Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 19:08, дипломная работа
Целью данной работы является изучить систему связей между стилем деятельности руководителя и межличностными конфликтами в трудовом коллективе.
Объектом исследования являются производственные отношения в трудовом коллективе.
Предметом исследования является стиль деятельности руководителя и его связь с особенностями межличностных конфликтов в трудовом коллективе.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы исследования производственных отношений
Понятие производственные отношения и его структура………………7
Руководитель как субъект производственных отношений. ………….10
Факторы деятельности руководителя……………………………...13
Стиль как фактор деятельности руководителя и основные направления его исследования……………………………………..15
Трудовой коллектив как субъект производственных отношений……20
Межличностные отношения в трудовом коллективе……………..23
Глава 2 Социально - психологические проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе
2.1. Понятие конфликта. Виды конфликта……………………………………26
2.2. Природа производственных конфликтов…………………………………29
2.3. Проблема межличностных конфликтов в трудовом коллективе и их связь со стилем деятельности руководителя………………………………………..33
Глава 3 Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля деятельности руководителя и особенностей межличностных конфликтов в трудовом коллективе
3.1. Методы, методики и процедура проведения эмпирического исследования……………………………………………………………………….37
3.2. Обработка результатов и сравнительный анализ основных составляющих стиля деятельности руководителя……………………………….42
3.3. Обработка и анализ экспертной оценки составляющих межличностных отношений членов трудовых коллективов………………………………………..48
3.4. Выявление взаимосвязи стиля деятельности руководителя и межличностных конфликтов в трудовом коллективе……………………………56
Заключение…………………………………………………………………………63
Список литературы…………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
Социально-педагогический институт
Кафедра общей психологии
Допустить к защите
Заведующий кафедрой
к.псх.н., доцент
Шуванов И.Б.
____________2005 г.
на тему: «Взаимосвязь стиля деятельности руководителя и особенностей межличностных конфликтов в трудовом коллективе»
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы исследования производственных отношений
Глава 2 Социально - психологические проблемы межличностных отношений в трудовом коллективе
2.1. Понятие конфликта. Виды конфликта……………………………………26
2.2. Природа производственных конфликтов…………………………………29
2.3. Проблема межличностных
конфликтов в трудовом
Глава 3 Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля деятельности руководителя и особенностей межличностных конфликтов в трудовом коллективе
3.1. Методы, методики и
процедура проведения
3.2. Обработка результатов и сравнительный анализ основных составляющих стиля деятельности руководителя……………………………….42
3.3. Обработка и анализ
экспертной оценки
3.4. Выявление взаимосвязи стиля деятельности руководителя и межличностных конфликтов в трудовом коллективе……………………………56
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Современный уровень управления предполагает развитие и активное функционирование широкого спектра умений руководителя. В настоящее время необходимым фактом для руководителя становятся не только профессиональные знания, но и некоторые личностные характеристики, которые связаны с эффективными стратегиями социальной коммуникации, кооперацией с людьми, выработкой позитивно деловых межличностных отношений, созданием команд и умением работать в них, искусством ведения переговоров и достижения положительных результатов в конфликтах.
В настоящее время остается весьма актуальной проблема выбора индивидуального стиля деятельности в управлении трудовым коллективом, а особенно в конфликтных ситуациях. Всем известен тот факт, что большую часть времени человек проводит на производстве, и то, в каких условиях протекает трудовая деятельность, какая общая психологическая обстановка, какие деловые и личные взаимоотношения в трудовом коллективе, зависят результаты труда и количество и качество производимой продукции. Сам же стиль деятельности руководителя не просто влияет на атмосферу в трудовом коллективе, но и обладает способностью влиять на то, что подчиненные в общении между собой в той или иной степени воспроизводят особенности поведения руководителя. Так, по мнению А.К.Зайцева «Управленческая деятельность включает конфликт по определению как в функциональном, так и в дисфункциональном значении этого понятия. Управленческая деятельность – это последовательное преодоление рассогласований в процессе решения производственных задач, а стиль управления – это методы и приемы, применяемые для достижения намеченных целей и задач и линий поведения в возникающих при этом конфликтных ситуациях». Тем самым руководитель не просто общается с людьми в своем коллективе, но и насаждает определенный стиль отношений между ними. Можно сказать, что руководитель постоянно конфликтует. С одной стороны, он вовлечен в дисфункциональные конфликты, в какой-то мере навязанные данной системе управления и данной администрации, т.е. привнесенные извне. С другой – он участвует в конфликтах, которые могут быть следствием допущенных в управлении ошибок. Но даже если руководитель сам не является непосредственным участником конфликта, ему приходиться выступать в роли судьи, который вынужден решать вопрос о правоте той или иной стороны, а нередко принимать окончательное решение.
В исследованиях многих специалистов в области психологии управления и конфликтологии рассматриваются различные виды конфликтов в организациях - внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Такими исследованиями занимались как зарубежные, так и отечественные авторы: М.Х. Мескон, В.Зигерт, Л.Ланг, М. Крозье, А. Турен, В.И.Сперанский, Г.И.Козырев, Н.В.Гришина, А.Н. Лебедев., А.Л. Журавлев, В.Н.Князев и т.д. Рассмотрев работы различных ученых по данному вопросу, мы выявили, что нет отдельных работ, посвященных изучению взаимосвязи стиля деятельности руководителя и особенностей межличностных конфликтов в трудовом коллективе.
Итак, актуальность исследования определяется противоречием между значимостью изучения стиля деятельности руководителя и особенностей межличностных конфликтов в трудовом коллективе.
Целью данной работы является изучить систему связей между стилем деятельности руководителя и межличностными конфликтами в трудовом коллективе.
Объектом исследования являются производственные отношения в трудовом коллективе.
Предметом исследования является стиль деятельности руководителя и его связь с особенностями межличностных конфликтов в трудовом коллективе.
Методологической и теоретической основой исследования является классификация стилей руководства К.Левина, концептуальная теория стиля деятельности руководителя А.Л. Журавлева и В.Ф. Рубахина, теория А.А.Русалиновой, где стиль руководства рассматривается как многомерное образование.
В результате анализа психологической литературы нами была выдвинута следующая гипотеза о том, что типы межличностных конфликтов (предметно-деловой, личностный или смешанный личностно-деловой) в трудовом коллективе определяется стилем деятельности руководителя.
Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:
Методы и методики: метод теоретического анализа психологической литературы по проблеме исследования, метод статистической обработки данных, сравнительный метод, метод экспертной оценки составляющих межличностных отношений. Для определения преобладающего стиля деятельности руководителя нами использовались методики: «Стиль руководства» А.В. Журавлева, психодиагностический тест «Самооценка стиля управления» Е.П. Ильина, для изучения межличностных конфликтов в трудовом коллективе - методика Т.А. Полозовой и методы статистической обработки материалов исследования.
Выборка состояла из 67 человек, включая семь руководителей и шестьдесят подчиненных, в возрасте от 20 до 55 лет.
Результаты исследования
могут быть использованы при решении
ряда практических задач: а) консультирование
и коррекция поведения
Глава 1 Теоретические основы исследования производственных отношений.
В ходе жизнедеятельности люди вступают в разнообразные и многомерные отношения. Эти отношения – политические, идеологические, производственные и нравственные – неизбежно приобретают общественный характер, обладают высокой степенью сложности и связанности.
Во всей совокупности общественных отношений следует особо выделять производственные отношения, так как они являются структурообразующим элементом всей системы общественных отношений. Производственные отношения – это отношения по поводу производства, обмена, распределения и присвоения людьми различных продуктов с потребительскими свойствами с целью удовлетворения своих потребностей и интересов, обеспечения условий и средств для более комфортного существования, воспроизводства потомства, функционирования и развития общества ( Т.Ю. Базаров, Н.В. Гришина, А.Н. Лебедев) [7,20,45]. Производственные отношения отражают существующие в любом обществе объективные, материальные, от сознания людей не зависящие отношения, которые складываются между ними в процессе производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ. Производственные отношения по А.Н. Лебедеву составляют необходимую сторону любого способа производства, ибо люди не могут производить, не соединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью [45]. Человек, добившийся в этих отношениях в силу общественного несовершенства и личных способностей права принуждать к труду других людей, распределять и присваивать результаты общественного труда, получает возможность более полно удовлетворять свои, порой невероятные, потребности, жить обеспеченнее, интереснее и дольше. А человек, не имеющий источников для существования или лишенный их, обрекается на общественную малозначимость, зависимость от других людей, скудность жизни своей и потомства, незащищенность от бед и преждевременную гибель. В связи с этим К.Маркс говорил: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Следовательно, производственные отношения – это важнейшие общественные отношения. Они являются базисными (исходными) для формирования всех других общественных отношений (политических, идеологических, юридических, моральных и т.д.).
Т.Ю. Базаров [7] выделяет два принципиально разных типа производственных отношений: 1) такими, в которых люди принуждаются к труду (насильственно или экономически) и у них отчуждаются результаты труда. С древнейших времен и до нынешних дней такой характер производственных отношений в мире является пока преобладающим, и это является первопричиной большинства общественных противоречий на планете; 2) такими, в которых люди трудятся заинтересованно и обоснованно участвуют в распределении конечных результатов производства. Для многих, из привыкших к подневольному труду, такие отношения представляются невероятными. Тем не менее, они уже не редкость в мире и наглядно проявляют высокую продуктивность. Основываются они на том, что результат общественного производства достигается совместным действием определенных факторов: вложением накоплений капитала, приложением физического труда, творческих и предпринимательских способностей индивидуумов, использованием ограниченных природных ресурсов, созданием благоприятных общественных условий и т.д. Все эти факторы можно учесть, оценить, и потому возможно и экономически целесообразно моделировать такие производственные отношения, в которых каждый обоснованно получает свою часть от результата производства, без эксплуатации людей [8]. В таких отношениях ведется учет всех существенных факторов производства, обеспечивается их поддержание, воспроизводство или компенсация, а конечный результат производства (прибыль) распределяется между субъектами производственных отношений справедливо, т.е. обоснованно и по согласию людей, например, пропорционально вложенному в производство вкладу или по иным обоснованным принципам, не вызывающим общественных противоречий. В таких организациях, как правило, нет личностной неприязни друг к другу, межличностные отношения построены на взаимопонимании, взаимовыручке и желании взаимодействовать, избегая различного рода столкновений и конфликтов [8].
Гришина Н.В. отмечает, что производственные отношения имеют свою структуру. В их составе можно выделить такие элементы, как отношения собственности, обмена деятельностью и распределения создаваемых в производстве различных предметов и услуг, при ведущей роли отношений собственности на средства производства. От них зависят отношения обмена деятельностью, прежде всего то, кто и какие функции выполняет в процессе производства. В предприятия, фирмах, учреждениях, организациях или коллективах, как правило, существует четкое разделение производственных отношений: одни управляют, руководят, другие исполняют и подчиняются руководству. Следовательно производственные отношения включают в себя следующие системы отношений: руководитель – руководитель, руководитель – подчиненный, подчиненный – подчиненный и подчиненный – производимый предмет [20].