"Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96

Файлы: 1 файл

Диссертация последний вариант на переплет.docx

— 144.33 Кб (Скачать файл)

Исследования большинства психологов показывают, что подростки, чье положение в среди сверстников более благополучно, посещают школу с большим желанием, они проявляют активность в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу в целом и его общественным интересам.

Подростки, получившие меньшее количество выборов и кто не пользуется взаимностью, не совсем удовлетворены своим положением в коллективе, им характерно искать общения со сверстниками вне класса, в классе такие подростки недоброжелательны, конфликтуют, и это может тормозить их нравственное и духовное развитие.

Длительное пребывание подростка в благоприятном положении внутри класса может направить его нравственное развитие по двум путям. Большинство детей, имея развитые интеллектуальные качества, обладают и высокими нравственными чертами (доброта, общительность, справедливость). Но некоторые дети благополучной группы, также интеллектуально развитые, могут иметь некоторые предпосылки отрицательных нравственных качеств (эгоизм и т. п.).

У детей с неблагоприятным положением в коллективе также возможны два направления в их нравственном развитии: часть подростков, несмотря на равнодушие к ним, продолжают тянуться к сверстникам, всячески стараются установить отношения. Если это им не удается, то они всеми средствами, стараются привлечь внимание сверстников. Другие учащиеся с неблагоприятным положением в классе ни с кем не дружат, в некоторых случаях конфликтуют со сверстниками, одиноки и замкнуты или ищут общения вне класса.

Иными словами, коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благоприятно, в ином случае формирование личности подростка в коллективе затруднено.

Представим обобщенные портреты подростков с различным типом самоотношения. Так, подростки, характеризующиеся высоким уровнем сформированности «Я-концепции», проявляют низкий уровень общей тревожности в школе, обладают эмоциональной стабильность при установлении социальных контактов, менее склонны к фрустрации потребности в достижении успеха. Они склонны к независимости от окружающих и благоразумию, рассудительности и серьезности. В то же время подростки из данной группы являются наиболее популярными и обладают социально-психологическим статусом в среде одноклассников.

Подростки, чьей характеристикой является низкий уровень сформированности «Я-концепции» проявляют высокую тревожность в школе, переживают социальный стресс, склонны к фрустрации потребности в достижении успеха, переживают негативные эмоции, сопряженные с необходимостью самораскрытия. Они характеризуются как зависимые от окружающих и беспечные, как безответственные, переоценивающие свои возможности. Среди одноклассников большинство подростков данной группы обладают низким социально-психологическим статусом, их редко выбирают как партнеров по мастерской и при приглашении на день рождения.

Мы произвели первичный сравнительный анализ свойств четырех уровней интегральной индивидуальности (нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического) подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции». Предварительно, мы можем констатировать, что выявлены различия на всех четырех исследуемых уровнях интегральной индивидуальности. Данные предварительные выводы могут подтвердить только методы математической статистики, которые будут представлены в таблице 2.2. (Приложение 2).

 

Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности подростков с низким  (НУ) и высоким (ВУ) уровнем «Я-концепции»

 

По результатам проведенной статистической обработки можно сделать вывод, что статистически значимые различия по отдельным показателям свойств уровней интегральной индивидуальности выявлены в 8 случаях из 31 теоретически возможных (табл.2.2.). Такие различия выявлены по отдельным показателям нейродинамического, психодинамического, личностного и социально-психологического уровней.

Нейродинамический уровень показал различия по следующим показателям: пок.5 - количество точек за 20-25 сек. (p≤0,05), и пок.6 - количество точек за 25 -30 сек. (p≤0,001).

Проведенное статистическое сравнените нейродинамического уровня интегральной индивидуальности подростков показали, что имеются значимые различия в типе нервной системы. Так у подростков характеризующихся высоким уровнем развития «Я-концепции», соответствующим социальному нормативу (НУ) преобладает среднесильный и сильный тип нервной системы в отличии от подростков характеризующихся низким уровнем «Я-концепции», неблагоприятный вариант развития (ВУ).

Психодинамический уровень показал различия по следующим показателям: пок.12 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих (p≤0,05), пок.13 - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (p≤0,001), пок.14 – проблемы и страхи в отношениях с учителями (p≤0,05).

Личностный уровень показал различия по следующим показателям: пок.15 – познавательная активность (p≤0,05), пок.19 – уровень притязаний (p≤0,05).

На личностном уровне отличия между подростками с высоким уровнем развития «Я-концепции» и подростками с низким уровнем «Я-концепции» заключаются в большей познавательной активности первых и более низком уровне притязаний вторых.

Социально-психологический уровень показал различия по такому показателю, как взаимные выборы (серия А) – пок.26 (p≤0,05).

На социально-психологическом уровне различия между подростками с развнм уровнем  «Я-концепции» заключаюртся в том, что у детей с высоким уровнем «Я-концепции» больше взаимных выборов, т.е. они более приняты в коллективе.

Факторный анализ структур интегральной индивидуальности подростков в зависимости от уровня сформированности «Я-концепции»

Полученные результаты факторного анализа структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» представлены в таблице 2.3. (Приложение 3).

Так, факторная структура подростков с высоким уровнем «Я-концепции» включает в себя два фактора. Подробнее рассмотрим каждый из факторов.

Фактор 1 – полный, в него включены показатели всех исследуемых четырех уровней интегральной индивидуальности подростков: нейродинамический (количество точек за 0-5 сек., количество точек за 25-30 сек.), психодинамический уровень (общая школьная тревожность, и низкая сопротивляемость стрессу), личностный уровень (познавательная активность, мотивация достижений, уровень самооценки) и социально-психологический уровень (положительные выборы (серия А), отрицательные выборы (серия А), взаимные выборы (серия А)).

Следовательно, чем ниже показатели общей тревожности в школе и низкой сопротивляемости стрессу, тем выше показатель количества точек за 25-30 сек., и выше за 10-15 сек.; тем выше познавательная активность, мотивация достижений, а также самооценка, тем выше количество положительных выборов и ниже количество отрицательных выборов, а также выше количество взаимных выборов при приглашении на день рождения (серия А).

По степени насыщенности значимыми факторными весами в факторе 1 доминируют высшие уровни интегральной индивидуальности: личностный уровень (1,37) и социально-психологический уровень (0,96). Средняя степень насыщенности значимыми факторными весами психодинамического (1,06) и нейродинамического уровня равна (1,25). Таким образом, по критерию насыщенности значимыми факторными весами данным уровень следует назвать личностным.

Фактор 2 также полный, в него включены следующие показатели четырех уровней интегральной индивидуальности подростков с высоким уровнем самоотношения: количество точек за 0-5 сек. (нейродинамический уровень), фрустрация потребности достижения успеха, страх самовыражения (психодинамический уровень), познавательная активность, мотивация достижений и уровень самооценки (личностный уровень), а также положительные выборы (серия Б), отрицательные выборы (серия Б) и осознанность выбора (серия Б) (социально-психологический уровень).

Следовательно, ниже показатели «фрустрация потребности достижения успеха» и «страх самовыражения», тем адекватнее самооценка, выше мотивация достижений, а так же выше потребность в достижении успеха. В тоже время тем выше количество положительных и отрицательных выборов при выборе партнера по мастерской (серия Б) и более осознанный выбор делают подростки в серии Б.

По величине насыщенности средне значимыми факторными весами в факторе 2 доминируют высшие уровни: социально-психологический уровень (0,81) и личностный уровень (0,73). Средней степенью насыщенности значимыми факторными весами обладает психодинамический уровень (0,68). Следовательно, фактор 2 мы можем считать социально-психологическим.

Таким образом, можно сделать вывод, что в факторных структурах интегральной индивидуальности с высоким уровнем «Я-концепции» доминируют высшие уровни.

Перейдем к рассмотрению факторной структуры интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции», которая представлена в таблице 2.4. (Приложение 4).

Так, согласно представленной таблице, в группе подростков с низким уровнем «Я-концепции» выявлено в факторной структуре два значимых фактора.

Фактор 1 – частичный и включает в себя только три из четырех исследуемых уровней интегральной индивидуальности: нейродинамический, психодинамический, и личностный уровень интегральной индивидуальности.

Фактор 1 обратно коррелирует со следующими показателями нейродинамического уровня: «количество точек за 5-10 сек.» и «количество точек за 10-15 сек.», прямо коррелирует с показателями «общая тревожность», «страх самовыражения», «низкая сопротивляемость стрессу» (психодинамический уровень интегральной индивидуальности), обратно коррелирует с показателями «познавательная активность» и «мотивация достижений» и прямо коррелирует с показателем «уровень самооценки» (личностный уровень).

Следовательно, чем выше уровень общей тревожности в школе, тем выше страх самовыражения и ниже физиологическая сопротивляемость стрессу. В тоже время проявляется низкий уровень мотивации достижения и завышеный уровень самооценки.

Показатели социально-психологического уровня, как сказано выше, не включены в фактор 1.

По средней величине насыщенности значимыми факторными весами в факторе 1 доминирует психодинамический уровень (1,01). Средняя величина насыщенности значимыми факторными весами нейродинамического и личностного уровня равна 0,73. Таким образом, фактор 1 можно назвать психодинамическим.

Фактор 2 также частичный, в нем прослеживается взаимосвязь между нейродинамическим (количество точек за 15-20 сек., количество точек за 20-25 сек.), психодинамическим уровнем интегральной индивидуальности (фрустрация потребности достижения успеха и страх не соответствовать ожиданиям окружающих), и социально-психологическим уровнем (положительные выборы (серия А), отрицательные выборы (серия А)).

Следовательно, чем ниже показатели «фрустрации потребности достижения успеха» и «страх не соответствовать ожиданиям окружающих», количество точек за 15-20 сек., и количество точек за 20-25 сек.. В тоже время, тем больше количество положительных выборов и меньше отрицательных выборов при приглашении на день рождения (серия А).

В фактор 2 показатели личностного уровня интегральной индивидуальности не включены.

По степени насыщенности значимыми факторными весами в факторе 2 лидирует низший уровень психодинамический (0,68), средняя степень насыщенности значимыми факторными весами социально-психологического уровня равна 0,54. Можно сделать вывод, фактор 2 является психодинамическим.

По результатам факторного анализа можно сделать вывод, что в структурах интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» доминируют низшие врожденные уровни интегральной индивидуальности.

Проведем сравнительный анализ факторных структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» (см. таблицу 2.5.) (Приложение 5).

Таблица 2.5. показывает качественные различия структур интегральной индивидуальности респондентов из исследовательских групп. Так, в группе с высоким уровнем «Я-концепции» два выявленных фактора являются полными, при их формировании лидирующая роль отведена высшим уровням (личностный и социально-психологический). Подростки в данной группе формирует социально-адаптивные черты личности и стратегии взаимодействия с окружающими.

Интегральная индивидуальность подростков с низким уровнем «Я-концепции», характеризуется частичной факторной структурой, т. е. незавершенной, требующей ещё дальнейшего развития. В её формировании основная роль отводится низшему уровню (психодинамическому). Высшие уровни в данной группе требуют также дальнейшего развития.

Можно сделать вывод, что наиболее развитой и гармоничной является структура интегральной индивидуальности подростков с высоким уровнем «Я-концепции». Таким образом, данный уровень развития «Я-концепции», характеризующийся самоуверенностью, самоценностью, самопринятием, самопривязанностью, наиболее благоприятно влияет на формирование и развитие индивидуальности подростков. Для формирования социально-адаптивной личности, необходимо побуждать подростка к самостоятельности и активности, стараться привлекать его к принятию важных для семьи в целом решений.

Наименее развитой и гармоничной является интегральная индивидуаль-ность подростков с низким уровнем «Я-концепции». Подростки нуждаются в развитии уверенности в своих силах, поддержке и принятии со стороны близких и значимых людей, особенно со стороны матери, и их недостаток является одной из причин задержки формирования социально-адаптивных качеств личности.

Таким образом, что специфическое в структурах интегральной индивидуальности испытуемых с высоким уровнем сформированности «Я-концепции» и низким уровнем «Я-концепции» по отдельным показателям исследуемых уровней составило 22,6 %, общее – 77,4%. Полученные результаты позволяют разработать и внедрить коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие «Я-концепции» у подростков из группы с низким уровнем развития сформированности. В связи с тем, что подростковый возраст является сензитивным для данного вида работы и может быть достигнут высокий уровень эффективности.

Информация о работе "Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков