Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа
Цель исследования – выявить взаимосвязь рефлексивности личности и осмысленности жизни у психологов.
Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по теме исследования;
Рассмотреть понятия «рефлексивность» и «осмысленность жизни»;
Выявить особенности проявления рефлексивности и уровень осмысленности жизни у психологов;
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога 5
1.1Исследование понятия «рефлексивность». Виды рефлексии 5
1.2 Понятие осмысленности жизни 10
1.3 Особенности рефлексивности и осмысленности жизни психолога 15
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов 21
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни психологов 21
2.2Обработка результатов экспериментального исследования. Выводы по эксперименту 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35
2.2 Обработка результатов
экспериментального
Две интересующие нас характеристики - рефлексивности и осмысленность жизни- изучались на выборке 12 человек. Рефлексивность изучалась с помощью методики А. Карпова, и осмысленность жизни изучалась с помощью теста СЖО А. Леоньтьева. Результаты представлены в таблицах1,2.
Таблица 1
Осмысленность разных сфер жизни у психологов ( по методике СЖО А. Леоньтьева)
Название субшкалы |
низкая |
средняя |
высокая |
1 Осмысленность целей в жизни |
4ч 27% |
2ч 13% |
9ч 60% |
2 Осмысленность процесса жизни |
2ч 13% |
7ч 47% |
6ч 40% |
3 Осмысленность результата жизни |
1ч 7% |
4ч 27% |
10ч 66% |
4 Осмысленность локус контроля -Я |
1ч 7% |
2ч 13% |
12ч 80% |
5 Осмысленность локус контроля - жизнь |
1ч 7% |
4ч 27% |
10ч 66% |
6 Общий показатель |
2ч 13% |
4ч 27% |
9ч 60% |
Как видно из таблицы 1, вся выборка
респондентов была дифференцирована на
представителей с высокими, средним
и низким показателем осмысленности
жизни. В результате статического опроса
было в выделено 9 респондентов с
высоким показателем
Психологов с завышенным уровнем осмысленности жизни 60%
Со средним уровнем
С низким уровнем осмысленности жизни 13%
Таблица 2
Выраженность рефлексивности у психологов (по методике А. Карпова)
Высокий уровень рефлексивности |
Средний уровень |
Низкий уровень |
1ч 7% |
12ч 80% |
2ч 14% |
Как видно из таблицы 2 большая часть испытуемых имеют средний уровень рефлексивности
Следующий этап работы- непосредственная проверка гипотезы о взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни.
Таблица 3
Соотношение выраженности рефлексивности и уровня осмысленности жизни
респонденты |
Осмысленность жизни |
рефлексивность | |||||||
ОЖ целей |
ОЖ процесса |
ОЖ результа та |
ОЖ Локус Конт роля-Я |
ОЖ Локус Конт роля Жизнь |
Общий показатель ОЖ |
высокий |
средний |
низкий | |
1 |
39 |
39 |
32 |
28 |
40 |
123 |
. |
||
2 |
25 |
26 |
21 |
18 |
33 |
90 |
. | ||
3 |
25 |
26 |
26 |
15 |
13 |
76 |
. | ||
4 |
38 |
39 |
40 |
29 |
40 |
124 |
. |
||
5 |
35 |
31 |
27 |
25 |
35 |
107 |
. |
||
6 |
37 |
30 |
29 |
25 |
35 |
110 |
. |
||
7 |
38 |
30 |
29 |
29 |
40 |
104 |
. |
||
8 |
42 |
42 |
35 |
28 |
42 |
140 |
. |
||
9 |
36 |
36 |
30 |
24 |
36 |
120 |
. |
||
10 |
40 |
32 |
32 |
27 |
38 |
129 |
. |
||
11 |
38 |
39 |
32 |
26 |
38 |
124 |
. |
||
12 |
34 |
37 |
33 |
25 |
34 |
122 |
. |
||
13 |
35 |
33 |
32 |
25 |
35 |
113 |
. |
||
14 |
36 |
33 |
27 |
25 |
32 |
118 |
. |
||
15 |
35 |
34 |
26 |
21 |
32 |
103 |
. |
Теперь на нужно провести корреляционном анализе, на основе которого мы можем сделать вывод о взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов.
Для такого небольшого числа испытуемых берется коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Было выполнено:
1) Ранжирование значений А и
В. Их ранги занесены в
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет
где - сумма квадратов разностей рангов, а - число парных наблюдений.
При использовании коэффициента ранговой корреляции условно оценивают тесноту связи между признаками, считая значения коэффициента равные 0,3 и менее, показателями слабой тесноты связи; значения более 0,4, но менее 0,7 - показателями умеренной тесноты связи, а значения 0,7 и более - показателями высокой тесноты связи.
6) Определены критические
№ |
ЗначениеА |
РангА |
ЗначениеВ |
РангВ |
d (ранг А - ранг В) |
d2 |
1 |
123 |
11 |
123 |
9 |
2 |
4 |
2 |
90 |
2 |
101 |
1 |
1 |
1 |
3 |
76 |
1 |
113 |
2 |
-1 |
1 |
4 |
124 |
12.5 |
130 |
12.5 |
0 |
0 |
5 |
107 |
5 |
123 |
9 |
-4 |
16 |
6 |
110 |
6 |
130 |
12.5 |
-6.5 |
42.25 |
7 |
104 |
4 |
122 |
4.5 |
-0.5 |
0.25 |
8 |
140 |
15 |
156 |
15 |
0 |
0 |
9 |
120 |
9 |
123 |
9 |
0 |
0 |
10 |
129 |
14 |
131 |
14 |
0 |
0 |
11 |
124 |
12.4 |
122 |
4.5 |
8 |
64 |
12 |
122 |
10 |
122 |
4.5 |
5.5 |
30.25 |
13 |
113 |
7 |
122 |
4.5 |
2.2 |
6.25 |
14 |
118 |
8 |
123 |
9 |
-1 |
1 |
15 |
103 |
3 |
123 |
9 |
-6 |
36 |
Суммы |
120 |
120 |
0 |
202 |
Результат: rs = 0.639
Критические значения для N = 15
№ |
| |
0.05 |
0.01 | |
15 |
0.52 |
0.66 |
Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.
Итак, проведенное эмпирическое исследование позволяет заключить, что с повышением уровня осмысленности жизни у психологов повышается их рефлексивность.
Таким образом мы можем предположить,
что психологи с высоким
Вывод по Главе 2
Главная задача нашего эксперимента-
выявить взаимосвязь
Гипотеза исследования: исследуемые с высоким и низким показателем осмысленности жизни отличаются от друг друга по уровню реализации рефлексивности
Методики констатирующего
Тест «Смысл жизненных ориентаций» (методика СЖО А. Леонтьева)
«рефлексивность» ( методика А.В Карпов)
Результаты методики СЖО
Психологи с завышенным уровнем ОЖ 60%
Психологи со средним уровнем ОЖ 27%
Психологи с низким уровнем ОЖ 13%
В ходе исследования было выявлено: между
характеристиками рефлексивности и
осмысленности жизни у
Заключение
При определении теоретических основ рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога было выявлено следующее:
1 единый термин «рефлексия»
используется в разных
2 понятие рефлексии изначально
обозначало внутреннее
3 при проведении исследований
необходима дифференциация
4 для современной психологии
характерен рост интереса к
смысловой сфере личности, к понятию
«смысл жизни». Термин «осмысленность
жизни» теоретически и
5 активное внедрение понятия
«смысл жизни» начинается с
6 сущность рефлексивных умений
психологов заключается в том,
что они позволяют осуществить
поиск причины неудач или
7 при повышении уровня
В проведенном исследовании было определенно, что с повышением уровня осмысленности жизни повышается рефлексивность,
Таким образом была подтверждена гипотеза исследования: исследуемые с высокими и низкими показателями общего показателя осмысленности жизни должны значимо отличаться друг от друга по уровню реализации рефлексивности.
Список использованной литературы
1 Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2011. – 303 с.
2 Анисимов О.С. Рефлексия и методология / О.С.Анисимов. - М., 2007. – 431 с.
3 Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г.Асмолов. -М.: МГУ, 2004. – 304 с.
4 Бодалев А.А. Личность и общение / А.А.Бодалев. – М., 2009. – 324 с.
5 Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С.Выготский. Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика, 1983. – 453 с.
6 Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В.Карпов. - М.: ИП РАН, 2004. – 242 с.
7 Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных процессов управления / А.В.Карпов, В.В.Пономарева. - М.; Ярославль: ДИА-пресс, 2008. – 356 с.
8 Каунова Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы). Авторефератдис. …канд. психол. наук. – М., 2006. -17 с.
9 Ладенко И.С. Феномен рефлексивного стиля мышления и генетическая логика // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: материалы Второй Всероссийской конференции «Рефлексивные процессы и творчество». – Новосибирск, 1995. – С. 8-25.
10 Ладенко И. С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии / И.С.Ладенко, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов. — Новосибирск, 1989. – 439 с.
11 Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 2002. - 17 с.
12 Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А.Леонтьев. - М., 2003. – 327 с.
13 Леонтьев Д.А. Рефлексия как предпосылка самодетерминации / Д.А.Леонтьев. – М., 2009. – 320 с.
14 Лепский В.Е. Рефлексия в работах Г.П.Щедровицкого и В.А.Лефевра // Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В.Е.Лепского. - М.: Когито-центр, 2009. - С. 27–38.
15 Лефевр В. Рефлексия / В.Лефевр. – М.: Когито-центр, 2003. – 260 с.
16 Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом / А.Лэнгле. – М, 2005. – 277с.
17 Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.: Учеб. Пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов / В.М. Мельников, Л.Т.Ямпольский. - М.: Просвещение. 1995. - 319 с.
18 Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж.Нюттен. - М., 2004. – 348 с.
19 Прикладная юридическая психология / под ред. А.М.Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2008. – 408 с.
20 Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VII Международного симпозиума 15-16 октября, 2009., Москва / Под ред. В.Е.Лепского - М.: Когито-Центр, 2009. - 272 с.
21
22 Рубинштейн С.Л. Человек и мир / С.Л.Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. – 311 с.
23 Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П.Щедровицкий. - М.: Наследие ММК, 2005. – 436 с.
24 Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности / К.А.Абульханова // Психологический журнал. - 2009. - № 1. - С. 32–43.
25 Голышева З.В. Динамика смысложизненных ориентаций (лонгитюдное исследование) / З.В.Голышева // Психологические проблемы смысла жизни. – Материалы XIV симпозиума. – Москва, 2009. - 345 с.
26 Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В.Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - №5. - С. 45–57.
27 Мириманова М.С. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем / М.С. Мириманова // Развитие личности. - 2011. - № 1. - С. 49–65.
28 Серый А.В. Осмысленное отношение к профессиональной деятельности как условие развития профессионально-значимые качества психологов-практиков // Сборник «Вестник Кемеровского Государственного Университета» №2 (22). - Кемерово: «Компания ЮНИТИ», 2005. – 176 с.
29 Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов // Вопросы психологии. - 1985. № 3. - С. 31–40.
30 Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни / В.Э.Чудновский // Мир психологии. - 2009. - № 2. - С. 74-80.
31 Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Феномен
рефлексии в контексте проблемы саморегуляции
/ / Психологические исследования. - 2011
-№ 2(16) [Электронный ресурс]: http://www.psystudy.ru/index.
32 «Рефлексия» Дж. Локка. Метод интроспекции:
«Преимущества»; дополнительные требования;
проблемы и трудности; критика. Метод интроспекции
и использование данных самонаблюдения
(отличия). [Электронный ресурс]: http://www.e-reading-lib.org/
33 Тест смысложизненные ориентации
(методика СЖО), Д. А. Леонтьев. [Электронный
ресурс]: http://psycabi.net/testy/256-
Информация о работе Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога