Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:09, реферат
К одной из задач реформы МВД относится разработка принципиально новых подходов в кадровой работе. В свете данной задачи одним из наиболее важных остается вопрос о психологической характеристике современного полицейского. Какими чертами характера должен обладать сотрудник, чтобы «достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка». Поэтому самыми важным на сегодняшний день остаются направления кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России профессионального отбора кандидатов в сотрудники ОВД МВД России и повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД.
- общее число ценностей,
являющихся достоянием
- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
- ценности организованы в системы .
Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формльные признаки:
- ценности – это понятия или убеждения;
- ценности имеют отношение к желательным конечным состяниям или поведению;
- ценности имеют надситуативный характер;
- ценности управляют выбором
или оценкой поведения и
- ценности упорядочены по относительной важности.
Таким образом, ценностные ориентации
представляют собой особые психологические
образования, всегда представляющие иерархическую
систему и существующие в структуре
личности только в качестве её элементов.
Невозможно представить себе ориентацию
личности на ту или иную ценность как
некое изолированное
Регулятивная функция ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта».
Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. По её словам, ценностные ориентации дают основание для выбора из имеющихся альтернатив целей и средств, для порядка предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия. По мнению М.С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.
По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой». Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.
Гипотезы исследовании:
1. В процессе профессионального
развития имеет место динамика
«внешних» и «внутренних»
2. Динамика субъективного
смысла профессиональной
Для достижения целей и проверки гипотез нами были поставлены следующие задачи исследовании:
1) провести теоретический
анализ ряда основных понятий,
описывающих ценностно-
2) выявить на основе
эмпирического исследования
3) провести теоретический
анализ проблемы взаимосвязи
возрастного и функционального
развития и выделить возрастно-
4) провести теоретический
анализ проблемы
5) выявить на основе
эмпирического исследования
Экспериментальная база и выборка исследовании:
Исследование проводилось
на представителях трех профессий: социальный
работник, врач (различной специальности),
психолог. Исследовательскую базу составили:
ЗЛО «Медицина», Московский областной
научно-исследовательский
Методы исследовании:
1) аналитический (сравнительный теоретический анализ научной литературы);
2) методы сбора эмпирических
данных: беседа в рамках проведения
пилотажного исследования, а также
«Методики предельных смыслов» (МПС),
метод парного сравнения
3) методы качественного
анализа: содержательный
4) методы математико-
Достоверность нолученных результатов обеспечивается адекватностью используемых методов сбора эмпирических данных (парное ранжирование, опросник, беседа и др.) целям, гипотезам и задачам исследования, а также применением математических методов обработки и анализа данных при использовании различных статистических процедур (многомерное шкалирование, кластерный анализ).
Научная библиотека диссертаций
и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/
Ценностные ориентации сотрудников
правоохранительных органов Н. Г. Бондарь
Исследованы личностные ценности и
смыслы сотрудников правоохранительных
органов в контексте их профессиональной
деятельности, выявлены пути их развития.
Показано, что профессиональная деятельность
сотрудников органов внутренних
дел задает направление развития
его личности. Иногда приобретенные
человеком ценности, особенности
личности проявляются и в других
жизненных условиях и ситуациях.
Постоянное пребывание в центре различных
общественных интересов, воздействие
разнообразных влияний налагают
на работника правоохранительных органов
особую ответственность. Каждое заметное
уголовное дело, особенно при рекламе
в средствах массовой информации,
создает вокруг себя сложную общественно-
Аннотация:
Одной из особенностей формирования
системы ценностных ориентаций сотрудников
силовых структур, является построение
процесса профессиональной деятельности
таким образом, чтобы ориентация
в мире жизненных и нравственно-
Одной из особенностей формирования
системы ценностных ориентаций сотрудников
силовых структур, в частности
структурных подразделений ОВД
и МЧС, является построение процесса
таким образом, чтобы ориентация
специалистов данных профессиональных
групп в мире жизненных и нравственно-
Способом реализации представленных выше положений может стать модель формирования ценностных ориентаций сотрудников ОВД и МЧС. Модель представлена следующими компонентами: информативно-целевым; координационным, содержательным, технологическим; оценочно-результативным.
Информационно-целевой
Необходимыми условиями для реализации информационно-целевого компонента являются вовлечение специалистов силовых структур с высокой нравственно-правовой направленностью в реализацию модели.
Координационный компонент.
Разрабатывается программа
Содержательный компонент включает два направления: формирование жизненных ориентаций как базисного основания и принятие нравственно-правовых ценностей. В-первую очередь, необходимо ввести систему жизненных ценностных ориентаций, определяющихся внешним содержанием (к жизни; к группе близких людей; к окружающим предметам (в том числе личным); к семейным (групповым) традициям и правилам; к обязанностям в семье, в профессиональной группе) и внутренним содержанием (переживание собственной успешности (опосредованной оценками окружающих); осознание достижения цели; самопринятие).
Система нравственно-правовых ценностных ориентаций содержит четыре сферы:
1. Отношение к окружающему
миру (к природе; к народу, стране;
общественно-материальным
2. Отношение к себе и людям (взаимопомощь, взаимная поддержка; взаимное уважение, дружелюбие, уважение другого мнения; гуманность, человечность; доброта; справедливость; принципиальность; ответственность; честь, достоинство; порядочность; инициативность; духовность, интеллигентность; честность).
3. Отношение к деятельности
(способность к адаптации;
4. Отношение к правовым
нормам (правовая компетентность; устойчивое
правосознание; убежденность в
необходимости соблюдения
Реализация содержательного компонента предполагает:
-
создание банка
-
обеспечение жизненной
-
организацию деятельностно-
Технологический компонент. Создание лаборатории на базе органов внутренних дел и МЧС в регионах по изучению, созданию и внедрению технологии формирования системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций сотрудников ОВД И МЧС. Лаборатория строит свою работу исходя из цели и задач на основе осуществления непрерывных действий по анализу и мониторингу ситуации; прогнозированию развития ситуации.
5. Оценочно-результативный
компонент. В качестве
Для подтверждения положений теоретической модели формирования ценностных ориентаций сотрудников ОВД и МЧС была организована экспериментальная работа, которая включала три основных этапа. На первом этапе было подготовлен инструментарий для проведения социологического исследования среди сотрудников силовых структур, определны экспериментальные группы среди специалистов изучаемых профессиональных групп. На втором этапе было проведено социологическое исследование, организована экспериментальная работа с группой специалистов. На заключительном этапе были подведены итоги, выведены выводы, разработаны рекомендации по проблеме исследования.
Информация о работе Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления