команда, получившая больше очков.

 

С помощью игр-эстафет у детей  формировались такие волевые  качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. В эстафете "Чья команда быстрее" некоторые дети не могли проявить упорство, настойчивость во время бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Они отпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта. Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность, упорство. В эстафете "Бой петухов" наблюдались случаи, когда проявляли нерешительность, нарушали правила игры. Игры показали, как важно для детей иметь такое качество как упорство, настойчивость. Мы старались создать такие условия, при которых ребенок мог оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Эти игры развивали у детей решительность. Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конец уже могли наоборот – проявить решительность, принять участие в игре.

 

Итак, мы провели систему игр, направленную на развитие волевых качеств личности. Дошкольникам создавались такие  условия, которые формировали у  них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных нами играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.

 

 

Заключение

 

 

 

В период старшего дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые  качества личности: упорство и настойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в том числе  успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность, характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность, дисциплинированность.

Информация о работе Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста