Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа
Описание работы
Объект: объектом данного курсового проекта является изучение методик диагностики взаимоотношений родителей и детей. Предмет: взаимоотношения родителей и детей. Цели и задачи: изучить методики диагностики взаимоотношений родителей и детей и дать их описания, научиться применять методики на практике, сделать вывод, как существующие методы диагностики помогают изучить взаимоотношения родителей и детей и для чего это необходимо.
Затем можно получить ответ
на вопрос: почему они воспитывают его
так, измерив следующие 9 шкал, относящихся
к личностным проблемам родителей, которые
они решают за счет ребенка. Расширение
сферы родительских чувств, предпочтение
в подростке детских качеств, воспитательная
неуверенность родителя, фобия утраты
ребенка, неразвитость родительских чувств,
проекция на ребенка (подростка) собственных
нежелаемых качеств, вынесение конфликта
между супругами в сферу воспитания, предпочтение
мужских качеств, предпочтение женских
качеств.
Дополнительная двадцать первая
шкала построена А.Л. Лихтарниковым и измеряет
асоциальность отношений в семье. Шкала
создана методом контрастных групп: рассматривались
пункты опросника АСВ, имеющие значимые
различия по Т-критерию с уровнем значимости
не хуже 0,01 на выборках А) здоровых семей;
Б) семей с ребенком, совершившим правонарушение
и находящимся на учете в ИДН. Высокие
значения шкалы асоциальных отношений
в семье получают конфликтные семьи, где
нет взаимопонимания между родителями
и между родителями и ребенком, родители
не знают, чем ребенок занят и не доверяют
ему, предоставляют его самому себе, иногда
непредсказуемо наказывают, манипулируют
им, настраивая ребенка против другого
супруга. Эта шкала могла бы быть иначе
названа шкалой простых жестоких игр.
Инструкция: Уважаемый родитель! Предлагаемый
Вам опросник содержит утверждения о воспитании
детей. Утверждения пронумерованы. Такие
же номера есть в "Бланке для ответов".
Читайте по очереди утверждения
опросника. Если Вы в общем согласны с
ними, то на "Бланке для ответов" обведите
кружком номер утверждения. Если Вы в общем
не согласны – зачеркните этот же номер
в бланке. Если очень трудно выбрать, то
поставьте на номере вопросительный знак.
Старайтесь, чтобы таких ответов было
не больше 5.
Обработка результатов: Бланк регистрации ответов
составлен так, что номера ответов, относящиеся
к одной шкале, расположены в одной строке
(правда, для некоторых шкал таких строк
две — вверху и внизу). В крайнем правом
столбце указаны сокращенные названия
шкал. Справа от сокращенного названия
шкал указано диагностическое значение
для каждой шкалы.
Так, например, ответы на вопросы
1, 21, 41, 61 и 81, а также 101, 107, 113, 119, 125 (всего
десять вопросов) относятся к шкале Г+
(гиперпротекция), диагностическое значение
которой равно 7. Для подсчета баллов по
каждой шкале необходимо подсчитать число
обведенных в соответствующей строке
номеров. Если названия шкал подчеркнуты,
как, например, Г+, то к результату необходимо
прибавить число баллов по дополнительной
шкале, которая находится в нижней части
бланка и обозначена теми же буквами. Если
число баллов достигает или превышает
диагностическое значение, то у обследуемого
родителя диагностируется соответствующая
особенность стиля воспитания.
Описание шкал : Дадим описание шкал опросника
АСВ, которые предназначены для диагностики
типов негармоничного воспитания.
Уровень протекции в процессе
воспитания (шкалы Г+ и Г-)
Речь идет о том, сколько сил,
внимания, времени уделяют родители при
воспитании ребенка. Наблюдаются два уровня
протекции: чрезмерная (гиперпротекция)
и недостаточная (гипопротекция).
Гиперпротекция (шкала Г+). При
гиперпротекции родители уделяют ребенку
крайне много времени, сил и внимания,
и воспитание его стало центральным делом
их жизни. Типичные высказывания таких
родителей использованы при разработке
настоящей шкалы (утверждения шкалы Г+
опросника АСВ).
Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация,
при которой ребенок или подросток оказывается
на периферии внимания родителя, до него
«не доходят руки», родителю «не до него».
Ребенок часто выпадает у них из виду.
За него берутся лишь время от времени,
когда случается что-то серьезное.
Степень удовлетворения потребностей
ребенка (шкалы У+ и У-)
Речь идет о том, в какой мере
деятельность родителей нацелена на удовлетворение
потребностей ребенка, как материально-бытовых
(в питании, одежде, предметах развлечения),
так и духовных – прежде всего в общении
с родителями, в их любви и внимании. Данная
черта семейного воспитания принципиально
отличается от уровня протекции, поскольку
характеризует не меру занятости родителей
воспитанием ребенка, а степень удовлетворения
его потребностей. Так называемое «спартанское
воспитание» является примером высокого
уровня протекции (поскольку родитель
много занимается воспитанием) и низкого
уровня удовлетворения потребностей ребенка.
В степени удовлетворения потребностей
возможны два отклонения.
Потворствование (шкала У+).
О потворствовании мы говорим в тех случаях,
когда родители стремятся к максимальному
и некритическому удовлетворению любых
потребностей ребенка или подростка. Они
«балуют» его. Любое его желание – для
них закон. Объясняя необходимость такого
воспитания, родители приводят аргументы,
являющиеся типичной рационализацией,
– «слабость ребенка», его исключительность,
желание дать ему то, чего был сам лишен
в свое время родителями,что ребенок растет
без отца и т.д. Типичные высказывания
приведены в шкале У+. При потворствовании
родители бессознательно проецируют на
детей свои ранее не удовлетворенные потребности
и ищут способы заместительного удовлетворения
их за счет воспитательных действий.
Игнорирование потребностей
ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания
характеризуется недостаточным стремлением
родителя к удовлетворению потребностей
ребенка. Чаще страдают при этом духовные
потребности, особенно потребность в эмоциональном
контакте, общении с родителем.
Количество и качество требований
к ребенку в семье (шкалы Т+, Т- и З+, З-)
Требования к ребенку – неотъемлемая
часть воспитательного процесса. Они выступают,
во-первых, в виде обязанностей ребенка,
т.е. в тех заданиях, которые он выполняет,
– учеба, уход за собой, участие в организации
быта, помощь другим членам семьи. Во-вторых,
это требования-запреты, устанавливающие,
чего ребенок не должен делать. Наконец,
невыполнение требований ребенком может
повлечь применение санкций со стороны
родителей – от мягкого осуждения до суровых
наказаний. Формы нарушений системы требований
к ребенку различны, поэтому высказывания
родителей, отражающие их, представлены
в целом ряде шкал: Т+, Т-; З+, З-; С+, С-.
Требования-обязанности – это
перечень повседневных обязанностей ребенка
по отношению к себе и по отношению к другим
членам семьи.
Чрезмерность требований-обязанностей
(шкала Т+). Именно это качество лежит в
основе типа негармоничного воспитания
«повышенная моральная ответственность».
Требования к ребенку в этом случае очень
велики, непомерны, не соответствуют его
возможностям и не только не содействуют
полноценному развитию его личности, но,
напротив, представляют риск психотравматизации.
Недостаточность требований-обязанностей
ребенка (шкала Т-). В этом случае ребенок
имеет минимальное количество обязанностей
в семье. Данная особенность воспитания
проявляется в высказываниях родителей
о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо
делу по дому.
Требования-запреты, т.е. указания
на то, что ребенку нельзя делать, определяют
прежде всего степень его самостоятельности,
возможность самому выбирать способ поведения.
И здесь возможны две степени отклонения:
чрезмерность и недостаточность требований-запретов.
Чрезмерность требований-запретов
(шкала З+). Такой подход может лежать в
основе типа негармонического воспитания
– «доминирующая гиперпротекция». В этой
ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется
огромное количество требований, ограничивающих
его свободу и самостоятельность. У стеничных
детей и подростков такое воспитание форсирует
реакции оппозиции и эмансипации, у менее
стеничных предопределяет развитие черт
сензитивной и тревожно-мнительной (психастенической)
акцентуации.Типичные высказывания родителей
отражают их страх перед любыми проявлениями
самостоятельности ребенка. Этот страх
проявляется в резком преувеличении последствий,
к которым может привести хотя бы незначительное
нарушение запретов; а также в стремлении
подавить самостоятельность мысли ребенка.
Недостаточность требований-запретов
к ребенку (шкала З-). В этом случае ребенку
«все можно». Даже если и существуют какие-либо
запреты, ребенок или подросток легко
их нарушает, зная, что с него никто не
спросит. Он сам определяет круг своих
друзей, время еды, прогулок, свои занятия,
время возвращения вечером, вопрос о курении
и об употреблении спиртных напитков.
Он ни за что не отчитывается перед родителями.
Родители при этом не хотят, или не могут
установить какие-либо рамки в его поведении.
Данное воспитание стимулирует развитие
гипертимного типа личности у подростка
и особенно неустойчивого типа.
Строгость санкций (наказаний)
за нарушение требований ребенком (шкалы
С+ и С-)
Чрезмерность санкций (шкала
С+) (тип воспитания «жесткое обращение»).
Для родителей характерны приверженность
к применению строгих наказании, чрезмерное
реагирование даже на незначительные
нарушения поведения. Типичные высказывания
родителей отражают их убеждение в полезности
для детей и подростков максимальной строгости.
Минимальность санкций (шкала
С-). Эти родители предпочитают обходиться
либо вовсе без наказаний, либо применяют
их крайне редко. Они уповают на поощрения,
сомневаются в результативности любых
наказаний.
Неустойчивость стиля воспитания
(шкала Н)
Под таким воспитанием мы понимаем
резкую смену стиля приемов, представляющих
собой переход от очень строгого к либеральному
и затем, наоборот, переход от значительного
внимания к ребенку к эмоциональному отвержению
его родителями.
Неустойчивость стиля воспитания,
по мнению К.Леонгарда, содействует формированию
таких черт характера, как упрямство, склонность
противостоять любому авторитету, и является
нередкой ситуацией в семьях детей и подростков
с отклонениями характера.
Расширение сферы родительских
чувств (шкала РРЧ)
Обусловливаемое нарушение
воспитания – повышенная протекция (потворствующая
или доминирующая).
Данный источник нарушения
воспитания возникает чаще всего тогда,
когда супружеские отношения между родителями
в силу каких-либо причин оказываются
нарушенными: супруга нет – смерть, развод,
либо отношения с ним не удовлетворяют
родителя, играющего основную роль в воспитании
несоответствие характеров, эмоциональная
холодность и др.). Нередко при этом мать,
реже – отец, сами того четко не осознавая,
хотят, чтобы ребенок, а позже подросток
стал для них чем-то большим, нежели просто
ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворил
хотя бы часть потребностей, которые в
обычной семье должны быть удовлетворены
в психологических отношениях супругов,
– потребность во взаимной исключительной
привязанности, частично – эротические
потребности. В детстве стимулируется
эротическое отношение к родителям –
ревность, детская влюбленность. Когда
ребенок достигает подросткового возраста,
у родителя возникает страх перед самостоятельностью
подростка. Появляется стремление удержать
его с помощью потворствующей или доминирующей
гиперпротекции.
Предпочтение в подростке детских
качеств (шкала ПДК)
Обусловливаемое нарушение
воспитания – потворствующая гиперпротекция.
В этом случае у родителей наблюдается
стремление игнорировать повзросление
детей, стимулировать у них сохранение
таких детских качеств, как непосредственность,
наивность, игривость. Для таких родителей
подросток все еще маленький. Нередко
они открыто признают, что маленькие дети
вообще им нравятся больше, что с большими
не так интересно. Страх или нежелание
повзросления детей могут быть связаны
с особенностями биографии самого родителя
(он имел младшего брата или сестру, на
которых в свое время переместилась любовь
родителей, в связи с чем свой старший
возраст воспринимался как несчастье).
Рассматривая подростка как
«еще маленького», родители снижают уровень
требований к нему, создавая потворствующую
гиперпротекцию, тем самым стимулируя
развитие психического инфантилизма.
Воспитательная неуверенность
родителя (шкала ВН)
Обусловливаемое нарушение
воспитания – потворствующая гиперпротекция
либо просто пониженный уровень требований.
Воспитательную неуверенность родителя
можно было бы назвать «слабым местом»
личности родителя. В этом случае происходит
перераспределение власти в семье между
родителями и ребенком (подростком) в пользу
последнего. Родитель «идет на поводу»
у ребенка, уступает даже в тех вопросах,
в которых уступать, по его же мнению, никак
нельзя. Это происходит потому, что подросток
сумел найти к своему родителю подход,
нащупал его «слабое место» и добивается
для себя в этой ситуации «минимум требований
– максимум прав». Типичная комбинация
в такой семье – бойкий, уверенный в себе
подросток (ребенок), смело выдвигающий
требования, и нерешительный, винящий
себя во всех неудачах с ним, родитель.
Характерная черта высказываний
таких родителей – признание ими массы
ошибок, совершенных в воспитании. Они
боятся упрямства, сопротивления своих
детей и находят довольно много поводов
уступить им.
Фобия утраты ребенка (шкала
ФУ)
Обусловливаемое нарушение
воспитания – потворствующая или доминирующая
гиперпротекция. «Слабое место» – повышенная
неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные
представления о «хрупкости» ребенка,
его болезненности и т.д.
В типичных высказываниях родителей
отражена их ипохондрическая боязнь за
ребенка: они находят у него множество
болезненных проявлений, свежи воспоминания
о прошлых, даже отдаленных во времени
переживаниях по поводу здоровья подростка.
Неразвитость родительских
чувств (шкала НРЧ)
Обусловливаемые нарушения
воспитания – гипопротекция, эмоциональное
отвержение, жестокое обращение.
Адекватное воспитание детей
и подростков возможно лишь тогда, когда
родителями движут какие-либо достаточно
сильные мотивы: чувство долга, симпатия,
любовь к ребенку, потребность «реализовать
себя» в детях, «продолжить себя».
Слабость, неразвитость родительских
чувств нередко встречается у родителей
подростков с отклонениями личностного
развития. Однако это явление очень редко
ими осознается, а еще реже признается
как таковое.
Другой причиной НРЧ могут быть
личностные особенности родителя, например
выраженная шизоидность.
Замечено, что родительские
чувства нередко значительно слабее развиты
у очень молодых родителей, имея тенденцию
усиливаться с возрастом (пример любящих
бабушек и дедушек).
При относительно благоприятных
условиях жизни семьи НРЧ обусловливает
тип воспитания «гипопротекция» и особенно
«эмоциональное отвержение». При трудных,
напряженных, конфликтных отношениях
в семье на ребенка часто перекладывается
значительная доля родительских обязанностей
– тип воспитания «повышенная моральная
ответственность» – либо к нему возникает
раздражительно-враждебное отношение.