Личностный
уровень показал различия по показателю
пок.20 – уровень самооценки (p≤0,05).
Это
говорит о том, что у подростков из контрольной
группы повысился уровень самооценки,
они стали более адекватно оценивать себя,
свои возможности и достижения.
Выводы по главе 2
Исследование
«Я-концепции» у подростков требует комплексного
и системного подхода, подразумевающего
рассмотрение различных свойств интегральной
индивидуальности.
Согласно
данным, полученным на констатирующем
этапе исследования, можно сказать, что
разница между фоновой и экспериментальной
группой составляла 8 показателей (табл.2.2.),
т.е. 26 %.
По итогам
формирующего этапа, разница между показателями
первичной и повторной психодиагностики
контрольной группы, с которой не проводилось
коррекционно-развивающих занятий на
период с октября по май изменилась на
1 показатель (пок.20, табл.2.9.), т.е. 3,2%;
разница между экспериментальной группой
после формирующего эксперимента и фоновой
представляет собой 18,5%, т.е. мы можем сделать
вывод, что с экспериментальной группой
произошли значительные изменения в сторону
приближения к фоновой группе.
Эти
данные позволяют говорить о том, что коррекционно-развивающая
программа была успешно апробирована
и показала себя, как эффективная и действующая.
Свидетельством данного факта выступают
статистически значимые различия, которые
были выявлены между контрольной группой
до констатирующего эксперимента и контрольной
группой после формирующего эксперимента.
Такой
метод программы психологической поддержки
для подростков с низким уровнем сформированности
«Я-концепции» как данная коррекционно-развивающая
программа, является эффективной, и может
быть использована в работе школьной психологической
службы для сопровождения учащихся 7 классов.
Этот факт подтверждается данными, полученными
при помощи компьютерной математической
обработки с использованием метода математической
статистики – t-критерия Стьюдента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория
интегральной индивидуальности является
одним из методологических направлений
современной психологии, рассматривающей
человека в совокупности всех его свойств:
от биохимических до социально-исторических.
Была выдвинута идея об интегративной
психологии развития, целью которой является
изучение возрастных структур интегральной
индивидуальности. В Пермской и Пятигорской
психологической школах ведутся исследования
структур интегральной индивидуальности
в зависимости от различных внешних и
внутренних факторов. Наше исследование
было направлено на исследование интегральной
индивидуальности подростков в зависимости
от уровня сформированности «Я-концепции».
Обобщенно
структуру «Я-концепции» современного
подростка можно представить как следующую
последовательность компонентов: самоуверен-ность,
самоценность, саморуководство, самопринятие,
самопривязанность, закрытость, отраженное
самоотношение, внутренняя конфликтность,
самообвинение. ««Я-концепция»» в данном
возрасте неустойчива, на отдельные её
характеристики оказывают значительное
влияние степень адаптированности к ситуации,
избирательное отношение подростка к
себе, появление на пути неожиданных трудностей.
В ходе
исследования были выделены две группы
подростков: подростки с высоким уровнем
сформированности «Я-концепции» и подростки
с низким уровнем «Я-концепции». Затем
проводился сравнительный анализ четырех
уровней интегральной индивидуальности
подростков из всех трех исследовательских
групп, в результате, которого были сформулированы
следующие выводы.
1. Выявлены
различия в проявлении трех
уровней интегральной индивидуальности
(психодинамического, личностного и
социально-психологического) подростков
с различным уровнем «Я-концепции».
2. Согласно
результатам исследования нейродинамического
уровня интегральной индивидуальности
исследуемого при помощи методики
«Диагностики свойств нервной
системы и коэффициента функциональной
ассиметрии Е.П. Ильина (теппинг-тест)»
подросткам с низким уровнем сформированности
«Я-концепции», характерно преобладание
слабого и среднеслабого типа нервной
системы. Подростки с высоким уровнем
сформированности «Я-концепции» обладают
сильным типом нервной системы.
3. При
исследовании психодинамического
уровня интегральной индивидуальности
с помощью теста школьной тревожности
Филипса, было выявлено, что подростки
с низким уровнем «Я-концепции»,
проявляют высокую тревожность
в школе, переживают социальный
стресс, склонны к фрустрации
потребности в достижении успеха,
переживают негативные эмоции, сопряженные
с необходимостью самораскрытия.
Подростки с высоким уровнем
«Я-концепции» зафиксировали низкий
уровень общей тревожности в
школе, характеризующийся эмоциональной
стабильностью при установлении
социальных контактов и, обладают
отсутствием склонности к фрустрации
потребности в достижении успеха.
4. Личностный
уровень интегральной индивидуальности
подростков изучался с применением
методик «Методика мотивация
учения Ч.Д. Спилбергера» и «Методика
изучения особенностей самооценки
Дембо-Рубинштейн», где также были выявлены
существенные различия. Так, подростки
с низким уровнем «Я-концепции» характеризуются,
отсутствием познавательной активности,
низкой мотивацией достижений, завышенным
уровнем притязаний, низкой самооценкой
и вспыльчивостью. Подростки с высоким
уровнем «Я-концепции» обладают высоким
уровнем познавательной активности, высокой
мотивацией достижений, низким уровнем
личностной тревожности, адекватным уровнем
самооценки.
5. Социально-психологический
уровень интегральной индивидуальности
подростков с различным уровнем
сформированности «Я-концепции»
изучался с помощью методики «Социометрия»
Дж. Морено. Наибольшее количество популярных
подростков и обладающих высоким статусом
выявлено в группе подростков с высоким
уровнем «Я-концепции». Чаще всего подростки
отвергают своих сверстников с низким
уровнем «Я-концепции».
6. Факторный
анализ также выявил различия
в строении структур инте-гральной
индивидуальности подростков. Так, в группе
подростков с высоким уровнем «Я-концепции»
в структуре интегральной индивидуальности
выявлено преобладание высших уровней
над низшими. В структурах интегральной
индивидуальности подростков с низким
уровнем «Я-концепции» доминируют низшие
уровни.
Экспериментальное
исследование, проведенное в рамках данной
квалификационной работы, позволило заключить,
что коррекционно-развивающая программа
помогла сократить разницу между фоновой
и экспериментальной группой. Если раньше
разница составляла 26%, то после формирующего
эксперимента она снизилась до 16% и наблюдается
по следующим показателям:
на психодинамическом
уровне:
- страх
самовыражения;
- проблемы
и страхи в отношениях с
учителями.
на личностном
уровне:
- познавательная
активность;
- уровень
самооценки.
на социально
– психологическом уровне:
- взаимные
выборы (серия А).
Наибольшие
различия выявлены на психодинамическом
и личностном уровне.
Таким
образом, гипотеза о том, что взаимосвязь
разноуровневых свойств интегральной
индивидуальности подростков варьирует
в зависимости от уровня сформированности
«Я-концепции» подтверждена.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
- Агапов, B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. / В.С. Агапов. - М.: Институт молодежи, 1999. - 164с.
- Александрова, Ю.В. Взаимосвязь отношения к Другому и самоотношения взрослого человека. //Мир психологии, 1999, №2, с.38-44.
- Алексеева, А.В. Идентичность: особенности становления в юношеском возрасте. // Журнал практического психолога, 1999, №1, с.3-9.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – Спб.: Питер, 2004. – 345 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование
/ А. Анастази, С. Урбина. – СПб.: Питер, 2007.
- Белоус, В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности / В.В. Белоус. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 136 с.
- Белоус, В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспектива // Психологический журнал. - 1996. - Т.17. - №1. - С.44-51.
- Белоус, В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал. - 1998.- Т.19. - №1. – С. 47-53.
- Белинская, Е.П. Временные аспекты Я концепции и идентичности. // Мир психологии, 1999, №3, c.l 11-115.
- Белинская, Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. // Вестник МГУ,1997, сер. 14, №4, с.25-31.
- Блонский, П. П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 1964.
- Боязитова, И.В. Проблемы интегративной психологии развития / И.В.Боязитова. – Москва – Пятигорск: ПГЛУ, 2005. – 213 с.
- Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб., М., Харьков, Минск. – 1999.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2010.
- Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
- Глуханюк, Н. С. Практикум по психодиагностике / Н. С. Глуханюк. - М.; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2005. – 204 с.
- Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность
/ Э.А.Голубева. - М.: Прометей, 1993.
- Дергач, A.A. Реализация концепции
«Я» в системе жизненных отношений личности
(акмеологический аспект). / А.А. Дергач.
М.: РАУ, 1993 - 156с.
- Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба / И.В.Дубровина. - М., 1997.
- Дутчина, О.Б. Проблемы исследования Я-концепции
в отечественной и зарубежной психологии.
/ О.Б. Дутчина. Психологическая наука - практика: Сборник научных статей (Ч. 1). Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1999. – 251с.
- Дутчина, О.Б. Самопонимание как психологическое условие развития позитивной Я-концепции личности: Сборник научных статей по материалам Международного Симпозиума «Социальная психология XXI столетия» Т.1. / Под ред. Козлова В.В. - Ярославль, 2003. – 555с.
- Дутчина, О.Б. Особенности Я-концепции в ранней юности. // Материалы II Дальневосточной региональной научно-практической конференции. «Психология и практика: новые реалии в изменяющемся мире». - Хабаровск, 2001. – 313c.
- Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2004. -701 с.
- Карвасарский, Б.Д Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. – М.: Медицина. – 2002.
- Коломенский, Я. Л. Психология педагогического взаимодействия. / Я.Л. Коломенский. – М: Просвещение - 2000. – 240с.
- Кон, И.С. Самосознание: Открытие «Я». Психология ранней юности / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1989.
- 254 с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г.Крайг. – СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология./ И.Ю.Кулагина
– М., 2001.
- Куликова, А.Н. Проблемы саморазвития личности. / А.Н. Куликова - Благовещенск, 2001 . – 411с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н.Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983.
- Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. - М.: Смысл. Per Se, 2000.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1986. - 263 с.
- Маствилискер, Э. Н. Некоторые условия формирования индивидуальнoгo стиля в решении учебных задач у школьников / Э. Н. Маствилискер, Г.Е. Дикополъская. - Пермь, 1976. - С. 120-138.
- Медведева, Т. Н. Особенности интегральной индивидуальности
старшеклассников с различными учебными
интересами: автореф. дисс. канд… психол. наук. – Москва,
2010. – 28с.
- Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С.Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
- Мерлин, В.С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды /В.С. Мерлин / Под ред. Е.А. Климова. — Москва-Воронеж, 1996.
- Митичкина, Е.Е. Использование знаний об интегральной индивидуальности в психологической подготовке студентов к стабильной супружеской жизни: автореф. дисс. канд… психол. наук. - Ставрополь,
2004.- 24с.
- Митичкина, Е.Е. Математические методы в психологии (в вопросах и ответах) /Е.Е. Митичкина. – Пятигорск, 2008. – 78 с.
- Наталуха, И.Г. Развитие структур интегральной индивидуальности адаптированных и дезадаптированных младших школьников современными образовательными технологиями: автореф. дисс. канд. психол. наук. - Ставрополь, 2003.
- Немов, Р.С. Психология: В 3 кн / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.
- Никулина, С.А. Развитие структур интегральной индивидуальности старших дошкольников в процессе специально организованного обучения: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Ставрополь, 2000.
- . Обухова, Л. Ф. Возрастная психология. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России. – 1999 – 442с.
- Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - СПб.: Речь, 2004. - 440 с.
- Пантелеев, Р. С. Методика исследования самоотношения (МИС) / Р.С. Пантелеев // Практикум по психодиагностике: конкретные психодиагностические методики. - М.: МГУ, 1979. - С. 166 – 170.
- Петровский, А. В. Социальная психология коллектива
/А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. – М., 1978.
- Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М., 1984
- Практикум по возрастной и педагогической психологии / автор-сост. Данилова Е.Е. – М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – 160 с.
- Практикум по возрастной психологии
/ под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
- Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983.- С. 129
- Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф. Райс. – СПб и др.: Питер. 2000. – С. 656.
- Резвицкий, И. И. Философские основы теории индивидуальности / И.И. Резвицкий. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.
- Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности./ Х. Ремшмидт. – М., 1994.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического
психолога: В 2 кн. / Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС,
1999. — Кн. 1: Система работы психолога с
детьми разного возраста.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн.
– СПб.: Питер, 2010.
- Русалов, В. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. - 1991. - № 5.
- Сидоренко, Е. В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера / Е.В.Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002- 347 с.
- Собчик, Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л.Н.Собчик. – М.: Институт прикладной психологии, 1997.
- Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
- Эльконин Д.Б. Изобразительные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989.