Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 19:56, дипломная работа
Цель работы – исследование взаимосвязи уровня интеллекта и агрессии у подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе.
- анализ изучения проблемы интеллекта и его диагностики в психологической литературе.
- исследование видов агрессивного поведения и уровня интеллекта у девиантных подростков.
- выявление взаимосвязи уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.
1.1. Девиантное поведение подростков: понятие, формы и виды. 5
1.2. Исследование интеллекта: понятие, теоретические и экспериментальные подходы 20
1.3. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения: понятие, концепции, экспериментальное изучение. 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и интеллекта у подростков с девиантным поведением.
2.1. Описание методов и методик 44
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 60
Заключение 63
Библиографический список
Эмпирический интеллект включает в себя две характеристики - способность справляться с новой ситуацией и способность автоматизировать некоторые процессы. Если человек сталкивается с новой проблемой, успешность ее решения зависит от того, насколько быстро и эффективно будут актуализированы метакомпоненты деятельности, ответственные за разработку стратегии решения проблемы. В тех случаях, когда проблема не является новой для человека, когда он сталкивается с нею не впервые, успешность ее решения определяется степенью автоматизации навыков. Ситуативный интеллект - это интеллект, проявляющийся в обычной жизни при решении каждодневных проблем (практический интеллект) и при общении с окружающими (социальный интеллект).
Для диагностики компонентного и эмпирического интеллекта Р. Стернберг использует стандартные интеллектуальные тесты, т.е. теория тройственного интеллекта не вводит совершенно новых показателей для определения двух типов интеллекта, а предоставляет новое объяснение для показателей, использующихся в психометрических теориях.
Поскольку ситуативный интеллект не измеряется в психометрических теориях, то для его диагностики Р. Стернберг разработал свои тесты. Они основаны на разрешении разных практических ситуаций и оказались достаточно удачны. Успешность их выполнения, например, значимо коррелирует с уровнем заработной платы, т.е. с показателем, свидетельствующим об умении разрешать реальные жизненные проблемы.
«Английский психолог Ганс Айзенк выделяет следующую иерархию типов интеллекта: биологический, психометрический, социальный.
Основываясь на данных о связях скоростных характеристик с показателями интеллекта (которые не очень надежны), Г. Айзенк считает, что большая часть феноменологии интеллектуального тестирования может быть интерпретирована через временные характеристики»[18]. Скорость решения интеллектуальных тестов считается Г. Айзенком основной причиной индивидуальных различий в баллах интеллекта, получаемых при процедуре тестирования. Скорость и успешность выполнения простых заданий рассматривается при этом как вероятность беспрепятственного прохождения закодированной информации по «каналам нервной связи» (или, наоборот, - вероятность задержек и искажений, возникающих в проводящих нервных путях). Эта вероятность и является основой «биологического» интеллекта.
«Биологический интеллект, измеренный с помощью времени реакции и психофизиологических показателей и детерминируемый, как предполагает Г. Айзенк, генотипом и биохимическими и физиологическими закономерностями, определяет в значительной степени «психометрический» интеллект, т.е. тот, который мы измеряем с помощью тестов IQ»[17]. Но IQ (или психометрический интеллект) испытывает влияние не только биологического интеллекта, но и культурных факторов - социально-экономического статуса индивида, его образования, условий, в которых он воспитывался и т.д. Таким образом, есть основания выделять не только психометрический и биологический, но и социальный интеллект.
Показатели интеллекта, которые использует Г. Айзенк, представляют собой стандартные процедуры оценки времени реакции, психофизиологические показатели, связанные с диагностикой мозговой ритмики, и психометрические показатели интеллекта. Для определения социального интеллекта никаких новых характеристик Г. Айзенком не предлагается, поскольку цели его исследования ограничены диагностикой биологического интеллекта.
Теория многих интеллектов. В теории Ховарда Гарднера, как и в описанных здесь теориях Р. Стернберга и Г. Айзенка, используется более широкое представление об интеллекте, нежели то, которое предлагают психометрические и когнитивные теории. Х. Гарднер считает, что единого интеллекта не существует, а есть, как минимум, 6 отдельных интеллектов. Три из них описывают традиционные теории интеллекта - лингвистический, логико-математический и пространственный. Три другие, хотя и могут показаться на первый взгляд странными и не относящимися к интеллектуальной сфере, заслуживают, по мнению Х. Гарднера, такого же статуса, как и традиционные интеллекты. К ним относятся музыкальный интеллект, кинестетический интеллект и личностный интеллект.
«Используя традиционное интеллектуальное тестирование, данные о различных мозговых патологиях и межкультурный анализ, Х. Гарднер пришел к выводу, что выделенные им интеллекты являются относительно независимыми друг от друга»[14].
Теория Х. Гарднера вызвала большую дискуссию. Нельзя сказать, что его аргументы убедили в том, что интеллектуальную сферу имеет смысл трактовать так широко, как это делает он. Однако сама идея исследовать интеллект в более широком контексте рассматривается в настоящее время как весьма перспективная: с ней связывается возможность повышения надежности долговременных предсказаний.
Таким образом, можно сказать, что существует три основных теории интеллекта, это психометрические, когнитивные и множественные теории, внутри которых, так же существуют свои направления.
1.3 Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения: понятия, теории и концепции.
Слово “агрессия” происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. До начала XIX века это понятие было очень широким: агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие»[32].
В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. «К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект»[26]. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так- же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
«Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается»[51].
Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба.
Некоторые психологи (Ю.М. Антонян, А.Р.Ратинов и др.) считают, что причиной агрессии является тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида.
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).
Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение: «агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения»[11]. Другими словами:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
- в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
- жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой. Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Согласно их воззрениям «агрессия рассматривается как форма социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения»[29].
Агрессия, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Ситуативная агрессивность проявляется эпизодически, в то время, как личностная агрессивность является устойчивой индивидуальной чертой поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия. Агрессивность как свойство личности, поддается измерению, изучению и при необходимости – психологической коррекции.
Все многообразие форм проявления агрессии можно разделить на агрессию, направленную на других и аутоагрессию – агрессию, направленную на себя.
Исследования показали, что плохое обращение с детьми способствует их агрессивному поведению во взрослом возрасте – жестокость порождает жестокость в ряду поколений, и механизм этого воспроизводства в основном социальный.
При попытках оказать воздействие на агрессивное поведение как взрослых людей, так и детей нередко возникает своеобразный порочный круг: высокоагрессивный человек вызывает враждебное к себе отношение со стороны окружающих людей. В результате его собственное агрессивное поведение не тормозится, а укрепляется, так как получает поддержку со стороны агрессивных действий других людей.
Каждый человек обладает определенной степенью агрессии. Отсутствие ее приводит к пассивности и конформности. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к партнерству и кооперации. Поэтому так важно научиться выражать агрессию цивилизованно и конструктивно.
«Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное»[41]. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения. Агрессивность бывает двух видов: агрессивность как состояние и агрессивность как свойство личности, т.е. как склонность человека реагировать определенным образом на сложившуюся ситуацию. Под агрессивностью понимается готовность к различного рода агрессивным действиям и восприятие мира как враждебного, препятствующего удовлетворению потребностей. Агрессия или агрессивное поведение – специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.
Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжельности до словесных оскорблений (“вербальная агрессия”) и применения грубой физической силы (“физическая агрессия”).
Для того чтобы рассмотреть проблему агрессивности у девиантных подростков необходимо рассмотреть ее структуру и природу.
Существует множество точек зрения на возникновение агрессии, ее природу и факторы, влияющих на ее проявление(З. Фрейд и К. Лоуренц, Л. Берковиц, Дж. Доллард, Н Миллер, Гордякова, В.В. Знакова, П.А. Ковалева). Но все эти теоретические обоснования подпадают под следующие четыре категории.
Агрессия относится к:
Врожденным побуждениям и задаткам;
Потребностям, активизируемым внешними стимулами;
Познавательным и эмоциональным процессам;
Актуальным социальным условиям в сочетании с научением.
Для составления наиболее полного представления картины о природе агрессии, стоит рассмотреть основные подходы к ее изучению.
Теория влечения (психоаналитический подход).
Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он полагал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке выделяются два наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Первый направлен на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Второй же направлен на разрушение и прекращение жизни. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение и действия являются результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянная связь. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), энергия танатоса направляется вовне, в направлении от “Я”. Если же она не будет обращена вовне, то это приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.
Экологический подход. Это видение проблемы получило распространение благодаря работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.
Согласно Лоренцу, «агрессия берет начало прежде всего из инстинкта борьбы за выживание, который является врожденным и присутствует у людей так же, как и у животных»[11]. Лоренц считал, что агрессивная энергия, берущая свое начало в инстинкте борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Исходя из этого, агрессивные действия являются совместной функцией:
Информация о работе Взаимосвязь интеллекта и агрессии у девиантных подростков