Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:09, реферат
К одной из задач реформы МВД относится разработка принципиально новых подходов в кадровой работе. В свете данной задачи одним из наиболее важных остается вопрос о психологической характеристике современного полицейского. Какими чертами характера должен обладать сотрудник, чтобы «достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка». Поэтому самыми важным на сегодняшний день остаются направления кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России профессионального отбора кандидатов в сотрудники ОВД МВД России и повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД.
Для индивида на протяжении
долгого времени малой
В более позднем, подростковом, возрасте начинают формироваться устойчивые группы сверстников. В этих референтных для индивида группах так же происходит усвоение ценностей, через общение и принадлежность к данной группе. Если на данном этапе референтная группа для индивида отличается девиантным поведением, то, скорее всего, качественное содержание ценностей будет соответствующим.
Таким образом, личностные ценности являются генетически производными от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности [7, с. 231].
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ценностные ценности представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы. Они ассимилируются в структуру личности, как это было описано в первой главе данной работы, и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через ценности человек переживает свою принадлежность к социальному целому.
Леонтьев приводит слова К.Клакхона, который характеризует ценности как «аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией» [7, с. 226].
Обобщая изложенную информацию, мы можем обозначить основные особенности ценностных ориентаций в регуляции поведения:
- Ценностные ориентации
выражают отношения человека
к жизни и ее целям, к
- Система ценностных ориентаций
начинает формироваться в
- Внутренние мотивы человека,
побуждающие его к действию, всегда
соотносятся с его системой
ценностей. И в то же время
содержание поведения человека
будет контролироваться
- Ценностные ориентации
зачастую определяют
Подводя итог, можно отметить, что ценностные ориентации личности по-разному влияют на поведенческие аспекты, но совершенно точно можно сказать, что, выбирая стиль поведения или способ действия в конкретной ситуации, человек (сознательно или неосознанно) будет опираться на систему сформировавшихся ценностных ориентаций.
Рассматривая, в первой главе работы, феномен ценностных ориентаций, как регулятора поведения личности, нам удалось сделать следующие выводы:
- ценностные ориентации,
наряду с другими регуляторами
поведения, являются
- восхождение личности
к ценностям общества является
сложным и многогранным
- ценности личности – это производные от ценностей социальной группы, к которой принадлежит человек;
- избирательность освоения
ценностей культуры
Так же, определив роль регулятивной функции ценностей в общей регуляции поведения человека, во второй главе данной работы, мы можем утверждать, что:
- ценностные ориентации
являются носителями
- система ценностных ориентаций
заставляет делать выбор
Обобщая выводы по данной работе можно сказать, что ценностные ориентации важный компонент мировоззрения личности, выражающий предпочтения и стремления личности в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей; так же они являются главным фактором, который регулирует и детерминирует мотивацию личности и, следовательно, ее поведение. Ценностные ориентации можно рассматривать как основную цель и сущность воспитания, в отличие от обучения.
Ценностные ориентации личности.
Ценностные ориентации являются
важнейшим компонентом
Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.
Ценностные ориентации личности,
связывающие её внутренний мир с
окружающей действительностью, образуют
сложную многоуровневую иерархическую
систему, занимая пограничное положение
между мотивационно-
По своему функциональному
значению ценности личности можно разделить
на две основные группы: терминальные
и инструментальные, выступающие, соответственно,
в качестве личностных целей и
средств их достижения. В зависимости
от направленности на личностное развитие
или на сохранение гомеостаза ценности
могут быть разделены на высшие (ценности
развития) и регрессивные (ценности
сохранения). В то же время терминальные
и инструментальные, высшие и регрессивные,
внутренние и внешние по своему происхождению
ценности могут соответствовать
разным уровням или стадиям
Установки, аттитюды и ценностные
ориентации личности регулируют реализацию
потребностей человека в различных
социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет
все описанные выше регулятивные
образования как диспозиции, т. е.
«предрасположенности». В своей
«диспозиционной концепции
Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для него наиболее важным и обладает для него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» . Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчёркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился» [6, 99], акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии.
В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В.Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый.
Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.
Г.Е. Залесский связывает
личностные ценности и смыслы через
понятие «убеждение». Убеждение, являясь
интегрирующим элементом
Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:
- истоки ценностей
- влияние ценностей
Информация о работе Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления