Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа
Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
Благодаря телеологической детерминации индивидуальность приобретает признаки интегральности по линии динамичности, а не стабильности, подвижной, а не жесткой структуры; ее иерархическая организация в части взаимоотношений разноуровневых свойств характеризуется изменчивостью, а не константностью, она открыта для преобразований, а не закрывается от них. В конечном итоге у индивидуальности обнаруживается внутренний потенциал к самоконфигурации с позиций ее единства и целостности.
Подчеркнем, что динамичность, подвижность, изменчивость присущи именно вертикальной, а не горизонтальной организации интегральной индивидуальности, ее вертикальной структуре, а не индивидуальным свойствам, из которых она складывается. Индивидуальные свойства (в отличие от вертикальной структуры, которую они образуют) рассматриваются как относительно устойчивые на протяжении определенного времени. Для контраста можно заметить, что в других концепциях структурного подхода сами элементы системы понимаются как очень динамичные. Это процессы или функции, виды активности, деятельности. Одни элементы непрерывно трансформируются в другие.
Одной из основных задач интегрального исследования является установление иерархических (уровневых) отношений между разными группами индивидуальных свойств. Основные задачи в других концепциях системного подхода, как отмечает В.С.Мерлин, совершенно иные: например, установление причинной (функциональной) зависимости элементов или подсистем от системы в целом, выявление различных типов структурных и функциональных связей между ними, выяснение динамики развития этих связей. Термин «иерархия» до сих пор широко употребляется специалистами в области теории систем, его значение остается двусмысленным. «Иерархия» имеет различные значения: 1 – система церковного управления священнослужителями, упорядоченными по рангам; 2 – группа людей, вещей, упорядоченных по рангу, сорту, классу и т.д. А.Кестлер писал, что иерархия – ужасное слово, ассоциирующееся с понятием «субординация» у священнослужителей и военных и создающее впечатление жесткой или авторитарной структуры (Кёстлер А. Гладиаторы. АСТ М.: Фолио Харьков, 2003). Между тем применительно к интегральной индивидуальности термин «иерархия» не подразумевает субординацию, навязанную некими внешними или внутренними силами. Уровни интегральной индивидуальности – это не односторонние «управляющие» влияния, исходящие от более высоких уровней к уровням более низким, а естественное (порожденное естественными причинами) распределение индивидуальных свойств, находящихся в многообразных связях с другими индивидуальными свойствами.
По каким критериям создается иерархия – другой вопрос, вопрос ее оснований. Критерием может быть соотнесение части и целого. Например П.К.Анохин рассматривает в качестве подсистем нервной системы нейрон, популяцию нейронов, блок со специальной функцией, отдел нервной системы и т.д. Другим критерием иерархизации может быть соотношение более частной и более общей закономерности, например, психическая функция, психический процесс, система психических процессов, сознание в целом и т.д.
В.С.Мерлин развивал идею иерархизации интегральной индивидуальности под другим углом зрения. Он сформулировал две группы проблем: первая - касалась принадлежности индивидуальных свойств тем или иным подсистемам. В этой связи были поставлены два вопроса:
1) какие
индивидуальные свойства
2) какие
индивидуальные свойства
Вторая группа проблем затрагивала вопросы о том, по каким основаниям разные подсистемы можно рассматривать с позиций иерархизации интегральной индивидуальности, а сами подсистемы относить к ее разным уровням.
Идея уровневого устройства интегральной индивидуальности содержит следующие принципиальные положения: (Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности - М.: Педагогика, 1986. - С.56-84)
1. Интегральная
индивидуальность состоит из
индивидуальных свойств, которые
возникли на разных ступенях
онтогенеза и филогенеза, начиная
от биохимических свойств и
кончая социальным статусом
2. Под
иерархическими уровнями
3. Об
иерархии интегральной
4. Обычно
подсистемы человека
Эти два основных иерархических уровня выделяются и в интегральном исследовании индивидуальности. Однако в теории интегральной индивидуальности речь идет не о биосоциальной проблеме и не о сведении социальной обусловленности к биологической, не идет речь и об обратном сведении. Более того, иерархия подсистем индивидуальности человека по признаку биологической и социальной обусловленности является лишь частью более широкого иерархического ряда. Он включает в себя несколько уровней внутри биологического и несколько уровней внутри социального.
5. Разноуровневые индивидуальные свойства отличаются от одноуровневых по типу взаимного соответствия. Связи одноуровневых свойств носят однозначный характер, связи разноуровневых свойств носят много-многозначный (полиморфный) характер.
6. Для
того чтобы исследование
В.С.Мерлин выделяет в качестве иерархических уровней несколько систем индивидуальных свойств и их подсистемы (Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - С.109):
• систему индивидуальных свойств организма – ее подсистемами являются: а) биохимические, б) нейродинамические свойства, в) общесоматические.
• систему индивидуальных психических свойств организма – ее подсистемами являются: а) психические свойства личности, б) психодинамические свойства.
• систему социально-психологических индивидуальных свойств – ее подсистемами являются: а) социальные роли в социально-исторических общностях, б) социальные роли в социальной группе.
В итоге интегральная индивидуальность представляет собой систему, которая складывается из иерархической совокупности не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, много-многозначно связанных между собой. Иерархический способ организации и уровни, единство интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных и жесткость однозначных связей – таковы главные особенности устройства интегральной индивидуальности как иерархической системы.
Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина вносит существенный вклад в развитие отечественной психологической науки по линии целостного познания человека. Интегральный подход исследованию индивидуальности – это новый взгляд на системный подход и возможности его применения в психологии, одной стороны, нетривиальный взгляд на индивидуальность человека – с другой.
В.С.Мерлин обогатил отечественную психологию рядом новых идей: общенаучными представлениями об индивидуальности, возможностями применения философского языка для описания явлений, имеющих конкретный, а не абстрактный характер, математического языка для выражения психологических как и биофизических, физиологических, биохимических, социологических и прочих закономерностей.
Теория интегральной индивидуальности – это другой взгляд на то, как может быть устроен человек: не как соотнесение части и целого и не как соотношение более частной и более общей закономерности. Интегральная индивидуальность представляет собой систему, которая складывается из иерархической совокупности не входящих друг в друга, относительно автономно сосуществующих разноуровневых подсистем, много-многозначно связанных между собой. Иерархический способ организации и уровни, единство интеграции и дифференциации, телеологический и каузальный типы детерминации, гибкость много-многозначных и жесткость однозначных связей – таковы главные особенности устройства интегральной индивидуальности как иерархической системы.
Огромный материал по исследованию и описанию структур интегральной индивидуальности на разных возрастных этапах накоплен в Пермской и Пятигорской психологических школах. В.В.Белоусом и И.В.Боязитовой введен и обоснован новый раздел психологии индивидуальности - интегративная психология развития. Предметом исследования интегративной психологии развития являются внутриуровневые и межуровневые связи свойств возрастных психологических характеристик. Внутриуровневые связи описывают сущность данного возраста; межуровневые – условия существования возрастной структуры индивидуальности на той или иной ступени онтогенеза; диалектическое единство внутриуровневых и межуровневых связей выражает суть непрерывного жизненного цикла человека в целом.
1.3. Исследование психологических
факторов формирования «Я-
В современной психологии «Я-концепция» рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе. Понятие ««Я-концепция»» выражает единство и целостность личности с ее субъективной внутренней стороной, то есть то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам (Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. - М.: 1991, с. 197).
«Я-концепция» – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:
Образ Я – представление индивида о самом себе.
Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
Подробнее опишем три составляющие «Я-концепции» (Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание - М.: "Прогресс", 1986. - с.32).
Когнитивная составляющая «Я-концепции». Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт (Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание - М.: "Прогресс", 1986. - С.33).