Возможности танцевально-двигательной терапии в перинатальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:35, реферат

Описание работы

При изучении человеческих младенцев можно наблюдать деструктивный эффект медицинской обработки в первые часы после рождения. Видео демонстрирует, что новорожденный активно и достаточно длительное для него время (около часа) ищет грудь. Если мать и дитя были вместе в этот период времени, то связь между ними очень прочна и легче устанавливается благодаря гормональным изменениям в организме матери. Сравнительное исследование групп младенцев спустя месяцы и годы показывает различие между младенцами, которым позволили непосредственное взаимодействие с матерью после рождения, и другими младенцами, которые были отделены для медицинских процедур.

Содержание работы

Введение

Анализ движения Лабана в танцевальной терапии перинатального периода.
Наработки Кестенберг.

Опыт рождения. Станислав Гроф.

Двигательные паттерны в психологическом развитии.


Вклад Дэниела Стерна.

Терапевтическая работа движущегося Я.


Базовая типология языка чувственного движения.

Путь человека из родительских объятий к общественным законам.


Паттерны развития движения младенца.

Основы Baby Contact.

Файлы: 1 файл

Базовая типология языка чувственного движения.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

                    Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

Московский городской психолого-педагогический

университет

Факультет психологического консультирования

 

 

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ТЕРАПИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМИ ИСКУССТВАМИ (1 ступень)»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО КУРСУ:

«Введение в танцевально-двигательную терапию»

 Специальность 020400-Психология

Специализация 020414- Психологическое  консультирование

 

на тему:

«Возможности танцевально-двигательной терапии в перинатальной психологии»

 

 

 

 

 

Выполнила:

             Юминова М.С. 

 

 

                                                       Преподаватель:                                                                      

                                   ст.преп. Гарафеева А.Ю.

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

 

Москва 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

 

 

  1. Введение

 

  1. Анализ движения Лабана в танцевальной терапии перинатального периода.

Наработки Кестенберг.

 

  1. Опыт рождения. Станислав Гроф.

 

  1. Двигательные паттерны в психологическом развитии.

 

 

  1. Вклад Дэниела Стерна.

 

  1. Терапевтическая работа движущегося Я.

 

 

  1. Базовая типология языка чувственного движения.

 

  1. Путь человека из родительских объятий к общественным законам.

 

 

  1. Паттерны развития движения младенца.

 

  1.  Основы Baby Contact.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый танец происходит между  матерью и ребенком в течение  беременности, рождения и раннего  детского возраста - это наш первый, и возможно наиболее глубокий опыт жизни. Он создает образец для  обучения и поведения, закладывает  основу самоуважения, паттерн социальных связей и отношений на всю последующую  жизнь.

Периодически в западных средствах  информации возникают дебаты по вопросу, на который наука наконец находит  ответ: наследственность чаще является причиной возникновения психических  расстройств личности, чем воздействие  среды. Эти новые данные требуют  драматических изменений в наших  образовательных и социальных системах. Ведь именно среда, а особенно, социальное окружение действует на генетически  обусловленные потенциалы человеческой личности. Другими словами, природа  и воспитание. Мы не можем пока еще изменять влияние наследственности, но мы можем сделать много полезного вне ее.

Известный исследователь  поведения животных, С.А. Барнетт в 1970, в Университете Глазго, изучал генетические и средовые влияния на поведение лабораторных мышей. Чтобы отслеживать эффект, он обменял половину выводка двух мышей вскоре после родов. Чтобы отличать мышат, которые были перемещены от одной матери в другой, он сделал маленькие надрезы на их ушах. К его изумлению, мыши с надрезанными ушами оказались более интеллектуально развитыми (согласно некоторым поведенческим испытаниям). В этом случае и наследственность, и среда находились под контролем. Как могло маленькое повреждение ушных раковин привести к увеличению интеллекта? Объяснение, к которому пришел Барнетт, состояло в том, что "приемные матери" вылизывали подкидышам подрезанные уши. Эти мышата получили больше внимания и физического контакта от матерей, что дало им больше начальной безопасности, больше уверенности в последующем исследовании среды, и, отсюда, больший успех в решении поведенческих задач.

Многие исследований животного  поведения показывают, что есть сложное  соотношение между генетическими  детерминантами и факторами окружающей среды. Например, лаборанты брали  на руки лабораторных крыс из одной  группы в течение приблизительно пяти минут в день, в то время  как другая группа крыс не получала такого контакта. Первая группа показывала уверенность в исследовании открытого  исследовательского пространства, в  то время как вторая группа была более сдержана в движении, держась  близко к месту, куда они были помещены.

При изучении человеческих младенцев  можно наблюдать деструктивный  эффект медицинской обработки в  первые часы после рождения. Видео  демонстрирует, что новорожденный  активно и достаточно длительное для него время (около часа) ищет грудь. Если мать и дитя были вместе в этот период времени, то связь между  ними очень прочна и легче устанавливается  благодаря гормональным изменениям в организме матери. Сравнительное  исследование групп младенцев спустя месяцы и годы показывает различие между младенцами, которым позволили  непосредственное взаимодействие с  матерью после рождения, и другими  младенцами, которые были отделены для медицинских процедур. В первой группе младенцев наблюдается тенденция  быть более гармоничными, лучше расти  и показывать лучшие результаты в  различных тестах.

Самый первый период жизни - в матке, при рождении, и в начальный период жизни с матерью - это период, имеющий особо важное значение для будущего развития. Эта проблема редко когда рассматривается в исследованиях «наследственность – среда».

 

 

Анализ Движения Лабана в танцевальной терапии перинатального периода. Наработки Кестенберг.

ТДТ начала развиваться с  исследования свободного танцевального  движения и стала оформляться  в 1930-40-ые гг. прошлого века. В этот период реакция против ограничений классического  балета была выражена новым направлением в мире танца, представленным деятельностью  таких танцовщиц, как Айседора Дункан, Рут Сен-Дени и Марта Грэм. Западный танец был обогащен импульсами из Азии и Африки и в то же самое время результатами психоанализа (Фрейд) и аналитической психологии (Юнг).

Одно из наиболее важных влияний  на развитие ТДТ оказал Рудольф Лабан (1879-1958), который основал школы танца во многих частях Европы, организовал крупномасштабные "танцевальные хоры", создал широко используемую систему нотации танца, и много сделал для того, чтобы развить систематическое изучение движения (Hodgson & Preston-Dunlop, 1990). Лабан был защитником и распространителем танца как здорового контраста бессмысленным физическим ограничениям индустриального общества, и, хотя он сам не практиковал танцевальную терапию, его работа оказала большое влияние на развитие ТДТ в мире.

Центр Лабана Движения и Танца в Лондоне в настоящее время тесно связан с Лондонским Университетом и предлагает курсы по анализу движения и танцевально-двигательной терапии.

В США работа Лабана была представлена Ирмгард Бартеньефф, танцовщицей, которая эмигрировала из Европы и стала работать физиотерапевтом в США. Центр Исследования Движения Лабана-Бартеньефф в Нью-Йорке - ведущий центр изучения движения. Бартеньефф оказал влияние на интеграцию Анализа движения Лабана с танцевальной терапией через сотрудничество с пионерами-танцтерапевтами в Бронкском Психиатрическом Центре в 1960-е гг (см. Bartenieff & Lewis, 1980). Особенный интерес представляет сотрудничество Бартеньеффа с детским психиатром Джудит Кестенберг (Kestenberg, 1975). Кестенберг сотрудничала с Маргарет Малер в Вене прежде, чем они уехали в США в 1930-е гг.. Позже она встречалась в Лондоне с Анной Фрейд, которая развивала работу своего отца, Зигмунда Фрейда, занималась с детьми и изучала развития эго.

Главным достижением Кестенберг было соединение анализа движения Лабана с динамической психологией Фрейда. Она выдвинула множество важных концепций и даже применила сложную систему записи для регистрации качеств движения в работе с маленькими детьми и родителями. В своей клинике и исследовательском центре на Лонг-Айленд, Нью-Йорк, она работала много лет с программой для матерей и детей, используя свою проницательность в анализе движения для достижения успеха в Первом Танце.

Две из концепций Лабана, которые Кестенберг развивала - это Усилие и Форма. Усилие по Лабану соотносится с "внутренним отношением" к движению, качеству или энергии, помещенной в движение. Например, можно взмахнуть рукой слева направо. Один человек может перемещать руку свободно и легко, другой медленно и усиленно. Рука следует за той же самой формой движения, но качество движения различно. Одно из важных качеств усилия по Лабану - Поток, который может быть ограниченным или свободным. Движение в свободном потоке - то, которое не может быть остановлено в середине течения. Связанное (или ограниченное) движение управляется полностью и может быть остановлено или изменено в любое время. Ежедневные движения, такие как дыхание и ходьба, составлены из ритмических комбинаций свободного и связанного потока.

Кестенберг применила эти концепции к развитию детей. Новорожденный не имеет доступа к управляемым, ориентируемым на задачу и выразительным движениям взрослого. Движения младенца кажутся почти случайными, но постепенно ребенок становится все более и более сознательным в различении частей тела, которые присоединены к нему и тех "забавных вещах", которые с ними можно делать. Сначала движения младенца, в терминах Кестенберг, - это примеры потока напряженности и потока формы.

Основные структуры движения, заметные от рождения, являются ритмами  потока напряженности (используются для  выражения потребностей, движений и  чувств), и ритмами потока формы (используются для выражения эгоистических  чувств, таких, как дискомфорт-комфорт  и отвращение-привлекательность  и др.), отражающие способы взаимосвязи  с окружающей средой.

Поток усилия представляет собой  континуум, созданный изменениями  в напряжении мышц - от связанного (ингибированного) к свободным движениям. Поток формы адресуется к изменениям в форме органа от сокращения до растяжения, как это происходит при вдохе и выдохе, уклонении от вредного, и стремлении к приятным раздражителям. В дополнение к этим основным формам, мы часто наблюдаем более специфические - сужение и расширение, укорачивание и удлинение, также как углубление и выпирание. (Кестенберг, 1975)

Позже, когда ребенок (или  взрослый) учится проводить определенное инструментальное движение, он проявляет  пред-усилия, или предшественники  усилий.

" Предшественники усилия - моторный аппарат, которые будет  посредником между потоком напряженности  и усилием. Поскольку они управляют  напряженностью, они ориентируются  на тело; в определенной степени,  они пытаются иметь дело с  пространством, весом и временем, они ориентируются на действительность. Мы используем пред-усилия при  изучении новых навыков, в процессе, который требует контроля над  телом до того, как разучиваемые  навыки станут автоматическими.  Мы также используем предшественники  усилия для защиты. (Кестенберг, 1975)

Только позже, когда степень  компетентности достигнута, мы видим  реальные усилия, чистые соотношения  между внутренним отношением или  мотивом и качеством образующегося  движения.

Эти концепции имеют важное значение для первого танца, отношений  между ребенком и значимым взрослым, которые затрагивают психологическое  развитие младенца. Мать и младенец имеют свои собственные качества движения. Большинство матерей приспосабливают  свое движение к движению ребенка, что  Кестенберг называет как со-настройкой (attunement). Но есть случаи, когда стили движения сталкиваются.

Вообще говоря, со-настройка  обеспечивает и симбиоз, и столкновение-разделение. Преувеличенная со-настройка может  вызвать появление страха поглощения, а преувеличенное столкновение провоцирует  страх разделения. Слишком много  со-настройки ведет к блокировке независимого функционирования. Чрезмерное количество столкновений - увеличивает  моторную разрядку как реакцию на стресс, но это может также вести к ограничению функции.

Если в раннем окружении  ребенка что-то происходит неправильно, ребенок реагирует защитами, которые  проявляются как на телесном, так  и на психологическом уровне.

Самый ранний основной страх  ребенка - страх быть отвергнутым, который  связаны с отсутствием матери и развивается в страх потери любви. Две основные защитные реакции - ограничение движения и моторная разрядка. Изолированные травматические переживания, кажется, чаще приводят к  защитной моторной разрядке. Непрерывные  фрустрации прокладывают путь к ограничениям. Такие хронические ситуации разочарования  могут быть ограничены одним аспектом жизни ребенка и, затем, продуцировать  ограничения в этой отдельной  сфере, или же расстройства могут  охватывать все сферы повседневной жизни ребенка и затрагивать  его полное функционирование. (Кестенберг, 1975, р. 171)

Специфические аспекты жизнедеятельности  ребенка включают, конечно, кормление  грудью, обучение навыкам гигиены, сексуальность - те области, которые были представлены в теории психосексуального развития З.Фрейда.

Однако другие сферы жизнедеятельности  также могут быть важными, такие  как ощущение "Я" как агента действия. (Стерн, 1985)

Первый танец начинается еще до рождения. Многие женщины  в течение беременности становятся более сосредоточенными на внутренних ощущениях, и это объяснимо. Но современное  общество требует от женщин, чтобы  они продолжали работать, что может  отвлекать от этого процесса взаимодействия, ведя, скорее к стрессу и конфликту, чем к гармонии и коммуникации с растущим ребенком.

Кроме того, в некоторых  обществах, участие отца не поощряется, и он может быть весьма отстранен  от взаимодействия до-, в течение  или после рождения ребенка.

Информация о работе Возможности танцевально-двигательной терапии в перинатальной психологии