Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа
Цель исследования – выявить взаимосвязь рефлексивности личности и осмысленности жизни у психологов.
Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по теме исследования;
Рассмотреть понятия «рефлексивность» и «осмысленность жизни»;
Выявить особенности проявления рефлексивности и уровень осмысленности жизни у психологов;
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога 5
1.1Исследование понятия «рефлексивность». Виды рефлексии 5
1.2 Понятие осмысленности жизни 10
1.3 Особенности рефлексивности и осмысленности жизни психолога 15
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов 21
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни психологов 21
2.2Обработка результатов экспериментального исследования. Выводы по эксперименту 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35
Приложения
Приложение 1
Тестовый материал к методике Леонтьева
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
1. |
Обычно мне очень скучно. |
Обычно я полон энергии | |||||||
2. |
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей |
Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной | |||||||
3. |
В жизни я не имею определенных целей и намерений |
В жизни я имею очень ясные целя и намерения | |||||||
4. |
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной |
Моя
жизнь представляется мне вполне
осмысленной и | |||||||
5. |
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие |
Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. | |||||||
6. |
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться |
Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. | |||||||
7. |
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал |
Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. | |||||||
8. |
Я
не добился успехов в |
Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни. | |||||||
9. |
Моя жизнь пуста и неинтересна. |
Моя жизнь наполнена интересными делами | |||||||
10. |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. |
Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. | |||||||
11. |
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. |
Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. | |||||||
12. |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. | |||||||
13. |
Я человек очень обязательный. |
Я человек совсем не обязательный. | |||||||
14. |
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. |
Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств. | |||||||
15. |
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. |
Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. | |||||||
16. |
В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей. |
В жизни я нашел свое призвание и целя. | |||||||
17. |
Мои жизненные взгляды еще не определились. |
Мои жизненные взгляды вполне определились. | |||||||
18. |
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. |
Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. | |||||||
19. |
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. |
Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями. | |||||||
20. |
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение |
Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Пол М Ж
Возраст: от 20 до30, от 30 до 40, от 40 до 50, от 50до 60, от 60 до 70, от 70 до 80.
Ваша специальность (образование)
Ваша профессия сейчас
Научная степень (если есть)
Ученое звание (если есть)
Ключ к тесту СЖО
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили).
Для подсчета баллов необходимо перевести
отмеченные испытуемым позиции на симметричной
шкале 3210123 в оценки по восходящей или
нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая
последовательность градаций (от 1 до 7)
чередуется в случайном порядке
с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный
балл (7) всегда соответствует полюсу
наличия цели в жизни, а минимальный
балл (1) - полюсу ее отсутствия.
При подсчете баллов по ключу придерживаются
следующего правила:
— в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
— в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по ассиметричным шкалам:
№ утверждения |
Ответ испытуемого |
Балл |
1 |
3 2 1 0 1 2 3 |
3 |
2 |
3 2 1 0 1 2 3 |
1 |
3 |
3 2 1 0 1 2 3 |
4 |
4 |
3 2 1 0 1 2 3 |
5 |
5 |
3 2 1 0 1 2 3 |
2 |
После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.
Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.
Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.
Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12, 20.
Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19.
Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.
Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.
В таблице ниже приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю СЖО и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет (по данным Д.А. Леонтьтева,2000).
Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Д.А. Леонтьева, N=200 чел).
Субшкала |
Среднее знач. ± Станд откл | ||
Мужчины |
Женщины | ||
1 |
Цели в жизни |
32,90±5,92 |
29,38±6,24 |
2 |
Процесс жизни |
31,09±4,44 |
28,80±6,14 |
3 |
Результативность жизни |
25,46±4.30 |
23,30±4,95 |
4 |
Локус контроля — Я |
21,13±3,85 |
18,58±4,30 |
5 |
Локус контроля — жизнь |
30.14±5,80 |
28.70±6,10 |
Общий показатель ОЖ |
103,10±15,03 |
95,76±16,54 |
В следующей таблице приведены
средние и стандартные
Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Е.А. Петровой, А.А. Шестакова, 2002, n=75).
Субшкала |
Среднее знач. ± Станд откл | |
1 |
Цели в жизни |
38.91±3,20 |
2 |
Процесс жизни |
35,95±4,06 |
3 |
Результативность жизни |
29,83±3,00 |
4 |
Локус контроля — Я |
24,65±2,39 |
5 |
Локус контроля — жизнь |
34.59±4,44 |
Общий показатель ОЖ |
120,36±10,21 |
Приложение 2
Рефлексивность. Опросник А.В. Карпова
Инструкция:
Вам предстоит дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту Вашего ответа:
1-обсолютно неверно
2-неверно
3-скорее неверно
4-не знаю
5-скорее верно
6-верно
7- совершенно верно
1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.
2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.
3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.
4. Совершив какой-то промах, я
долго потом не могут
5. Когда я размышляю над чем-то
или беседую с другим
6. Приступая к трудному заданию,
я стараюсь не думать о
7. Главное для меня - представить
конечную цель своей
8. Бывает, что я не могу понять,
почему кто-либо недоволен
9. Я часто ставлю себя на место другого человека.
10. Для меня важно в деталях
представлять себе ход
11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.
12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.
14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.
15. Я беспокоюсь о своем будущем.
16. Думаю, что во множестве
ситуаций надо действовать
17. Порой я принимаю необдуманные решения.
18. Закончив разговор, я, бывает,
продолжаю вести его мысленно,
приводя все новые и новые
аргументы в защиту своей
19. Если происходит конфликт, то,
размышляя над тем, кто в
нем виноват, я в первую
20. Прежде чем принять решение,
я всегда стараюсь все
21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.
22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.
23. Я стараюсь не задумываться
над тем, какие мысли и
24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.
25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.
26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.
27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.
Пол М Ж
Возраст: от 20 до30, от 30 до 40, от 40 до 50, от 50до 60, от 60 до 70, от 70 до 80.
Ваша специальность (образование)
Ваша профессия сейчас
Научная степень(если есть)
Ученое звание (если есть)
Информация о работе Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога