Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа
Цель исследования – выявить взаимосвязь рефлексивности личности и осмысленности жизни у психологов.
Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по теме исследования;
Рассмотреть понятия «рефлексивность» и «осмысленность жизни»;
Выявить особенности проявления рефлексивности и уровень осмысленности жизни у психологов;
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога 5
1.1Исследование понятия «рефлексивность». Виды рефлексии 5
1.2 Понятие осмысленности жизни 10
1.3 Особенности рефлексивности и осмысленности жизни психолога 15
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов 21
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни психологов 21
2.2Обработка результатов экспериментального исследования. Выводы по эксперименту 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
«Ульяновский государственный
Допущена к защите:
Зав. Кафедрой психологии
М.М. Силакова
Курсовая работа
На тему: «взаимосвязь рефлексивности
и осмысленности жизни у
Автор
Работы Ломакина, Ю В
Шифр работы
Специальность 050303 Иностранный язык, группа
Руководитель работы доцент, канд. психол. наук Морозова Г.В.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога 5
1.1Исследование понятия «рефлексивность». Виды рефлексии 5
1.2 Понятие осмысленности жизни 10
1.3 Особенности рефлексивности и осмысленности жизни психолога 15
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов 21
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни психологов 21
2.2Обработка результатов экспериментального исследования. Выводы по эксперименту 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35
Введение
В настоящее время возник интерес многих ученых, как в России, так и за рубежом, к понятию смысла жизни. Это понятие пришло в психологию из философии и наук о языке. Однако оно до сих пор не вошло в основной тезаурус психологии личности, если не считать отдельных научных школ. Вместе с тем неуклонно растет интерес к нему и частота использования этого понятия в самых разных контекстах и в рамках самых разных теоретических и методологических подходов. Интерес к проблеме смысла вызван тем фактом, что понятие смысла, как показывает со всей отчетливостью даже беглый взгляд на практику его употребления, позволяет преодолеть различные оппозиции взглядов. Это происходит благодаря тому, что оно оказывается «своим» и для житейской, и для научной психологии; и для академической, и для прикладной; и для глубинной, и для вершинной; и для механистической, и для гуманистической.
Современная культура предлагает массу вариантов для реализации возможностей личности и нахождения смысла жизни. Для успешной самореализации в современном обществе человеку необходимо, прежде всего, иметь четкое представление об окружающем мире, о себе и людях, находящихся с ним рядом.
В процессе профессионального развития происходит изменение в я-концепции личности, формируется представление о своем профессиональном будущем и о реализации профессиональной цели. Представление о себе в широком смысле (профессиональная я-концепция) и в частных случаях (образ я-профессионал) необходимо основываться на использовании рефлексивных механизмов. Для успешной профессиональной деятельности практически в любой сфере деятельности становится необходимым в пространстве индивидуального опыта субъекта этой деятельности такой психологический механизм, как рефлексивность.
Рефлексия как феномен изучалась
и продолжает оставаться предметом
изучения в философии и позднее
– в психологии. Однако практически
нет исследований, которые бы затрагивали
вопросы взаимосвязи
Гипотеза исследования - чем более развита рефлексивность психологов, те выше осмысленность жизни.
Объект исследования - рефлексивность личности и уровень осмысленности жизни у психологов.
Предмет исследования - взаимосвязь рефлексивности личности и осмысленности жизни у психологов.
Цель исследования – выявить
взаимосвязь рефлексивности личности
и осмысленности жизни у
Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:
Проанализировать научную
Рассмотреть понятия «рефлексивность» и «осмысленность жизни»;
Выявить особенности проявления рефлексивности и уровень осмысленности жизни у психологов;
Провести эмпирическое исследования взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов.
Глава 1 Теоретические основы рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога
1.1 Исследование понятия «рефлексивность». Виды рефлексии
Современная теория и практика профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что независимо от её вида требования к ней растут. Профессиональная информация усложняется, становится многообразней, постоянно обновляется. Требования к специалисту с развитием в широком смысле социальной реальности также дополняются: усложняются технические составляющие профессиональных коммуникаций, сами коммуникации становятся шире и интенсивней, нарастает высокими темпами развитие социально-профессиональной инфраструктуры.
Для успешной профессиональной деятельности практически в любой сфере деятельности становится необходимым в пространстве индивидуального опыта субъекта этой деятельности такой психологический механизм, который бы учитывал эти условия. Этот механизм должен обеспечивать в профессиональной деятельности стратегическое условие эффективной переработки новой поступающей и обновление прежней профессиональной информации. Наиболее адекватной основой для поиска механизма под эти требования представляется механизм рефлексии.
Понятие рефлексии (от позднелат. reflexio – обращение назад) впервые возникло в философии Нового времени в рамках философского осмысления проблемы человеческого сознания. Изначально оно обозначало внутреннее обращение на самого себя, и только позднее приобрело переносный смысл отражения. Определяют, что Дж. Локк предложил разделить опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир [33]. Соответственно, идеи имеют своим источником либо внешние объекты, либо деятельность нашего ума (mind). Первый источник познания Локк называет ощущением, а второй – рефлексией. Таким образом, возникает понятие рефлексии как способности познавать свою умственную деятельность подобно тому, как мы познаем внешние нам предметы. С тех пор, как понятие о рефлексии как о внутреннем отношении сознания к самому себе было введено Дж. Локком, в философии и психологии возникло множество различных представлений о рефлексии, рассматривающих её феномены с разных сторон и подчёркивающих их позитивные и негативные последствия.
Наиболее ярко идея о позитивной роли рефлексии и рефлексивности в становлении личности звучит в работах С.Л. Рубинштейна [22, С.71]. По его мнению, исходно человек существует «внутри жизни», устанавливая отношение к её отдельным явлениям, но не к жизни в целом: будучи неспособным выйти за её пределы, человек ведёт жизнь, сравнимую с природным процессом. Возникновение рефлексии позволяет человеку прервать цепь детерминации явлениями своего жизненного мира и занять позицию по отношению к жизни; согласно С.Л. Рубинштейну, именно становление рефлексии является решающим, поворотным моментом, который даёт человеку возможность сознательно строить собственную жизнь.
Присущая развитому
А.В. Карпов определяет ряд подходов
к изучению рефлексии. Рассматривая
рефлексивность как процесс, можно
утверждать, что с помощью рефлексии
человек способен осознавать события
своей жизни, наделяя их смыслом.
В связи с этим А.В.Карпов указывает
на то, что рефлексия – это
продукт сознания, «форма его существования,
важнейшее его условие, один из основных
его механизмов» [6, С.33]. А.В.Карпов определяет
рефлексивность как синтетическую
психическую реальность, которая
может выступать как
А.В.Карпов выделяет разные модусы рефлексии:
«...Рефлексия является такой синтетической
психической реальностью, которая
может выступать (и реально выступает)
и как психический процесс, и
как психическое свойство, и как
психическое состояние
Существенный вклад в
А.В. Карпов, С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов рассматривают личностную рефлексию как фактор развития.
Единый термин «рефлексия» используется
в разных контекстах для обозначения
различных феноменов. Полному отсутствию
самоконтроля, сосредоточенности лишь
на внешнем интенциональном
1) интроспекция (самокопание), связанная
с сосредоточенностью на
2) системная рефлексия,
3) квазирефлексия, направленная на
объект, не имеющий отношения
к актуальной жизненной
Из трёх описанных форм рефлексии системная рефлексия является наиболее адаптивной, именно она связана с самоопределением, осмыслением жизни.
В психологическом механизме
Таблица 1
Структура рефлексивного отношения
Механизм сознания |
Направленность сознания | |
На себя |
Вовне | |
Дистанция между Я и объектом |
Рефлексия |
Познавательное отношение |
Не разделение Я и объекта |
Самоощущение |
Нерефлексивное отражение |
Системная рефлексия оказывается наиболее объемной и многогранной; хотя ее осуществление достаточно сложно, именно она позволяет видеть, как саму ситуацию взаимодействия во всех ее аспектах, включая и полюс субъекта, и полюс объекта, так и альтернативные возможности. Именно такой взгляд позволяет обнаружить новое качество себя, что является основой для дальнейшего самопознания и работы с внутренним миром, что крайне важно для психологов. Для того чтобы успешно решать какую-то задачу, надо видеть максимальное количество ее элементов. Часто при решении жизненных, экзистенциальных проблем психологи сами терпят неудачу, потому что не видят один важный элемент проблемной ситуации – самих себя. Поэтому, в частности, практически невозможно оказывать психологическую помощь в такой ситуации, ибо невозможно выполнять роль психотерапевта, одновременно будучи элементом проблемной ситуации. А.Лэнгле отмечает необходимость решения двойной задачи соотнесения для того, чтобы быть самим собой: соотноситься с другими и соотноситься с самим собой. Для этого «нужно сначала увидеть самого себя и составить картину себя, что становится возможным благодаря определенной внутренней и внешней дистанции по отношению к собственным чувствам, решениям, действиям» [16, С.92]. Эта возможность не реализуется автоматически; даже человек с высоким уровнем развития рефлексивности и способности к самодистанцированию не обязательно проявляет эту способность и может в конкретной ситуации действовать вполне машинально.
Информация о работе Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога