Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:35, реферат
При изучении человеческих младенцев можно наблюдать деструктивный эффект медицинской обработки в первые часы после рождения. Видео демонстрирует, что новорожденный активно и достаточно длительное для него время (около часа) ищет грудь. Если мать и дитя были вместе в этот период времени, то связь между ними очень прочна и легче устанавливается благодаря гормональным изменениям в организме матери. Сравнительное исследование групп младенцев спустя месяцы и годы показывает различие между младенцами, которым позволили непосредственное взаимодействие с матерью после рождения, и другими младенцами, которые были отделены для медицинских процедур.
Введение
Анализ движения Лабана в танцевальной терапии перинатального периода.
Наработки Кестенберг.
Опыт рождения. Станислав Гроф.
Двигательные паттерны в психологическом развитии.
Вклад Дэниела Стерна.
Терапевтическая работа движущегося Я.
Базовая типология языка чувственного движения.
Путь человека из родительских объятий к общественным законам.
Паттерны развития движения младенца.
Основы Baby Contact.
Если говорить о роли ведущего, то он также в течение класса оказывает несколько видов поддержки – эмоциональную (эмпатия, забота, вовлеченность, готовность выслушать), информационную (предоставление необходимой информации или сведений о том, где ее можно получить), оценочную поддержку (позитивное подкрепление, похвала, знаки уважения). Важно, что ведущий не становится «экспертом», но способствует уверенности матери в ее роли, поддерживая ее, и укрепляя, таким образом взаимоотношения в диаде «мать-дитя».
Любое движение должно быть комфортно
и для мамы и для малыша.
В некоторых упражнениях (например,
при повторении движений друг за другом)
важно, чтобы мама с малышом повторяла
только то, что подходит для их пары. В
случае неготовности что-то повторить,
мама находит творческий способ реализовать
предложенное движение по-другому. Это
первый шаг к импровизации, к конструктивному
взаимодействию с ребенком и со средой.
На группе может возникнуть групповой
эффект увеличения скорости и поднятия
энергии, как следствие мамы «затанцовываются»
и не всегда успевают почувствовать, насколько
их движения комфортны для ребенка. Напоминание
об этом правиле позволяет оставаться
маме в контакте с малышом, осознавая удобство
совместного движения.
Устанавливайте с ребенком контакт
глаза в глаза.
Это один из способов установления и поддержания
контакта мамы и ребенка, а также понимания
и считывания его сигналов (положительная
или отрицательная обратная связь на конкретное
упражнение или движение, сигналы о потребностях).
Занятие Baby Contact:
Первая основная часть занятия – это разогрев, как физический, так и эмоциональный. Предлагается включиться и разогреться мамам вместе с малышом. Пара учится играть, радоваться, пробуждает внутреннего ребенка. Основная цель: формирование сплочения и доверия. Разогрев постепенно переходит в совместный групповой танец.
После активной части предлагается более спокойная расслабленная часть, включающая в себя «мамин» массаж малыша в сочетании с ритмичными стишками, короткие «бодиворки» для мам или специальные совместные упражнения с малышом, сопровождающиеся детскими песенками и стихами.
Далее идет раскрытие главной
темы урока:
— упражнения для расширения двигательного
репертуара (мы опираемся на Лабан-анализ
движения и систему Бартеньеф, контактную
и танцевальную импровизацию, танцевально-двигательную
терапию, идеи Body-Mind Centering);
— танец и игра с объектами (воздушные шары, мячики разных размеров, ткани, ленты, перышки, звучалки и гремелки и т.д.);
— перформанс с групповой обратной связью.
После демонстрации упражнения ведущим, участники исследуют тему сначала сольно, а затем в группе.
Завершение –
Завершающий круг – обратная связь о занятии, ритуал завершения (колокольчик или стишок или совместное движение или звучание).
Если в занятиях участвуют папы, выбираются упражнения и входы в танец для всей семьи.
Особенности группы с маленькими детьми.
В группе с мамами и малышами до года есть ряд ограничений для танца, например, когда малыш находится на руках, то у мамы заняты руки, а танец с использованием рук – один из самых распространенных паттернов. В этом случае используются такие ограничения, как творческий ресурс для поиска и подбора упражнений и танцевальных предложений, в которых ребенок и мама могут не только участвовать вместе, но и получить пользу и удовольствие.
Для удержания внимания мам с детьми на занятии важна динамика, в которой упражнения и предложения ведущего сменяют друг друга несколько быстрее, чем в обычной группе взрослых. Ведущий скорее директивен в предложении упражнений, структур, ритме, временных ограничений обсуждений. Для привлечения внимания детей также помогают ритмичные стихи, потешки, песенки, а также использование предметов в танце.
К особенностям группы также относится плач, которым малыши выражают свои потребности и настроения: нежелание что-то делать, желание делать что-то другое, особенности реагирования на саму ситуацию, желание продолжать что-то дольше, чем запланировал ведущий; физиологические потребности – сон, еда, туалет. Дети проявляют свои эмоции громко и ярко. Особая способность ведущего – готовность выдерживать и органично реагировать на детский плач разнообразными соответствующими ситуации способами (сопереживание ребенку или оказание поддержки матери, приглашение мамы к взаимодействию с ребенком, предложение всей группе двигаться дальше, давая маме возможность успокоить ребенка, без излишнего внимания группы, или, наоборот, предложение упражнений для всей группы, помогающих малышу успокоиться, например, звучание или ритмичное движение, соответствующее возрасту).
Поскольку группа с малышами такого возраста не всегда предсказуема по своей динамике, то план урока помогает ведущему, но также важна готовность импровизировать и следовать за настроем группы. Для привлечения внимания участников ведущему важно осознанно использовать свои собственные движения и голос.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Возможности танцевально-двигательной терапии в перинатальной психологии