Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

К одной из задач реформы МВД относится разработка принципиально новых подходов в кадровой работе. В свете данной задачи одним из наиболее важных остается вопрос о психологической характеристике современного полицейского. Какими чертами характера должен обладать сотрудник, чтобы «достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка». Поэтому самыми важным на сегодняшний день остаются направления кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России профессионального отбора кандидатов в сотрудники ОВД МВД России и повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

1

, можно выделить следующие  требова-

ния:

а) четкое знание правовых понятий  и терминов, без чего невозможны ана-

лиз, понимание и применение правовых норм;

б) глубокое знание правовых принципов (как общеправовых, так  и отрасле-

вых — применительно к тем отраслям права, с которыми сотрудник постоянно работа-

ет). Такие знания позволяют давать общую (иногда носящую предварительный харак-

тер) оценку законности определенного  поведения — как своего, так  и других лиц;

в) четкое знание структуры  законодательства, что позволяет  быстро нахо-

дить правовые нормы, относящиеся к каждому конкретному случаю, эпизоду;

г) четкое, уверенное знание тех норм права, с которыми сотрудник  посто-

янно сталкивается в практической деятельности. Это необходимо потому, что на прак-

тике может складываться обстановка, не позволяющая обратиться к тексту закона и

требующая принятия незамедлительного решения;

д) четкое знание социальной роли права, необходимости неуклонного  со-

блюдения его требований и предписаний.

Показателем уровня правовых знаний, как справедливо отмечает В.П. Сальни-

ков, является способность  сотрудников совершать активные профессиональные дейст-

вия, отвечающие требованиям  законности и эффективности

2

.

Формирование же более  глубоких знаний в соответствующей  области профес-

сиональной деятельности происходит при непосредственном каждодневном соприкос-

новении работников с правовыми вопросами.

Нисколько не умаляя значения правовых знаний сотрудников милиции, следует 

иметь в виду, что знания и понимание права еще недостаточно для правомерного пове-

дения, поскольку сами по себе они не удерживают людей от правонарушений.

Как отмечает В.Н. Кудрявцев, знание нормативных положений не является га-

рантией от их нарушений, главное заключается в отношении либо к нормам и ценно-

стям, охраняемым ими, к обществу, его интересам, отдельным лицам

3

.

И.А. Ильин писал о том, что каждый человек должен «признавать  право прин-

ципиально», осознавать его «верность, правильность, обязательность»

4

.

Наряду с рационально-оценочным  отношением к правовым ценностям  еще од-

ним видом отношений субъекта к праву могут считаться правовые чувства. Представ-

ляется, что правовые чувства профессионалов — это результат значительного опыта

соприкосновения с правом, возникающего и укореняющегося в  сознании человека.

Сложным по своей структуре  и весьма значимым является чувство  законности, осно-

ванное на уважении к закону, правопорядку, законным правам и интересам личности.

Чувство законности можно  рассматривать как побуждение соблюдать и исполнять тре-

бования законов и подзаконных актов, не допускать произвола в отношении прав и ин-

тересов граждан, имеющих отношение к процессу расследования преступлений. Здесь

лежит психологическая установка  на соблюдение и исполнение правовых норм и недо-

пущение нарушений прав граждан, она регулирует поведение сотрудника ОВД в каж-

дой конкретной ситуации.

В процессе профессиональной деятельности уровень юридических  знаний со-

трудника милиции повышается, что позволяет ему верно оценивать сложные юридиче-

                                                 

1

 См.: Афанасьев B.C. Обеспечение социалистической законности: вопросы теории и практики (по мате-

риалам органов внутренних дел): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1987. С. 141.

2

 См.: Сальников В.П. Правосознание  и правовая культура в органах  внутренних дел // Теория государст-

ва и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2001. С. 277.

3

 См.: Кудрявцев В.Н. Преступность  и нравы переходного общества. М., 2002. С. 140.

4

 Ильин И.А. О сущности  правосознания // Собр. соч.: В 10 т.  М., 1994. Т. 4.

НАУКА И ПРАКТИКА. 2009. № 4 (41) 

————————————

15

 

ские ситуации. У него появляются познавательные суждения, связанные не только с

формированием в сознании образцов правомерного поведения, но и  с тем, что этими 

образцами работник руководствуется  в своих действиях, т.е. эти образцы  способствуют

утверждению социально-правовой установки.

Социально-правовые установки  оказывают принципиальное воздействие  на по-

ведение сотрудников, и его  нельзя анализировать без обращения  к этим установкам,

однако они остаются в  сфере сознания, являясь элементом  сознания, а не поведения.

Таким образом, наиболее плодотворным в исследовании отношений людей  к

праву представляется методологический подход, в основе которого лежит  изучение со-

циальных установок. В рамках этого подхода правосознание работников милиции

представляет систему  их жизненных позиций и установок  в правовой области, которые 

в сравнении с правовыми  знаниями, взглядами, представлениями  выступают более глу-

бокими формами отражения права.

Применительно к личности сотрудника ОВД следует отметить, что его социаль-

но-правовые установки — это принципиальная внутренняя направленность личности

на ценности правовой культуры общества. Высокий уровень правосознания  может быть

только тогда, когда у  его носителя сформирована положительная социально-правовая

установка

1

.

Характер должного отношения  к нормам права, к закону чаще всего  определяет-

ся через категорию «уважение» (уважение к праву, признание его социальной ценно-

сти).

Основой уважения к праву  являются выраженные и закрепленные им общест-

венные отношения, условия  жизни народа. Нельзя забывать, что  человек формируется в

первую очередь под  воздействием господствующих отношений, всего уклада жизни 

общества. Экономические, социальные и духовные условия жизни граждан  обусловли-

вают правовые установки людей и воспитывают уважение к праву. Вместе с тем вызы-

вать к себе уважение должна и сама юридическая действительность — содержание за-

конов, характер правосудия, деятельность органов внутренних дел  по охране правопо-

рядка.

В юридической литературе отмечается, что уважение к праву  характеризуется 

стремлением не только неукоснительно выполнять предписания, согласовывать  свое

поведение с образцами, предлагаемыми  правовыми нормами, но и социально  активны-

ми действиями способствовать укреплению законности и правопорядка.

Уважение к праву в  качестве одного из элементов правовой культуры сотрудни-

ка ОВД обладает спецификой, которая состоит в следующем:

во-первых, исключает профессиональную небрежность сотрудника милиции, его 

безразличное отношение  к социальному смыслу, назначению и результатам своей дея-

тельности, предполагает осознание сотрудником своей социально полезной роли в сис-

теме правоохранительного  механизма государства. Сотрудник  ОВД должен осознавать,

что от его действий зависят  судьбы людей, их права и законные интересы;

во-вторых, вызывает изменения  внутреннего отношения сотрудников  милиции к

выполнению служебных  обязанностей, воспринимаемых не просто как приказ, веление 

государства, а как осознанный долг;

в-третьих, формируется при  непосредственном, регулярном  соприкосновении  с

правовыми явлениями, влияющими  на становление профессионального  сознания ра-

ботника, характеризующееся сочетанием идеологических и психологических элементов

                                                 

1

 См.: Гранат Н.Л. Профессиональная  культура в правоприменительной  деятельности органов внутрен-

них дел / Н.Л. Гранат, Р.Х. Макуев. М., 1994. С. 40.

НАУКА И ПРАКТИКА. 2009. № 4 (41) 

————————————

16

 

 

 

с умением и навыками познавать  правовые нормы и применять их при анализе и реше-

нии конкретных юридических вопросов;

в-четвертых,  оказывает  воздействие па правосознание участников правоприме-

нительного процесса не только тем, что разъясняет им права и обязанности, указывает

на пределы осуществления  прав. Всем своим поведением, каждым словом и действием

сотрудник милиции должен показать пример правильного отношения  к закону, фактам

неправомерного поведения;

в-пятых, предполагает не только осознанность его истинности и важности, но и 

субъективную готовность к поддержанию авторитета права. Юристы-профессионалы,

как правило, не сомневаются  в целесообразности и справедливости действующего за-

конодательства, что не исключает подчас критического отношения к устаревшим, не-

жизненным нормам права.

Однако в ряде случаев  уважения к праву недостаточно, ведь уважать можно и 

то, что навязано силой. Следует  добиваться солидарности с правовыми  нормами, пре-

вращения их во внутреннее убеждение человека. Это обеспечит  не только неукосни-

тельное соблюдение закона, но и активную борьбу за следование ему другими.

Важным компонентом профессионально-правовой культуры сотрудника ОВД 

является наличие  позитивных правовых навыков правовой деятельности (поведения).

Можно обладать всеми необходимыми знаниями, уважительно относиться к  правовым

ценностям, но в то же время  не уметь работать с нормами права, что обычно приводит

к принятию ошибочных решений, совершению неправомерных действий. Под право-

выми навыками понимается умение правоприменителя решать возникшие проблемы. В

данном случае речь идет об умении сотрудника милиции правильно понимать и приме-

нять правовые нормы. Это, в свою очередь, требует от него необходимых навыков в

анализе определенных жизненных ситуаций, выделении их юридически значимых

свойств (признаков), выборе надлежащих правовых норм, сопоставлении указанных

ситуаций с правовыми  предписаниями, использовании различных способов, приемов

толкования, подготовке правоприменительных  актов и т.д.

Следует особо подчеркнуть, что никакие знания, умения и навыки работников

не могут быть гарантом соблюдения законности без профессионального  отношения к

праву, правовым принципам  и нормам. Знания должны перерасти  в убеждения и обра-

зовать систему устойчивых положительных установок и ценностных ориентацией, а

умения и навыки — в  привычку соблюдать правовые предписания.

В системе рассматриваемых  элементов личностной правовой культуры большую

роль играет профессиональный опыт правоприменения, на который в литературе неод-

нократно обращалось внимание.

Профессиональный опыт сотрудника ОВД,  в котором  обобщаются правовые

знания, умения и навыки, помогает ориентироваться в доказательственной информа-

ции, осуществлять из нее отбор всего необходимого для правильного разрешения кон-

кретного юридического дела с учетом требований норм материального и процессуаль-

ного права. Он значительно облегчает и сокращает время, нужное для принятия реше-

ния. Именно поэтому ни в одной другой профессии не имеет такого значения жизнен-

ный опыт, особенно профессиональный, как в работе милиционера.

Кроме того, профессиональный опыт следует рассматривать как  предпосылку 

для проявления работниками  милиции социально-правовой активности, которая не мо-

жет быть сведена лишь к реализации правовых предписаний субъектами правоприме-

нения, а предполагает более  высокий уровень их правосознания  и поведения в интере-

сах общества.

Социальная активность всегда оценивалась наукой как прогрессивно-твор-

ческое, полезное и деятельное отношение человека к окружающему миру. Она характе-

НАУКА И ПРАКТИКА. 2009. № 4 (41) 

————————————

17

 

ризуется социальной ценностью, внутренней осознанностью, уважением к праву и про-

является в свободных, добровольных, творческих действиях  по использованию субъек-

тивных прав и исполнению юридических обязанностей.

Применительно к деятельности сотрудников ОВД социально-правовая актив-

ность трактуется как усилия данной категории лиц, направленные на реализацию права

и предпринимаемые ими  требования, предъявляемые должностными инструкциями и 

другими правовыми актами.

Социально-правовая активность сотрудников ОВД должна выражаться в реаги-

ровании на обнаруженные в процессе правоприменения недостатки законодательства,

которые зачастую служат причиной неэффективности их деятельности: наличие  пробе-

лов и противоречий; нечеткость; отсутствие механизма реализации и  т.д. Именно ра-

ботник милиции со своим профессиональным опытом, каждодневно применяющий

право и имеющий возможность  «фиксировать» те или иные дефекты  права, должен вы-

ступать в роли своеобразного  источника обратной связи между  практикой и правотвор-

чеством, обеспечивая его разнообразной информацией о назревших потребностях в

правовом регулировании. В свою очередь, законодательные органы должны учитывать

подобную информацию, направлять правоприменительную практику, а  при необходи-

мости оперативно вносить  коррективы в законодательство. В  данном случае правовая

культура должна сигнализировать  обществу о состоянии его правовой жизни (потреб-

ностях, противоречиях, сбоях в указанных областях) в целях приведения законодатель-

ства и других областей правовой культуры в соответствие с уровнем культурного (в

том числе правокультурного) развития общества.

Обобщение результатов многочисленных социологических исследований и  экс-

пертных оценок подтверждает тезис о тесной взаимосвязи правовой культуры и закон-

Информация о работе Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления