Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить взаимосвязь рефлексивности личности и осмысленности жизни у психологов.
Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по теме исследования;
Рассмотреть понятия «рефлексивность» и «осмысленность жизни»;
Выявить особенности проявления рефлексивности и уровень осмысленности жизни у психологов;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога 5
1.1Исследование понятия «рефлексивность». Виды рефлексии 5
1.2 Понятие осмысленности жизни 10
1.3 Особенности рефлексивности и осмысленности жизни психолога 15
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов 21
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни психологов 21
2.2Обработка результатов экспериментального исследования. Выводы по эксперименту 26

Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35

Файлы: 1 файл

взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни. курсовая.docx

— 65.77 Кб (Скачать файл)

Итак, очевидно, что необходима дифференциация понятия рефлексивности и выделение  различных ее видов не только по объектной направленности, но и по качественным особенностям рефлексивного  отношения. Единый термин «рефлексия»  используется в разных контекстах для  обозначения различных феноменов. Существуют три вида рефлексии: интроспекция, системная рефлексия, квазирефлексия.

1.2 Понятие осмысленности жизни

Термин «осмысленность жизни» теоретически и эмпирически связан с такими категориями, как: «смысл жизни», «смысловая сфера личности», «смысловое образование», «личностный смысл» - поэтому представляется наиболее целесообразным раскрывать понятие  «осмысленность жизни» в соответствии с исторической логикой развития представлений о смысле человеческой жизни и смысле как общепсихологической  категории. Для современной психологии характерен рост интереса к смысловой  сфере личности, к понятию «смысл жизни». Растет и частота использования  этого понятия в самых разных контекстах и в рамках различных  теоретических и методологических подходов.

Интерес к изучению понятия «смысл жизни» свойственен психологам разных школ и направлений (Б.В. Зейгарник, В.В. Столин, А.У. Хараш, А.Г. Асмолов, Е.Е. Насиновская, В.А. Петровский и др.). По мнению А.Г. Асмолова, понятие смысла может претендовать на роль центрального понятия в новой, неклассической или постмодернистской психологии, психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире» [3, С.34].

Функцию смысла жизни как психологического механизма, существенно обуславливающего поведение человека и становление  его личности, рассматривает в  своих трудах и В.Э. Чудновский [30, С.74].

Тема смысла жизни занимает центральное  место в теории личности В. Франкла. В качестве ведущей движущей силы поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить смысл  своей жизни.

В отечественную психологию, как  утверждает Д.А Леонтьев, понятие  личностного смысла было введено  А.Н. Леонтьевым еще в 40-е годы ХХ века [12, С.56].

Сегодня данный термин продуктивно  используется в качестве одного из основных объяснительных понятий, причем не только в психологии, но и в  смежных научных дисциплинах.

Смысл жизни является одной из традиционных проблем философии, теологии, художественной литературы, в которых он анализируется  преимущественно с содержательной стороны: в чём состоит смысл  жизни, какой смысл жизни можно  считать истинным, добрым, достойным.

Выделяются два способа существования  человека и отношения к жизни: первый – жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, второй - связанный с рефлексией, выводящий  за пределы непосредственной жизни [22, С.71].

Жизненные миры могут отчасти пресекаться  и сталкиваться между собой, могут  вовсе не взаимодействовать друг с другом, иногда человек не в  состоянии себе представить, что  можно по-другому видеть, осмысливать, оценивать события [12, С.101].

Активное внедрение понятия  «смысл жизни», позволяющее уловить  закономерности и тенденции в его использовании, начинается лишь с конца 1960—начала 1970-х годов, а его теоретическая рефлексия позже.

Развитие представлений о смысле в деятельностном подходе можно разделить на три этапа:

1 этап — с конца 1930-х годов до середины 1970-х — это введение А.Н. Леонтьевым понятия смысла (личностного смысла) как объяснительного понятия и его всесторонняя теоретическая и экспериментальная разработка в генетическом, структурном и функциональном аспектах.

2 этап — с середины до конца 1970-х годов — это введение рядом авторов (А.Г. Асмолов, В.В. Столин, Е.В. Субботский, О.К. Тихомиров) новых, родственных понятий: смысловое образование, смысловая установка, смысловой конструкт, операциональный смысл и др., ознаменовавших переход от одного объяснительного понятия к дифференцированному кусту понятий.

3 этап — 80-е годы — этап интеграции этих представлений, знаменующийся возникновением классификаций смысловых образований, таких синтетических понятий как «динамическая смысловая система» (А.Г. Асмолов), «смысловая сфера личности» (Б.С. Братусъ), концепций смысловой динамики (Ф.Е. Василюк), смысловой саморегуляции. Стало возможным говорить о смысловой реальности, включающей в себя самые разные структуры и механизмы [12, С.127].

На основе представлений о смысле жизни сформировалось понятие «смысложизненных ориентаций» как целостной системы  сознательных и избирательных связей, отражающей направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность  выборов и оценок, удовлетворенность  жизнью (самореализацией) и способность  брать за нее ответственность, влияя  на ее ход [8, С.4]. Согласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т.е. адекватными  и способствовать позитивному развитию личности [30, С.75].

Смысложизненные ориентации можно  рассмотреть в двух аспектах:

как сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл  своей жизни.

как связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека.

Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой  степени он считает процесс своей  жизни насыщенным и интересным, и  в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг [8, С.6].

Развитие смысловой сферы личности в онтогенезе идет по следующим направлениям:

иерархизация, интеграция и структурное усложнение;

распространение осмысления за пределы наличной ситуации;

прогрессирующее опосредование социальными  регуляторами;

развитие осознания своих смысловых  ориентаций и рефлексивного отношения к ним [29, С.32].

Индивидуальные различия смысловой  регуляции обнаруживаются по следующим основным параметрам:

степень ориентации на целесмысловые регуляторы в противовес причинным (телеологичность);

общий уровень осмысленности жизни;

соотношение ценностной и потребностной регуляции;

структурная организация смысловых  систем;

степень осознанности смысловых ориентиров;

временная локализация смысловых  ориентиров [12, С.87].

В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в  социальные отношения, которые опосредуют динамику смысложизненных ориентаций через новые связи и стимулируют  развитие личности.

Комплекс личностных новообразований  выражается в профессиональном видении  мира, центральнообразующим ядром которого, по нашему убеждению, является система  личностных смыслов профессионала, уровень функционирования которой  и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности. Именно личностные смыслы, функционирующие  на ценностно-смысловом уровне, указывают  на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части  его жизни, определяющей его статус в обществе.

Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект. В этой связи большой  интерес представляют профессиональные группы, чья деятельность как форма  самореализации личности обусловлена  морально-этическими принципами по отношению  к своему объекту, т. е. профессии  имеющие деонтологический статус. Классическим примером такого вида профессий является практическая деятельность психолога, которая специфична, прежде всего, кругом своих задач, обусловленных взаимодействием  специалиста с широчайшим спектром явлений окружающей социальной действительности (от политических, экономических, культурных преобразований в обществе и техногенных катастроф до конкретных жизненных трудностей отдельного человека). В процессе своей деятельности психологу приходится сталкиваться с различными возрастными, социальными, культурными категориями людей, однако объектом его деятельности всегда остается индивидуальность человека, обратившегося за помощью к специалисту как к компетентному в его жизненных трудностях и проблемах лицу, при этом следует учитывать, что в ходе такого взаимодействия сам психолог становится элементом близкого окружения этого человека. Все это требует от психолога особых индивидуальных качеств, мировоззрения, системы ценностей и, прежде всего, осмысленного, интернализованного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности [28, С.66].

Итак, для современной психологии характерен рост интереса к смысловой  сфере личности, к понятию «смысл жизни». В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно  вступает в социальные отношения, которые  опосредуют динамику смысложизненных  ориентаций через новые связи  и стимулируют развитие личности. Термин «осмысленность жизни» теоретически и эмпирически связан с такими категориями, как: «смысл жизни», «смысловая сфера личности», «смысловое образование», «личностный смысл». Активное внедрение  понятия «смысл жизни» начинается с конца 1960—начала 1970-х годов.

1.3 Особенности рефлексивности  и осмысленности жизни психологов

«Рефлексивные умения» психологов - это умения в процессе профессиональной деятельности занимать позицию «стороннего» наблюдателя, «выходить» из деятельности и исследовать возникающие проблемы «извне», осознавать и оценивать  себя, других участников психологического процесса и на основе полученной информации творчески корректировать свою деятельность и проектировать новую.

В соответствии с рефлексивным способом решения проблем рефлексивные умения делятся на следующие:

умение решать профессиональную проблему различными способами;

умение моделировать всевозможные результаты решения профессиональной проблемы;

умение интуитивно чувствовать  противоречия, возникающие в ходе решения профессиональной проблемы;

умение выбирать оптимальный способ и результат решения профессиональной проблемы, основываясь на интуиции и анализе всех «за» и «против» того или иного способа и результата решения профессиональной проблемы;

умение своевременно обнаруживать ошибки, возникающие в ходе решения  профессиональной проблемы, и ликвидировать  их;

умение анализировать свои действия: а) «здесь и сейчас»; б) по окончанию  решения профессиональной проблемы; в) в перспективе;

умение проводить самоанализ Я-концепции [27, С.50].

Показатели сформированности рефлексивных умений психологов:

понимание необходимости и важности рефлексивных умений в профессиональной деятельности психологов;

знание теории и методики рефлексивной деятельности;

владение технологией применения рефлексивных умений в практической работе [23, С.102].

Сущность рефлексивных умений заключается  в том, что они позволяют психологу  взглянуть на себя глазами других людей, осуществить поиск причины  неудач или затруднений, в ходе чего осознаётся, что используемые средства не соответствуют поставленной психолого-педагогической задаче, формируется критическое  отношение к собственным средствам, затем к условиям задачи применяется  более широкий круг средств, выдвигаются  догадки, гипотезы, происходит интуитивное  решение (на неосознанном уровне) данной проблемы (т. е. находится решение  в принципе), а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решения.

По мнению Г.М. Андреевой, А.А. Бодалёва особое место в структуре рефлексии  и рефлексивности занимает социально-психологическая  рефлексия, т.е. постановка себя на место  другого человека и размышление  за него. Именно в этом значении понятие  рефлексии и употребляется чаще всего в психологии (например, в  психологическом консультировании). Кроме того, традиционно индивидуально-психологическая  рефлексия или самопознание, самосознание человека – одна из актуальных тем  психологии и одно из важнейших направлений  ее практического приложения, что  в первую очередь также применимо  к юридической сфере. Высокая  профессиональная ответственность  психолога предполагает повышенный самоконтроль, продуманное принятие решений, понимание своих личных возможностей, четкую самоорганизованность, а значит, и владение рефлексией, наличие высокого уровня рефлексивности [4, С.76].

Отправной точкой для развернувшихся социально-психологических исследований рефлексии послужила известная  работа В.А. Лефевра, который впервые  ввел и разработал понятие рефлексии  в значении постановки себя на место  другого человека и размышления  за него [15, С.81]. Рефлексивная модель оказалась  весьма продуктивной при изучении конфликта, кооперации, общения. В последние  годы рефлексия активно используется в практической психологии именно для  интерпретации профессионального  общения.

Важность феноменологии рефлексии  для профессии психолога определяется тем, что рефлексивное мышление является умственным профессионально-психологическим  действием специалиста, обеспечивающим решение наиболее сложных в интеллектуальном отношении профессиональных задач. Специфика рефлексивного режима мышления заметно отличается от обычных  логических рассуждений, и наиболее характерно представлена в формуле  «Я думаю, что он думает, что я  думаю».

Практическое использование рефлексивного  мышления в деятельности психолога  с учетом определенной сложности  этого профессионально-психологического действия согласуется с рядом  условий:

выходом в рефлексивную позицию;

осознанием затруднения в деятельности и фиксация ситуации, в которой  оно возникло;

выбором рефлексивной позиции;

самоопределением и рефлексивной настройкой;

рефлексивным отображением ситуации на основе схематизации;

рефлексивным обоснованием деятельности через нормирование деятельности для  разрешения и выработку сценария игрового поведения [10, С.82].

Владение приемами рефлексивного  мышления – показатель высокого уровня развития профессионального мышления и деятельности психолога.

Информация о работе Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога