Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа
Цель исследования – выявить взаимосвязь рефлексивности личности и осмысленности жизни у психологов.
Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по теме исследования;
Рассмотреть понятия «рефлексивность» и «осмысленность жизни»;
Выявить особенности проявления рефлексивности и уровень осмысленности жизни у психологов;
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога 5
1.1Исследование понятия «рефлексивность». Виды рефлексии 5
1.2 Понятие осмысленности жизни 10
1.3 Особенности рефлексивности и осмысленности жизни психолога 15
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов 21
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни психологов 21
2.2Обработка результатов экспериментального исследования. Выводы по эксперименту 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35
Сущностно-содержательная характеристика
рефлексивных умений психологов позволяет
говорить об их принципиальной роли, о
том, что они являются движущей силой
в процессе решения психолого-
Наряду с положительными последствиями
совершенствования такого качества,
как рефлексивность, в психологии
накоплен ряд эмпирических данных,
свидетельствующих о негативных
эффектах рефлексивных размышлений (rumination),
связанных с сосредоточением
на симптомах дистресса, возможных
причинах и последствиях этих симптомов.
Получены многочисленные эмпирические
подтверждения связи
В зависимости от ступени возрастного развития изменяется не только индивидуальный стиль деятельности, но и вся цепь опосредующих разноуровневых связей интегральной индивидуальности, степень осмысленности жизни.
Смысложизненные ориентации личности,
ее жизненные перспективы, планы
являются проекцией духовной жизни
общества, формируются под влиянием
общественных воздействий, обусловлены
системой воспитания и обучения, определенной
структурой общественных отношений. Можно
сказать, что cмысложизненные ориентации
представляют собой динамическую проекцию
смысложизненных концепций
При повышении уровня рефлексивности
психологов усиливается негативное
переживание настоящего момента, так
как рефлексивность в данной ситуации
требуется для поиска смысла. Осуществляется
это следующим образом. Столкнувшись
с трудной жизненной ситуацией,
человек попадает в кризис, характеризующийся
низким уровнем осмысленности жизни.
В данной ситуации усиливается действие
рефлексии, так как человек нуждается
в осознании и осмыслении событий
своей жизни. Рефлексируя, человек
повышает осмысленность жизни. Достигнув
такого уровня осмысления, который
достаточен для того, чтобы выйти
из кризиса, рефлексивность перестаёт
быть необходимой в данной ситуации,
в связи с чем процесс
Итак, сущность рефлексивных умений психологов
заключается в том, что они
позволяют осуществить поиск
причины неудач или затруднений
клиентов, в ходе чего осознаётся, что
используемые средства соответствуют
или не соответствуют поставленной
психолого-педагогической задаче, формируется
критическое отношение к
Выводы по главе 1
При определении теоретических основ рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога было выявлено следующее:
необходима дифференциация понятия рефлексивности и выделение различных ее видов не только по объектной направленности, но и по качественным особенностям рефлексивного отношения;
единый термин «рефлексия» используется в разных контекстах для обозначения различных феноменов;
существуют три вида рефлексии: интроспекция, системная рефлексия, квазирефлексия;
для современной психологии характерен рост интереса к смысловой сфере личности, к понятию «смысл жизни»;
термин «осмысленность жизни» теоретически и эмпирически связан с такими категориями, как: «смысл жизни», «смысловая сфера личности», «смысловое образование», «личностный смысл»;
активное внедрение понятия «смысл жизни» начинается с конца 1960—начала 1970-х годов;
сущность рефлексивных умений психологов
заключается в том, что они
позволяют осуществить поиск
причины неудач или затруднений
клиентов, в ходе чего осознаётся, что
используемые средства соответствуют
или не соответствуют поставленной
психолого-педагогической задаче, формируется
критическое отношение к
при повышении уровня рефлексивности психологов усиливается негативное переживание настоящего момента, так как рефлексивность в данной ситуации требуется для поиска смысла.
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов
2.1 Констатирующий эксперимент
по выявлению взаимосвязи
Исследование смысложизненных
ориентаций психологов и динамики их
развития в процессе рефлексирования
позволит выявлять новые резервы
эффективности процесса личностного
и профессионального
Осознание смысла жизни осуществляется, когда человек проходит через преодоление определенных трудностей жизни, в процессе решения внутри личностных или межличностных конфликтов [25, С.220].
Главная задача нашего эксперимента состояла в том, чтобы выявить взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психологов.
В качестве гипотезы можно вынести предположение о том, что исследуемые с высокими и низкими показателями общего показателя осмысленности жизни должны значимо отличаться друг от друга по уровню реализации рефлексивности.
В исследовании приняли участие 15 испытуемых, психологи в возрасте от 23 до 45 лет.
В ходе констатирующего эксперимента мы опирались на следующие методики:
1 Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д.А.Леонтьева.
2 Методика «Уровень рефлексивности» А.В.Карпова для изучения рефлексивности.
Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д.А.Леонтьева.
Индикатором жизненного самоопределения
может выступить общий
Тест СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.
На основе факторного анализа адаптированной
Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными
исследователями (Леонтьев, Калашников,
Калашникова) был создан тест СЖО, включающий,
наряду с общим показателем
Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности.
Ситуация предоставляет
Инструкция к тесту СЖО:
Вам предложены пары противоположных
утверждений. Ваша задача выбрать одно
из утверждений, которое по Вашему мнению
больше соответствует
Стимульный материал к тесту и ключ представлены в приложении 1.
Интерпретация к методике СЖО.
В тесте используются следующие субшкалы:
1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне осмысленности жизни (ОЖ) будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
2. Процесс жизни или интерес
и эмоциональная насыщенность
жизни Содержание этой шкалы
совпадает с известной теорией
о том, что единственный смысл
жизни состоит в том, что
чтобы жить. Этот показатель говорит
о том, воспринимает ли
3. Результативность жизни или
удовлетворенность
4. Локус контроля – Я (Я
– хозяин жизни). Высокие баллы
соответствуют представлению о
себе как о сильной личности,
обладающей достаточной
5. Локус контроля – жизнь
или управляемость жизни. При
высоких баллах – убеждение
в том, что человеку дано
контролировать свою жизнь,
Методика А.В.Карпова «Уровень рефлексивности» для изучения рефлексивности
Методика базируется на теоретическом
конструкте, который конкретизирует
общую трактовку
Рефлексивность как
Стимульный материал для методики представлен в приложении 2.
Обработка результатов
Из 27-и утверждений опросника 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3,4,5,9,10,11,14,15,18, 19, 20, 22, 24, 25), остальные 12 — обратные утверждения.
Для получения итогового балла
суммируются в прямых вопросах цифры,
соответствующие ответам
Полученные сырые баллы переводятся в
стены в соответствии со следующей таблицей
Стены | ||||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Баллы |
от |
80 |
100 |
101 |
108 |
114 |
123 |
131 |
140 |
148 |
157 |
172 |
до |
и |
100 |
107 |
113 |
122 |
130 |
139 |
147 |
156 |
171 |
и |
Интерпретация
При интерпретации результатов
целесообразно исходить из дифференциации
индивидов на три основные категории.
Результаты методики, равные или большие,
чем 7 стенов, свидетельствуют о
Информация о работе Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога