Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

К одной из задач реформы МВД относится разработка принципиально новых подходов в кадровой работе. В свете данной задачи одним из наиболее важных остается вопрос о психологической характеристике современного полицейского. Какими чертами характера должен обладать сотрудник, чтобы «достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка». Поэтому самыми важным на сегодняшний день остаются направления кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России профессионального отбора кандидатов в сотрудники ОВД МВД России и повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязь ценностей  в  процессе профессионального становления

Введение (актуальность, гипотеза, цели, задачи, практическая значимость)

 

 

К одной из задач реформы  МВД  относится разработка принципиально новых подходов в кадровой работе. В свете данной задачи одним из наиболее важных остается вопрос о психологической характеристике современного полицейского. Какими чертами характера должен обладать сотрудник,  чтобы «достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка».  Поэтому самыми  важным на сегодняшний день остаются направления кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России профессионального отбора кандидатов в сотрудники ОВД МВД России и повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД.

 

Ценные вещи создаются только в “мире, где  все продается и покупается”.

 

Вен. Ерофеев

 

В советской психологии систему ценностных ориентаций определяют через понятие направленности личности, понимая под этим некое генерализующее начало, охватывающее все сферы человеческой психики от потребностей до идеалов как ведущую подструктуру личности. Ценность представляет собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности. Направленность личности есть совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

 

 

 

Основные парадигмы  ценностной терминологии

 

 

 

            Л.М. Смирнов  приводит две  основных парадигмы ценностной  терминологии:

 

достаточно абстрактно выраженные концепции того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние  бытия людей - это терминальные ценности.

глубоко эмоционально предпочитаемый модус поведения или действий - инструментальные ценности.

Также он отмечает, что  наличие индивидуальных ценностей  позволяет каждой личности в ходе развития присваивать себе уже готовые, одобряемые в данной культуре базовые  ценности. Усвоенные ею они являются важнейшими детерминантами поведения, решений, выборов.

 

 

            Общеизвестны два класса ценностей,  которые выделил М. Рокич:

 

терминальные - убеждения  в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования  стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные - убеждения  в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует  традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

 

            Терминальные ценности:

 

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная  насыщенность жизни)

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

здоровье (физическое и  психическое)

интересная работа

красота природы и  искусства (переживание прекрасного)

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

материально обеспеченная жизнь

наличие хороших и  верных друзей

общественное признание  и т.д.

Инструментальные ценности:

 

жизнерадостность (чувство  юмора)

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

образованность (широта знаний, высокая общая культура)

широта взглядов (умение понять другую точку зрения)

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и пр.

            Ценности вырабатывались человечеством  путем обобщения происходивших  типичных ситуаций и “оформлялись”  в виде значимых принципов,  ориентирующих жизнь человека. Как мы уже предполагали, существует некое единое для всех людей аксиологическое поле, в котором содержатся эти смысловые универсалии, и человек не придумывает ничего нового, а лишь “выбирает” из уже имеющихся те, которые соответствуют его индивидуальности.

 

            Есть общечеловеческие ценности, в которых соединяются воедино  ценности общественной и индивидуальной  жизни. Они представляют собой  определенную систему важнейших  материальных и духовных ценностей.  Основными  элементами этой  системы являются:

 

природный и социальный мир;

нравственные принципы, эстетические и правовые идеалы;

философские и религиозные  идеи и другие духовные ценности.

            “Ценностью ценностей” мы полагаем  ценность жизни. Она стала не  столь популярна последнее время,  и многие упускают ее из  виду и не считают эту данность  таким уж благом.

 

 

 

Ценности как потребности (на основе взглядов А. Маслоу)        

 

 

 

Если вы намеренно  избираете меньшее, чем  то, на что  вы способны, то я предупреждаю вас: вы будете несчастны до конца своей  жизни.

 

А. Маслоу

 

            Маслоу А. приравнивает ценности к потребностям. Он говорит, что свойства конституции индивида определяют его ценности. Способности требуют того, чтобы их использовали, т.е. способности это потребности, и являются изначальными ценностями. Абсолютной наиглавнейшей ценностью человек считает ту потребность из иерархии потребностей, желание удовлетворить которую доминирует в нем в данное время.

 

            Мы можем открыть ценности, которые  избирает человек, а не создать  или изобрести их. Они изначально  присущи самой человеческой природе,  у них имеется биологическая  и генетическая основа, но их  развивает также культура и  цивилизация.

 

            Основная мотивация дает человеку  уже готовую иерархию ценностей,  где потребности зависят друг  от друга. Высшая природа человека, его идеалы, стремления и способности  опираются не на инстинктивное  самоотречение, а на инстинктивное  удовлетворение.

 

            Маслоу предлагает описательный подход по отношению к ценностям, предполагающий переход от вопросов о безоговорочных истин в терминах долженствования к более эмпирическим вопросам “когда, где, для кого, сколько?” Будь тем, кто ты есть.  

 

            Ценность есть предмет потребностей  человека. Всякая ценность характеризуется  двумя свойствами - функциональным  значением и личностным смыслом,  т.е. ее отношением к потребностям  человека. Смысл жизни - это прежде всего стратегическая цель жизни, т.е. задача на длительный период, в той или иной степени осознаваемая.

 

            Мы можем рассматривать ценности  как ключевые жизненные ориентиры,  определяющие способ и характер  деятельности. Ценностные ориентации - понятие, выражающее то или  иное отношение индивида к  различным объектам и явлениям. Система ценностных ориентаций  определяет содержательную сторону  направленности личности и составляет  основу ее отношения к окружающему  миру, к другим людям к себе  самой, основу мировоззрения и  ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и  “философии жизни”.

 

            В личностном плане ценность  может быть определена как  такое отношение к предметам  и явлениям действительности, которое  показывает человеку его истинное  благо, раскрывает перед ним  возможность жизни, способной  принести наибольшее счастье.

 

 

 

Классификация ценностей  как смысловых универсалий на основе взглядов В. Франкла

 

 

 

            Ценности Франкл представляет как смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу приходилось сталкиваться в истории. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:

 

с помощью того, что  мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);

с помощью того, что  мы берем от мира (в смысле переживания  ценностей);

посредством позиции, которую  мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.

Соответственно этому  выделяются три группы ценностей:

 

ценности творчества

ценности переживания

ценности отношения.

            Приоритет принадлежит ценностям  творчества, основной формой реализации  которых является труд. Смысл  труда в том, что человек  как личность вкладывает в  эту работу.

 

            К ценностям переживания относится  любовь, переживание другого человека  в его неповторимости, познание  его глубинной сущности.

 

            К ценностям отношения человеку  приходится прибегать, когда он  оказывается во власти обстоятельств,  которые не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах  человек способен придать своему  страданию жизненный смысл.

 

 

 

Ценности в контексте  психологии отношений В.Н. Мясищева

 

 

 

            Мы можем рассматривать ценности  с точки зрения психологии  отношений В.Н. Мясищева. Как известно  из его теории личность характеризуется  несколькими типами отношений,  или, говоря иначе, выделяются  подсистемы личности такие, как  интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная. Все ценности или аксиологическое “Я” человека имеют непосредственное отношение к этим подсистемам.

 

Интрапсихические отношения - “Человек - Я сам”. Здесь выделяются три типа отношений:

отношения к телу (соответствует  ценности здоровья)

к психическим способностям (познавательные процессы, интеллектуальные способности, знания, умения навыки)

духовное отношение  к себе.

Второй пункт можно  отнести к инструментальным ценностям, благодаря совершенствованию которых  человек может достичь своих  целей. Последний  характеризует  ценности саморазвития, духовного роста, стремлением индивида обнаружить и  реализовать смысл своей жизни.

 

2. Интерпсихические отношения - “Человек - другой”

 

микросоциальным отношениям соответствуют ценности такие, как любовь, семья, дружба

мезасоциальным - работа, карьера, признание и т.д.

макросоциальным отношениям соответствуют общечеловеческие ценности, затрагивающие политические и правовые идеалы, этические и эстетические нормы.

3. Транспсихические отношения “Человек - мир объектов”

 

отношения с вещами (материальный достаток и финансовое благополучие)

отношения к идеям (этические, эстетические, религиозные, философские  ценности).

            Поскольку не может быть ценностей  вне сфер взаимодействия личности, представляется правомерным рассматривать  их с точки зрения обращенности  их к тому или иному типу  отношений человека. Система ценностных  ориентаций в той или иной  степени “привязана” к этим  трем отношениям. Ценности некоторых  типов могут преобладать у  одних людей и быть неразвитыми  у других. Ценностная ориентация  личности представляет собой  сложную сеть взаимодействий  различных ценностей, где одни  доминируют, являются ведущими для  данного человека, другие служат  для их достижения, третьи могут  быть вовсе не активизированы, но потенциально присутствуют  в аксиологическом “Я” индивида.

 

Ценности. Под ценностями часто понимают те установки, которые  определяют личностную структуру, причем установки особого рода — те которые  воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком. При этом “выбор” рассматривается  как ядро личностной организации. Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этос культуры. В рамках социальной психологии ценности связаны с установками, с одной стороны, и с нормами — с другой [11].

 

В.Б. Ольшанский сравнивает ценности со своеобразными маяками, помогающими  «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности  человека; это такие ориентиры, придерживаясь  которых человек сохраняет свою определенность, внутреннюю последовательность своего поведения» [8, Т-1, с. 188].

 

Регуляторы поведения  являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные регуляторы формируются  относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей. Источником формирования регуляторов  поведения является как личный опыт человека, так и выработанные обществом  нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств  массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными  людьми.

 

 

1.2 Понятие ценностных  ориентаций личности

 

Понятие «ценностные ориентации»  используют применительно к отдельному человеку или группе лиц, но не к  обществу в целом. В процессе целостного анализа общества используют понятия  «ценности культуры», «духовные  ценности культуры», «жизненные ценности». В последних случаях имеют  в виду некие стратегические детерминанты поведения больших групп людей, укорененных в течение длительных периодов времени в определенной социокультурной среде. Отсюда проистекают  общие и отличительные, признаки, существующие в трактовке и использовании  понятий «ценностные ориентации»  и «ценности культуры», «жизненные ценности».

 

«Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой  личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяет судить об уровне развития личности» [6, с. 9].

 

Механизм становления  личностных ценностей уже давно  был описан в понятиях интериоризации личностью социальных цен­ностей. Ряд авторов отмечают, что осознание некоторого предмета как общественной ценности предшествует превращению его в личностную ценность — регулятор индивидуального поведения. Однако отнюдь не все социальные ценности, осознаваемые и даже признаваемые индиви­дом в качестве таковых, реально ассимилируются им и становятся его личностными ценностями. Осознания и положительного отноше­ния к ценности явно недостаточно; более того, они, по-видимому, даже не являются необходимыми. Необходимым же условием этой трансформации является практическое включение субъекта в коллек­тивную деятельность, направленную на реализацию соответствующей ценности. Э.А.Арутюнян отмечает, что промежуточным зве­ном, опосредующим этот процесс, выступает система ценностей ре­ферентной для индивида малой группы. Можно предположить, что усвоение ценностей больших социальных групп и общностей всегда опосредовано ценностями малых референтных для индивида групп [7, с. 230].

Информация о работе Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления