Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить взаимосвязь рефлексивности личности и осмысленности жизни у психологов.
Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по теме исследования;
Рассмотреть понятия «рефлексивность» и «осмысленность жизни»;
Выявить особенности проявления рефлексивности и уровень осмысленности жизни у психологов;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога 5
1.1Исследование понятия «рефлексивность». Виды рефлексии 5
1.2 Понятие осмысленности жизни 10
1.3 Особенности рефлексивности и осмысленности жизни психолога 15
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов 21
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни психологов 21
2.2Обработка результатов экспериментального исследования. Выводы по эксперименту 26

Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35

Файлы: 1 файл

взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни. курсовая.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

Сущностно-содержательная характеристика рефлексивных умений психологов позволяет  говорить об их принципиальной роли, о  том, что они являются движущей силой  в процессе решения психолого-педагогических задач и механизмом активизации  профессионального и личностного  роста. Поэтому необходимо формировать  рефлексивные умения, так как они  способствуют становлению таких необходимых психологу качеств, как самонаблюдение, самооценка, самоконтроль, самосовершенствование и целый ряд свойств Я-концепции каждого специалиста.

Наряду с положительными последствиями  совершенствования такого качества, как рефлексивность, в психологии накоплен ряд эмпирических данных, свидетельствующих о негативных эффектах рефлексивных размышлений (rumination), связанных с сосредоточением  на симптомах дистресса, возможных  причинах и последствиях этих симптомов. Получены многочисленные эмпирические подтверждения связи рефлексивных размышлений с депрессией, дезадаптивными стилями совладания, пессимизмом, нейротизмом, а также их обратной связи с  успешностью в решении задач  и социальной поддержкой.

В зависимости от ступени возрастного  развития изменяется не только индивидуальный стиль деятельности, но и вся цепь опосредующих разноуровневых связей интегральной индивидуальности, степень осмысленности  жизни.

Смысложизненные ориентации личности, ее жизненные перспективы, планы  являются проекцией духовной жизни  общества, формируются под влиянием общественных воздействий, обусловлены  системой воспитания и обучения, определенной структурой общественных отношений. Можно  сказать, что cмысложизненные ориентации представляют собой динамическую проекцию смысложизненных концепций личности на конкретные условия ее повседневной жизни. Осознание смысла жизни осуществляется, когда человек проходит через  преодоление определенных трудностей жизни, в процессе решения внутриличностных или межличностных конфликтов [25, С.214].

При повышении уровня рефлексивности психологов усиливается негативное переживание настоящего момента, так  как рефлексивность в данной ситуации требуется для поиска смысла. Осуществляется это следующим образом. Столкнувшись с трудной жизненной ситуацией, человек попадает в кризис, характеризующийся  низким уровнем осмысленности жизни. В данной ситуации усиливается действие рефлексии, так как человек нуждается  в осознании и осмыслении событий  своей жизни. Рефлексируя, человек  повышает осмысленность жизни. Достигнув  такого уровня осмысления, который  достаточен для того, чтобы выйти  из кризиса, рефлексивность перестаёт  быть необходимой в данной ситуации, в связи с чем процесс рефлексии  ослабевает на фоне высокой осмысленности  жизни.

Итак, сущность рефлексивных умений психологов заключается в том, что они  позволяют осуществить поиск  причины неудач или затруднений  клиентов, в ходе чего осознаётся, что  используемые средства соответствуют  или не соответствуют поставленной психолого-педагогической задаче, формируется  критическое отношение к собственным  средствам решения задач. Получены многочисленные эмпирические подтверждения  связи рефлексивных размышлений  с депрессией, дезадаптивными стилями  совладания, пессимизмом, нейротизмом, а также их обратной связи с  успешностью в решении задач  и социальной поддержкой. При повышении  уровня рефлексивности психологов усиливается  негативное переживание настоящего момента, так как рефлексивность в данной ситуации требуется для  поиска смысла.

Выводы по главе 1

При определении теоретических  основ рефлексивности и осмысленности  жизни в рамках профессии психолога  было выявлено следующее:

необходима дифференциация понятия  рефлексивности и выделение различных  ее видов не только по объектной  направленности, но и по качественным особенностям рефлексивного отношения;

единый термин «рефлексия» используется в разных контекстах для обозначения  различных феноменов;

существуют три вида рефлексии: интроспекция, системная рефлексия, квазирефлексия;

для современной психологии характерен рост интереса к смысловой сфере  личности, к понятию «смысл жизни»;

термин «осмысленность жизни» теоретически и эмпирически связан с такими категориями, как: «смысл жизни», «смысловая сфера личности», «смысловое образование», «личностный смысл»;

активное внедрение понятия  «смысл жизни» начинается с конца 1960—начала 1970-х годов;

сущность рефлексивных умений психологов заключается в том, что они  позволяют осуществить поиск  причины неудач или затруднений  клиентов, в ходе чего осознаётся, что  используемые средства соответствуют  или не соответствуют поставленной психолого-педагогической задаче, формируется  критическое отношение к собственным  средствам решения задач;

при повышении уровня рефлексивности психологов усиливается негативное переживание настоящего момента, так  как рефлексивность в данной ситуации требуется для поиска смысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности  жизни у психологов

2.1 Констатирующий эксперимент  по выявлению взаимосвязи рефлексивности  и осмысленности жизни психологов

Исследование смысложизненных  ориентаций психологов и динамики их развития в процессе рефлексирования  позволит выявлять новые резервы  эффективности процесса личностного  и профессионального самоопределения  и становления как начинающих, так и практикующих психологов-профессионалов. На основе изучения смысложизненных  ориентаций можно оценить способность  личности к структурированию своих  отношений с миром и подчинению своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений в противовес сиюминутным импульсам и внешним  стимулам.

Осознание смысла жизни осуществляется, когда человек проходит через  преодоление определенных трудностей жизни, в процессе решения внутри личностных или межличностных конфликтов [25, С.220].

Главная задача нашего эксперимента состояла в том, чтобы выявить  взаимосвязь рефлексивности и осмысленности  жизни у психологов.

В качестве гипотезы можно вынести  предположение о том, что исследуемые  с высокими и низкими показателями общего показателя осмысленности жизни  должны значимо отличаться друг от друга по уровню реализации рефлексивности.

В исследовании приняли участие 15 испытуемых, психологи в возрасте от 23 до 45 лет.

В ходе констатирующего эксперимента мы опирались на следующие методики:

1​ Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д.А.Леонтьева. 

2​ Методика «Уровень рефлексивности» А.В.Карпова для изучения рефлексивности.

Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д.А.Леонтьева. 

Индикатором жизненного самоопределения  может выступить общий показатель осмысленности жизни определяемый с помощью теста смысложизненных  ориентаций (СЖО). Этот тест позволяет  оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком  либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Тест  СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла  и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности  жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных  ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь).

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных  утверждений, отражающих представление  о факторах осмысленности жизни  личности. 

Ситуация предоставляет каждому  человеку возможность сделать в  настоящем определенный выбор в  виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни  или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных  выборов формирует "прошлое", которое  неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. "Будущее" есть совокупность потенциальных, ожидаемых  результатов усилий, предпринимаемых  в настоящем, в этой связи будущее  принципиально открыто, а различные  варианты ожидаемого будущего имеют  разную мотивирующую притягательность. 

Инструкция к тесту СЖО:

Вам предложены пары противоположных  утверждений. Ваша задача выбрать одно из утверждений, которое по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости  от того, насколько Вы уверены в  выборе (или 0 ,если оба утверждения  на Ваш взгляд одинаково верны).

Стимульный материал к тесту  и ключ представлены в приложении 1.

Интерпретация к методике СЖО.

В тесте используются следующие  субшкалы:

1. Цели в жизни.  Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес  и эмоциональная насыщенность  жизни Содержание этой шкалы  совпадает с известной теорией  о том, что единственный смысл  жизни состоит в том, что  чтобы жить. Этот показатель говорит  о том, воспринимает ли испытуемый  сам процесс своей жизни как  интересный, эмоционально насыщенный  и наполненный смыслом. Высокие  баллы по этой шкале и низкие  по остальным будут характеризовать  гедониста, живущего сегодняшним  днем. Низкие баллы по этой  шкале – признак неудовлетворенности  своей жизнью в настоящем; при  этом, однако, ей могут придавать  полноценный смысл воспоминания  о прошлом или нацеленность  на будущее.

3. Результативность жизни или  удовлетворенность самореализацией.  Баллы по этой шкале отражают  оценку пройденного отрезка жизни,  ощущение того, насколько продуктивна  и осмысленна была прожитая  ее часть. Высокие баллы по  этой шкале и низкие по остальным  будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь,  у которого все в прошлом,  но прошлое способно придавать  смысл остатку жизни. Низкие  баллы - неудовлетворенность прожитой  частью жизни.

4. Локус контроля – Я (Я  – хозяин жизни). Высокие баллы  соответствуют представлению о  себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой  выбора, чтобы построить свою  жизнь в соответствии со своими  целями и задачами и представлениями  о ее смысле. Низкие баллы –  неверие в свои силы контролировать  события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь  или управляемость жизни. При  высоких баллах – убеждение  в том, что человеку дано  контролировать свою жизнь, свободно  принимать решения и воплощать  их в жизнь. Низкие баллы  – фатализм, убежденность в том,  что жизнь человека неподвластна  сознательному контролю, что свобода  иллюзорна, и бессмысленно что-либо  загадывать на будущее.

Методика А.В.Карпова «Уровень рефлексивности»  для изучения рефлексивности

Методика базируется на теоретическом  конструкте, который конкретизирует общую трактовку рефлексивности, а также ряд иных существенных особенностей данного свойства.

Рефлексивность как психическое  свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной  психической реальности, которая  соотносится с рефлексией в целом. Двумя другими ее модусами являются рефлексия в ее процессуальном статусе  и рефлектирование как особое психическое состояние. Эти три  модуса теснейшим образом взаимосвязаны  и взаимодетерминируют друг друга, образуя на уровне их синтеза качественную определенность, обозначаемую понятием "рефлексия". В силу этого, разрабатываемая  методика ориентируется не только непосредственно  на рефлексивность как психическое  свойство, но также и опосредствованно учитывает его проявления в двух других отмеченных модусах.

Стимульный материал для методики представлен в приложении 2.

Обработка результатов

Из 27-и утверждений опросника 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3,4,5,9,10,11,14,15,18, 19, 20, 22, 24, 25), остальные 12 — обратные утверждения.

Для получения итогового балла  суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных — значения, замененные на те, что получаются при инверсии шкалы ответов. 
Полученные сырые баллы переводятся в стены в соответствии со следующей таблицей

 

Стены

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы

от

80

100

101

108

114

123

131

140

148

157

172

до

и 
ниже

100

107

113

122

130

139

147

156

171

и  
выше


Интерпретация

При интерпретации результатов  целесообразно исходить из дифференциации индивидов на три основные категории. Результаты методики, равные или большие, чем 7 стенов, свидетельствуют о высокоразвитой рефлексивности. Результаты в диапазоне  от 4 до 7 стенов — индикаторы среднего уровня рефлексивности. Наконец, показатели, меньшие 4-х стенов, — свидетельство  низкого уровня развития рефлексивности.

Информация о работе Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога