Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить взаимосвязь рефлексивности личности и осмысленности жизни у психологов.
Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по теме исследования;
Рассмотреть понятия «рефлексивность» и «осмысленность жизни»;
Выявить особенности проявления рефлексивности и уровень осмысленности жизни у психологов;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога 5
1.1Исследование понятия «рефлексивность». Виды рефлексии 5
1.2 Понятие осмысленности жизни 10
1.3 Особенности рефлексивности и осмысленности жизни психолога 15
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов 21
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни психологов 21
2.2Обработка результатов экспериментального исследования. Выводы по эксперименту 26

Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35

Файлы: 1 файл

взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни. курсовая.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

2.2 Обработка результатов  экспериментального исследования. Выводы по эксперименту

Две интересующие нас характеристики - рефлексивности и осмысленность  жизни- изучались на выборке 12 человек. Рефлексивность изучалась с помощью  методики А. Карпова, и осмысленность  жизни изучалась с помощью  теста СЖО А. Леоньтьева. Результаты представлены в таблицах1,2.

Таблица 1

Осмысленность разных сфер жизни у  психологов ( по методике СЖО А. Леоньтьева)

Название субшкалы

низкая

средняя

высокая

1 Осмысленность целей в жизни

4ч   27%

2ч   13%

9ч    60%

2 Осмысленность процесса жизни

2ч     13%

7ч     47%

6ч   40%

3 Осмысленность результата жизни

1ч      7%

4ч      27%

10ч    66%

4 Осмысленность локус контроля -Я

1ч     7%

2ч       13%

12ч     80%

5 Осмысленность локус контроля - жизнь

1ч     7%

4ч       27%

10ч       66%

6 Общий показатель осмысленности  жизни

2ч     13%

4ч         27%

9ч         60%


 

Как видно из таблицы 1, вся выборка  респондентов была дифференцирована на представителей с высокими, средним  и низким показателем осмысленности  жизни. В результате статического опроса было в выделено 9 респондентов с  высоким показателем осмысленности  жизни, 4 респондента со средним показателем  осмысленности жизни и 2 респондента  с низким показателем осмысленности  жизни. Обработка результатов методике СЖО позволила выделить в выборке  опрошенных психологов.

Психологов с завышенным уровнем  осмысленности жизни 60%

Со средним уровнем осмысленности  жизни 27%

С низким уровнем осмысленности  жизни      13%

Таблица 2

Выраженность рефлексивности у  психологов (по методике А. Карпова)

Высокий уровень рефлексивности

Средний уровень 

Низкий уровень

1ч   7%

12ч  80%

2ч     14%


 

Как видно из таблицы 2 большая часть  испытуемых имеют средний уровень рефлексивности

 

Следующий этап работы- непосредственная проверка гипотезы о взаимосвязи   рефлексивности и осмысленности  жизни.

Таблица 3

Соотношение выраженности рефлексивности и уровня осмысленности жизни

респонденты

Осмысленность жизни

рефлексивность

 

ОЖ целей

ОЖ процесса

ОЖ  результа

та

ОЖ

Локус

Конт

роля-Я

ОЖ

Локус Конт

роля

Жизнь

Общий

показатель

ОЖ

высокий

средний

низкий

1

39

39

32

28

40

123

 

    .

 

2

25

26

21

18

33

90

   

    .

3

25

26

26

15

13

76

   

    .

4

38

39

40

29

40

124

 

     .

 

5

35

31

27

25

35

107

 

     .

 

6

37

30

29

25

35

110

 

     .

 

7

38

30

29

29

40

104

 

     .

 

8

42

42

35

28

42

140

   .

   

9

36

36

30

24

36

120

 

    .

 

10

40

32

32

27

38

129

 

    .

 

11

38

39

32

26

38

124

 

    .

 

12

34

37

33

25

34

122

 

    .

 

13

35

33

32

25

35

113

 

    .

 

14

36

33

27

25

32

118

 

    .

 

15

35

34

26

21

32

103

 

    .

 

Теперь на нужно провести корреляционном анализе, на основе которого мы можем  сделать вывод о взаимосвязи  рефлексивности и осмысленности  жизни у психологов.

Для такого небольшого числа испытуемых берется коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Было выполнено:

 

1) Ранжирование значений А и  В. Их ранги занесены в колонки  «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет разности  между рангами А и В (колонка  d);

3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитана сумма квадратов;

5) Произведен расчет коэффициента  ранговой корреляции rs по формуле: 

где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений.

При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту  связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной  тесноты связи, а значения 0,7 и  более - показателями высокой тесноты  связи.

6) Определены критические значения.

 

 

 

 

 

 

 

ЗначениеА

РангА

ЗначениеВ

РангВ

d (ранг А - ранг В)

    d2

1

123

11

123

9

2

4

2

90

2

101

1

1

1

3

76

1

113

2

-1

1

4

124

12.5

130

12.5

0

0

5

107

5

123

9

-4

16

6

110

6

130

12.5

-6.5

42.25

7

104

4

122

4.5

-0.5

0.25

8

140

15

156

15

0

0

9

120

9

123

9

0

0

10

129

14

131

14

0

0

11

124

12.4

122

4.5

8

64

12

122

10

122

4.5

5.5

30.25

13

113

7

122

4.5

2.2

6.25

14

118

8

123

9

-1

1

15

103

3

123

9

-6

36

Суммы

 

120

 

120

0

202


 

Результат: rs = 0.639

Критические значения для N = 15

                                р

        0.05

      0.01

15

        0.52

     0.66


 

Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между  А и В статистически значима.

 

Итак, проведенное эмпирическое исследование позволяет заключить, что с повышением уровня осмысленности жизни у психологов повышается их рефлексивность.

Таким образом мы можем предположить, что психологи с высоким показателем  осмысленности жизни отличаются от психологов с низким показателем  осмысленности жизни, как на уровне личностных качеств, так и на уровне реализации жизненных ценностей.

Вывод по Главе 2

Главная задача нашего эксперимента- выявить взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психологов.

 

Гипотеза исследования: исследуемые с высоким и низким показателем осмысленности жизни отличаются от друг друга по уровню реализации рефлексивности

 

Методики констатирующего эксперимента

Тест «Смысл жизненных ориентаций» (методика СЖО А. Леонтьева)

«рефлексивность» ( методика А.В Карпов)

Результаты методики СЖО

Психологи с завышенным уровнем  ОЖ 60%

Психологи со средним уровнем ОЖ    27%

Психологи с низким   уровнем  ОЖ     13%

 

В ходе исследования было выявлено: между  характеристиками рефлексивности и  осмысленности жизни у психологов существует взаимосвязь, и уровень  ее выраженности иллюстрирует значение вычисленного коэффициента корреляции r= = 0.639, или, иначе говоря, с повышением уровня осмысленности жизни у психологов повышается их рефлексивность.

 

 

 

 

 

Заключение

При определении теоретических  основ рефлексивности и осмысленности  жизни в рамках профессии психолога  было выявлено следующее:

1 единый термин «рефлексия»  используется в разных контекстах  для обозначения различных феноменов;

2 понятие рефлексии изначально  обозначало внутреннее обращение  на самого себя, и только позднее  приобрело переносный смысл отражения.

3 при проведении исследований  необходима дифференциация понятия  рефлексивности и выделение различных  ее видов не только по объектной  направленности, но и по качественным  особенностям рефлексивного отношения,  поскольку существуют три вида  рефлексии: интроспекция, системная  рефлексия, квазирефлексия;

4 для современной психологии  характерен рост интереса к  смысловой сфере личности, к понятию  «смысл жизни». Термин «осмысленность  жизни» теоретически и эмпирически  связан с такими категориями,  как: «смысл жизни», «смысловая  сфера личности», «смысловое образование», «личностный смысл»;

5 активное внедрение понятия  «смысл жизни» начинается с конца 1960—начала 1970-х годов;

6 сущность рефлексивных умений  психологов заключается в том,  что они позволяют осуществить  поиск причины неудач или затруднений  клиентов, в ходе чего осознаётся, что используемые средства соответствуют  или не соответствуют поставленной  психолого-педагогической задаче, формируется  критическое отношение к собственным  средствам решения задач;

7 при повышении уровня рефлексивности  психологов усиливается негативное  переживание настоящего момента,  так как рефлексивность в данной  ситуации требуется для поиска  смысла.

В проведенном исследовании было определенно, что с повышением уровня осмысленности  жизни повышается рефлексивность,

Таким образом была подтверждена гипотеза исследования: исследуемые с высокими и низкими показателями общего показателя осмысленности жизни должны значимо  отличаться друг от друга по уровню реализации рефлексивности.

Список использованной литературы

1​ Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2011. – 303 с.

2​ Анисимов О.С. Рефлексия и методология / О.С.Анисимов. - М., 2007. – 431 с.

3​ Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г.Асмолов. -М.: МГУ, 2004. – 304 с.

4​ Бодалев А.А. Личность и общение / А.А.Бодалев. – М., 2009. – 324 с.

5​ Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С.Выготский. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. – 453 с.

6​ Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В.Карпов. - М.: ИП РАН, 2004. – 242 с.

7​ Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных процессов управления / А.В.Карпов, В.В.Пономарева. - М.; Ярославль: ДИА-пресс, 2008. – 356 с.

8​ Каунова Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы). Авторефератдис. …канд. психол. наук. – М., 2006. -17 с.

9​ Ладенко И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: материалы Второй Всероссийской конференции «Рефлексивные процессы и творчество». – Новосибирск, 1995. – С. 8-25.

10​ Ладенко И. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии / И.С.Ладенко, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов. — Новосибирск, 1989. – 439 с.

11​ Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 2002. - 17 с.

12​ Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А.Леонтьев. - М., 2003. – 327 с.

13​ Леонтьев Д.А. Рефлексия как предпосылка самодетерминации / Д.А.Леонтьев. – М., 2009. – 320 с.

14​ Лепский В.Е. Рефлексия в работах Г.П.Щедровицкого и В.А.Лефевра // Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В.Е.Лепского. - М.: Когито-центр, 2009. - С. 27–38.

15​ Лефевр В. Рефлексия / В.Лефевр. – М.: Когито-центр, 2003. – 260 с.

16​ Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом / А.Лэнгле. – М, 2005. – 277с.

17​ Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.: Учеб. Пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов / В.М. Мельников, Л.Т.Ямпольский. - М.: Просвещение. 1995. - 319 с.

18​ Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж.Нюттен. - М., 2004. – 348 с.

19​ Прикладная юридическая психология / под ред. А.М.Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 408 с.

20​ Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VII Международного симпозиума 15-16 октября, 2009., Москва / Под ред. В.Е.Лепского - М.: Когито-Центр, 2009. - 272 с.

21​ 

22​ Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л.Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. – 311 с.

23​ Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П.Щедровицкий. - М.: Наследие ММК, 2005. – 436 с.

24​ Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности / К.А.Абульханова // Психологический журнал. - 2009. - № 1. - С. 32–43.

25​ Голышева З.В. Динамика смысложизненных ориентаций (лонгитюдное исследование) / З.В.Голышева // Психологические проблемы смысла жизни. – Материалы XIV симпозиума. – Москва, 2009. - 345 с.

26​ Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В.Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - №5. - С. 45–57.

27​ Мириманова М.С. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем / М.С. Мириманова // Развитие личности. - 2011. - № 1. - С. 49–65.

28​ Серый А.В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально-значимые качества психологов-практиков // Сборник «Вестник Кемеровского Государственного Университета» №2 (22). - Кемерово: «Компания ЮНИТИ», 2005. – 176 с.

29​ Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов // Вопросы психологии. - 1985. № 3. - С. 31–40.

30​ Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни / В.Э.Чудновский // Мир психологии. - 2009. - № 2. - С. 74-80.

31​ Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции / / Психологические исследования. - 2011 -№ 2(16) [Электронный ресурс]: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/463-leontiev-averina16.html

32​ «Рефлексия» Дж. Локка. Метод интроспекции: «Преимущества»; дополнительные требования; проблемы и трудности; критика. Метод интроспекции и использование данных самонаблюдения (отличия). [Электронный ресурс]: http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/130541/9/Gippenreiiter_-_Vvedenie_v_obshchuyu_psihologiyu__kurs_lekciii.html

33​ Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев. [Электронный ресурс]: http://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev

Информация о работе Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога