Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:35, реферат
При изучении человеческих младенцев можно наблюдать деструктивный эффект медицинской обработки в первые часы после рождения. Видео демонстрирует, что новорожденный активно и достаточно длительное для него время (около часа) ищет грудь. Если мать и дитя были вместе в этот период времени, то связь между ними очень прочна и легче устанавливается благодаря гормональным изменениям в организме матери. Сравнительное исследование групп младенцев спустя месяцы и годы показывает различие между младенцами, которым позволили непосредственное взаимодействие с матерью после рождения, и другими младенцами, которые были отделены для медицинских процедур.
Введение
Анализ движения Лабана в танцевальной терапии перинатального периода.
Наработки Кестенберг.
Опыт рождения. Станислав Гроф.
Двигательные паттерны в психологическом развитии.
Вклад Дэниела Стерна.
Терапевтическая работа движущегося Я.
Базовая типология языка чувственного движения.
Путь человека из родительских объятий к общественным законам.
Паттерны развития движения младенца.
Основы Baby Contact.
Путь человека из родительских объятий к области общественных законов
1. Ощущения родительского
Младенец начинает свою жизнь в пространстве, созданном его родителями. Младенец ощущает это пространство посредством разных частей тела родителей (груди, живота, конечностей), звуков, запахов, взглядов, движений и прикосновений. В некотором роде, это окружение служит продолжением внутриутробного пространства, выполняя задачи ношения, питания и защиты ребёнка. Особенность этой модели заключается в её кратковременности (первые месяцы жизни) и неповторимости.
Отношения "в окружении
родительских объятий" выстроены
на биологическом факторе
Другой характеристикой
этих отношений является управление
телом младенца извне. Тело младенца
не может само справиться с силой
тяжести, и поэтому полностью
подчинено взрослому в случае,
когда нужно изменить положение
тела или переместить его. Объятия
становятся вспомогательной кожей
и вспомогательным
Внутри родительских объятий нет условий для различия между телами взрослого и ребёнка. Там нет ясных границ между внутренним и внешним, и разницы между сигналами изнутри или снаружи.
Это влияет на развитие ребёнка:
1. В окружении родительских
объятий осуществляется связь
тела и чувств, дающая двусторонний
поток движения, голосов, чувств
и настроек. Младенец и родитель
действуют в едином
2. Из родительских объятий
рождается язык связи движения
и чувств. Тело младенца обучается
через неосознаваемые каналы "первичному
языку телесности", состоящему
из таких "фраз" как: увеличить
или ослабить напряжение
Во время этого неосознанного
разговора у младенца происходит
скрытый процесс обучения родительским
моделям напряжения. В окружении
родительских объятий ребёнок учится
первичным стратегиям распределения
усилий и внимания, прикосновения
и его избегания, и т.д. Симпатия
воспримется через "родительскую
кожу" и позже станет внутренним
центром удовлетворения собой. Сдерживающие
отношения воспримутся как
3. Объятия эгоцентричны, они
создают особую телесную среду,
4. Представление о собственном
теле происходят из опыта,
5. Окружение родительских
объятий оставляет
Следы нехватки родительских
объятий проявляются в
2. Переход из родительских объятий к области общественных законов
В первые три года жизни тело ребёнка вырастает и приходит минута расставания с родительскими объятиями. Для тела это означает постепенный переход от закрытого пространства родительских объятий к автономии, связанной со стоянием на ногах. Этот процесс проходит одновременно с индивидуализацией ребёнка и вместе с изменением системы отношений между ребёнком и родителями.
В пространстве общественных законов ребёнок стоит на собственных ногах вертикально, "лицом" к окружающему миру, напротив близких. Такое положение, когда двое находятся напротив друг друга, доминирует в общественных и межличностных связях.
Система связей "лицом к лицу" развивает отличие себя от других личностей и является основой существования в пространстве общественных законов. "Лицом к лицу" означает телесное и когнитивное разделение себя и мира, "вертикальность"- телесную автономию.
Вместе с тем, новая модель не является полным отказом от старой. Двух/трёхлетний ребёнок, стоящий на своих ногах, нередко возвращается в родительские объятия. Позднее, понятие объятий расширяется от физических к более "виртуальным": в них входят голос, взгляд, исполнение желаний, и т.д.
Каждая система связи
требует соответствующих
1. Соединение в пространстве объятий
2. Отсоединение и рост
Соответственно, существуют две стратегии:
1. Для укрепления связи
родителя и ребёнка –
2. Увеличение и усиление тела перед расставанием – тренировка тела, овладение собственной моторикой, движения суставами.
Сравнение телесных и двигательных характеристик архетипов:
Родительские объятия
Лицом к лицу
Форма тела округлая,
органы расположены близко друг к другу
органы удаляются друг от друга, ноги укрепляются и позвоночник выстраивается по вертикали
Доминантные движения
волновые, круговые, кожа к коже, расслабленные
взрывные, силовые движения, особенно в ногах
Основа движения
движение всем телом
скелет и суставы
Стиль
сжатие тела или расширение
высокий уровень моторики
с проявлением желания и
Защита
увеличение мышечного тонуса, крик и неосознанное отталкивание – шевеление конечностями
моторная модель защиты «бой или бегство», которая задействует конечности
Связь с миром
звуки, взгляд, изменение мышечного напряжения
смешение моторного и словесно-символического языков, удаление и приближение, множественность каналов связи (зрение, слух, речь, движение, мысль)
Смешение языков двигательной связи
У всех людей существует смешение
двух языков двигательной связи. На протяжении
всей жизни идёт их диалог. Первичный
язык не исчезает, он выполняет важную
функцию в таких телесно-
При патологии, один из языков подавляет другой. Это может проявляться в виде необъяснимых метаний между позами и движениями разных моделей, вплоть до нарушения деятельности. В других случаях происходит нарушение связи между внешними движениями и внутренними ощущениями (телесная диссоциация).
Паттерны развития движения младенца
Существует несколько наборов паттернов развития движения, но для задач BabyContact одним из самых важных являются паттерны развития движения младенца. Эти паттерны были выявлены в ходе многолетних наблюдений за маленькими детьми. Они описывают ключевые этапы, которые проходят все здоровые малыши в своем моторном развитии:
— Лежать на спине, перебирать ручками и ножками
— Переворачиваться на один бок, на другой, на живот
— Поднимать голову, упираться
— Cадиться
— Ползать на четвереньках
— Вставать на ноги
— Ходить на двух ногах.
Первый опыт очень значим для человека, имеет характер импринтинга, хотя и крайне слабо осознается. Все происходящие изменения для ребенка кардинальны, хотя они и проходят относительно быстро.
Развитие двигательных навыков очень важно для развития ребенка в целом, в том числе развития головного мозга. Каким же образом движение влияет на мозг ребенка? Ползание, например, стимулирует моторные зоны головного мозга (участки коры, отвечающих за регуляцию движений), а также участки, находящиеся в непосредственной близости к этим зонам (речевые зоны). Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела относительно друг друга, начинают формироваться пространственные представления о собственном теле, так называемая «схема тела». Кроме того, ползание способствует улучшению межполушарного взаимодействия – ведь оно требует согласованного перекрестного движения рук и ног (правая рука – левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. А это в свою очередь способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.
В целом в случае гармоничного развития малыша моторные паттерны разворачиваются сами, естественным образом, без какой-либо поддержки со стороны (в отличие, например, от формирования языка — без поддержки среды он не развивается). Но когда родители знают о существовании этих паттернов, они могут более осознанно наблюдать за их развитием у своего ребенка и дать, если нужно, необходимую поддержку и направление.
При работе с этими паттернами Альфия Рахманова, инициатор направления Baby Contact в России, предлагает участникам терапевтического танца последовательно принимать позы и совершать движения, характерные для малыша на определенном этапе развития. При этом необходимо обращать внимание на иное восприятие ребенка и иной образ тела у него. Этот образ тела характеризуется невыделенностью отдельных частей, неразличением внутреннего и внешнего, отсутствием фокуса и фиксации взгляда; скорее, это безличный континуум ощущений движения. Постепенно, через смену паттернов движения, образ тела проявляется и формируется, подготавливая появление личности, образа «я», формирующегося на основе образа тела.
Такое присоединение через
движение, через ощущения собственного
тела позволяет лучше понять малыша
на самых ранних этапах его жизни.
Это ведь так непросто — понять
что там происходит внутри у этого
крошечного существа. Кажется иногда
— ну что там, лежи, болтай ногами.
Но стоит родителям самим
Базовые неврологические паттерны движений
Это фундаментальные паттерны, которые можно найти внутри более сложных движений. Они образуют последовательность движений, и эта последовательность отражает эволюционную логику развития движения:
— Сдаваться, расслабляться (yield)
— Толкать, отталкиваться (push)
— Тянуться (reach)
— Ухватиться (take hold)
— Тянуть (pull)
Эта последовательность получена также из наблюдений за развитием двигательных паттернов у детей. Каждое из этих действий является развитием предыдущего и ступенькой для следующего. Чтобы что-то притянуть к себе, нужно сначала за это ухватиться. Для этого нужно сначала дотянуться. Чтобы дотянуться (если только предмет не находится на очень близком расстоянии), нам нужно оттолкнуться от чего-то. Чтобы от чего-то оттолкнуться нам нужно сначала это что-то найти и принять это за данность, сдаться этому. В Основах Бартеньефф часто употребляют словосочетание «yield to gravity» – сдаться гравитации. Мы также можем сдаться и полу, и партнеру, и музыке и воздуху.
Паттерны развития движения.
Это направление в телесной и двигательной работе основывается на идее, что «развитие индивида повторяет развитие вида» (»онтогенез повторяет филогенез»): каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденного его предками или его видом (филогенез). В биологии это называется биогенетическим законом. Подход этот в современной биологии он считается устаревшим, однако для целей осознания источников движения это может быть полезная модель, позволяющая найти внутри образы, от которых можно отталкиваться, чтобы лучше понять какие движения уже живут в теле и как можно расширять свой язык движений.
Паттерны развития движения можно разделить на две группы: допозвоночные (превертебральные) и позвоночные (вертебральные).
Допозвоночные (превертебральные) паттерны развития движения:
— Клеточное дыхание (cellular breathing). Это процесс сжатия/расширения в дыхании и движении в каждой клетке тела. Этот паттерн коррелирует с движением одноклеточных. Клеточное дыхание лежит в основе всех других паттернов движения и характере поз.
— Центральная симметрия (Navel radiation). Движения, раскрывающиеся из центра, от пупка. На эволюционном уровне это моллюски во главе с морской звездой.
— Оральный паттерн (mouthing). Это движения тела, инициируемые ртом. На эволюционном уровне — это, скорее всего, черви. Есть свои аналогии и в оральном периоде развития либидо. Работа с лицом и ртом вовлекает мимическим мышцы и, соответственно, чувства.
— Допозвоночные движения (prespinal movement). Это мягкие последовательные движения позвоночника и пищевого тракта. На эволюционном уровне — это вновь беспозвоночные. На структурном — включение тазовой области и ануса в движение. Это движение между двумя точками, связь между головой и хвостом. Пищеварительный тракт в эволюционном смысле является предшественником позвоночника.
Позвоночные (вертебральные) паттерны развития движения:
— Движения позвоночника (spinal movement). Это движения от головы до хвоста, которые коррелируют с движениями рыб. На структурном уровне — это появление оси в пространстве, своего рода axis mundi для тела.
— Гомологичные движения (homologous movement). Это симметричные движения двумя верхними и/или нижними конечностями одновременно, которые коррелируют с движениями земноводных (например, лягушки). Это определяет различение верхней и нижней части тела.
— Гомолатеральные движения (homolateral movement), асимметричные движения одной верхней и нижней конечности на одной стороне тела, которые коррелируют с движениями рептилий (например, ящерицы). Это определяет вертикальную ось симметрии, различение правой и левой половины тела.
Информация о работе Возможности танцевально-двигательной терапии в перинатальной психологии