"Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа

Описание работы

Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96

Файлы: 1 файл

Диссертация последний вариант на переплет.docx

— 144.33 Кб (Скачать файл)

Среднеслабый тип: темп работы снижается после первых 10 – 15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система;

Среднесильный тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднесильной нервной системой.

Каждому испытуемому вначале предлагалась инструкция: «По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом прямоугольнике бланка. За отведенное для каждого прямоугольника время (5 с.). Вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить из одного прямоугольника в другой Вы будете по моей команде, не прерывая работы. Все время работаете в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или в левую руку) карандаш и поставьте его перед первым прямоугольником бланка». После этого подавался сигнал «Начали!», а затем через каждые 5 с. звучала команда: «Перейти в другой квадрат». По истечении 5 с. работы в 6-м прямоугольнике экспериментатор подает команду: «Стоп».

Обработка результатов включала следующие процедуры:

1) подсчет количества точек в каждом прямоугольнике;

2) построение графика работоспособности, для чего на оси абсцисс откладывались пятисекундные промежутки времени и на оси ординат – количество точек в каждом прямоугольнике;

3) анализ формы кривой, и определение силы нервной системы согласно критериям, приведенным во вводной части задания;

4) расчет коэффициента функциональной ассиметрии по работоспособности левой и правой руки.

Суммарные значения работоспособности рук получаются путем сложения всех данных по каждому из шести прямоугольников (Показатели 1 - 5).

Показатель 1. Количество точек за 0-5 сек.

Показатель 2. Количество точек за 5-10 сек.

Показатель 3. Количество точек за 10-15 сек.

Показатель 4. Количество точек за 15-20 сек.

Показатель 5. Количество точек за 20-25 сек.

Показатель 6. Количество точек за 25 -30 сек.

Психодинамический уровень интегральной индивидуальности исследовался с помощью теста школьной тревожности Филипса (Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.). Тест направлен на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей школьного возраста и позволил нам выделить следующие показатели психодинамического уровня интегральной индивидуальности:

Показатель 7. Общая тревожность в школе — это общее эмоциональное состояние подростка которое связано с различными формами его включения в жизнь школы.

Показатель 8. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контракты (в основном — со сверстниками).

Показатель 9. Фрустрация потребности в достижении успеха — это неблагоприятный психический фон, который не позволяет подростку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

Показатель 10. Страх самовыражения — это негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявлением себя другим, демонстрацией своих возможностей.

Показатель 11. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях публичной проверки знаний, возможностей, достижений.

Показатель 12. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, тревога по поводу оценок, поступков и мыслей.

Показатель 13. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, которые повышают вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды, снижают приспособляемость подростка к стрессовым ситуациям.

Показатель 14. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, который снижает успешность процесса обучения подростка.

Личностный уровень интегральной индивидуальности подростков изучался с применением методик: мотивации учения Ч.Д. Спилбергера и изучения особенностей самооценки Дембо-Рубинштейн. (Немов Р.С. Психология: В 3 кн. — М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики).

Методика мотивации учения Ч.Д. Спилбергера направлена на изучение мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Её целью является, изучение уровней познавательной активности, тре-вожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основывается на опроснике Ч.Д. Спилбергера, который направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация данного опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987).

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень  — выраженное преобладание познавательной  мотивации и мотивации достижения  и положительным эмоциональным  отношением к учению. При существенном  преобладании познавательной мотивации  носит продуктивный характер. При  доминировании мотивации достижения  может в случае неуспеха вести  к срыву.

II уровень  — продуктивная мотивация, позитивное  отношение к учению, соответствие  социальному нормативу.

III уровень  — средний уровень, примерно равная  выраженность позитивной и негативной  мотивации учения, амбивалентное  отношение к учению.

IV уровень  — сниженная мотивация, переживание  «школьной скуки», отрицательное  эмоциональное отношение к учению.

V уровень  — резко отрицательное отношение  к учению.

Выявляются данные по отдельным показателям эмоционального отношения подростка к школе и учению. Для этого данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя: познавательная активность; мотивация достижения; гнев (Показатели 15-17).

Показатель 15. Познавательная активность.

Показатель 16. Мотивация достижения.

Показатель 17. Тревожность.

Изучение самооценки с помощью методики Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Методика направлена на изучение особенностей самооценки с помощью процедуры шкалирования.

Цель: изучение особенностей самооценки личности с помощью процедуры шкалирования.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалиро-вании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как уверенность в себе; ум, характер; способности; авторитет у сверстников; здоровье; внешность; умение многое делать своими руками, умелые руки.

Показатели выявляемые в данной методике: уровень притязаний; уровень самооценки; степень расхождения между уровнем притязаний и самооценкой (Показатели 18-21).

Показатель 18. Гнев.

Показатель 19. Уровень притязаний.

Показатель 20. Уровень самооценки.

Показатель 21. Степень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний.

Для выявления показателей межличностных отношений (социально-психологический уровень интегральной индивидуальности) использовалась методика Дж. Морено «Социометрия». Методика направлена на изучение структуры группы. Целью данной методики является изучение структуры группы - измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая техника, которую разработал и внедрил Дж. Морено, применяется для диагностики межгрупповых и межличностных отношений с целью их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью данного метода возможно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, делать выводы о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Показатели выявляемые в данной методике: количество отрицательных выборов; количество положительных выборов; осознанность выбора; взаимные выборы; значимость выбора (Показатели 22-31). 

Показатель 22 – количество баллов по шкале «Положительные выборы (серия А)».

Показатель 23 - по шкале «Положительные выборы (серия Б)».

Показатель 24 – по шкале «Отрицательные выборы (серия А)».

Показатель 25 – по шкале «Отрицательные выборы (серия Б)».

Показатель 26 – по шкале «Взаимные выборы (серия А)».

Показатель 27 – по шкале «Взаимные выборы (серия Б)».

Показатель 28 – по шкале «Осознанность выбора (серия А)».

Показатель 29 – по шкале «Осознанность выбора (серия Б)».

Показатель 30 – по шкале «Значимость выбора (серия А)».

Показатель 31 –по шкале «Значимость выбора (серия Б)».

 

 

 

 

 

 

Общий перечень используемых в исследовании показателей

Нейродинамический уровень интегральной индивидуальности:

Показатель 1. Количество точек за 0-5 сек.

Показатель 2. Количество точек за 5-10 сек.

Показатель 3. Количество точек за 10-15 сек.

Показатель 4. Количество точек за 15-20 сек.

Показатель 5. Количество точек за 20-25 сек.

Показатель 6. Количество точек за 25 -30 сек.

Психодинамический уровень интегральной индивидуальности:

Показатель 7. Общая школьная тревожность.

Показатель 8. Переживание социального стресса.

Показатель 9. Фрустрация потребности в достижении успеха.

Показатель 10. Страх самовыражения.

Показатель 11. Страх ситуации проверки знаний.

Показатель 12. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Показатель 13. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

Показатель 14. Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Личностный уровень интегральной индивидуальности:

Показатель 15. Познавательная активность.

Показатель 16. Мотивация достижения.

Показатель 17. Тревожность.

Показатель 18. Гнев.

Показатель 19. Уровень притязаний.

Показатель 20. Уровень самооценки.

Показатель 21. Степень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний.

Социально-психологический уровень интегральной индивидуальности:

Показатель 22 – количество баллов по шкале «Положительные выборы (серия А)».

Показатель 23 - по шкале «Положительные выборы (серия Б)».

Показатель 24 – по шкале «Отрицательные выборы (серия А)».

Показатель 25 – по шкале «Отрицательные выборы (серия Б)».

Показатель 26 – по шкале «Взаимные выборы (серия А)».

Показатель 27 – по шкале «Взаимные выборы (серия Б)».

Показатель 28 – по шкале «Осознанность выбора (серия А)».

Показатель 29 – по шкале «Осознанность выбора (серия Б)».

Показатель 30 – по шкале «Значимость выбора (серия А)».

Показатель 31 –по шкале «Значимость выбора (серия Б)».

 

Математико – статистическая обработка результатов исследования

Собранный фактический материал был обработан методами математической статистики с использованием таких прикладных программ как: WORD 7.0 for WINDOWS; Excel 7.0 for WINDOWS; STATISTIKA 3.

Проверка основной гипотезы исследования, включающая изучение изменений в структуре интегральной индивидуальности подростков с разным уровнем развития «Я-концепции», проводилась по отдельным и интегральным мерилам.

Статистическая значимость различий по отдельным показателям интегральной индивидуальности подростков с разным уровнем сформированности «Я-концепции» определялась нами при помощи t – критерия Стьюдента.

Т-критерий Стьюдента является критерием широкого применения, и используется при анализе зависимых и независимых выборок с различным численным объемом. Теоретически, t-критерий может применяться, даже если размеры выборок очень небольшие (например, 10; некоторые исследователи утверждают, что можно использовать выборки меньшего размера), и если переменные нормально распределены (внутри групп), а дисперсии наблюдений в группах не слишком различны.

Критерий Стьюдента вычисляется различными способами для зависимых и независимых выборок.

Формула для расчета по t-критерию для независимых выборок выглядит следующим образом:

, где 

 

Число степеней свободы вычисляется по формуле df = n – 2, где n –общее число испытуемых в обеих выборках.

Информация о работе "Я - конценпция" как фактор развития структур интегральной индивидуальности подростков