"Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96

Файлы: 1 файл

Диссертация последний вариант на переплет.docx

— 144.33 Кб (Скачать файл)

Укрепление независимости подростка от старых авторитетов, постепенное смещение центра его общения в компанию сверстников, возрастание значимости мнений и оценок других людей приводят к ролевым сдвигам, часто непоследовательным, обусловленным как культурными, так и социальными факторами. При этом возрастные явления выбивают подростка из колеи. Наконец, изменение образа жизни, будь то смена школы, уход из дома или многое другое, связано с включением молодого человека в новую систему отношений, с переменой ожиданий, появлением определенных надежд на будущее. Все это приводит к глубокому переосмыслению «Я-концепции» на фоне все более интенсивного процесса социализации.

Иными словами, можно сказать, что путь подросткового становления — это путь социализации и освоения совершенно иных социальных ролей, зачастую сопровождаемый метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Так в детстве такие роли ребенку определяют родители, а при наступлении подросткового периода, возникает дилемма самостоятельного выбора и обоснование ролевого поведения.

В противовес психоаналитическому подходу социальная психология находит причину стресса и внутреннего напряжения, свойственного для подростка, не во внутренней эмоциональной нестабильности, а в противоречивости тех воздействий, которые общество оказывает на него. Эти подходы объединяет, утверждение, что подростковый возраст — это пора нестабильная, эмоциональная и стрессы, которым подвергаются подростки, откладывают сильный отпечаток на их самооценку и самовосприятие.

Как соединение двух описанных выше подходов к изучению проблем подросткового возраста можно рассматривать научно-теоретический синтез Э.Эриксона (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис— М.: Прогресс, 1996. С.87). Согласно данному подходу, биологическое созревание и биологические побуждения взаимодействуют с социальными ролями, ожида-ниями и требованиями на протяжении всей жизни человека. Данное взаимодействие на новой стадии развития приводит к возникновению кризиса. Особое место, автор, отводит формированию идентичности в подростковом возрасте.

Э.Эриксону принадлежит концепция кризиса как поворотной точки в процессе становления индивида, после чего возникает дальнейшая возможность интенсивного личностного развития. В данной теории, жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из этих стадий определяется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности. В подростковом возрасте в противовес ролевой неопределенности личностного Я главной альтернативой становится формирование идентичности. Нередко возникает негативная идентичность, которая основана на бунте и отрицании (Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.— М.: Прогресс, 1996. С.95).

Положительное разрешение каждого из кризисов способно облегчить индивиду выбор и на последующих стадиях, вплоть до периода юности, когда процесс формирования идентичности становится центральной проблемой.

 

 

Выводы по главе 1:

 

1. Одной  из наиболее разработанных и  в тоже время противоречивых  проблем в психологии является  проблема индивидуальности человека, поскольку среди учёных нет  единства взглядов на сущность  этого понятия. Под индивидуальностью  понимают:

- неповторимое  своеобразие психики каждого  человека, осуществляющего свою  жизнедеятельность в качестве  субъекта развития общественно-исторической  культуры (А.В. Петровский);

- единичность, неповторимость, уникальность человека  при eгo сравнении с другими людьми (И.С. Кон);

- форму  бытия, в которой в специфическом  виде выражается общая природа  человека (И. И. Резвицкий);

- особенное  в индивиде, совокупность только  ему присущих особенностей (в  частности, свойств личности), которая  делает человека и eгo личность единичным воплощением типичного и всеобщего (К.К. Платонов);

- целостность, внутренняя замкнутость свойств  человека, их взаимосвязанность (Б. Г. Ананьев).

2. Неоднозначным  является и вопрос о природе  индивидуальности: роль биологического  фактора в формировании индивидуальности  подчеркивают Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, В.С.Мерлин, Э.А.Голубева, В.М.Русалов. Л.С. Выготский и С.Л.Рубинштейн рассматривали воздействие средовых явлений на психику человека не как пассивный процесс, а как субъективно-предпочтительный, избирательный, во многом неосознаваемый выбор.

3. В.С.Мерлин исходил из целостного понимания индивидуальности и ввел понятие интегральной индивидуальности. В основе eгo понимания индивидуальности лежит принцип системности, общая теория живых саморегулирующихся и самоактуализирующихся систем. Он подчеркивал, что необходимо изучать связи и взаимообусловленность свойств различных уровней: от биохимического до социального.

В.С.Мерлин в качестве системообразующего механизма интегральной индивидуальности pacсматривает индивидуальный стиль деятельности, формирование котopoгo зависит от разноуровневых особенностей человека и потому рассматривается как выразитель интегральной индивидуальности.

4. В  тоже время в Пермской и  Пятигорской психологических школах накоплен огромный материал по исследованию и описанию структур интегральной индивидуальности различных возрастов. В.В. Белоусом и И.В. Боязитовой введен и обоснован новый раздел психологии индивидуальности - интегративная психология развития. Предметом исследования интегративной психологии развития являются внутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастных психологических характеристик. Внутриуровневые связи характеризуют сущность данного возраста; межуровневые условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза; диалектическое единство внутриуровневых и межуровневых связей выражает суть непрерывного жизненного цикла человека в целом.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ

 

    1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции»

 

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ №5 им. Героя Советского Союза Олега Васильевича Гудкова г. Георгиевска. В диагностическом исследовании приняли участие 45 учеников 7-х классов, из них 23 мальчика и 22 девочки. Всего в эксперименте участвовало 45 человек. Исследование проводилось в несколько этапов.

В ходе родительского собрания родителей ознакомили с целями и задачам исследования, получили от них согласие на участие в исследовании их детей.

Затем все участники эксперимента, согласно результатам методики изучения особенностей «Я-концепции» (Е.Пирс, Д.Харрис, А.М.Прихожан) были разделены на две группы по уровню сформированности «Я-концепции»:

1) подростки, характеризующиеся высоким уровнем, «Я-концепции»;

2) подростки, характеризующиеся низким уровнем, неблагоприятный вариант развития.

Первой группе подростков характерно реалистичное отношение к своему поведению, высокая самооценка сопоставимая с уровнем реальной успешности; позитивное восприятие школьной ситуации; средняя и высокая самооценка; высокий уровень эмоционального благополучия; низкий уровень тревожности; высокая самооценка в общении, характеризующаяся переживанием удовлетворенности в этой сфере; полное ощущение удовлетворенности своей жизнью; высокая степенью удовлетворенности своим семейным положением; средний уровень уверенности в себе; реалистичная самооценка.

Вторая группа подростков характеризуется низкой самооценкой интеллекта, низкой школьной успеваемостью; школьную ситуацию подросток оценивает как неблагоприятную, вызывающую у него тревогу, неприязнь, скуку; низкой самооценкой внешности, физических качеств; высоким уровнем тревожности; низкой самооценкой популярности среди сверстников, неудовлетворенностью потребности в общении; переживанием неудовлетворенности жизненной ситуацией; неудовлетворенностью своим положением в семье; неуверенностью или чрезмерной уверенностью в себе.

В ходе следующего этапа эксперимента мы диагностировали четыре уровня интегральной индивидуальности (нейродинамический, психодинамический, личностный и социально-психологический) подростков.

Затем проводилось сравнение структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» с применением методов математической статистики. Формулировались окончательные выводы об особенностях развития структур интегральной индивидуальности у подростков с различным уровнем «Я-концепции».

В завершении исследовательского этапа, обрабатывались и систематизировались полученные данные, уточнялись экспериментальные и теоретические выводы, оформлялись результаты исследования. Проводилось повторное родительское собрание, на котором родителей знакомили с результатами эксперимента и предоставляли психологические рекомендации по взаимодействию с подростками.

 

2.2. Программа психодиагностического  исследования «Я-концепции» и  разноуровневых свойств интегральной  индивидуальности

 

Для достижения поставленных задач использовалась батарея методик: уровень развития самоотношения определялся с помощью методики изучения особенностей «Я-концепции» Е. Пирс, Д. Харрис. Нейродинамический уровень интегральной индивидуальности изучался при помощи методики диагностики свойств нервной системы и коэффициента функциональной ассиметрии Е.П. Ильина (теппинг-тест). Психодинамический уровень интегральной индивидуальности изучался с применением теста школьной тревожности Филлипса. Личностный уровень интегральной индивидуальности диагностировался с помощью методики мотивации учения Ч.Д. Спилбергера и методики изучения особенностей самооценки Дембо-Рубинштейн. Социально-психологический уровень интегральной индивидуальности изучался с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено (Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – С. 140-650). Рассмотрим подробно все диагностические методики используемые в диссертационном исследовании.

Методика изучения особенностей «Я-концепции». Это личностный опрос-ник предназначеный для испытуемых от 12 до 17 лет, чтобы изучить уровни самоотношения подростков. Авторами данной методики являются Д. Харрис и Е Пирс. Данный вариант переработан и дополнен шкалой социальной желательности, которая является контрольной. Так же внесены существенные изменения в текст методики, проведена новая факторизация, в результате которой были выделены 3 новых фактора и уточнено содержание старых. Значительно дополнена интерпретация. Дополнение, адаптация и нормирование произведены А.М. Прихожан (Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.).

В методике выделены пять уровней самоотношения:

I уровень  – очень высокий уровень самоотношения;

II уровень  – высокий уровень, соответствующий  социальному нормативу;

III уровень  – средний уровень самоотношения;

IV уровень  – низкий уровень, неблагоприятный  вариант самоотношения;

V уровень  – предельно высокий уровень (может свидетельствовать о за-щитно-высоком отношении к себе) или предельно низкий уровень самоотношения.

Такие факторы как поведение; интеллект; положение в школе; ситуация в школе; внешность, физическая привлекательность, физическое развитие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников; тревожность; общение (популярность среди сверстников, умение общаться); счастье и удовлетворенность; положение в семье; уверенность в себе.

Нейродинамический уровень интегральной индивидуальности исследо-вался с помощью методики диагностики свойств нервной системы и коэф-фициента функциональной ассиметрии Е.П. Ильина (теппинг-тест). Методика направлена на диагностику основных свойств нервной системы. Целью методики является определение силы нервной системы (Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн.— М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста).

Определение основных свойств нервной системы играет большое значение для теоретических и прикладных отраслей психологии. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Теппинг-тест является экспресс методом, позволяющим в обычных условиях определить силу нервных процессов, которая является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Использованная для данного изучения методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой.

Сильный тип: темп нарастает до максимального в первые 10 – 15 с. работы; в следующем, к 25 – 30 с., он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 с. работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;

Стабильный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нерв-ную систему испытуемого как нервную систему средней силы;

Слабый тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы;

Информация о работе "Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков