Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:10, курсовая работа
Цель исследования – выявить взаимосвязь рефлексивности личности и осмысленности жизни у психологов.
Исходя из поставленной цели, в работе были определены следующие задачи:
Проанализировать научную литературу по теме исследования;
Рассмотреть понятия «рефлексивность» и «осмысленность жизни»;
Выявить особенности проявления рефлексивности и уровень осмысленности жизни у психологов;
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы рефлексивности и осмысленности жизни в рамках профессии психолога 5
1.1Исследование понятия «рефлексивность». Виды рефлексии 5
1.2 Понятие осмысленности жизни 10
1.3 Особенности рефлексивности и осмысленности жизни психолога 15
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни у психологов 21
2.1 Констатирующий эксперимент по выявлению взаимосвязи рефлексивности и осмысленности жизни психологов 21
2.2Обработка результатов экспериментального исследования. Выводы по эксперименту 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 35
Итак, очевидно, что необходима дифференциация
понятия рефлексивности и выделение
различных ее видов не только по
объектной направленности, но и по
качественным особенностям рефлексивного
отношения. Единый термин «рефлексия»
используется в разных контекстах для
обозначения различных
1.2 Понятие осмысленности жизни
Термин «осмысленность жизни» теоретически
и эмпирически связан с такими
категориями, как: «смысл жизни», «смысловая
сфера личности», «смысловое образование»,
«личностный смысл» - поэтому представляется
наиболее целесообразным раскрывать понятие
«осмысленность жизни» в соответствии
с исторической логикой развития
представлений о смысле человеческой
жизни и смысле как общепсихологической
категории. Для современной психологии
характерен рост интереса к смысловой
сфере личности, к понятию «смысл
жизни». Растет и частота использования
этого понятия в самых разных
контекстах и в рамках различных
теоретических и
Интерес к изучению понятия «смысл
жизни» свойственен психологам разных
школ и направлений (Б.В. Зейгарник,
В.В. Столин, А.У. Хараш, А.Г. Асмолов, Е.Е.
Насиновская, В.А. Петровский и др.).
По мнению А.Г. Асмолова, понятие смысла
может претендовать на роль центрального
понятия в новой, неклассической
или постмодернистской
Функцию смысла жизни как психологического механизма, существенно обуславливающего поведение человека и становление его личности, рассматривает в своих трудах и В.Э. Чудновский [30, С.74].
Тема смысла жизни занимает центральное место в теории личности В. Франкла. В качестве ведущей движущей силы поведения он постулирует стремление человека найти и исполнить смысл своей жизни.
В отечественную психологию, как утверждает Д.А Леонтьев, понятие личностного смысла было введено А.Н. Леонтьевым еще в 40-е годы ХХ века [12, С.56].
Сегодня данный термин продуктивно используется в качестве одного из основных объяснительных понятий, причем не только в психологии, но и в смежных научных дисциплинах.
Смысл жизни является одной из традиционных
проблем философии, теологии, художественной
литературы, в которых он анализируется
преимущественно с
Выделяются два способа
Жизненные миры могут отчасти пресекаться и сталкиваться между собой, могут вовсе не взаимодействовать друг с другом, иногда человек не в состоянии себе представить, что можно по-другому видеть, осмысливать, оценивать события [12, С.101].
Активное внедрение понятия «смысл жизни», позволяющее уловить закономерности и тенденции в его использовании, начинается лишь с конца 1960—начала 1970-х годов, а его теоретическая рефлексия позже.
Развитие представлений о
1 этап — с конца 1930-х годов до середины 1970-х — это введение А.Н. Леонтьевым понятия смысла (личностного смысла) как объяснительного понятия и его всесторонняя теоретическая и экспериментальная разработка в генетическом, структурном и функциональном аспектах.
2 этап — с середины до конца 1970-х годов — это введение рядом авторов (А.Г. Асмолов, В.В. Столин, Е.В. Субботский, О.К. Тихомиров) новых, родственных понятий: смысловое образование, смысловая установка, смысловой конструкт, операциональный смысл и др., ознаменовавших переход от одного объяснительного понятия к дифференцированному кусту понятий.
3 этап — 80-е годы — этап интеграции этих представлений, знаменующийся возникновением классификаций смысловых образований, таких синтетических понятий как «динамическая смысловая система» (А.Г. Асмолов), «смысловая сфера личности» (Б.С. Братусъ), концепций смысловой динамики (Ф.Е. Василюк), смысловой саморегуляции. Стало возможным говорить о смысловой реальности, включающей в себя самые разные структуры и механизмы [12, С.127].
На основе представлений о смысле
жизни сформировалось понятие «смысложизненных
ориентаций» как целостной
Смысложизненные ориентации можно рассмотреть в двух аспектах:
как сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл своей жизни.
как связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека.
Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным, и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг [8, С.6].
Развитие смысловой сферы
иерархизация, интеграция и структурное усложнение;
распространение осмысления за пределы наличной ситуации;
прогрессирующее опосредование социальными регуляторами;
развитие осознания своих
Индивидуальные различия смысловой регуляции обнаруживаются по следующим основным параметрам:
степень ориентации на целесмысловые регуляторы в противовес причинным (телеологичность);
общий уровень осмысленности жизни;
соотношение ценностной и потребностной регуляции;
структурная организация смысловых систем;
степень осознанности смысловых ориентиров;
временная локализация смысловых ориентиров [12, С.87].
В процессе профессиональной деятельности
человек неизбежно вступает в
социальные отношения, которые опосредуют
динамику смысложизненных ориентаций
через новые связи и
Комплекс личностных новообразований выражается в профессиональном видении мира, центральнообразующим ядром которого, по нашему убеждению, является система личностных смыслов профессионала, уровень функционирования которой и определяет отношение человека к характеру, процессу, направленности и результатам деятельности. Именно личностные смыслы, функционирующие на ценностно-смысловом уровне, указывают на отношение человека к профессиональной деятельности как неотъемлемой части его жизни, определяющей его статус в обществе.
Каждой определенной профессиональной группе присущ свой смысл деятельности, своя система ценностей, определяемые, прежде всего, направленностью деятельности на ее объект. В этой связи большой интерес представляют профессиональные группы, чья деятельность как форма самореализации личности обусловлена морально-этическими принципами по отношению к своему объекту, т. е. профессии имеющие деонтологический статус. Классическим примером такого вида профессий является практическая деятельность психолога, которая специфична, прежде всего, кругом своих задач, обусловленных взаимодействием специалиста с широчайшим спектром явлений окружающей социальной действительности (от политических, экономических, культурных преобразований в обществе и техногенных катастроф до конкретных жизненных трудностей отдельного человека). В процессе своей деятельности психологу приходится сталкиваться с различными возрастными, социальными, культурными категориями людей, однако объектом его деятельности всегда остается индивидуальность человека, обратившегося за помощью к специалисту как к компетентному в его жизненных трудностях и проблемах лицу, при этом следует учитывать, что в ходе такого взаимодействия сам психолог становится элементом близкого окружения этого человека. Все это требует от психолога особых индивидуальных качеств, мировоззрения, системы ценностей и, прежде всего, осмысленного, интернализованного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности [28, С.66].
Итак, для современной психологии характерен рост интереса к смысловой сфере личности, к понятию «смысл жизни». В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно вступает в социальные отношения, которые опосредуют динамику смысложизненных ориентаций через новые связи и стимулируют развитие личности. Термин «осмысленность жизни» теоретически и эмпирически связан с такими категориями, как: «смысл жизни», «смысловая сфера личности», «смысловое образование», «личностный смысл». Активное внедрение понятия «смысл жизни» начинается с конца 1960—начала 1970-х годов.
1.3 Особенности рефлексивности
и осмысленности жизни
«Рефлексивные умения» психологов
- это умения в процессе профессиональной
деятельности занимать позицию «стороннего»
наблюдателя, «выходить» из деятельности
и исследовать возникающие
В соответствии с рефлексивным способом решения проблем рефлексивные умения делятся на следующие:
умение решать профессиональную проблему различными способами;
умение моделировать всевозможные результаты решения профессиональной проблемы;
умение интуитивно чувствовать противоречия, возникающие в ходе решения профессиональной проблемы;
умение выбирать оптимальный способ
и результат решения
умение своевременно обнаруживать ошибки, возникающие в ходе решения профессиональной проблемы, и ликвидировать их;
умение анализировать свои действия: а) «здесь и сейчас»; б) по окончанию решения профессиональной проблемы; в) в перспективе;
умение проводить самоанализ Я-концепции [27, С.50].
Показатели сформированности рефлексивных умений психологов:
понимание необходимости и важности рефлексивных умений в профессиональной деятельности психологов;
знание теории и методики рефлексивной деятельности;
владение технологией
Сущность рефлексивных умений заключается
в том, что они позволяют психологу
взглянуть на себя глазами других
людей, осуществить поиск причины
неудач или затруднений, в ходе чего
осознаётся, что используемые средства
не соответствуют поставленной психолого-педагогической
задаче, формируется критическое
отношение к собственным
По мнению Г.М. Андреевой, А.А. Бодалёва
особое место в структуре рефлексии
и рефлексивности занимает социально-психологическая
рефлексия, т.е. постановка себя на место
другого человека и размышление
за него. Именно в этом значении понятие
рефлексии и употребляется чаще
всего в психологии (например, в
психологическом
Отправной точкой для развернувшихся
социально-психологических
Важность феноменологии
Практическое использование
выходом в рефлексивную позицию;
осознанием затруднения в
выбором рефлексивной позиции;
самоопределением и
рефлексивным отображением ситуации на основе схематизации;
рефлексивным обоснованием деятельности через нормирование деятельности для разрешения и выработку сценария игрового поведения [10, С.82].
Владение приемами рефлексивного мышления – показатель высокого уровня развития профессионального мышления и деятельности психолога.
Информация о работе Взаимосвязь рефлексивности и осмысленности жизни у психолога