Возможности танцевально-двигательной терапии в перинатальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:35, реферат

Описание работы

При изучении человеческих младенцев можно наблюдать деструктивный эффект медицинской обработки в первые часы после рождения. Видео демонстрирует, что новорожденный активно и достаточно длительное для него время (около часа) ищет грудь. Если мать и дитя были вместе в этот период времени, то связь между ними очень прочна и легче устанавливается благодаря гормональным изменениям в организме матери. Сравнительное исследование групп младенцев спустя месяцы и годы показывает различие между младенцами, которым позволили непосредственное взаимодействие с матерью после рождения, и другими младенцами, которые были отделены для медицинских процедур.

Содержание работы

Введение

Анализ движения Лабана в танцевальной терапии перинатального периода.
Наработки Кестенберг.

Опыт рождения. Станислав Гроф.

Двигательные паттерны в психологическом развитии.


Вклад Дэниела Стерна.

Терапевтическая работа движущегося Я.


Базовая типология языка чувственного движения.

Путь человека из родительских объятий к общественным законам.


Паттерны развития движения младенца.

Основы Baby Contact.

Файлы: 1 файл

Базовая типология языка чувственного движения.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

— Контралатеральные движения (contralateral movement), диагональные движения верхней конечности с нижней на противоположной стороне тела, которые соотносятся с движениями млекопитающих.

Эти паттерны коррелируют  с основными элементами Основ  Бартеньефф – это система телесной интеграции Ирмгард Бартеньефф, послужила основой для Body-Mind Centering и других соматических дисциплин.

— Дыхание (breathing)

— Центр-периферия (core-distal)

— Голова-хвост (head-tail)

— Верх-низ (upper-lower)

— Право-лево (left-right)

— Диагонали (diagonal)

 

Диада в танцевально-двигательной терапии. Baby Contact.

Вслед за перинатальной психологией  объектом нашего внимания стала диада  мама и малыш, мы фокусируем внимания на контакте и на отношениях в этой паре. Диада представляет собой систему, в которой изменения в одной  части системы влекут за собой  изменения и в другой ее части. Таким образом, даже если мы не занимаемся непосредственно с малышом, но занимаемся с мамой, мы опосредствованно влияем и на ребенка.

Самым важным для ребенка  в первый год его жизни является эмоциональный теплый контакт с  мамой. От того, как складываются отношения  с самым близким человеком  в этот важный период, зависит психологическое  и физическое здоровье ребенка, как  в настоящем, так и в будущем. Это подтверждено многочисленными  исследованиями в этологии (эксперименты Харлоу с маленькими обезьянками), в  психологии (исследования психического развития детей в домах ребенка.

Как же мама выражает свою любовь ребенку? Первый путь – это прикосновение: мама гладит, мама носит на руках, мама прижимаем к себе; мама касается, когда кормит, переодевает, моет ребенка. Второй путь – это взгляд глаза  в глаза. Третий – разговор с ребенком «babytalk» – особенный с точки зрения преувеличенной мимики, эмоциональной окрашенности.

Кроме заботы и ухода (кормление, умывание, переодевание), для ребенка  очень важны и мамино внимание, тепло и радость. Э.Фромм, говоря о материнской любви, говорит, что только счастливая мама может подарить ребенку, не только «молоко», но и «мед» – радость жизни, чувство, что жить – это прекрасно.

Одна из целей нашей  группы помочь мамам найти свой путь к чувству радости, в затем  и выразить ее своему ребенку через  прикосновение, контакт глазами, babytalk. Танец дает такую возможность, а танец, разделенный с другими мамами и малышами, усиливает этот эффект.

С точки зрения культурно-исторического  подхода к телесности, в отношениях с мамой происходит «социализация» тела ребенка, которая зависит от той культуры, к которой мама принадлежит. В разных культурах, в разных слоях  общества, в разных семьях по-разному  прикасаются к ребенку (например, носят на себе в специальных перевязях  или катают в коляске, часто берут  на руки или не берут), по-разному  интерпретируют сигналы ребенка (реагируют, игнорируют, наказывают и т.д.), по-разному  относятся к частям тела (закрывают  одеждой или ходят обнаженными, касаются или нет и т.д.) и т.п.

Таким образом, от каждой конкретной мамы зависит то, в каких отношениях со своей телесностью окажется ее ребенок. Коротко назовем те функции, которые выполняет мама в контексте  социализации телесности ребенка:

1. Дифференциация телесных потребностей – мама по поведению ребенка различает, чего он хочет, и адекватно реагирует на эту потребность. С одной стороны ребенок плачет, когда испытывает дискомфорт, с другой стороны мама приписывает ему некоторые желания, таким образом, происходит совместное обучение распознаванию потребностей ребенка. Дефицит понимания своих нужд и потребностей в более взрослом возрасте может иметь свои корни здесь.

2. Дифференциация эмоциональных  состояний. Ребенок с рождения различает комфортно ли ему или дискомфортно, задача мамы различить, что именно ребенок чувствует в эмоциональном плане: грустно, радостно, страшно и т.д. От того, что умеет различить мама, будет зависеть и то, чему научиться ребенок. Алекситимия может иметь свои корни, когда 1 и 2 функции не реализуются матерью.

3. Дифференциация образа тела. Чем больше телесного контакта, чем больше телесной стимуляции, тем больше у ребенка появляется ощущения и осознания его границ между ним и матерью, им и миром. Ощущение отдельности собственного тела лежит в основе самосознания. Стимуляция (например, обнимающие руки матери) – образ тела – самосознание (что я, где я). Мама ребенка переодевает, купает, переодевает, ласкает. Мама называет части тела, потешки поет. Таким образом, ребенок осознает, что есть он сам, где есть он сам. Если телесного контакта с ребенком слишком мало, то возможны дефекты самосознания, которые могут отражаться в глубокой патологии, размытость я-не я. Также нарушения с дефицитом контакта могут приводить к самостимуляции, например, в форме аутоагрессии, а во взрослом возрасте человек может либо не подпускать к себе («недотроги»), либо, становится зависимыми от телесного контакта, выражающегося, например, в неразборчивых сексуальных связях. Возможно появление некоторых форм конверсионных симптомов, например, проявление нечувствительности определенных областей тела.

4. Обучение невербальному поведению.  Когда мама общается с ребенком, она использует специальный «детский язык» (babytalk), в котором все эмоции проявляются в преувеличенном виде – это образцы невербального поведения (мимика, паравербальные характеристики речи). Ребенок учится не только выражать, но и различать эмоции у других людей. Депрессивная мама, малоэмоциональная мама не дает таких образцов.

Данные функции мамы и  соответствующие им способности  ребенка являются очень важными  и реализуются во многом через  невербальный контакт. На занятиях мы предлагаем мамам в большей степени  начать осознавать их телесный и эмоциональный  опыт, научиться его называть и  выражать в движении и танце. Часть  занятия мы посвящаем «пестованию» малыша – касаемся, гладим, читаем потешки, называя разные части тела. Расширяя свой двигательный репертуар, мама учиться не только движениям, но и новым психологическим качествам.

Остановимся подробнее на том, что дает танец, движение и прикосновение  маме и малышу.

Танец вместе с мамой нравится малышам и способствует их развитию, потому что: 
— танец – это разговор мамы и ребенка на языке невербального взаимодействия, это язык понятный, близкий для малыша;

— танец стимулирует двигательное развитие: 
— через проприоцепцию – мама меняет положение своего тела или положение ребенка, и малыш приспосабливается, ощущает где и как он может расположиться, где находится тело мамы и его тело относительно пола; 
— с детками, которые ползают, мамы играют на одном уровне – малыш получает возможность видеть маму, ее лицо, глаза, что пробуждает энтузиазм ползти к ней, двигаться активнее, ощущая доверие; 
— ритмичные ходьба и раскачивания, кружения, смена уровней относительно пола мамой с ребенком на теле тренируют вестибулярный аппарат, развивают мозжечок, ответственный за координацию и равновесие, Таким образом, танцуя с малышом, мы используем позитивный способ стимуляции этой важной системы, которая более восприимчива в первые годы, чем в любое другое время жизни человека;

— танец на руках или  на теле у мамы предполагает телесный контакт с ней, что важно как  для стимуляции всех органов и  систем, так и для эмоционального благополучия, способствующего формированию базового доверия к миру. Ребенок  чувствует маму, слышит стук ее сердца, мама и малыш смотрят друг другу  глаза в глаза;

— танец – это ритм, баюканье, которые полезны не только для физического и моторного  развития, но обладают и успокаивающими качествами. Игры и танец со сменой ритма – один из способов научить  малышей регулировать процессы возбуждения  и успокоения;

— ребенок знакомится с  трехмерностью пространства, узнает в движении плоскости – верх и низ, право и лево;

— групповой танец или  совместное с группой осваивание пространства – это возможность  ранней социализации, находясь в безопасной, творческой среде, рядом с мамой.

Танец важен для мамы в  этот период ее жизни, потому что:

— импровизированный, свободный  танец – это чувство легкости, физическое и эмоциональное расслабление для мамы,

— это возможность найти  время для себя, двигаться, танцевать  — при этом не разлучаясь с ребенком; 
— танец учит быть в контакте со своим телом, доверять ему;

— это путь научения новым  способам взаимодействовать с малышом, расширить спектр возможностей телесного  контакта с ним (мама учится тому, как  можно ребенка носить, поднимать, танцевать вместе с ним); 
— танец – это путь к самовыражению для мамы;

— это один из путей к  раскрытию творческой энергии, к  чувству наполненности и целостности;

— контакт с телом, внимание к своим ощущениям, – это возможность  ощутить присутствие в «здесь и сейчас», что является одним  из важных качеств матери в первые годы жизни с малышом (по Г.Г. Филипповой);

— становясь более спонтанной, мама вступает в контакт со своим  внутренним ребенком, учится получать удовольствие от движения и игры с  малышом, что также является одной  из важнейших способностей матери;

— танец дает возможность  контакта, общения с другими мамами и малышами. Молодая мама чувствует  себя частью сообщества, у нее есть группа поддержки, есть, где творчески  провести время вместе с ребенком.

Танец способствует укреплению связи между мамой и ребенком, потому что: 
— это невербальный способ взаимодействия, который мама и ребенок используют очень активно в этот период жизни. Д.Стерн называет совместную подстройку взрослого и ребенка на уровне движений «вальсом мамы и малыша». 
— В совместном движении, а также при повторении движений за малышом, тренируется сензитивность мамы – развивается ее чувствительность к сигналам ребенка, который четко дает ей понять, что ему нравится, а что нет, и в чем состоит его актуальная потребность.

— В группе, в играх  мама узнает больше об индивидуальных особенностях своего ребенка, например, о его темпераменте, интересах, отличие  от других деток.

— Ребенок становится партнером  в танце.

— У мамы появляется много  разных способов двигаться с ребенком вместе, получая при этом удовольствие.

— Двигательные игры в сочетании  с потешками и песенками, ласковое касание и «мамин» массаж с включением всего тела и мамы, и малыша способствуют установлению эмоционально позитивного контакта.

Распределить внимание на занятии сразу на три области (внимание к себе, к ребенку и  к группе) непросто для мамы. Такая  особенность внимания характерна и  для обычной жизни молодой  матери – как успевать быть с  малышом, одновременно осознавать собственные  чувства, мысли, потребности, и при  этом еще и быть в контакте с  другим взрослым или ребенком, например, пришедшим в гости. Этот навык переключения внимания можно развивать и тренировать. Такое качество внимания очень похоже на присутствие перформера на сцене в групповой танцевальной импровизации – совместный танец в свободной структуре, где есть всего лишь несколько оговоренных правил.

Контакт мамы с самой собой.

В первые месяцы жизни с  младенцем, матери кардинально перестраивают  свой образ жизни. Практически 24 часа в сутки ее внимание привлечено к  ребенку. Для большинства женщин это новая социальная ситуация, в  которой важно научиться осознавать и удовлетворять, как потребности  ребенка, так и свои потребности, находить пути восстановления ресурсов, способы самоподдержки.

Танец дает возможность осознать, выразить, улучшить свое эмоциональное  состояние, прочувствовать свои потребности, почувствовать расслабление, легкость, игривость.

Контакт мамы и малыша.

Материнская компетентность во многом определяется не столько  операциональными умениями (накормить, перепеленать, поиграть и т.д.), сколько личностными качествами. Например, для матери важнейшими умениями являются ее эмоциональные способности: сензитивность и респонсивность, эмпатичность. Все это выражается, как мы и обозначали выше, в невербальном контакте через касание, взгляд и babytalk.

Контакт мамы с другими людьми.

В первый год жизни ребенка для мамы оказывается важным формирование круга общения, в котором она может получить эмоциональную и информационную поддержку. Не всегда такую поддержку готово оказать ближайшее окружение, поскольку большая часть семьи в дневное время работает, а вечером приходится доделывать многочисленные домашние дела, родственники живут далеко. Живой эмоциональный контакт с другими мамами в реальной жизни оказывается необходим для эмоционального благополучия матери. Попадая в группу танцевальной импровизации, мама выходит из изоляции, в которой нередко оказывается после рождения ребенка. В группе мамы общаются между собой, видят, как взаимодействуют другие матери и дети между собой, обмениваются впечатлениями, мнениями, делятся полезной информацией. Таким образом, через получение положительной обратной связи, взаимной поддержки и общения у мам формируется положительный эмоциональный настрой, что способствует «повышению ценности ребенка для матери» [10], возникает удовлетворенность своим родительством.

Такой контакт матерей  друг с другом формируется не только благодаря вербальной обратной связи  и обмену впечатлениями, но, конечно, и в невербальном взаимодействии, в движении и танце. Этому способствуют разнообразные игры и входы в танец, в которых мамы танцуют в дуэте, а точнее, в квартете вместе с малышами, или в групповом взаимодействии, чувствуя поддержку, сопричастность, интерес группы или партнеров по танцу. Каждое занятие завершается перформансом или групповой танцевальной импровизацией, в которой мамы вместе с детками используют пройденные на классе навыки или новые качества движения. Целью группового завершающего танца является интеграция навыков, чувств и ощущений; чувство контакта с группой, включенности в нее, обмен танцевальными идеями, взаимное творческое вдохновение. Особый акцент в дуэтном или групповом танце мы делаем на встрече взглядов, открытости выражения в движении, эмоциональном резонансе, осознанности на трех уровнях – контакт с собой, с малышом, с другими участниками.

Информация о работе Возможности танцевально-двигательной терапии в перинатальной психологии