Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа
Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
Среднеслабый тип: темп работы снижается после первых 10 – 15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система;
Среднесильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.
Каждому испытуемому вначале предлагалась инструкция: «По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом прямоугольнике бланка. За отведенное для каждого прямоугольника время (5 с.). Вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить из одного прямоугольника в другой Вы будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или в левую руку) карандаш и поставьте его перед первым прямоугольником бланка». После этого подавался сигнал «Начали!», а затем через каждые 5 с. звучала команда: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5 с. работы в 6-м прямоугольнике экспериментатор подает команду: «Стоп».
Обработка результатов включала следующие процедуры:
1) подсчет количества точек в каждом прямоугольнике;
2) построение графика работоспособности, для чего на оси абсцисс откладывались пятисекундные промежутки времени и на оси ординат – количество точек в каждом прямоугольнике;
3) анализ формы кривой, и определение силы нервной системы согласно критериям, приведенным во вводной части задания;
4) расчет коэффициента функциональной ассиметрии по работоспособности левой и правой руки.
Суммарные значения работоспособности рук получаются путем сложения всех данных по каждому из шести прямоугольников (Показатели 1 - 5).
Показатель 1. Количество точек за 0-5 сек.
Показатель 2. Количество точек за 5-10 сек.
Показатель 3. Количество точек за 10-15 сек.
Показатель 4. Количество точек за 15-20 сек.
Показатель 5. Количество точек за 20-25 сек.
Показатель 6. Количество точек за 25 -30 сек.
Психодинамический уровень интегральной индивидуальности исследовался с помощью теста школьной тревожности Филипса (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.). Тест направлен на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей школьного возраста и позволил нам выделить следующие показатели психодинамического уровня интегральной индивидуальности:
Показатель 7. Общая тревожность в школе — это общее эмоциональное состояние подростка которое связано с различными формами его включения в жизнь школы.
Показатель 8. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контракты (в основном — со сверстниками).
Показатель 9. Фрустрация потребности в достижении успеха — это неблагоприятный психический фон, который не позволяет подростку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
Показатель 10. Страх самовыражения — это негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявлением себя другим, демонстрацией своих возможностей.
Показатель 11. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях публичной проверки знаний, возможностей, достижений.
Показатель 12. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, тревога по поводу оценок, поступков и мыслей.
Показатель 13. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, которые повышают вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, снижают приспособляемость подростка к стрессовым ситуациям.
Показатель 14. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, который снижает успешность процесса обучения подростка.
Личностный уровень интегральной индивидуальности подростков изучался с применением методик: мотивации учения Ч.Д. Спилбергера и изучения особенностей самооценки Дембо-Рубинштейн. (Немов Р.С. Психология: В 3 кн. — М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики).
Методика мотивации учения Ч.Д. Спилбергера направлена на изучение мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
Её целью является, изучение уровней познавательной активности, тре-вожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.
Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основывается на опроснике Ч.Д. Спилбергера, который направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация данного опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987).
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень
— выраженное преобладание
II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.
III уровень
— средний уровень, примерно равная
выраженность позитивной и
IV уровень
— сниженная мотивация, переживание
«школьной скуки», отрицательное
эмоциональное отношение к
V уровень
— резко отрицательное
Выявляются данные по отдельным показателям эмоционального отношения подростка к школе и учению. Для этого данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя: познавательная активность; мотивация достижения; гнев (Показатели 15-17).
Показатель 15. Познавательная активность.
Показатель 16. Мотивация достижения.
Показатель 17. Тревожность.
Изучение самооценки с помощью методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Методика направлена на изучение особенностей самооценки с помощью процедуры шкалирования.
Цель: изучение особенностей самооценки личности с помощью процедуры шкалирования.
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалиро-вании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как уверенность в себе; ум, характер; способности; авторитет у сверстников; здоровье; внешность; умение многое делать своими руками, умелые руки.
Показатели выявляемые в данной методике: уровень притязаний; уровень самооценки; степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой (Показатели 18-21).
Показатель 18. Гнев.
Показатель 19. Уровень притязаний.
Показатель 20. Уровень самооценки.
Показатель 21. Степень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний.
Для выявления показателей межличностных отношений (социально-психологический уровень интегральной индивидуальности) использовалась методика Дж. Морено «Социометрия». Методика направлена на изучение структуры группы. Целью данной методики является изучение структуры группы - измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрическая техника, которую разработал и внедрил Дж. Морено, применяется для диагностики межгрупповых и межличностных отношений с целью их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью данного метода возможно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, делать выводы о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Показатели выявляемые в данной методике: количество отрицательных выборов; количество положительных выборов; осознанность выбора; взаимные выборы; значимость выбора (Показатели 22-31).
Показатель 22 – количество баллов по шкале «Положительные выборы (серия А)».
Показатель 23 - по шкале «Положительные выборы (серия Б)».
Показатель 24 – по шкале «Отрицательные выборы (серия А)».
Показатель 25 – по шкале «Отрицательные выборы (серия Б)».
Показатель 26 – по шкале «Взаимные выборы (серия А)».
Показатель 27 – по шкале «Взаимные выборы (серия Б)».
Показатель 28 – по шкале «Осознанность выбора (серия А)».
Показатель 29 – по шкале «Осознанность выбора (серия Б)».
Показатель 30 – по шкале «Значимость выбора (серия А)».
Показатель 31 –по шкале «Значимость выбора (серия Б)».
Общий перечень используемых в исследовании показателей
Нейродинамический уровень интегральной индивидуальности:
Показатель 1. Количество точек за 0-5 сек.
Показатель 2. Количество точек за 5-10 сек.
Показатель 3. Количество точек за 10-15 сек.
Показатель 4. Количество точек за 15-20 сек.
Показатель 5. Количество точек за 20-25 сек.
Показатель 6. Количество точек за 25 -30 сек.
Психодинамический уровень интегральной индивидуальности:
Показатель 7. Общая школьная тревожность.
Показатель 8. Переживание социального стресса.
Показатель 9. Фрустрация потребности в достижении успеха.
Показатель 10. Страх самовыражения.
Показатель 11. Страх ситуации проверки знаний.
Показатель 12. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Показатель 13. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.
Показатель 14. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Личностный уровень интегральной индивидуальности:
Показатель 15. Познавательная активность.
Показатель 16. Мотивация достижения.
Показатель 17. Тревожность.
Показатель 18. Гнев.
Показатель 19. Уровень притязаний.
Показатель 20. Уровень самооценки.
Показатель 21. Степень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний.
Социально-психологический уровень интегральной индивидуальности:
Показатель 22 – количество баллов по шкале «Положительные выборы (серия А)».
Показатель 23 - по шкале «Положительные выборы (серия Б)».
Показатель 24 – по шкале «Отрицательные выборы (серия А)».
Показатель 25 – по шкале «Отрицательные выборы (серия Б)».
Показатель 26 – по шкале «Взаимные выборы (серия А)».
Показатель 27 – по шкале «Взаимные выборы (серия Б)».
Показатель 28 – по шкале «Осознанность выбора (серия А)».
Показатель 29 – по шкале «Осознанность выбора (серия Б)».
Показатель 30 – по шкале «Значимость выбора (серия А)».
Показатель 31 –по шкале «Значимость выбора (серия Б)».
Математико – статистическая обработка результатов исследования
Собранный фактический материал был обработан методами математической статистики с использованием таких прикладных программ как: WORD 7.0 for WINDOWS; Excel 7.0 for WINDOWS; STATISTIKA 3.
Проверка основной гипотезы исследования, включающая изучение изменений в структуре интегральной индивидуальности подростков с разным уровнем развития «Я-концепции», проводилась по отдельным и интегральным мерилам.
Статистическая значимость различий по отдельным показателям интегральной индивидуальности подростков с разным уровнем сформированности «Я-концепции» определялась нами при помощи t – критерия Стьюдента.
Т-критерий Стьюдента является критерием широкого применения, и используется при анализе зависимых и независимых выборок с различным численным объемом. Теоретически, t-критерий может применяться, даже если размеры выборок очень небольшие (например, 10; некоторые исследователи утверждают, что можно использовать выборки меньшего размера), и если переменные нормально распределены (внутри групп), а дисперсии наблюдений в группах не слишком различны.
Критерий Стьюдента вычисляется различными способами для зависимых и независимых выборок.
Формула для расчета по t-критерию для независимых выборок выглядит следующим образом:
, где
Число степеней свободы вычисляется по формуле df = n – 2, где n –общее число испытуемых в обеих выборках.