Взаимосвязь интеллекта и агрессии у девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 19:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследование взаимосвязи уровня интеллекта и агрессии у подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе.
- анализ изучения проблемы интеллекта и его диагностики в психологической литературе.
- исследование видов агрессивного поведения и уровня интеллекта у девиантных подростков.
- выявление взаимосвязи уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.
1.1. Девиантное поведение подростков: понятие, формы и виды. 5
1.2. Исследование интеллекта: понятие, теоретические и экспериментальные подходы 20
1.3. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения: понятие, концепции, экспериментальное изучение. 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и интеллекта у подростков с девиантным поведением.
2.1. Описание методов и методик 44
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 60
Заключение 63
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 536.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Таблица 7

Среднее значение показателей видов агрессии у городских и сельских подростков (по методике Баса –Дарки)

Виды агрессии

Ф. а.

К. а.

Р.

Н.

О.

П.

В.а.

Ч. в.

Городские подрростки

4.6

3.8

6.6

3.2

4.8

6.2

6.8

5

Сельские подростки

3.7

3.8

5.7

3.3

4.6

5.6

6.3

5.4

 

 

Рис. 6. Среднее значение показателей видов агрессии у городских и сельских подростков (по методике Баса –Дарки)

 

Примечание: Ф.а.- физическая агрессия,  К.а.- косвенная  агрессия, Р.- раздражение, Н.- негативизм, П.- подозрительность,  В.а.- вербальная агрессия, Ч.в.- чувство вины.

Для анализа различий городских и сельских подростков с девиантным поведением по уровню интеллекта и агрессии нами была произведена обработка данных с помощью t-критерия Стьюдента. Критические значения критерия для данной выборки: 2,01 ( при p< 0,05) и 2,68 (p< 0,01).

Таблица 8

Взаимосвязь интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением

Вид агрессии

Интеллект

Физическая агрессия

0,1

Косвенная агрессия

1,4

Раздражение

0,5

Негативизм

1,3

Обида

0,1

Подозрительность

1

Вербальная агрессия

0,6

Чувство вины

0,8

 

Получены следующие результаты:

1) по уровню интеллекта эмпирическое значение t-критерия Стьюдента = 0,1, т.е. это значение не достигает уровня значимости 2,01. Таким образом, городские и сельские подростки с девиантным поведением не отличаются по уровню интеллекта.

2) По всем видам агрессии различий так же не обнаружено.

Таким образом не наблюдается значимых различий по уровню интеллекта и видам агрессии у городских и сельских подростков, то есть городские и сельские подростки с девиантным поведением не отличаются по уровню интеллекта и видам агрессии.

 

 

 

 

Выводы

В результате проведенного исследования основная гипотеза была подтверждена и были получены следующие выводы:

1. Большинство подростков имеют средний и низкий уровень интеллекта (в общей сложности 90%). 

2. В поведении испытуемых подростков проявляются такие формы агрессивных реакций, как: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

3. подростки с  девиантным поведением, обладающие  высоким уровнем интеллекта менее склонны к проявлению физической и  вербальной агрессии, чем подростки с низким уровнем интеллекта.

4. в результате исследования не было обнаруженно значимых различий городских и сельских подростков с девиантным поведением по уровню интеллекта.

Итак, наша гипотеза о том, что  у подростков с девиантным поведением  существует взаимосвязь между уровнем интеллекта и проявлениями агрессии, подтвердилась. А именно,   как городские, так и сельские подростки с высоким уровнем интеллекта менее склонны к проявлению агрессивного поведения, чем подростки с низким уровнем интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключительной части нашей работы следует подвести итоги и сделать выводы по рассматриваемой теме.

В ходе работы был раскрыт теоретический аспект вопроса, т.е. проанализировано состояние проблемы в научной литературе.

Так же в данной работе мы попытались изучить интеллект, формы агрессивного поведения, их взаимосвязь у девиантных подростков, и получить эмпирическое подтверждение этого феномена.

Как показало наше исследование агрессивное поведение более свойственно девиантным подросткам со средним или низким уровнем интеллекта, оно характерно как юношам, так и девушкам. При этом у подростков проявляются различные формы агрессивного поведения: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

        Исследование интеллекта и проявления агрессии у девиантных подростков имеет особое значение, так как свойственные им пассивность, недостаточная дифференциированность и осмысленность восприятия, нецеленаправленность, недостаточная обобщенность мышления могут обусловить недостаточное или искаженной восприятие и понимание ситуации, вызвавшей агрессию.

Результаты проведенного экспериментального исследования имеют практическое значение, которое заключается в возможности использования полученных данных психологами, педагогами, а также другими специалистами, работающими с подростками. Преддипломная практика проводилась на базе ОГУ ЦСО «Парус надежды», поэтому результаты исследования были представлены педагогу – психологу Панфиловой Ирине Васильевне и на следующем этапе работы с подростками предполагается коррекция их поведения в соответствии с теми рекомендациями, которые были разработаны по результатам нашей дипломной работы.

Практические рекомендации состоят в том, чтобы развивать у подростков  дифференцированность, осмысленность восприятия, логическое мышление, способность прогнозировать  последствия своих  агрессивных действий, осознавать причину и результат собственной агрессии, а так же  обучать подростков  техникам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, осознание причин и результатов собственной агрессии.

Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1.Абдрахманов Р.Б. «Психологические аспекты  суицидального  поведения»

2. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М.,1980. - С. 257 

3. Агафонов А.Н. и др. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. – Петропавловск, 2000

4. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под. ред. Платоновой Н.М. / СПб.: Речь. 2004. С. 336.

5. Акимова М.К. Психологическая диагностика

6. Актуальные проблемы девиантного поведения:Сб.ст./ РАН; Ин-т социологии. - М.,1995.

7. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений /пер. с англ. М., 2000. 508 с.

8. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии/ С.А. Беличева. – Москва, 1993.

9. Брунер Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977. - 197с.

10. Бурлачук, Морозов

11. Бэрон, Ричардсон «психология человеческой агрессии»

12. Венар Ч., Кериг П. Психология развития детского и подросткового возраста. - СПб.: ПРАЙМ-ЕРОЗНАК, 2004. - 384 с.

13. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного поведения: Учебное пособие. – СПб, 1993.

14. Головин С. О. «Словарь практического психолога»

15. Дружинин В.Н. «структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений»

16. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2007

17. Дружинин В.Н. «структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений» 

18. Дункер К.: Психология мышления. - М., 1965.

19.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М., 1997

20. Змановская «Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)»: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. 2-е изд., испр. М

21. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.,2001.

22. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1991.

23. Кон И.С. «Психология ранней юности»

24. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1991

25. Лащова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. № 4.

26. Личко, А. Е. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков/ А. Е. Личко, Ю. В. Попов. – Москва, 1988.

27. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 272 с.

28. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.  – М.. 2001.

29. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь

30. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: распознание, лечение, профилактика. М., 2006. 181 с.

31. Немов Р.С Психология. -М.:ВЛАДОС, 2001.-688с.

32. Немов Р. С. «Психологический словарь»

33. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».

34. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002

35. Погодин И.А. «Суицидальное поведение: психологические аспекты» ФЛИНТА, М.2011

36. Пиаже Ж Психология интеллекта.-СПб. .Питер, 2003 .-192с.

Плохинский Н.А. 1970

37. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца,

38. Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.

39. Раттер М. Помощь сложным детям. - М., 1987

40. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология/ А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – Санкт-Петербург, 2000.

41. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/ Л. М. Семенюк. – Москва, 1996.

42. сидоренко

43. Смелзер Н. Социология / Под ред. В.А. Ядова

Информация о работе Взаимосвязь интеллекта и агрессии у девиантных подростков