Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 19:56, дипломная работа
Цель работы – исследование взаимосвязи уровня интеллекта и агрессии у подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе.
- анализ изучения проблемы интеллекта и его диагностики в психологической литературе.
- исследование видов агрессивного поведения и уровня интеллекта у девиантных подростков.
- выявление взаимосвязи уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.
1.1. Девиантное поведение подростков: понятие, формы и виды. 5
1.2. Исследование интеллекта: понятие, теоретические и экспериментальные подходы 20
1.3. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения: понятие, концепции, экспериментальное изучение. 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и интеллекта у подростков с девиантным поведением.
2.1. Описание методов и методик 44
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 60
Заключение 63
Библиографический список
Лишь в очень немногих исследованиях испытуемые не включались в структуру весьма искусственного механизма наказания электротоком, а вовлекались в события, подстроенность которых заметна далеко не сразу. Однако в этих случаях всегда остается проблематичной этическая сторона дела, даже когда после эксперимента испытуемым все объясняют. Как показывают результаты уже рассмотренного исследования Бандуры и его коллег, для многих испытуемых то, что им приходится делать, представляется сомнительным с моральной точки зрения.
Таким образом в первой главе нашей дипломной работы мы рассмотрели понятия, формы и виды девиантного поведения подростков; проанализировали теоретические и экспериментальные подходы к исследованию интеллекта; разобрали понятия, концепции, экспериментальное изучение агрессивного поведения. Во второй главе данной дипломной работы представлено эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивного поведения и интеллекта у подростков с девиантным поведением.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивного поведения и интеллекта у подростков с девиантным поведением.
2.1. Описание процедуры и методики исследования
Данное эмпирическое исследование посвящено изучению взаимосвязи агрессивного поведения и интеллекта у подростков с девиантным поведением.
Исследование проходило на базе СОШ №1 р.п. Кузоватово, центра социального обслуживания «Парус надежды» в р.п. Кузоватово, школы № 8 и № 37 г. Ульяновска. Всего в исследовании приняли участие 50 подростков, имеющих приводы в полицию (34 мальчика, 16 девочек) в возрасте 13 – 15 лет, учащиеся 6-8-ых классов. Из них 25 подростков из р.п. Кузоватово и 25 подростков из г. Ульяновска.
В качестве основной гипотезы исследования выступило предположение о том, что городские и сельские подростки с девиантным поведением, обладающие высоким уровнем интеллекта, менее склонны к проявлению агрессивного поведения, чем подростки с низким уровнем интеллекта.
Задачи:
1. Выявить уровень интеллекта и агрессии у подростков с девиантным поведением.
2. Проанализировать особенности взаимосвязи агрессивного поведения и интеллекта у подростков с девиантным поведением.
3. Проанализировать различия городских и сельских подростков с девиантным поведением по уровню интеллекта и агрессии.
Процедура исследования
На 1 этапе осуществлялось тестирование подростков с использованием методики «Прогрессивные матрицы Равена», опросника Басса-Дарки.
На 2 этапе осуществлялась обработка полученных данных и проверка выдвинутой гипотезы с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
На 3 этапе – интерпретация данных, формулирование частных и общих выводов, и выделение перспектив дальнейшего исследования.
Описание методик исследования
Основным методом выступил психодиагностический метод и психодиагностические методики, в частности такие, как Опросник Басса-Дарки и Прогрессивные матрицы Равенна.
Опросник Басса-Дарки.
Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций[10]. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.
Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:
1) мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;
2)инструментальная агрессия, как средство. (При этом подразумевают, что оба вида агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями – гневом, враждебностью.) Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапозоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины – возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести[29].
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет». Обработка и анализ результатов производились при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определялись суммированием полученных ответов в соответствии с ключом.
Прогрессивные матрицы Равена
(Raven Progressiv Matrices) - тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л.Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году. Задания разделены на 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 однотипных, но возрастающих по сложности матриц в каждой серии. Трудность заданий возрастает также при переходе от серии к серии.
Испытуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6, 8 предложенных вариантов[37].
Серия А. От испытуемого требуется дополнение недостающей части изображения.
Серия В. Сводится к нахождению аналогий между двумя парами фигур. Испытуемый раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов. При решении используется способность постигать симметричность между фигурами.
Серия С. задания содержат сложные изменения фигур в соответствии принципам их непрерывного превращения и развития по вертикали и горизонтали и суммирование этих новых элементов в конечной недостающей фигуре. Психологическое значение: проявляется способность к динамической (быстрой) наблюдательности и прослеживание непрерывных изменений, динамическая внимательность и воображение, способность представлять.
Серия D. Составлена по принципу перестановки фигур матрицы по горизонтальному и вертикальному направлению. Нужно проследить закономерную последовательность и чередование фигур в целостной структуре. Психологическое значение: решение зависит от способности схватывать количественные и качественные изменения в упорядочении (составлении) фигур согласно закономерности использованных изменений.
Серия Е. процесс решения задач заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборки недостающей фигуры по частям (аналитико-синтетическая деятельность мозга). Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур, смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий член структуры находиться с помощью алгебраических операций с остальными членами структуры.
Психологическое значение: способность наблюдать сложное количественное и качественное развитие кинетических, динамических рядов.
Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин.
В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:
1) на основании процентной шкалы;
2) перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей.
Методы математической обработки данных
1. коэффициент ранговой корреляции Спирмена Тест непараметрической статистики, используемый для порядковых данных, когда необходимо измерить корреляцию двух переменных.
1. Основанием для выбора коэффициента ранговой корреляции Спирмена послужило:
а) его универсальность;
б) простота;
в) широкие возможности в решении задач сравнения индивидуальных или групповых иерархий признаков.
Коэффициент ранговой корреляции рекомендуется применять в тех случаях, когда нам необходимо проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у одного и того же испытуемого и насколько совпадают индивидуальные ранговые показатели у двух отдельных испытуемых или у испытуемого и группы[42].
2. Для оценки различий городских и сельских подростков с девиантным поведением по уровню интеллекта и агрессии нами был использован t-критерий Стьюдента. Это критерий позволяет прямо оценить различия в средних, полученных в двух выборках[42].
Таким образом, эти методы, на наш взгляд, позволяют дать наиболее объективную оценку агрессивности и интеллекта подростков с девиантным поведением. По результатам проведенного исследования можно будет уже судить о том, какая взаимосвязь существует между двумя такими понятиями, как агрессивное поведение и интеллект.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Анализ и интерпретация результатов исследования проводилась в 2 этапа:
1. Исследование уровня интеллекта и видов агрессии у подростков с девиантным поведением.
2. Анализ различий городских и сельских подростков с девиантным поведением по уровню интеллекта и видам агрессии.
Исследование уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением.
По итогам проведения методики «Прогрессивные матрицы Равена» у всех подростков с девиантным поведением, принявших участие в исследовании (50 человек), были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты диагностики уровня интеллекта у подростков с девиантным поведением (по методике «Прогрессивные матрицы Равена»).
Кол-во в % | Высокий уровень интеллекта | Средний уровень интеллекта | Низкий уровень интеллекта |
Подростки с девиантным поведением | 10% | 78% | 12% |
Рис. 1. Результаты диагностики уровня интеллекта у подростков с девиантным поведением (по методике «Прогрессивные матрицы Равена»).
Как видно из таблицы 1 и рисунка 1, среди подростков с девиантным поведением отмечается, что для большинства из них (78%) характерен средний уровень интеллекта; у остальных- низкий уровеь интеллекта (12%) и только у трех подростков- высокий. Можно сказать, что у большинства подростков не достаточно высоко развита способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности, логичности мышления.
Далее с помощью опросника Басса – Дарки у девиантных подростков диагностировались следующие виды агрессивных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины. Максимальные значения индексов различных форм агрессивных реакций по тесту: физическая агрессия – 10, косвенная агрессия – 9, раздражение – 11, негативизм – 5, обида – 8, подозрительность – 10, вербальная агрессия – 13, чувство вины – 9.
Диапазон индивидуальных значений индексов различных форм агрессивных реакций следующий: индекса физической агрессии от 2 до 9, косвенной агрессии – от 1 до 8, индекса раздражения – от 1 до 11, негативизма – от 1 до 5, обиды – от 1 до 8, подозрительности – от 1 до 10, вербальной агрессии – от 2 до 13, чувства вины – от 1 до 9.
Таблица 2
Среднее значение показателей видов агрессии (по методике Баса –Дарки)
Виды агресси | Ф. а. | К. а. | Р. | Н. | О. | П. | В.а. | Ч. в. |
Среднее значение | 4.1 | 3.8 | 6.2 | 3.2 | 4.7 | 5.9 | 6.5 | 5.2 |
Информация о работе Взаимосвязь интеллекта и агрессии у девиантных подростков