Взаимосвязь интеллекта и агрессии у девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 19:56, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследование взаимосвязи уровня интеллекта и агрессии у подростков с девиантным поведением.
Задачи:
- теоретический анализ проблемы агрессивного поведения подростков в отечественной и зарубежной литературе.
- анализ изучения проблемы интеллекта и его диагностики в психологической литературе.
- исследование видов агрессивного поведения и уровня интеллекта у девиантных подростков.
- выявление взаимосвязи уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.
1.1. Девиантное поведение подростков: понятие, формы и виды. 5
1.2. Исследование интеллекта: понятие, теоретические и экспериментальные подходы 20
1.3. Теоретические аспекты проблемы агрессивного поведения: понятие, концепции, экспериментальное изучение. 31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессии и интеллекта у подростков с девиантным поведением.
2.1. Описание методов и методик 44
2.2. Результаты исследования и их интерпретация 60
Заключение 63
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 536.00 Кб (Скачать файл)

примечание: Ф.а.- физическая агрессия,  К.а.- косвенная  агрессия, Р.- раздражение, Н.- негативизм, О.- обида, П.- подозрительность,  В.а.- вербальная агрессия, Ч.в.- чувство вины.

Рис. 2. Среднее значение показателей видов агрессии (по методике Баса –Дарки)

Как видно из таблицы 2 и рисунка 2 у подростков с девиантным поведением преобладают такие виды агрессивных реакций, как раздражение, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. Рассмотрим эти виды подробнее.

Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют нанести тебе вред. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание словесных ответов. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Так же в поведении девиантных подростков возможны проявления следующих форм агрессивных реакций, а именно: Негативизм, т.е оппозиционной манеры поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; обида или зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; физической агрессии- использование физической силы против другого лица; косвенной агрессии, т.е. агрессии, окольным путём направленной на другое лицо, либо ни на кого ненаправленной.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи высокого интеллекта и агрессии проводилась обработка данных с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Критические значения коэффициента ранговой корреляции при n=50 составляют: 0,49 ( р>0,05) и 0,51 (при р>0,01). Связь достоверна, если эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции больше или равно критическому значению при р>0,05 и тем более достоверна, если  эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции больше или равно критическому значению при р>0,01.

Таблица 3

Взаимосвязь высокого уровня  интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением

Вид агрессии

Интеллект

Физическая агрессия

0,22

Косвенная агрессия

-0,54*

Раздражение

0,24

Негативизм

0,19

Обида

-0,56*

Подозрительность

-0,17

Вербальная агрессия

0,14

Чувство вины

0,07

*- значимость при р>0,05

Как видно из таблицы 3 выявлены следующие взаимосвязи признаков:

1. обратная взаимосвязь интеллекта и косвенной агрессии (-0,54 при р>0,01)

2. обратная взаимосвязь интеллекта и обиды (коэффициент ранговой корреляции =  -0,56 при р>0,01). То есть чем выше уровень интеллекта у девиантных подростков, принявших участие в исследовании, тем ниже вероятность проявления косвенной агрессии и обиды.

Рис. 3. Корреляционная взаимосвязь высокого уровня интеллекта и агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением.

 

Для проверки гипотезы о взаимосвязи среднего интеллекта и агрессии проводилась аналогичная обработка данных с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Критические значения коэффициента ранговой корреляции при n=50 составляют: 0,49 ( р>0,05) и 0,51 (при р>0,01).

Таблица 4

Взаимосвязь среднего уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением

Вид агрессии

Интеллект

Физическая агрессия

0,37

Косвенная агрессия

0,54

Раздражение

-0,43*

Негативизм

-0,58*

Обида

-0,54*

Подозрительность

0,29

Вербальная агрессия

0,24

Чувство вины

0,27

 

Как видно из таблицы 4 выявлены следующие взаимосвязи признаков:

1. обратная взаимосвязь среднего интеллекта и раздражения (-0,43 при р>0,01).

2. обратная взаимосвязь интеллекта и обиды (коэффициент ранговой корреляции =  -0,56 при р>0,01).

3. обратная взаимосвязь интеллекта и подозрительности (-0,59 при р>0,01). То есть для данных подростков с девиантным поведением, имеющих средний интеллект не характерны такие проявления агрессивных реакций, как раздражение, негативизм и обида.

 

 

 

 

Рис. 4. Корреляционная взаимосвязь среднего уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи низкого интеллекта и агрессии проводилась обработка данных с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Критические значения коэффициента ранговой корреляции при n=50 составляют: 0,49 ( р>0,05) и 0,51 (при р>0,01). Связь достоверна, если эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции больше или равно критическому значению при р>0,05 и тем более достоверна, если  эмпирическое значение коэффициента ранговой корреляции больше или равно критическому значению при р>0,01.

Таблица 5

Взаимосвязь низкого уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением

Вид агрессии

Интеллект

Физическая агрессия

-0,51*

Косвенная агрессия

0,56

Раздражение

0,37

Негативизм

-0,54*

Обида

0,54

Подозрительность

0,29

Вербальная агрессия

-0,58*

Чувство вины

0,12

 

Как видно из таблицы 5 выявлены следующие взаимосвязи признаков:

1. обратная взаимосвязь низкого интеллекта и физической агрессии (-0,51 при р>0,01).

2. обратная взаимосвязь интеллекта и негативизма (коэффициент ранговой корреляции =  -0,54 при р>0,01).

3. обратная взаимосвязь интеллекта и вербальной агрессии (-0,58 при р>0,01). То есть чем ниже интеллект, тем выше вероятность проявления физической агрессии, негативизма и вербальной агрессии. Можно сказать, что для подростков с низким интеллектом, принявших участие в исследовании, характерны такие виды агрессивных реакций, как негативизм, физическая и вербальная агрессия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Корреляционная взаимосвязь среднего уровня интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением.

Таким образом, в результате проведенного исследования были получены следующие выводы:

1. Большинство подростков имеют средний уровень интеллекта, т.е средний уровень развития способности к систематизированной, планомерной интеллектуальной деятельности и средний уровень логичности мышления, хотя при этом есть подростки и с высоким уровнем интеллекта. 

2. В поведении испытуемых подростков проявляются  различные формы агрессивных реакций, а именно: 1) физическая агрессия, т.е. использование физической силы против другого лица, 2) косвенная агрессия, т.е. агрессия, окольным путём направленная на другое лицо, либо ни на кого ненаправленная; 3) раздражение, т.е. готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); 4) негативизм, т.е. оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов; 5) обида, т.е.  зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; 6) подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; 7) вербальная агрессия, т.е. выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); 8) чувство вины, т.е. убеждение подростка, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемыми им угрызения совести.

3. подростки с  девиантным поведением, обладающие  высоким уровнем интеллекта менее склонны к проявлению физической и  вербальной агрессии, чем подростки с низким уровнем интеллекта.

Анализ различий городских и сельских подростков с девиантным поведением по уровню интеллекта и агрессии.

На втором этапе исследования проводился анализ особенностей уровней интеллекта и видов агрессии у городских и сельских подростков с девиантным поведением. Для этого нами были проведены такие методики, как «прогрессивные матрицы Равенна» и методика Баса – Дарки, отдельно с каждой группой подростков.

По итогам проведения методики «Прогрессивные матрицы Равена»  у городских и сельских подростков с девиантным поведением, принявших участие в исследовании, были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 6.

Таблица 6

Результаты диагностики уровня интеллекта у  подростков с девиантным поведением (по методике «Прогрессивные матрицы Равена»).

 

Высокий уровень интеллекта

Средний уровень интеллекта

Низкий уровень интеллекта

Городские подростки

12%

76%

12%

Сельские подростки

8%

80%

12%

Информация о работе Взаимосвязь интеллекта и агрессии у девиантных подростков