Возможности танцевально-двигательной терапии в перинатальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:35, реферат

Описание работы

При изучении человеческих младенцев можно наблюдать деструктивный эффект медицинской обработки в первые часы после рождения. Видео демонстрирует, что новорожденный активно и достаточно длительное для него время (около часа) ищет грудь. Если мать и дитя были вместе в этот период времени, то связь между ними очень прочна и легче устанавливается благодаря гормональным изменениям в организме матери. Сравнительное исследование групп младенцев спустя месяцы и годы показывает различие между младенцами, которым позволили непосредственное взаимодействие с матерью после рождения, и другими младенцами, которые были отделены для медицинских процедур.

Содержание работы

Введение

Анализ движения Лабана в танцевальной терапии перинатального периода.
Наработки Кестенберг.

Опыт рождения. Станислав Гроф.

Двигательные паттерны в психологическом развитии.


Вклад Дэниела Стерна.

Терапевтическая работа движущегося Я.


Базовая типология языка чувственного движения.

Путь человека из родительских объятий к общественным законам.


Паттерны развития движения младенца.

Основы Baby Contact.

Файлы: 1 файл

Базовая типология языка чувственного движения.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

Упражнения, развитые группой  Кестенберг в клинике на Лонг-Айленд, США, предлагают и для матери, и отца путь воссоединения с ребенком еще до рождения. Ломан (Loman, 1992) показывает как во время движения ребенка в утробе, мать учится чувствовать и записывать на бумаге увеличение и уменьшение интенсивности движений. Отец может помогать ей, например, надавливая (и отпуская) руки на ее спину, давая ей возможность потренироваться в чувствовании изменяющихся усилий. Такое обучение показывает, как разнообразны детские проявления, как различны паттерны усилий даже до рождения, и, что они могут быть связаны с поведением ребенка после рождения. Этот метод - превосходное средство получить знания о своем ребенке еще до рождения. Очевидно, упражнения этого вида были бы полезны для всех матерей, но в особенности для тех, кто ожидает появления трудностей в отношениях с ребенком.

 

Опыт Рождения. Станислав Гроф.

Растет интерес к области  перинатальной психологии. Некоторые  особенно интересные открытия опубликованы в работах Станислава Грофа (1985), чешского исследователя из США. Перед эмиграцией он провел обширную работу с ЛСД как средством получения доступа к бессознательным образам с несколькими тысячами психиатрических пациентов и других людей. Он продолжает работу с другими средствами (музыка, дыхание, суггестия), но с подобными результатами. В основном, Гроф предлагает несколько уровней образов. ЛСД и другие мощные психологические методы могут производить перцептивные эффекты (интенсивный цвет и звук, например). Второй уровень соответствует тому виду проблем, на которых фокусируется психология Фрейда; они связаны с периодом обучения навыкам гигиены и ранним сексуальным развитием. Третий уровень, который может проявляться в очень драматических образах и разнообразных метафорах, Гроф ассоциирует с драмой рождения и опытом непосредственно в пред- и послеродовой ситуации. В некоторых случаях четвертый уровень может быть связан с еще более ранними пренатальными переживаниями (так называемое "океаническое блаженство"), но также может быть очень похож на мистический, духовный или трансперсональный опыт, достигнутый, например, через глубокую медитацию.

«Много лет я расценивал обращения клиницистов к опыту рождения их пациентов как своего рода чистое любопытство, но только когда я сам прошел через интенсивный опыт рождения в группе терапии, я начал понимать ее значение. В моем случае, это был вопрос о реальной борьбе за выживание, от которой я отказался. Врачи с трудом возвратили меня к жизни в послеродовый период. Физические проявления этой борьбы, которые неожиданно возникли в процессе терапевтической сессии (в возрасте 40 лет) соответствовали паттернам хронической напряженности в моем теле» [5].

Есть смысл поверить в  то, что ранний опыт научения - особенно драматический, влияет на последующие  телесные реакции. Хотя, вырастая, мы все  более способны дифференцировать стимулы и выбирать приемлемые ответы, ранние или драматичные стимулы и реакции имеют более сильный эффект, то есть оставляют более глубокий след в программировании мозга, чем поздние и менее драматические.

Совершенно очевидно, что  в перинатальный период следует  оказывать матери и ребенку максимальную заботу.

Видеозаписи показывают что, если младенцу после рождения не сразу  обеспечивают близкий (кожа к коже) контакт с матерью, то замедляются  его движения во время кормления. Изменения гормональной системы  матери в этот период влияют на связь  между матерью и ребенком. Исследование показало, что младенцы, которым  обеспечили этот близкий контакт  с матерью, показывают лучший рост и  умственное развитие, чем такие же младенцы в той же самой больнице, подвергаемые традиционным медицинским  процедурам, включающим в себя раннее отделение ребенка от матери для  мытья, взвешивания и т.д.

 

Двигательные паттерны в психологическом развитии

Джудит Кестенберг, безусловно, внесла важный вклад в рассмотрение вопросов соотношения двигательных паттернов и психологического развития. Она берет фрейдистскую модель (оральную, анальную и генитальную фазы) как точку отсчета и делает свои добавления к этой схеме. Она отмечает пять типов ритма - оральный, анальный, уретральный, внутренний-генитальный и внешний-генитальный (фаллический) - каждый из которых может быть либидозным (потворствующим) или жестким (садистическим или ритмом борьбы). Таким образом, "Оральный сосущий ритм характеризуется мягкими переходами от свободного к ограниченному потоку. Этот ритм используется не только для сосания, но также - и для захватывания, прикосновений, открытия и закрытия рук, тренировки вокализации. Оральный ритм имеет качество успокоения, мягкости. Напротив, оральный-садистский ритм является нервно-напряженным и резким. Он реализуется в резких переходах между свободным и связанным потоком. Это может быть выражено в таких действиях, как хватание, царапание, кусание, удары, толчки, судорожное раскачивание. Вообще говоря, орально-сосущий ритм обеспечивает объединение с объектом, в противном случае, орально-садистический ритм служит разделению, разъединению". (Кестенберг, 1975)

Именно через взятие под  контроль оральных ритмов потока напряженности  и соответствующего потока формы  младенец становится частично независим  от матери и устанавливает основы для утверждения и образа тела, где руки все более и более  становятся продолжением рта и посредниками ранних "я" и "не-я". "Только когда субъект и объект признаются отделенными, возможно со-общение вместо общения" (Кестенберг, 1975).

В этой начальной фазе - приблизительно первый год жизни - это основное достижение тела и движения в горизонтальной плоскости является доминирующими и дает возможность фокусироваться на исследовании внутренних и внешних пространств.

Впоследствии нормальный младенец учится перемещаться в пространстве, первоначально в горизонтальной плоскости и позже, поднимаясь в  вертикальное положение. Маргарет Малер  верит, что переход от горизонтального  к вертикальному положению - это  достижение свободного передвижения, совпадающего с началом проявления интеллекта, составляет наиболее решающий вклад в психологическое рождение человека (Малер в Кестенберг, 1975).

Этот переход особенно затрагивает нижнюю часть тела, что  имеет большое психологическое  значение - эта часть ассоциируется  с выведением ненужных продуктов  и сексуальностью. К сожалению, неразличение этих функций часто приводит к столкновениям между родителями и детьми, различными формами ограничения движения и психологическому конфликту в результате.

 

Вклад Дэниела Стерна

Совсем недавно многие из концепций Лабана и Кестенберг были заново открыты и переработаны в работе Дэниела Стерна (1985), которая получила широкое признание. Стерн вновь исследовал основные принципы психодинамической теории развития в течение первых двух лет жизни на основе недавних экспериментов с младенцами. Особенно интересно, что выводы Стерна поддерживают подход танцевальной терапии, основанной на важности двигательного взаимодействия между матерью и ребенком. Поскольку, похоже, что Стерн не знаком с работами Лабана и обращается к идеям Кестенберг только в сноске, он представляет свою собственную терминологию для основных концепций Лабана. Например, Стерн подчеркивает важность "витальных аффектов" в отношениях матери с ребенком, что является альтернативой термину Лабана - "усилия".

Представления Стерна, однако, являются чрезвычайно убедительными. Стерн приходит к выводу, что новорожденный - более тонко чувствующее существо, чем считалось ранее, и поэтому  он удаляет "аутистическую" фазу из схемы развития Малер. Он приходит к некоторым важным формулировкам  в подходе сэлф-психологии к раннему развитию, концентрируясь на четырех мотивах в "ощущении себя" (sence of self). Он подчеркивает важность собственного внутреннего стремления ребенка к развитию и ответных реакций значимого взрослого.

Стерн не только дает свою собственную  терминологию, но и подкрепляет каждый термин современными экспериментальными исследованиями и психологической  теорией. Например, в описании термина "я-как-целое"(self-coherence) он подробно детализирует набор содействующих факторов, включающих локус, последовательность движения, временную последовательность структуры, последовательность интенсивности и последовательности формы. Во многих случаях, как в этом примере, терминология вполне совместима с подходом Лабана-Кестенберг.

Подобно Кестенберг, он использует термин "со-настройка" для отношений мать-ребенок и детально представляет шесть сопутствующих факторов:

1 . Абсолютная сила.

2. Контур напряженности.

3. Временная пульсация

4. Ритм

5. Продолжительность

6. Форма движения.

Они аналогичны терминам Кестенберг «Поток напряженности» и «Поток формы», полученным из терминологии «Усилия-Форма» Лабана, и имеют отношение к весу (интенсивности, силе), времени и месту.

Хотя Стерн не обращается к танцтерапии, он рассматривает танец как метафору потока двигательных качеств в отношениях между матерью и ребенком.

Суммируя вышесказанное, я полагаю, что Стерн внес важный вклад в наше понимание раннего  развития и, таким образом, объединил  многое из основ танцевально-двигательной терапии.

Сущностное чувство "Я" (по материалам Стерна, 1985)

"Чувство Я" - не познавательный конструкт, это - эмпирическая интеграция". (Стерн, 1985)

Я-как-Действие (Self-agency) - ощущение авторства собственных действий, сила воли, контроля над собственными действиями.

При недостатке: паралич, ощущение, что мои действия не принадлежат  мне, потеря контроля над внешними действующими силами.

Я-как-Целое (Self coherence) - ощущение нефрагментированного существования, физического целого с границами и центром интегрированных действий, как при движении, так и при неподвижности.

При недостатке: фрагментация телесного опыта, деперсонализация, дереализация, выход из тела.

Я-как-Чувство (Self affectivity) - паттерны внутренних качеств чувств (аффектов), которые получены в опыте и связаны с другими качествами опыта.

При недостатке: "ангедония", диссоциированные состояния.

Я-как-История (Self history) - чувство продолжающегося, непрерывного единства со своим прошлым, так, что человек продолжает "пребывать в бытии" и может измениться, оставаясь собой.

При недостатке: временнАя диссоциация, состояния фуги, амнезия, отсутствие "связи с бытием". (Винникотт)

 

Терапевтическая работа: движущееся "Я"

Танцевальная терапия  иногда называется терапией "второго  шанса". Она предлагает пациенту новую возможность пройти многое из процесса раннего развития с терапевтом, действующим как "со-настроенная  мать". Подобно реальной матери, терапевт включается в диалог движения, который  в комплексе изменяющихся структур потока напряженности и потока формы  дает реальную обратную связь пациенту. Иногда этот диалог принимает форму  совместного движения, при котором  терапевт отзеркаливает пациента. В других случаях танцевальный терапевт функционирует как наблюдатель танца пациента, возможно давая устную обратную связь, поддержку, или задавая вопросы, которые направлены на стимулирование понимания. Какой подход выбран, зависит от потребностей пациента, которые являются в свою очередь в значительной степени функцией уровня развития, имеющегося на данный момент.

В целом, процедура начинается с разминки, которая имеет несколько  функций. Как в танцевальном или  гимнастическом классе, разминка имеет  физическое измерение. К тому же расширение движенческого репертуара само по себе - жизненный аспект терапевтического процесса. Но Разминка также имеет психологические и социальные измерения: психологический - в пробуждении эмоциональных источников напряженности, конфликта и удовольствия, которые могут в последствие прорабатываться, и социальный - легкое вхождение пациента в адекватное социальное взаимодействие в терапевтической группе. С более проблемными пациентами может потребоваться много сессий прежде, чем можно серьезно перейти к следующему этапу.

Вторая стадия - Освобождение (Release), маленький (или возможно большой) прорыв в блоке работы, имеющей большое психологическое значение, что может далее исследоваться и развиваться в третьей стадии, Тематической. Работа по теме связана с четвертой стадией, Интеграцией, и пятой стадией, Завершением сессии.

Таким образом, вместе с подходами Кестенберг и Стерна были описаны отправные точки работы по созданию развивающей среды, в которой может появиться движущееся "Я" - "Я", которое может переживать само себя как активное действие, способное использовать пространство и время, инициировать действия, устанавливать отношения с другими, выражать чувства и достигать целей.

Интерес к паттернам развития движения присутствует в нескольких школах, занимающихся исследованием  движения (cоматикс), но наиболее подробно разработан в Body Mind Centering Бонни Бейнбридж Коэн. Вот что она пишет:

«Развитие не является линейным процессом, но скорее происходит волнами, перекрывающими друг друга; каждая стадия содержит элементы всех остальных стадий. Поскольку каждая предшествующая стадия поддерживает последующую, любой пропуск, искажение или незавершенность  любой стадии развития может привести к проблемам с равновесием  и движением, неравновесие развития систем тела, проблемам в восприятии, моторной памяти и творческом проявлении.

Движенческий материал развития включает первичные рефлексы, правильные реакции, рефлексы, связанные с поддержанием равновесия и базовые неврологические  паттерны. Все это автоматические двигательные реакции, лежащие в  основе наших произвольных движений. Рефлексы, правильные реакции и рефлексы, связанные с поддержанием равновесия являются базовыми элементами или алфавитом  нашего движения».

 

 

Базовая типология языка  чувственного движения

Шахар-Леви полагал, что по телесно-двигательным ощущениям “себя – младенца”, развитие проходит через две, в корне отличающиеся, системы архетипов межличностных отношений. Первая система – это “собственное тело в родительских объятиях”, вторая - “собственное тело относительно других тел”. Одна система существует в родительском окружении, другая – в рамках общества. Это деление подчёркивает, что в телесно-двигательных ощущениях “себя-младенца” присутствуют две противоложеные двигательные системы отношений: “в родительском окружении” и “собственное тело относительно других”. В каждой из них существуют свои законы коммуникации, проявления чувств, защиты и способов удовлетворения.

Информация о работе Возможности танцевально-двигательной терапии в перинатальной психологии