Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить взаимосвязь рефлексивности личности и осмысленности жизни у психологов.
Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по теме исследования;
Рассмотреть понятия «рефлексивность» и «осмысленность жизни»;
Выявить особенности проявления рефлексивности и уровень осмысленности жизни у психологов;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога 5
1.1Исследование понятия «рефлексивность». Виды рефлексии 5
1.2 Понятие осмысленности жизни 10
1.3 Особенности рефлексивности и осмысленности жизни психолога 15
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов 21
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни психологов 21
2.2Обработка результатов экспериментального исследования. Выводы по эксперименту 26

Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35

Файлы: 1 файл

взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни. курсовая.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

 

Приложения

Приложение 1

Тестовый материал к методике Леонтьева

   

3

2

1

0

1

2

3

 

1.

Обычно  мне очень скучно.

             

Обычно  я полон энергии

2.

Жизнь кажется мне всегда волнующей  и захватывающей

             

Жизнь кажется мне совершенно спокойной  и рутинной

3.

В жизни я не имею определенных целей  и намерений

             

В жизни я имею очень ясные целя и намерения

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

             

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной.

5.

Каждый  день кажется мне всегда новым  и непохожим на другие

             

Каждый  день кажется мне совершенно похожим  на все другие.

6.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными  вещами, которыми всегда мечтал заняться

             

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

7.

Моя жизнь сложилась именно так, как  я мечтал

             

Моя жизнь сложилась совсем не так, как  я мечтал.

8.

Я не добился успехов в осуществлении  своих жизненных планов.

             

Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

9.

Моя жизнь пуста и неинтересна.

             

Моя жизнь наполнена интересными  делами

10.

Если  бы мне пришлось подводить сегодня  итог моей жизни, то я бы сказал, что  она была вполне осмысленной.

             

Если  бы мне пришлось сегодня подводить  итог моей жизни, то я бы сказал, что  она не имела смысла.

11.

Если  бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.

             

Если  бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как  живу сейчас.

12.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность  и беспокойство.

             

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13.

Я человек очень обязательный.

             

Я человек совсем не обязательный.

14.

Я полагаю, что человек имеет возможность  осуществить свой жизненный выбор  по своему желанию.

             

Я полагаю, что человек лишен возможности  выбирать из-за влияния природных  способностей и обстоятельств.

15.

Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.

             

Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

16.

В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.

             

В жизни я нашел свое призвание  и целя.

17.

Мои жизненные взгляды еще не определились.

             

Мои жизненные взгляды вполне определились.

18.

Я считаю, что мне удалось найти  призвание и интересные цели в  жизни.

             

Я едва ли способен найти призвание  и интересные цели в жизни.

19.

Моя жизнь в моих руках, и я сам  управляю ею.

             

Моя жизнь не подвластна мне и она  управляется внешними событиями.

20.

Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение

             

Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.


Пол М Ж

Возраст: от 20 до30, от 30 до 40, от 40 до 50, от 50до 60, от 60 до 70, от 70 до 80.

Ваша специальность (образование)

Ваша профессия сейчас

Научная степень (если есть)

Ученое звание (если есть)

Ключ к тесту СЖО

Обработка результатов сводится к  суммированию числовых значений для  всех 20 шкал и переводу суммарного балла  в стандартные значения (процентили). 

Для подсчета баллов необходимо перевести  отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или  нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке  с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный  балл (1) - полюсу ее отсутствия. 
При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:

— в восходящую шкалу  1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

— в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся  пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по ассиметричным шкалам:

№ утверждения

Ответ испытуемого

Балл

1

3 2 1 0 1 2 3

3

2

3 2 1 0 1 2 3

1

3

3 2 1 0 1 2 3

4

4

3 2 1 0 1 2 3

5

5

3 2 1 0 1 2 3

2


После этого суммируются баллы  ассиметричных шкал, соответствующие  позициям, отмеченных испытуемым.

Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Общий показатель — осмысленность  жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

В таблице ниже приведены средние  и стандартные отклонения по общему показателю СЖО и всем пяти субшкалам  отдельно для мужчин и женщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет (по данным Д.А. Леонтьтева,2000).

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Д.А. Леонтьева, N=200 чел).

Субшкала

Среднее знач. ± Станд откл

Мужчины

Женщины

1

Цели  в жизни

32,90±5,92

29,38±6,24

2

Процесс жизни

31,09±4,44

28,80±6,14

3

Результативность  жизни

25,46±4.30

23,30±4,95

4

Локус контроля — Я

21,13±3,85

18,58±4,30

5

Локус контроля — жизнь

30.14±5,80

28.70±6,10

 

Общий показатель ОЖ

103,10±15,03

95,76±16,54


В следующей таблице приведены  средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО  взрослых лиц в возрасте от 30 до 55 лет обоего пола, полученные в работе Е.А. Петровой, А.А. Шестакова (2002). Ими  применялся СЖО для оценки служащих банковских структур. Данные апробации, представляющие сравнительный интерес  в целях.

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя СЖО (по данным Е.А. Петровой, А.А. Шестакова, 2002, n=75).

Субшкала

Среднее знач. ± Станд откл

1

Цели  в жизни

38.91±3,20

2

Процесс жизни

35,95±4,06

3

Результативность  жизни

29,83±3,00

4

Локус контроля — Я

24,65±2,39

5

Локус контроля — жизнь

34.59±4,44

 

Общий показатель ОЖ

120,36±10,21


Приложение 2

Рефлексивность. Опросник А.В. Карпова

Инструкция:

Вам предстоит дать ответы на несколько  утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса  проставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую  варианту Вашего ответа:

1-обсолютно неверно

2-неверно

3-скорее неверно

4-не знаю

5-скорее верно

6-верно

7- совершенно верно

1. Прочитав хорошую книгу, я  всегда потом долго думаю о  ней; хочется ее с кем-нибудь  обсудить.

2. Когда меня вдруг неожиданно  о чем-то спросят, я могу  ответить первое, что пришло в  голову.

3. Прежде чем снять трубку  телефона, чтобы позвонить по  делу, я обычно мысленно планирую  предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я  долго потом не могут отвлечься  от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то  или беседую с другим человеком,  мне бывает интересно вдруг  вспомнить, что послужило началом  цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию,  я стараюсь не думать о предстоящих  трудностях.

7. Главное для меня - представить  конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное  значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

9. Я часто ставлю себя на  место другого человека.

10. Для меня важно в деталях  представлять себе ход предстоящей  работы.

11. Мне было бы трудно написать  серьезное письмо, если бы я  заранее не составил план.

12. Я предпочитаю действовать,  а не размышлять над причинами  своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю  решение относительно дорогой  покупки.

14. Как правило, что-то задумав,  я прокручиваю в голове свои  замыслы, уточняя детали, рассматривая  все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве  ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей  в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные  решения.

18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые  аргументы в защиту своей точки  зрения.

19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в  нем виноват, я в первую очередь  начинаю с себя.

20. Прежде чем принять решение,  я всегда стараюсь все тщательно  обдумать и взвесить.

21. У меня бывают конфликты  от того, что я порой не могу  предугадать, какого поведения  ожидают от меня окружающие.

22. Бывает, что, обдумывая разговор  с другим человеком, я как  бы мысленно веду с ним диалог.

23. Я стараюсь не задумываться  над тем, какие мысли и чувства  вызывают в других людях мои  слова и поступки.

24. Прежде чем сделать замечание  другому человеку, я обязательно  подумаю, какими словами это  лучше сделать, чтобы его не  обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю  над ней даже тогда, когда  занимаюсь другими делами.

26. Если я с кем-то ссорюсь,  то в большинстве случаев не  считаю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я  жалею о сказанном.

Пол М Ж

Возраст: от 20 до30, от 30 до 40, от 40 до 50, от 50до 60, от 60 до 70, от 70 до 80.

Ваша специальность (образование)

Ваша профессия сейчас

Научная степень(если есть)

Ученое звание (если есть)

 


Информация о работе Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога