Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа
Описание работы
Объект: объектом данного курсового проекта является изучение методик диагностики взаимоотношений родителей и детей. Предмет: взаимоотношения родителей и детей. Цели и задачи: изучить методики диагностики взаимоотношений родителей и детей и дать их описания, научиться применять методики на практике, сделать вывод, как существующие методы диагностики помогают изучить взаимоотношения родителей и детей и для чего это необходимо.
Семье принадлежит основная
роль в формировании нравственных начал
и жизненных принципов ребенка. Семья
создает личность или разрушает ее, во
власти семьи укрепить или подорвать психическое
здоровье ее членов. Семья способствует
появлению у личности образа своего “Я”.
От того, как строятся отношения в семье,
какие ценности, интересы выдвигаются
у ее старших представителей на первый
план, зависит, какими вырастут дети. Климат
семьи оказывает воздействие на моральный
климат и здоровье всего общества. Ребенок
очень чутко реагирует на поведение взрослых
и быстро усваивает уроки, полученные
в процессе семейного воспитания. Глубокие
контакты с родителями создают у детей
устойчивое жизненное состояние, ощущение
уверенности и надежности. А родителям
приносят радостное чувство удовлетворения.
Объект: объектом данного курсового
проекта является изучение методик диагностики
взаимоотношений родителей и детей.
Предмет: взаимоотношения родителей
и детей.
Цели и задачи: изучить методики диагностики
взаимоотношений родителей и детей и дать
их описания, научиться применять
методики на практике, сделать вывод,
как существующие методы диагностики
помогают изучить взаимоотношения родителей
и детей и для чего это необходимо.
Значение и актуальность: проблема отношений родителей
и детей - сложная и парадоксальная. Сложность
ее - в скрытом, интимном характере человеческих
отношений, щепетильности “внешнего”
проникновения в них. А парадоксальность
в том, что, при всей ее важности, родители
ее обычно не замечают, ибо не имеют для
этого необходимой психолого-педагогической
информации.
К сожалению, ускоренный темп
современной жизни, ее урбанизация наряду
с постоянно повышающейся ответственностью
и жесткостью социально ролевых предписаний,
неблагоприятными тенденциями в социально-психологической
динамике развития семьи, недостаток нравственно-этических
начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая
культура общения приводят к нарушениям
отношений между родителями и детьми.
Все это отрицательно влияет на воспитание
детей и формирование их личности. Поэтому
я и решила рассмотреть проблемы взаимоотношений
между родителями и подростками в семье,
считая эту тему весьма актуальной в современных
условиях.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНЫХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
У истоков научных исследований
проблем семейного воспитания стоял П.Ф.
Лесгафт. Целью всякого воспитания он
полагал содействие развитию разумного
человека, который был бы в состоянии соединять
опыт прошедшей жизни с настоящей жизнью
и быть в состоянии предвидеть последствия
своих действий и отношений к другому
лицу. Выяснять причинную связь наблюдаемых
им явлений и творчески предсказывать
и проявляться, в чем именно и выражается
человеческая мудрость [ 8 ].
Таким образом, полное развитие
всех природных задатков способностей,
формирование разумной, свободной человеческой
личности возможно для каждого здорового
человека, детство и юность которого проходят
в нормальных человеческих условиях. Какие
же это условия?
1. Атмосфера любви. Человек
должен быть зачат в любви,
выношен и рожден в любви
и все свое детство провести
в атмосфере любви и взаимного
уважения людей. Лишенный этого
чувства человек не способен
уважать своих близких, сограждан,
Родину, делать людям добро.
2. Высоконравственный воспитатель,
который учит ребенка размышлять,
быть правдивым, соблюдать единство
слова и дела. Самое лучшее, если
эту роль выполняет мать.
3. Регулярный радостный
общественно полезный труд в
присутствии ребенка. Постоянно
наблюдая за работой взрослых,
ребенок начинает имитировать
это в игре, а затем и сам
включается в процесс труда
как помощник, и, наконец, как самостоятельный
исполнитель.
4. Исключение так называемых
прибавочных раздражителей из
жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных
лакомств, беспорядочной еды, табака,
алкоголя, азартных игр. У ребенка,
привыкшего испытывать удовольствие
от воздействия на его мозг
"прибавочных раздражителей",
не вырабатывается способность
к целенаправленной деятельности.
А это означает, что еще одна
творческая личность похоронена,
не успев даже родиться.
5. Гармоническое развитие
всех способностей ребенка. Слушание
сказок, музыки, песен должно сменяться
физическими упражнениями, играми, работой
в саду, занятия сборными игрушками - чтением
стихов, игра в шахматы - рисованием, лепкой.
Ведь никто не знает, в какой области человеческой
деятельности может проявиться особый
талант, данный природой только этому
ребенку.
6. Принцип постепенности
и последовательности. Воспитатель
должен постоянно следить за
тем, чтобы ребенок брался только
за те дела, которые в данное
время для него посильны. Иначе
он потеряет интерес к занятиям,
появится лень.
7. Ограждение ребенка
от контактов с безнравственными
людьми. Важнейшим методом овладения
знаниями и опытом у ребенка
является имитация. Инстинкт имитации
заставляет ребенка пытаться
воспроизвести все действия и
поступки окружающих его людей.
Воспроизвел - значит освоил. Поэтому
взрослые, которые любят ребенка
и желают ему добра, должны
строго контролировать каждый
свой шаг, чтобы не послужить
ему примером безнравственного
поведения.
В современной психологии стили
семейных взаимоотношений делятся на
три основных: попустительский (либеральный),
авторитарный и демократический.
Первый из них обычно проявляется
в семье как отсутствие всяческих отношений:
отстраненность и отчужденность членов
семейного союза друг от друга, их полное
безразличие к делам и чувствам другого,
что в плане воспитания обычно находит
свое выражение либо в принятии и последующей
реализации юношами и девушками таких
же принципов, либо в их полном отказе
от какого-либо усвоения родительского
опыта, отчуждении от родителей.
Два других - авторитарный и
демократический - образуют своеобразную
шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая
авторитарность: безапелляционное и -
бесцеремонное отношение членов семьи,
их жестокость, агрессия, диктат, черствость
и холодность по отношению друг к другу,
а на другом - коллегиальная демократия,
предполагающая сотрудничество, взаимопомощь,
развитую культуру чувств и эмоций, а также
подлинное и полное равноправие всех участников
семейного союза.
Задумываемся ли мы, кем для
ребенка выступают родители? Во-первых
- источником эмоционального тепла и поддержки.
Во-вторых - властью, высшей инстанцией,
распорядителем благ. В-третьих - образцом
и примером для подражания. Ну, а в-четвертых
- другом и советчиком. Так вот, несмотря
на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях
родителей с ребенком должны присутствовать
все эти четыре функции, "удельный вес"
их в разные возрастные периоды неодинаков.
В младенчестве и начале детства "лидирует"
первая функция, в раннем и позднем детстве
- вторая, в младшем школьном возрасте
- третья, а вот с наступлением пубертатного
периода все больший вес приобретает четвертая.
Из этого следует необходимость перестройки
характера взаимоотношений и общения
родителей с юношами и девушками в сторону
сотрудничества, реализации стремления
стать для юности другом и советчиком.
[ 2 ]
Разберемся в наиболее важных
для подготовки к семейной жизни проблемах,
неизбежно возникающих с приходом юности
в системе отношений "родители и дети".
Первое, на что в связи с этим
следует обратить внимание - это особенности
позиции родителей по отношению к детям.
К сожалению, с достижением детьми юношеского
возраста позиция родителей может свестись
к одной из двух крайностей, описанных
педагогом В.А. Караковским [ 10 ].
В соответствии с первой из
них родители окончательно убеждают себя
в том, что власть над детьми дана "от
бога" (на худой конец - от природы), и
начинают деспотически навязывать юности
свои мнения, суждения, оценки и решения
по хорошо всем известному, но далеко не
всегда приемлемому принципу "Делай,
как я". Позиция эта чревата серьезными
последствиями, ибо, встретив сопротивление
со стороны взрослых детей, родители, в
конце концов, могут прийти к убеждению,
что юношеский стиль жизни, так не соответствующий
привычкам, вкусам и убеждениям взрослых,
безнравствен и злонамерен, и в своих попытках
исправить дело дойдут до жесткой регламентации.
Вторая крайность состоит в
том, что родители начинают (чем дальше,
тем больше) попросту побаиваться быстро
взрослеющих и стремительно умнеющих
детей и постепенно капитулируют перед
ними; стремятся "не отстать от молодежи";
боятся получить от нее упрек в консерватизме
и обретают в награду (в лучшем случае)
снисходительную улыбку нового поколения.
Обе позиции чреваты нарушением
нормальных взаимоотношений (озлобленностью
и неприятием старших в первом случае;
скептически-снисходительным, а то и презрительным
отношением к ним во втором) между поколениями,
а заодно и потерей взрослой стороной
авторитета в глазах юности.
Большинство родителей приблизительно
одинаково назовут те качества, которые
они хотели бы видеть в своих детях: честность,
самоуважение, эрудиция, честолюбие, сила,
здоровье, доброта, красота, ясный ум, умение
любить, чувство юмора, умение ладить с
другими людьми. "Я хочу гордиться своим
ребенком", - скажет любой родитель.
Задача родителей - так организовать процесс
воспитания, чтобы достичь желаемых результатов.
Нужно уважать достоинство подростков,
помогать развивать чувство правильной
самооценки и давать при необходимости
полезные советы - все это способствует
становлению их личностной и социальной
зрелости.
Подростки, взрослея, вправе ожидать от
родителей мудрый советов, при этом необходимо
взаимное доверие. Они не будут доверять
тем старшим, которые неискренни с ними.
Честность и искренность ценятся больше
всего. Взрослые не должны позволять себе
переступать определенные границы в отношениях
с детьми. Каждый должен знать свое место.
И все должны уважать общепринятые нормы
человеческого общения. Каждый должен
иметь право на свою личную жизнь. [ 4 ]
II. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
В консультативной практике
диагностическое обследование межличностных
отношений ребенка с родителями специалист,
как правило, обращает внимание на следующие
четыре аспекта:
· актуальные межличностные
отношения между ребенком и родителями.
· их история, особенно в
критических точках онтогенеза.
· межличностные отношения
глазами их участников – детей и родителей.
· объективно фиксируемые
межличностные отношения (детей и родителей)
глазами психолога.
Все имеющиеся методики диагностики
детско-родительских отношений А.Г. Лидерс
[ 9 ] предложил разделить на:
1. предназначенные только
для детей,
2. предназначенные только
для родителей,
3. одинаково пригодные
как для обследования детей, так
и для обследования родителей,
4. методики, которые имеют
отдельные субтесты или задания для
родителей и для детей, соотносимые друг
с другом,
5. методики, предназначенные
для взаимодействующей диады
родитель – ребенок.
В целом, многообразие методик
может помочь разносторонне обследовать
семью на предмет детско-родительских
взаимоотношений, однако, следует заметить,
что специфика применения различных методик
у детей может быть затруднена в силу возраста
обследуемого. Поэтому, в первую очередь,
в задачу психолога, работающего с семьей,
должен входить анализ возможности применения
данной конкретной методики у данного
конкретно ребенка. Самое главное, в данной
ситуации, суметь разъяснить специфику
проведения диагностики родителям, и предоставить
им полную информацию о применяемой методике.
Однако если процедура проведения требует
отсутствия родителя в процессе обследования,
то психолог также должен оговорить это
с родителями заблаговременно.
Работа с ребенком требует от
специалиста не только высокого профессионализма
как специалиста, но и как человека – высокой
степени готовности объяснить и помочь
(в рамках допустимого), так как ребенок,
в силу возраста, может испытывать затруднения
при выполнении того или иного задания.
Диагностика детско-родительских взаимоотношений
не ставит целью провести параллели со
степенью научения ребенка (не рассматривает
родителя в качестве учителя). Методики,
применяемые психологом, могут помочь
понять видение ребенком своих родителей,
а родителями собственного ребенка. Существует
большое количество методик, позволяющих
описать картину отношений, сложившихся
в детско-родительской диаде. Интересно,
что в течение долгого времени для диагностики
отношении преимущественно использовались
методики, ориентированные на родителя,
предполагавшие, что именно родитель является
объективным источником информации о
детско-родительских отношениях Примерами
таких методик могут быть «Опросник родительского
отношения» А.Я.Варги, В.В.Столина, «Анализ
Семейных Взаимоотношений» (АСВ), Э.Г. Эйдемиллера.
Действительно, эти методики позволяют
ответить на вопрос о том, как описывает
детско-родительские отношения и свои
воспитательные усилия сам родитель, однако
они ничего не говорят напрямую о мнении
ребенка. Стремление получить возможность
строить более полную картину детско-родительских
отношений привело психологов к активному
поиску средств и методик, которые позволили
бы прояснить, описать представления ребенка.
2.1 Описание методики « Анализ
Семейного Восприятия» (А С В )
Методика Эйдемиллера Э.Г. и
Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений"
(АСВ) позволяет определить, каким образом
родители воспитывают ребенка в семье.
Для этого измеряется 11 шкал, относящихся
к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция,
гипопротекция, потворствование, игнорирование
потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей
ребенка, недостаточность требований-обязанностей
ребенка, чрезмерность требований-запретов,
недостаточность требований-запретов
к ребенку, строгость санкций (наказаний)
за нарушение требований ребенком, минимальность
санкций, неустойчивость стиля воспитания.