Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:09, реферат
К одной из задач реформы МВД относится разработка принципиально новых подходов в кадровой работе. В свете данной задачи одним из наиболее важных остается вопрос о психологической характеристике современного полицейского. Какими чертами характера должен обладать сотрудник, чтобы «достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка». Поэтому самыми важным на сегодняшний день остаются направления кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России профессионального отбора кандидатов в сотрудники ОВД МВД России и повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД.
Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления
Введение (актуальность, гипотеза, цели, задачи, практическая значимость)
К одной из задач реформы МВД относится разработка принципиально новых подходов в кадровой работе. В свете данной задачи одним из наиболее важных остается вопрос о психологической характеристике современного полицейского. Какими чертами характера должен обладать сотрудник, чтобы «достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка». Поэтому самыми важным на сегодняшний день остаются направления кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России профессионального отбора кандидатов в сотрудники ОВД МВД России и повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД.
Ценные вещи создаются только в “мире, где все продается и покупается”.
Вен. Ерофеев
В советской психологии систему ценностных ориентаций определяют через понятие направленности личности, понимая под этим некое генерализующее начало, охватывающее все сферы человеческой психики от потребностей до идеалов как ведущую подструктуру личности. Ценность представляет собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности. Направленность личности есть совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.
Основные парадигмы ценностной терминологии
Л.М. Смирнов приводит две основных парадигмы ценностной терминологии:
достаточно абстрактно выраженные концепции того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей - это терминальные ценности.
глубоко эмоционально предпочитаемый модус поведения или действий - инструментальные ценности.
Также он отмечает, что наличие индивидуальных ценностей позволяет каждой личности в ходе развития присваивать себе уже готовые, одобряемые в данной культуре базовые ценности. Усвоенные ею они являются важнейшими детерминантами поведения, решений, выборов.
Общеизвестны два класса
терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Терминальные ценности:
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
здоровье (физическое и психическое)
интересная работа
красота природы и искусства (переживание прекрасного)
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
материально обеспеченная жизнь
наличие хороших и верных друзей
общественное признание и т.д.
Инструментальные ценности:
жизнерадостность (чувство юмора)
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
образованность (широта знаний, высокая общая культура)
широта взглядов (умение понять другую точку зрения)
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и пр.
Ценности вырабатывались
Есть общечеловеческие
природный и социальный мир;
нравственные принципы, эстетические и правовые идеалы;
философские и религиозные идеи и другие духовные ценности.
“Ценностью ценностей” мы
Ценности как потребности (на основе взглядов А. Маслоу)
Если вы намеренно избираете меньшее, чем то, на что вы способны, то я предупреждаю вас: вы будете несчастны до конца своей жизни.
А. Маслоу
Маслоу А. приравнивает ценности к потребностям. Он говорит, что свойства конституции индивида определяют его ценности. Способности требуют того, чтобы их использовали, т.е. способности это потребности, и являются изначальными ценностями. Абсолютной наиглавнейшей ценностью человек считает ту потребность из иерархии потребностей, желание удовлетворить которую доминирует в нем в данное время.
Мы можем открыть ценности, которые
избирает человек, а не
Основная мотивация дает
Маслоу предлагает описательный подход по отношению к ценностям, предполагающий переход от вопросов о безоговорочных истин в терминах долженствования к более эмпирическим вопросам “когда, где, для кого, сколько?” Будь тем, кто ты есть.
Ценность есть предмет
Мы можем рассматривать
В личностном плане ценность
может быть определена как
такое отношение к предметам
и явлениям действительности, которое
показывает человеку его
Классификация ценностей как смысловых универсалий на основе взглядов В. Франкла
Ценности Франкл представляет как смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу приходилось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:
с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);
с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);
посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.
Соответственно этому выделяются три группы ценностей:
ценности творчества
ценности переживания
ценности отношения.
Приоритет принадлежит
К ценностям переживания
К ценностям отношения
Ценности в контексте психологии отношений В.Н. Мясищева
Мы можем рассматривать
Интрапсихические отношения - “Человек - Я сам”. Здесь выделяются три типа отношений:
отношения к телу (соответствует ценности здоровья)
к психическим способностям (познавательные процессы, интеллектуальные способности, знания, умения навыки)
духовное отношение к себе.
Второй пункт можно
отнести к инструментальным ценностям,
благодаря совершенствованию
2. Интерпсихические отношения - “Человек - другой”
микросоциальным отношениям соответствуют ценности такие, как любовь, семья, дружба
мезасоциальным - работа, карьера, признание и т.д.
макросоциальным отношениям соответствуют общечеловеческие ценности, затрагивающие политические и правовые идеалы, этические и эстетические нормы.
3. Транспсихические отношения “Человек - мир объектов”
отношения с вещами (материальный достаток и финансовое благополучие)
отношения к идеям (этические, эстетические, религиозные, философские ценности).
Поскольку не может быть
Ценности. Под ценностями часто понимают те установки, которые определяют личностную структуру, причем установки особого рода — те которые воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком. При этом “выбор” рассматривается как ядро личностной организации. Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этос культуры. В рамках социальной психологии ценности связаны с установками, с одной стороны, и с нормами — с другой [11].
В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, придерживаясь которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [8, Т-1, с. 188].
Регуляторы поведения являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные регуляторы формируются относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей. Источником формирования регуляторов поведения является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми.
1.2 Понятие ценностных ориентаций личности
Понятие «ценностные ориентации»
используют применительно к отдельному
человеку или группе лиц, но не к
обществу в целом. В процессе целостного
анализа общества используют понятия
«ценности культуры», «духовные
ценности культуры», «жизненные ценности».
В последних случаях имеют
в виду некие стратегические детерминанты
поведения больших групп людей,
укорененных в течение
«Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяет судить об уровне развития личности» [6, с. 9].
Механизм становления личностных ценностей уже давно был описан в понятиях интериоризации личностью социальных ценностей. Ряд авторов отмечают, что осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность — регулятор индивидуального поведения. Однако отнюдь не все социальные ценности, осознаваемые и даже признаваемые индивидом в качестве таковых, реально ассимилируются им и становятся его личностными ценностями. Осознания и положительного отношения к ценности явно недостаточно; более того, они, по-видимому, даже не являются необходимыми. Необходимым же условием этой трансформации является практическое включение субъекта в коллективную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Э.А.Арутюнян отмечает, что промежуточным звеном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей референтной для индивида малой группы. Можно предположить, что усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп [7, с. 230].
Информация о работе Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления