Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 19:56, дипломная работа
Цель работы – исследование взаимосвязи уровня интеллекта и агрессии у подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе.
- анализ изучения проблемы интеллекта и его диагностики в психологической литературе.
- исследование видов агрессивного поведения и уровня интеллекта у девиантных подростков.
- выявление взаимосвязи уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.
1.1. Девиантное поведение подростков: понятие, формы и виды. 5
1.2. Исследование интеллекта: понятие, теоретические и экспериментальные подходы 20
1.3. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения: понятие, концепции, экспериментальное изучение. 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и интеллекта у подростков с девиантным поведением.
2.1. Описание методов и методик 44
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 60
Заключение 63
Библиографический список
Таблица 7
Среднее значение показателей видов агрессии у городских и сельских подростков (по методике Баса –Дарки)
Виды агрессии | Ф. а. | К. а. | Р. | Н. | О. | П. | В.а. | Ч. в. |
Городские подрростки | 4.6 | 3.8 | 6.6 | 3.2 | 4.8 | 6.2 | 6.8 | 5 |
Сельские подростки | 3.7 | 3.8 | 5.7 | 3.3 | 4.6 | 5.6 | 6.3 | 5.4 |
Рис. 6. Среднее значение показателей видов агрессии у городских и сельских подростков (по методике Баса –Дарки)
Примечание: Ф.а.- физическая агрессия, К.а.- косвенная агрессия, Р.- раздражение, Н.- негативизм, П.- подозрительность, В.а.- вербальная агрессия, Ч.в.- чувство вины.
Для анализа различий городских и сельских подростков с девиантным поведением по уровню интеллекта и агрессии нами была произведена обработка данных с помощью t-критерия Стьюдента. Критические значения критерия для данной выборки: 2,01 ( при p< 0,05) и 2,68 (p< 0,01).
Таблица 8
Взаимосвязь интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением
Вид агрессии | Интеллект |
Физическая агрессия | 0,1 |
Косвенная агрессия | 1,4 |
Раздражение | 0,5 |
Негативизм | 1,3 |
Обида | 0,1 |
Подозрительность | 1 |
Вербальная агрессия | 0,6 |
Чувство вины | 0,8 |
Получены следующие результаты:
1) по уровню интеллекта эмпирическое значение t-критерия Стьюдента = 0,1, т.е. это значение не достигает уровня значимости 2,01. Таким образом, городские и сельские подростки с девиантным поведением не отличаются по уровню интеллекта.
2) По всем видам агрессии различий так же не обнаружено.
Таким образом не наблюдается значимых различий по уровню интеллекта и видам агрессии у городских и сельских подростков, то есть городские и сельские подростки с девиантным поведением не отличаются по уровню интеллекта и видам агрессии.
Выводы
В результате проведенного исследования основная гипотеза была подтверждена и были получены следующие выводы:
1. Большинство подростков имеют средний и низкий уровень интеллекта (в общей сложности 90%).
2. В поведении испытуемых подростков проявляются такие формы агрессивных реакций, как: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
3. подростки с девиантным поведением, обладающие высоким уровнем интеллекта менее склонны к проявлению физической и вербальной агрессии, чем подростки с низким уровнем интеллекта.
4. в результате исследования не было обнаруженно значимых различий городских и сельских подростков с девиантным поведением по уровню интеллекта.
Итак, наша гипотеза о том, что у подростков с девиантным поведением существует взаимосвязь между уровнем интеллекта и проявлениями агрессии, подтвердилась. А именно, как городские, так и сельские подростки с высоким уровнем интеллекта менее склонны к проявлению агрессивного поведения, чем подростки с низким уровнем интеллекта.
Заключение
В заключительной части нашей работы следует подвести итоги и сделать выводы по рассматриваемой теме.
В ходе работы был раскрыт теоретический аспект вопроса, т.е. проанализировано состояние проблемы в научной литературе.
Так же в данной работе мы попытались изучить интеллект, формы агрессивного поведения, их взаимосвязь у девиантных подростков, и получить эмпирическое подтверждение этого феномена.
Как показало наше исследование агрессивное поведение более свойственно девиантным подросткам со средним или низким уровнем интеллекта, оно характерно как юношам, так и девушкам. При этом у подростков проявляются различные формы агрессивного поведения: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
Исследование интеллекта и проявления агрессии у девиантных подростков имеет особое значение, так как свойственные им пассивность, недостаточная дифференциированность и осмысленность восприятия, нецеленаправленность, недостаточная обобщенность мышления могут обусловить недостаточное или искаженной восприятие и понимание ситуации, вызвавшей агрессию.
Результаты проведенного экспериментального исследования имеют практическое значение, которое заключается в возможности использования полученных данных психологами, педагогами, а также другими специалистами, работающими с подростками. Преддипломная практика проводилась на базе ОГУ ЦСО «Парус надежды», поэтому результаты исследования были представлены педагогу – психологу Панфиловой Ирине Васильевне и на следующем этапе работы с подростками предполагается коррекция их поведения в соответствии с теми рекомендациями, которые были разработаны по результатам нашей дипломной работы.
Практические рекомендации состоят в том, чтобы развивать у подростков дифференцированность, осмысленность восприятия, логическое мышление, способность прогнозировать последствия своих агрессивных действий, осознавать причину и результат собственной агрессии, а так же обучать подростков техникам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, осознание причин и результатов собственной агрессии.
Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Библиографический список.
1.Абдрахманов Р.Б. «Психологические аспекты суицидального поведения»
2. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М.,1980. - С. 257
3. Агафонов А.Н. и др. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. – Петропавловск, 2000
4. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под. ред. Платоновой Н.М. / СПб.: Речь. 2004. С. 336.
5. Акимова М.К. Психологическая диагностика
6. Актуальные проблемы девиантного поведения:Сб.ст./ РАН; Ин-т социологии. - М.,1995.
7. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений /пер. с англ. М., 2000. 508 с.
8. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии/ С.А. Беличева. – Москва, 1993.
9. Брунер Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977. - 197с.
10. Бурлачук, Морозов
11. Бэрон, Ричардсон «психология человеческой агрессии»
12. Венар Ч., Кериг П. Психология развития детского и подросткового возраста. - СПб.: ПРАЙМ-ЕРОЗНАК, 2004. - 384 с.
13. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения: Учебное пособие. – СПб, 1993.
14. Головин С. О. «Словарь практического психолога»
15. Дружинин В.Н. «структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений»
16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2007
17. Дружинин В.Н. «структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений»
18. Дункер К.: Психология мышления. - М., 1965.
19.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М., 1997
20. Змановская «Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)»: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. 2-е изд., испр. М
21. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.,2001.
22. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1991.
23. Кон И.С. «Психология ранней юности»
24. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1991
25. Лащова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. № 4.
26. Личко, А. Е. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков/ А. Е. Личко, Ю. В. Попов. – Москва, 1988.
27. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 272 с.
28. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.. 2001.
29. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь
30. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: распознание, лечение, профилактика. М., 2006. 181 с.
31. Немов Р.С Психология. -М.:ВЛАДОС, 2001.-688с.
32. Немов Р. С. «Психологический словарь»
33. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».
34. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002
35. Погодин И.А. «Суицидальное поведение: психологические аспекты» ФЛИНТА, М.2011
36. Пиаже Ж Психология интеллекта.-СПб. .Питер, 2003 .-192с.
Плохинский Н.А. 1970
37. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца,
38. Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
39. Раттер М. Помощь сложным детям. - М., 1987
40. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология/ А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – Санкт-Петербург, 2000.
41. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/ Л. М. Семенюк. – Москва, 1996.
42. сидоренко
43. Смелзер Н. Социология / Под ред. В.А. Ядова
Информация о работе Взаимосвязь интеллекта и агрессии у девиантных подростков