Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 11:51, магистерская работа
Актуальность изучения данной проблемы в теоретическом аспекте определяется тем, что сама постановка данной проблемы затрагивает комплекс методологических и концептуальных вопросов. Это такие вопросы, как:
- вопрос интеграции междисциплинарных исследований, которые направлены на изучение индивидуальных особенностей личности;
- вопрос применения принципов системного подхода к исследованию специфики индивидуальности;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14
1.1. Теоретико-методологические основы интегрального исследования индивидуальности 14
1.2. Истоки возникновения теории интегральной индивидуальности 24
1.3. Исследование психологических факторов формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте 39
Выводы к главе 1 52
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
«Я-КОНЦЕПЦИИ» И РАЗНОУРОВНЕВЫХ СВОЙСТВ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ 54
2.1. Общая организация и этапы исследования структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции» 54
Программа психодиагностического исследования развития
«Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности 56
Анализ результатов исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков 67
Программа развития структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции»
84
Исследование эффективности развивающей программы в развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции» 87
Выводы к главе 2 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96
Методологическая основа исследования: осуществление теоретического анализа литературы по проблеме исследования; эмпирические методы (беседа, тестирование, эксперимент); математико-статистические методы обработки полученных данных исследования подразумевали применение t-критерия Стьюдента и метод факторного анализа.
Теоретические основы исследования составили:
- личностно - деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин);
- принцип целостного, комплексного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова).
- принцип
гуманистического подхода в
- принцип развития (Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя и др.).
- принцип активности (А.Г. Асмолов, Н.Ф. Добрынин, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев и др.);
- принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Брушлинский);
- принцип
многоуровневой организации
Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей проявления структур интегральной индивидуальности в зависимости «Я-концепции», а так же в осуществлении поэлементного и системного изучения структур интегральной индивидуальности подростков с различным уровнем сформированности «Я-концепции»,
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширен спектр внешних условий по-разному влияющих на проявление структур интегральной индивидуальности подростков. Полученные данные служат важнейшим доводом в пользу представления об универсальности теории интегральной индивидуальности; вносит существенный вклад в реализацию идеи В.В.Белоуса и И.В. Боязитовой об интегративной психологии развития.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать полученные результаты в организации и проведении психокоррекционной и психодиагностической работы с подростками. Её положения и выводы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке психологов-консультантов, школьных психологов, педагогов, социальных работников.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена использованием апробированных отечественными и зарубежными учеными методических подходов, корректностью применения методов анализа статистических данных, методов сбора и обработки информации.
Эмпирическими основами исследования явились ««Я-концепция»», а так же четыре уровня интегральной индивидуальности подростков (нейродинамический, психодинамический, личностный и социально-психологический).
Методы исследования. Для диагностики структур интегральной индивидуальности применялись апробированные в многочисленных исследованиях методики: уровень развития самоотношения определялся с помощью методики изучения особенностей «Я-концепции» Е. Пирс, Д. Харрис. Нейродинамический уровень интегральной индивидуальности изучался с применением методики диагностики свойств нервной системы и коэффициента функциональной ассиметрии Е.П. Ильина (теппинг-тест). Психодинамический уровень исследовался с помощью теста школьной тревожности Филлипса. Личностный уровень диагностировался с помощью методик: опросник Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой, и методика диагностики самооценки качеств личности Дембо-Рубинштейн. Социально-психологический уровень изучался с помощью методики «Социометрия» Дж. Морено.
База и контингент испытуемых. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ №5 им. Героя Советского Союза Олега Васильевича Гудкова г. Георгиевска. В диагностическом исследовании приняли участие 45 учеников 7-х классов, из них 23 мальчика и 22 девочки. Всего в эксперименте участвовало 45 человек. Исследование проводилось в несколько этапов.
Положения выносимые на защиту:
1. Уровень
сформированности «Я-концепции»
2. Интегральная
индивидуальность подростков с
различным уровнем развития «Я-
3. Подростки
с высоким уровнем «Я-
Апробация исследования проводилась на научно – методических чтениях ПГЛУ «Университетские чтения» (2013, 2014, г. Пятигорск), на родительских собраниях в СОШ №5 им. Героя Советского Союза Олега Васильевича Гудкова г. Георгиевска Ставропольского края.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения с выводами, библиографического списка и приложений.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, ставится основная цель работы, в соответствии с которой формулируются задачи исследования, выдвигается гипотеза исследования, отмечается новизна исследования, подчеркивается практическая и теоретическая значимость диссертационного исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Проблема исследования «Я-концепции» как фактора развития структур интегральной индивидуальности в подростковом возрасте», рассматривается сущность понятия «индивидуальность человека». Раскрываются основные теоретико-методологические подходы изучения индивидуальности Б. Г. Ананьева, Л.Н. Собчик, С.Л.Рубинштейн, и Л.С. Выготский, дается теоретическое обоснование теории интегральной индивидуальности в исследованиях В.С. Мерлина, раскрывается особенности развития «Я-концепции» в подростковом возрасте, а так же исследуются психологические факторы формирования «Я-концепции»
Во второй главе «Организация и результаты исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков» представлен ход исследования, подробно описан методический инструментарий, применяемый для решения поставленных задач (методика изучения особенностей «Я-концепции» Е. Пирс, Д. Харрис, А.М. Прихожан, тест школьной тревожности Филипса, методика диагностики свойств нервной системы и коэффициента функциональной ассиметрии Е.П. Ильина (теппинг-тест), методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению опросник Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой, методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн и методика «Социометрия» Дж. Морено), дано описание математико-статистической обработки результатов исследования. Всего в исследовании был задействован 31 показатель. Описана программа психодиагностического исследования «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Проанализированы результаты исследования развития «Я-концепции» и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности подростков. Разработана программа по развитию структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции». Проведена оценка эффективности развивающей программы при развитии структур интегральной индивидуальности подростков с низким уровнем «Я-концепции».
В заключении подводится итог всему диссертационному исследованию, доказываются положения, выносимые на защиту, формулируются психологические рекомендацию по развитию структур интегральной индивидуальности подростков.
Библиографический список содержит 60 источников.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Интерес к изучению проблемы индивидуальных различий отмечается уже в работах древнегреческих и древнеримских философов и врачей (Гиппократа, Феофраста, Галена). Исследователей того времени интересовал, вопрос взаимосвязи анатомо-биологических особенностей человека и психики. Практически до второй половины XIX века идеи об индивидуальной неповторимости человека представляли собой умозрительные рассуждения, основанные на житейских наблюдениях или медицинской практике. Позже после внедрения в психологию эксперимента и с изменением ее методологических оснований, исследования индивидуальных различий становятся более доказательными и фундаментальными.
В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности. Первая традиция связана с пониманием индивидуальности как единичности. Индивидуальность в этом случае понимается как неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям, то есть общих личностных черт. Однако очень ярко выраженная черта - это гипертрофия, приближение к границе нормы и патологии, в перспективе - патология. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Согласно мнению психиатров, если нет акцентуации (выделение одной гипертрофированной черты в человеческом характере) - нет и характера. Описание индивидуальности с данной точки зрения - это определение линии потенциальных патологических изменений личности. Конечно, в промежутке между нормой и патологией ярко выраженные индивидуальные особенности могут приводить к нестандартному восприятию, и понимаю окружающего мира, к нестандартным, нетривиальным способам деятельности, которые в зависимости от результата могут оцениваться и как творчество, и как отсутствие адаптации.
Вторая традиция - понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, таким, которые обнаруживаются только у отдельного конкретного человека и генетически связаны с конкретными, не закономерными, случайными обстоятельствами его развития. Индивидуальные черты в этом случае приобретают статус чего-то второстепенного, маловажного, незначительного с точки зрения понимания общих законов развития личности и существенны только с точки зрения психологической практики, работы с этим конкретным человеком. Индивидуальность в этом смысле есть некое дополнение к личности как носителю существенных черт и определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей.
Третья традиция - понимание индивидуальности как принципиально нового уровня рассмотрения личности, как целостности. В данном случае индивидуальность можно рассматривать как принципиально новое образование в структуре человека. Если рассматривать ряд «индивид - субъект деятельности - личность», то в этом ряду целостности каждого уровня является предпосылками, возможностями и одновременно формой проявления психического образования следующего уровня.
Итак, первоначальным в рассмотрении сложившейся индивидуальности должна быть более или менее сложившаяся, зрелая личность, то есть человек, интегрированный в общество и являющийся полноценным субъектом деятельности, обладающий сформированным интеллектом.
Теоретическими аспектами интегративного изучения индивидуальности являются:
- исследование
элементов структуры
- обнаружение
критериев распознавания
- создание типологии целостной индивидуальности;
- взаимодействие высших и низших уровней в структуре индивидуальности.
В психологической науке исследование составляющих структуры индивидуальности берет начало в исследованиях С. Л. Рубинштейна. С.Л.Рубинштейн утверждал, что человеческая индивидуальность может быть рассмотрена как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Совокупность внутренних условий автор определял как синтез высших и низших специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную приспособительную функцию.
Во внутренний мир человека С.Л.Рубинштейн включал: свойства высшей нервной деятельности, систему мотивов и задач, установки личности, которые ставит себе человек, свойства характера, обуславливающие поступки, то есть те действия, которые реализуют или выражают отношение человека к другим людям, и способности, т.е. свойства, лежащие в основе общественно-значимого поведения и деятельности.
Таким образом, С.Л.Рубинштейн понимал индивидуальность как многоплановое образование и считал, что «протекание психических процессов происходит на разных уровнях» (Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2010. - С.113). Согласно его взглядам, в психологии формирующейся индивидуальности все так или иначе обусловлено внешне, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внутренние условия, формируясь под воздействием внешних, не являются, их непосредственной механической проекцией. Внутренние условия, складываются и изменяются в процессе развития, сами обуславливают тот специфический круг внешних воздействий, которым данное явление может подвергнуться. Данный подход к психике человека является поверхностным. В связи с этим, С. Л. Рубинштейн предложил рассматривать индивидуальность человека комплексно, во взаимодействии ее психических свойств и процессов.
Дальнейшее развитие интегративная модель исследования индивидуальности получила в трудах Б. Г. Ананьева. Всесторонне исследуя проблему человека в современной науке, автор пришел к выводу о необходимости рассмотрения человеческой индивидуальности со стороны внутренней замкнутости ее основных свойств, её целостности (Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. – Спб.: Питер, 2004. – с.201). Структура индивидуальности, по Б.Г.Ананьеву, выглядит многоступенчатой, многоуровневой.