Взаимоотношения родителей и детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Объект: объектом данного курсового проекта является изучение методик диагностики взаимоотношений родителей и детей.
Предмет: взаимоотношения родителей и детей.
Цели и задачи: изучить методики диагностики взаимоотношений родителей и детей и дать их описания, научиться применять методики на практике, сделать вывод, как существующие методы диагностики помогают изучить взаимоотношения родителей и детей и для чего это необходимо.

Файлы: 1 файл

курсовой проект.docx

— 92.69 Кб (Скачать файл)

Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств (шкала ПНК)

Обусловливаемые нарушения воспитания – эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, те или иные склонности, негативизм, про-тестные реакции, несдержанность и т.д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами ребенка, родитель (чаще всего – отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с нежелаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него данного качества нет.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК)

Обусловливаемые нарушения воспитания – противоречивый тип воспитания – соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отверженцем либо доминирующей гиперпротекцией другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между супругами – частое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителе. Характерное проявление ВК – выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой» стороны. Это связано с тем, что именно «строгая» сторона, как правило, является инициатором обращения к врачу или медицинскому психологу.

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола

Шкала предпочтения мужских качеств – ПМК и шкала предпочтения женских качеств – ПЖК. Обусловливаемые нарушения воспитания – потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. Сочетание различных отклонений в воспитании.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания. Классификация типов негармоничного воспитания также дана в Таблице «Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) семейного воспитания»

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, З-, С-). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания содействует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт личности у подростка.

Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени. Однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

 Эмоциональное отвержение (Г-, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или, чаще, неосознаваемое отождествление родителями ребенка с какими-либо отрицательными моментами в собственной жизни. Ребенок в этой ситуации может ощущать себя помехой в жизни родителей.

При жестоком обращении родителей с детьми (Г-, У-, Т±, 3±, С+) на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишением удовольствий, неудовлетворением их потребностей.

Гипопротекция (гипоопека – Г-, У-, Т-, З-, С+). Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов. ( См. приложения№ 1 и 2; таб. № 1 и 2)

       2.2 Опросник «Взаимодействие Родитель- Ребенок» (ВРР) (Марковская И.М.)

Цель методики: методика предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны -- родителей, но и видение взаимодействия с другой стороны -- с позиции детей.

Описание методики: опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей. Таким образом, опросник имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой.

Текст опросника включает 10 шкал - критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме двух, которые выделяет большинство исследователей, и которые могут считаться базовыми в родительско-детских отношениях. Это шкалы «автономия-контроль» и «отвержение-принятие», в них вошло по 10 утверждений, а в остальные шкалы -- по 5 утверждений.

Шкалы опросника ВРР для подростков и их родителей:

1. Нетребовательность - требовательность

2. Мягкость - строгость

3. Автономность - контроль

4. Эмоциональная дистанция - близость

5. Отвержение - принятие

6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

7. Несогласие - согласие

8. Непоследовательность - последовательность

9. Авторитетность родителя

10. Удовлетворенность отношениями  с ребенком (с родителем).

Взрослый вариант опросника для родителей подростков тоже включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.

Процедура опроса: при заполнении опросника родителям и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе: 5 - несомненно, да (очень сильное согласие); 4 - в общем, да; 3 - и да, и нет; 2 - скорее нет, чем да; 1 - нет (абсолютное несогласие).

Инструкция: отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой М - для матери, под буквой О - для отца.

Обработка результатов: все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается - прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы следующим образом:

ответы 1 2 3 4 5           баллы 5 4 3 2 1

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по пять, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на два. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале. ( См. Приложение № 4; таб. № 4).

1 шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком.

2 шкала: мягкость-строгость  родителя. По результатам этой  шкалы можно судить о том, что  более высокий уровень суровости, строгости мер, применяемых к  сыновьям, наблюдается у отцов. Анализ  же результатов ответов матерей  говорит о том, что при всей  требовательности к личности  сына, меры наказания отличаются  большей мягкостью и гибкостью  правил, устанавливаемых во взаимоотношениях  между родителями и детьми.

3 шкала: автономность-контроль  по отношению к ребенку.

4 шкала: эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем.

            5 шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку.

6 шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия.

7 шкала: несогласие-согласие  между ребенком и родителем. Эта  шкала тоже описывает характер  взаимодействия между родителем  и ребенком и отражает частоту  и степень согласия между ними  в различных жизненных ситуациях.

8 шкала: непоследовательность-последовательность  родителя. Последовательность родителя  является важным параметром взаимодействия.

9 шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают  самооценку родителя в сфере  его влияния на ребенка.

10 шкала: удовлетворенность  отношениями ребенка с родителем.

           2.3 Опросник Родительского Отношения (ОРО) (А.Я. Варга и В.В. Столин)

Цель методики: представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Ниже указаны номера суждений для каждой шкалы:

Принятие-отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. 

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.      

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

 Высокие баллы по  шкале принятие—отвержение —  от 24 до 33 — говорят о том, что  у испытуемого выражено положительное  отношение к ребенку. Взрослый  принимает ребенка таким, какой  он есть, уважает и признает  его индивидуальность, одобряет  его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно  много времени и не жалеет  об этом. Низкие баллы по этой  шкале — от 0 до 8 — говорят  о том, что взрослый испытывает  по отношению к ребенку в  основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка  неудачником, не верит в его  будущее, низко оценивает его  способности и нередко третирует  ребенка. Понятно, что имеющий такие  наклонности взрослый не может  быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребностипо этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.           

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем. (См. приложение № 5 таб. № 6; приложение № 6 таб. № 8)

         

        

        III. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИК

В исследовании использовались вербальные методы диагностики. В качестве вербальных методик использовались личностные опросники.

Под личностным опросником понимается совокупность методических средств для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из методик представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора предложений, с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться. Вопросы в анкете сформулированы таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивал свою личность с различных точек зрения, освещал особенности своих взаимоотношений с окружающими и в семье.

Для исследования были подобраны 3 полных благополучных семьи, имеющих 1 ребенка в возрасте 13 лет.

Семья № 1: Зайцевы, сын Алексей;

Семья № 2: Филатовы, сын Сергей;

Семья № 3: Трофимовы, сын Владимир.

         3.1 Интерпретация результатов ( АСВ )

В результате анализа полученных данных и их внесения в сводную таблицу (см. Приложение 3) можно сделать следующие выводы:

Шкалы № 1 и 2. Уровень протекции: В семье № 1 наблюдается гиперпротекция - родители уделяют подростку крайне много сил, времени, внимания. Воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. В семьях № 2 и 3 можно проследить обратное явление - гипопротекция - ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителей, до него «руки не доходят», родителю «не до него». Подросток часто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Информация о работе Взаимоотношения родителей и детей