Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа
Описание работы
Объект: объектом данного курсового проекта является изучение методик диагностики взаимоотношений родителей и детей. Предмет: взаимоотношения родителей и детей. Цели и задачи: изучить методики диагностики взаимоотношений родителей и детей и дать их описания, научиться применять методики на практике, сделать вывод, как существующие методы диагностики помогают изучить взаимоотношения родителей и детей и для чего это необходимо.
Шкалы № 3 и 4. Степень
удовлетворения потребностей ребенка: Важно отметить по результатам
ответов всех трех семей, что можно говорить
и о таком явлении, как потворствовании
- родители стремятся к максимальному
и некритическому удовлетворению любых
потребностей ребенка. Они «балуют» его.
Любое его желание для них - закон. Объясняя
необходимость такого воспитания, родители
приводят аргументы, являющиеся типичной
рационализацией: «слабость» ребенка,
его исключительность, желание дать ему
то, чего в свое время был лишен сам родитель
и т.п. Игнорирование потребностей подростка
не наблюдается ни в одной семье.
Шкалы № 5 и 6. Представления
о требованиях - обязанностях ребенк: В отличие от первых двух семей,
в семье № 3 от ребенка ожидают значительных
и не соответствующим его способностям
успехов в учебе или других престижных
занятиях (художественная самодеятельность,
спорт и т.п.). Родители подчеркивают в
беседе те условия, которые прилагают
для организации его успехов.
Можно отметить, что в семье
№ 1 ребенок имеет минимальное количество
обязанностей. Эта особенность воспитания
проявляется в высказываниях родителей
о том, что трудно привлечь ребенка к какому-нибудь
делу по дому.
Шкалы № 7 и 8. Определяют степень
самостоятельности ребенка, возможность
самому выбирать способ поведения: В семье № 1 наблюдается чрезмерность
требований - запретов. В этом случае ребенку
«все нельзя». Ему предъявляется огромное
количество требований, ограничивающих
его свободу и самостоятельность. Высказывания
родителей отражают их страх перед любым
проявлением самостоятельности ребенка.
Этот страх проявляется в резком преувеличении
последствий, которые могут иметь место
даже при незначительном нарушении запрета,
а также в стремлении подавить самостоятельность
мысли подростка.
В отличие от первой семьи, в
семье № 3 - недостаточность требований
- запретов к ребенку. В этом случае ребенку
«все можно». Даже если существуют какие-то
запреты, ребенок их легко нарушает, зная,
что с него никто не спросит. Он сам определяет
время возвращения домой вечером, круг
друзей, вопрос о курении и употреблении
алкоголя. Он ни за что не отчитывается
перед родителями. Родители при этом не
хотят или не могут установить какие-либо
рамки в его поведении.
Шкалы № 9 и 10. Представление
о строгости наказаний, применяемых к
ребенку родителями, за невыполнение семейных
требований: В семье № 1 наблюдается чрезмерность
санкций (жестокий стиль воспитания). Для
этих родителей характерна приверженность
к строгим наказаниям, чрезмерная реакция
даже на незначительные нарушения. Типичные
высказывания этих родителей отражают
их убеждения в полезности для детей максимальной
строгости. В семьях же № 2 и 3 родители
склонны обходится без наказаний или применять
их крайне редко. Они уповают на поощрения,
сомневаются в результативности любых
наказаний.
Шкала № 11. Неустойчивость
стиля воспитания: Оценки по этой шкале позволяют
говорить о резкой смене стиля воспитания,
приемов воспитания в испытуемой семье
№ 2. Они свидетельствуют о «колебаниях»
родителей: от очень строгого стиля к либеральному
и наоборот, от значительного внимания
к ребенку к эмоциональному отвержению.
При этом, родители, как правило, признают
значительные колебания в воспитании
подростка, однако недооценивают размах
(частоту этих колебаний).
В результате рассмотрения
первой группы шкал важно отметить, что
устойчивые сочетания, формирующие типы
неправильного воспитания (см. Приложение
№ 1) в исследуемых семьях наблюдаются
лишь частично.
Так в семье № 3 наблюдается
предпочтение в подростке детских качеств
(ПДК). Этот вид нарушения воспитания обусловлен
потворствующей гиперпротекцией. У родителей
появляется стремление игнорировать повзросление
детей, стимулировать у них детские качества
(детскую импульсивность, непосредственность,
игривость). Для таких родителей ребенок
все еще «маленький». Страх или нежелание
повзросления детей могут быть связаны
с особенностями биографии самого родителя
(он имел младшего брата или сестру, и на
них в свое время переместилась любовь
родителей, в связи с чем свой старший
возраст воспринимался как несчастье).
Рассматривая ребенка как «еще маленького»,
родители снижают уровень требований
к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию,
стимулируя развитие психического инфантилизма.
В семье № 2 можно говорить о
воспитательной неуверенности родителей
(ВН). Наблюдается чаще всего при таких
нарушениях воспитания, как потворствующая
гиперпротекция или пониженный уровень
требований. Воспитательную неуверенность
родителя можно было бы назвать «слабым
местом» личности родителя. В этом случае
происходит перераспределение власти
в семье между ребенком и родителем. Родитель
«идет на поводу» у подростка, уступает
даже в вопросах, в которых, по собственному
мнению, уступать нельзя. Это происходит
потому, что ребенок сумел найти к этому
родителю подход, нащупал его «слабое
место» и добивается для себя ситуации
«минимум требований - максимум прав».
Типичная ситуация в такой семье - бойкий,
уверенный в себе ребенок, смело ставящий
требования, и нерешительный, винящий
себя во всех неудачах с ребенком родитель.
В одних случаях «слабое место» обусловлено
психастеническими чертами характера
родителя. В других - существенную роль
в формировании стиля семейного воспитания
могли сыграть отношения родителя с его
собственными родителями. Характерный
признак таких родителей - доминирование
в их высказываниях реплик с признанием
массы ошибок, совершенных в воспитании.
Такие родители боятся упрямства, сопротивления
своих детей, и находят довольно много
поводов уступить им.
При анализе результатов, можно
отметить, что в семье № 1 наблюдается
проекция на ребенка собственных нежелательных
качеств (ПНК) родителей. Причиной такого
воспитания подростка нередко является
то, что в ребенке родитель видит черты,
которые чувствует, но не признает в самом
себе. Это может быть агрессивность, склонность
к лени, тяга к алкоголю, несдержанность
и др. Ведя борьбу с такими же истинными
или мнимыми качествами у ребенка, родитель
извлекает из того эмоциональную выгоду
для себя. Борьба с нежелаемым качеством
кого-то другого помогает ему верить, что
у него самого этого качества нет. Эти
родители много и охотно говорят о своей
непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными
качествами и слабостями ребенка, о мерах
и наказаниях, которые они в связи с этим
применяют. В высказываниях родителей
сквозит неверие в подростка, нередки
инквизиторские интонации, с характерным
стремлением в любом поступке выявить
«истинную», т.е. негативную причину. В
качестве такой причины чаще всего выступают
качества, с которыми родитель неосознанно
борется.
Таким образом, в результате
анализа проведенной методики важно отметить,
что в исследуемых семьях наблюдаются
некоторые отклонения в воспитательном
процессе, при этом нужно сказать, что,
так как подростковый возраст - очень важный
период в жизни каждого человека для формирования
его личности, то крайне важным является
своевременное выявление, учет и профилактика
данных отклонений в воспитании, а также
в поведении родителей - как самых важных
воспитателей в жизни ребенка. ( См. приложение
№ 3; таб. № 3)
3.2 Интерпретация результатов
( ВВР )
Сравнительный анализ сводной
таблицы результатов данной методики
позволяет сделать следующие выводы по
имеющимся шкалам.
1 шкала: нетребовательность-требовательность
родителя: Особая повышенная требовательность
наблюдается у родителей первой семьи,
причем и у сына в данной семье отмечается
более высокий уровень ответственности
по сравнению со своими сверстниками из
других семей.
2 шкала: мягкость-строгость
родителя: По результатам этой шкалы можно
судить о том, что более высокий уровень
суровости, строгости мер, применяемых
к сыновьям, наблюдается у отцов. Анализ
же результатов ответов матерей говорит
о том, что при всей требовательности к
личности сына, меры наказания отличаются
большей мягкостью и гибкостью правил,
устанавливаемых во взаимоотношениях
между родителями и детьми. На примере
второй семьи хотелось бы отметить, что
при невысокой требовательности и строгости
родителей к сыну, в личности подростка
отмечается высокий потенциал ответственности
за свои поступки и серьезность в поведении.
3 шкала: автономность-контроль
по отношению к ребенку: Результаты таблицы позволяют
сделать вывод о том, что родители всех
трех семей относятся к сыновьям вполне
адекватно. Средние показатели по данной
шкале говорят о том, что контролирующее
поведение по отношению к ребенку не перерастает
в мелочную опеку и навязчивость, но уровень
контроля за поведением своего ребенка
все же находится в норме. Поэтому можно
судить о том, что родители вполне адекватно
оценивают личность ребенка и особенности
подросткового периода. Можно сделать
и предположение о том, что более высокое
количество баллов по данной шкале у матери
в первой семье говорит о проявлении доверия
к ребенку и стремлении родителя привить
ему самостоятельность, что также можно
отметить у отца в третьей семье.
4 шкала: эмоциональная
дистанция-эмоциональная близость ребенка
к родителю: Следует обратить специальное
внимание, что эта шкала отражает представление
родителя о близости к нему ребенка. Такая
трактовка этой шкалы вызвана зеркальной
формой опросника, по которой дети оценивают
свою близость к родителям, свое желание
делиться самым сокровенным и важным с
родителем. Сравнивая данные родителя
и данные ребенка в первых двух исследуемых
семьях, можно судить о точности представлений
родителей, об адекватной оценке близости
к ним ребенка. В первых двух семьях можно
говорить о более полном понимании и разделении
взглядов и желаний между родителями и
детьми, нежели в третьей семье.
Также следует отметить, что
эмоциональная дистанция между матерью
и сыном наблюдается в третьей семье, причем
анализ ответа ребенка говорит о том, что
он нуждается в более близком контакте
с родителями, чем это представляется
его матери. Причем отношения отца и сына
в данной семье более доверительные и
близкие чем у сына с матерью.
5 шкала: отвержение-принятие
ребенка родителем: Эта шкала отражает базовое
отношение родителя к ребенку, причем
важно отметить, что в первой семье родители
стремятся принять ребенка таким, какой
он есть, со всеми его достоинствами и
недостатками. Но в то же время поведение
родителей воспринимается ребенком как
недостаточно принимающим, это может говорить
о том, что ребенку не хватает положительных
установок со стороны родителей, что вполне
характерно для подросткового возраста.
Результаты анализа ответов второй семьи
говорят о том, что со стороны матери наблюдается
некоторое неприятие личности ребенка,
критичное отношение к поступкам и желаниям
подростка. Дистанция между матерью и
ребенком довольно велика. Причем поведение
матери принимается ребенком как вполне
приемлемое и здоровое. Подросток понимает,
что то, что он делает не всегда правильно
и своевременно, поэтому критика матери
вполне уместна. Отец же старается более
гибко относится к поступкам ребенка,
принимать его достоинства, учитывать
недостатки, но не относится к ним критически,
чтобы это не стало отталкивающим фактором
в их отношениях.
6 шкала: отсутствие
сотрудничества-сотрудничество: Наличие сотрудничества между
родителями и детьми как нельзя лучше
отражает характер взаимодействия. Уровень
баллов по данной шкале у второй и третьей
семьи указывают на высокий процент сотрудничества
между родителями и подростком, что является
следствием включенности ребенка во взаимодействие,
признания его прав и достоинств. Отсутствие
такового в первой семье может быть результатом
нарушенных отношений, авторитарного,
безразличного или попустительского стиля
воспитания.
7 шкала: несогласие-согласие
между ребенком и родителем: Эта шкала тоже описывает характер
взаимодействия между родителем и ребенком
и отражает частоту и степень согласия
между ними в различных жизненных ситуациях.
Картина, обрисованная данной шкалой во
всех трех семьях говорит о том, что между
родителями и ребенком иногда имеют место
дискуссии в связи с расхождением взглядов
на некоторые жизненные ситуации. Так
как количество баллов по данной шкале
в семьях не превышает среднего уровня,
то можно также предположить, что данная
ситуация вполне приемлема в связи с периодом
«трудного возраста» ребенка.
8 шкала: непоследовательность-последовательность
родителя: Показатели данной шкалы у всех
семей говорит о том, что родители стараются
быть последовательными и постоянными
в своих требованиях, в своем отношении
к ребенку, в применении наказаний и поощрении
и т.д. Лишь некоторая непоследовательность
имеет место у мамы ребенка из третьей
семьи, что может быть следствием эмоциональной
неуравновешенности либо воспитательной
неуверенности родителя.
9 шкала: авторитетность
родителя: Результаты этой шкалы отражают
самооценку родителя в сфере его влияния
на ребенка. При этом важно отметить, что
во всех семьях оценка родителей вполне
адекватна, что дает основание предположить
уровень баллов по шкале. То есть можно
говорить о том, что мнения, поступки и
действия родителей являются достаточно
авторитетными для ребенка, сила влияния
на личность подростка которых вполне
ощутима.
10 шкала: удовлетворенность
отношениями ребенка с родителем: По данным десятой шкалы из
сводной таблицы результатов можно судить
об общей степени удовлетворенности отношениями
между родителями и детьми, как с той, так
и с другой стороны. Данные свидетельствуют
об отсутствии нарушений в структуре родительско-детских
отношений, о низком уровне возможных
конфликтов и дают основание предположить,
что об обеспокоенности сложившейся семейной
ситуацией можно не говорить в данном
случае.
Таким образом, по результатам
проведенной методики хотелось бы сделать
вывод о том, что в исследуемых семьях
социально-психологический климат почти
в норме, и если имеют место какие-либо
конфликты и разногласия в некоторых жизненных
ситуациях, то это говорит о вполне здоровой
семейной атмосфере, где ребенок достиг
подросткового возраста. Причем хотелось
бы также отметить, что по результатам
опроса видно, что родители в большинстве
случаев пытаются понять желания и поступки
ребенка, быть к нему ближе, быть ему в
первую очередь не наставником, а другом,
что крайне важно в данный возрастной
период для ребенка. ( См. приложение №
5; таб. № 4)