Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 19:56, дипломная работа
Цель работы – исследование взаимосвязи уровня интеллекта и агрессии у подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе.
- анализ изучения проблемы интеллекта и его диагностики в психологической литературе.
- исследование видов агрессивного поведения и уровня интеллекта у девиантных подростков.
- выявление взаимосвязи уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.
1.1. Девиантное поведение подростков: понятие, формы и виды. 5
1.2. Исследование интеллекта: понятие, теоретические и экспериментальные подходы 20
1.3. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения: понятие, концепции, экспериментальное изучение. 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и интеллекта у подростков с девиантным поведением.
2.1. Описание методов и методик 44
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 60
Заключение 63
Библиографический список
примечание: Ф.а.- физическая агрессия, К.а.- косвенная агрессия, Р.- раздражение, Н.- негативизм, О.- обида, П.- подозрительность, В.а.- вербальная агрессия, Ч.в.- чувство вины.
Рис. 2. Среднее значение показателей видов агрессии (по методике Баса –Дарки)
Как видно из таблицы 2 и рисунка 2 у подростков с девиантным поведением преобладают такие виды агрессивных реакций, как раздражение, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Рассмотрим эти виды подробнее.
Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Так же в поведении девиантных подростков возможны проявления следующих форм агрессивных реакций, а именно: Негативизм, т.е оппозиционной манеры поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида или зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; физической агрессии- использование физической силы против другого лица; косвенной агрессии, т.е. агрессии, окольным путём направленной на другое лицо, либо ни на кого ненаправленной.
Для проверки гипотезы о взаимосвязи высокого интеллекта и агрессии проводилась обработка данных с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Критические значения коэффициента ранговой корреляции при n=50 составляют: 0,49 ( р>0,05) и 0,51 (при р>0,01). Связь достоверна, если эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции больше или равно критическому значению при р>0,05 и тем более достоверна, если эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции больше или равно критическому значению при р>0,01.
Таблица 3
Взаимосвязь высокого уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением
Вид агрессии | Интеллект |
Физическая агрессия | 0,22 |
Косвенная агрессия | -0,54* |
Раздражение | 0,24 |
Негативизм | 0,19 |
Обида | -0,56* |
Подозрительность | -0,17 |
Вербальная агрессия | 0,14 |
Чувство вины | 0,07 |
*- значимость при р>0,05
Как видно из таблицы 3 выявлены следующие взаимосвязи признаков:
1. обратная взаимосвязь интеллекта и косвенной агрессии (-0,54 при р>0,01)
2. обратная взаимосвязь интеллекта и обиды (коэффициент ранговой корреляции = -0,56 при р>0,01). То есть чем выше уровень интеллекта у девиантных подростков, принявших участие в исследовании, тем ниже вероятность проявления косвенной агрессии и обиды.
Рис. 3. Корреляционная взаимосвязь высокого уровня интеллекта и агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением.
Для проверки гипотезы о взаимосвязи среднего интеллекта и агрессии проводилась аналогичная обработка данных с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Критические значения коэффициента ранговой корреляции при n=50 составляют: 0,49 ( р>0,05) и 0,51 (при р>0,01).
Таблица 4
Взаимосвязь среднего уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением
Вид агрессии | Интеллект |
Физическая агрессия | 0,37 |
Косвенная агрессия | 0,54 |
Раздражение | -0,43* |
Негативизм | -0,58* |
Обида | -0,54* |
Подозрительность | 0,29 |
Вербальная агрессия | 0,24 |
Чувство вины | 0,27 |
Как видно из таблицы 4 выявлены следующие взаимосвязи признаков:
1. обратная взаимосвязь среднего интеллекта и раздражения (-0,43 при р>0,01).
2. обратная взаимосвязь интеллекта и обиды (коэффициент ранговой корреляции = -0,56 при р>0,01).
3. обратная взаимосвязь интеллекта и подозрительности (-0,59 при р>0,01). То есть для данных подростков с девиантным поведением, имеющих средний интеллект не характерны такие проявления агрессивных реакций, как раздражение, негативизм и обида.
Рис. 4. Корреляционная взаимосвязь среднего уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением.
Для проверки гипотезы о взаимосвязи низкого интеллекта и агрессии проводилась обработка данных с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Критические значения коэффициента ранговой корреляции при n=50 составляют: 0,49 ( р>0,05) и 0,51 (при р>0,01). Связь достоверна, если эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции больше или равно критическому значению при р>0,05 и тем более достоверна, если эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции больше или равно критическому значению при р>0,01.
Таблица 5
Взаимосвязь низкого уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением
Вид агрессии | Интеллект |
Физическая агрессия | -0,51* |
Косвенная агрессия | 0,56 |
Раздражение | 0,37 |
Негативизм | -0,54* |
Обида | 0,54 |
Подозрительность | 0,29 |
Вербальная агрессия | -0,58* |
Чувство вины | 0,12 |
Как видно из таблицы 5 выявлены следующие взаимосвязи признаков:
1. обратная взаимосвязь низкого интеллекта и физической агрессии (-0,51 при р>0,01).
2. обратная взаимосвязь интеллекта и негативизма (коэффициент ранговой корреляции = -0,54 при р>0,01).
3. обратная взаимосвязь интеллекта и вербальной агрессии (-0,58 при р>0,01). То есть чем ниже интеллект, тем выше вероятность проявления физической агрессии, негативизма и вербальной агрессии. Можно сказать, что для подростков с низким интеллектом, принявших участие в исследовании, характерны такие виды агрессивных реакций, как негативизм, физическая и вербальная агрессия.
Рис. 5. Корреляционная взаимосвязь среднего уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением.
Таким образом, в результате проведенного исследования были получены следующие выводы:
1. Большинство подростков имеют средний уровень интеллекта, т.е средний уровень развития способности к систематизированной, планомерной интеллектуальной деятельности и средний уровень логичности мышления, хотя при этом есть подростки и с высоким уровнем интеллекта.
2. В поведении испытуемых подростков проявляются различные формы агрессивных реакций, а именно: 1) физическая агрессия, т.е. использование физической силы против другого лица, 2) косвенная агрессия, т.е. агрессия, окольным путём направленная на другое лицо, либо ни на кого ненаправленная; 3) раздражение, т.е. готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); 4) негативизм, т.е. оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; 5) обида, т.е. зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; 6) подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; 7) вербальная агрессия, т.е. выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); 8) чувство вины, т.е. убеждение подростка, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемыми им угрызения совести.
3. подростки с девиантным поведением, обладающие высоким уровнем интеллекта менее склонны к проявлению физической и вербальной агрессии, чем подростки с низким уровнем интеллекта.
Анализ различий городских и сельских подростков с девиантным поведением по уровню интеллекта и агрессии.
На втором этапе исследования проводился анализ особенностей уровней интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением. Для этого нами были проведены такие методики, как «прогрессивные матрицы Равенна» и методика Баса – Дарки, отдельно с каждой группой подростков.
По итогам проведения методики «Прогрессивные матрицы Равена» у городских и сельских подростков с девиантным поведением, принявших участие в исследовании, были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты диагностики уровня интеллекта у подростков с девиантным поведением (по методике «Прогрессивные матрицы Равена»).
| Высокий уровень интеллекта | Средний уровень интеллекта | Низкий уровень интеллекта |
Городские подростки | 12% | 76% | 12% |
Сельские подростки | 8% | 80% | 12% |
Информация о работе Взаимосвязь интеллекта и агрессии у девиантных подростков