Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:03, курсовая работа
Актуальность курсовой работы на тему «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда» состоит в том, что значение исследований этого ученого возрастает в связи с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями, оказывающими влияние на процесс формирования личности и социализации всех групп населения. Предметом курсового исследования является природа научного и художественного творчества в жизни З. Фрейда. Объект исследования – Зигмунд Фрейд.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Жизнь Зигмунда Фрейда……………………………………………………….6
1.1. Детство и юношество………………………………………………………...6
1.2. Профессиональное становление…………………………………………….8
1.3. Последние годы жизни……………………………………………………..12
2. Особенности творчества Зигмунда Фрейда………………………………...14
2.1. Предпосылки возникновения психоанализа………………………………14
2.2. Человеческая психика в ее функции……………………………………….18
2.3. Роль инстинктов и бессознательного в человеческой психике…………20
2.4. Защитные механизмы психики…………………………………………….22
2.5. Сублимация как источник творчества……………………………………..23
3. Проблема научного и художественного творчества в психоанализе З. Фрейда……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...40
Курсовая работа
Тема «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Жизнь Зигмунда Фрейда……………………………………………………….6
1.1. Детство и юношество………………………………………………………
1.2. Профессиональное становление……
1.3. Последние годы жизни…………………………
2. Особенности творчества Зигмунда Фрейда………………………………...14
2.1. Предпосылки возникновения психоанализа………………………………14
2.2. Человеческая психика в ее функции……………………………………….18
2.3. Роль инстинктов и бессознательного в человеческой психике…………20
2.4. Защитные механизмы психики…………………………………………….22
2.5. Сублимация как источник творчества……………………………………..23
3. Проблема научного и художественного
творчества в психоанализе З. Фрейда………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Введение
Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов.
Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть, и направил ее по определенному пути развития.
Актуальность курсовой работы на тему «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда» состоит в том, что значение исследований этого ученого возрастает в связи с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями, оказывающими влияние на процесс формирования личности и социализации всех групп населения.
Предметом курсового исследования является природа научного и художественного творчества в жизни З. Фрейда.
Объект исследования – Зигмунд Фрейд.
Цель работы состоит в изучении жизни и творчества Зигмунда Фрейда.
Из цели вытекают следующие задачи:
- описать жизнь Зигмунда Фрейда;
- изучить особенности творчества Зигмунда Фрейда;
- рассмотреть проблему научного и художественного творчества в психоанализе З. Фрейда.
Степень
разработанности исследуемой
Критическому и философскому исследованию психоаналитической антропологии, современному состоянию психоанализа, месту психоанализа в философии и социальной жизни посвящены работы Зейгарника Б. В. "Теории личности в зарубежной психологии", Лейбина В.М. "Фрейд, психоанализ и современная западная философия", где берется основательная разборка психоанализа и его интерпретация.
Так же показано его значение и исследование его в рамках культуры. В работе Руткевича, А.М. "От Фрейда к Хайдеггеру" показывает основные идеи и концепции Фрейда, его изучение личности в теоретическом анализе.
Лейбин В.М. в работе "Психоанализ" раскрывает подробную историю психоанализа в истоках и работах Фрейда, наглядно показывая все стороны его деятельности, продолжают эту направленность "Классический психоанализ: история, теория, практика", "Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль" того же автора, Рехардта, Э. "Ключевые проблемы психоанализа", Фромма Э. "Величие и ограниченность теории Фрейда" и "Кризис психоанализа" являются одними из ключевых в рассмотрении и понимании проблем поставленных и решенных психоанализом.
В рассмотрении культуры психоанализом следует отметить. труд Лейбина В.М. "Психоанализ и философия неофрейдизма", Фрейда, З. "Тотем и табу", "Психоанализ. Религия. Культура", "Художник и фантазирование" и "По ту сторону принципа наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой" где рассматривается с точки зрения психоанализа культурное, а именно художественное творчество, его истоки и проявления.
Новизна данной работы: состоит в том, что мы пытаемся рассмотреть теорию научного и художественного творчества в психоанализе З. Фрейда через его общее влияние на культуру и индивида.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
…если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в небольшой (около 4000 жителей) деревне Фрайберг в Моравии, которая на тот момент принадлежала Австро-Венгрии (на текущий момент Фрайберг носит название Пршибор и располагается на территории Чехии). Улица, на которой родился З. Фрейд — Шлоссерграссе, сейчас носит его имя. Деда Зигмунда по отцовской линии звали Шломо Фрейд, он умер в феврале 1856 года, незадолго до рождения внука — именно в его честь последний получил своё еврейское имя. Отец Зигмунда, Якоб Фрейд, был женат дважды, и от первого брака имел двоих сыновей — Филиппа и Эммануила (Эммануэля).
Во второй раз он женился в возрасте сорока лет — на Амалии Натансон, которая была вдвое его моложе. Оба родителя Зигмунда были евреи немецкого происхождения. Якоб Фрейд имел собственный скромный бизнес по торговле тканями. Во Фрайберге Зигмунд прожил первые три года жизни, пока в 1859 году последствия индустриальной революции в Центральной Европе не нанесли сокрушительного удара по небольшому бизнесу его отца, практически разорив последнего, как, впрочем, и почти что весь Фрайберг, оказавшийся в значительном упадке, переживая безработицу и тяжелейшие последствия инфляции после реставрации находящейся поблизости железной дороги. В этот же год у четы Фрейдов родился ещё один ребёнок — Анна.
Семья решилась на эмиграцию и покинула Фрайберг, перебравшись в Лейпциг — там, однако, они провели только год, и, не добившись значительных успехов, переехали в Вену. Зигмунд достаточно тяжело пережил переезд из родной деревни — особенно сильно на состоянии ребёнка сказалась вынужденная разлука со сводным братом Филиппом, с которым он находился в тесных дружеских отношениях и который, отчасти, даже заменял ему отца. Семья Фрейда, находясь в тяжелом финансовом положении, осела в одном из беднейших кварталов города — Леопольдштадте, представлявшем из себя в то время своеобразное венское гетто, населенное бедняками, беженцами, проститутками, цыганами, пролетариями и евреями.
Вскоре, однако, дела у Якоба начали налаживаться и Фрейды смогли перебраться в более приемлемое для жилья место, хотя роскоши до сих пор себе позволить не могли. Этим же временем датировано первое серьезное увлечение Зигмунда, которое он сохранит впоследствии на всю жизнь — любовь к литературе, которая была привита ему отцом.
Первоначально обучением сына занималась мать, но затем её сменил Якоб, сильно желавший, чтобы Зигмунд получил хорошее образование и поступил в частную гимназию. Домашняя подготовка сына, обладавшего исключительными способностями к учёбе, позволила ему в девятилетнем возрасте сдать вступительный экзамен и поступить в гимназию на год раньше положенного срока. К этому моменту в семье Фрейдов было уже восемь детей, и Зигмунд выделялся среди всех из них своими неординарными умениями и прилежностью к изучению всего нового; родители всецело поддерживали его и старались создать такую атмосферу в доме, которая бы способствовала успешной учёбе сына.
Так, если остальные дети занимались при свечах, Зигмунду была выделена керосиновая лампа и даже отдельная комната. Чтобы ничто не отвлекало его, остальным детям было запрещено заниматься музыкой, которая мешала Зигмунду. Молодой человек серьёзно увлекался литературой и философией — читал Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, знал в совершенстве немецкий язык, изучал греческий и латынь, бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском языках. Обучаясь в гимназии, Зигмунд показал отличные результаты и быстро стал первым учеником в классе, закончив обучение с отличием (summa cum laude) в возрасте семнадцати лет.
По окончании гимназии Зигмунд длительное время находился в сомнениях касательно будущей профессии — его выбор, впрочем, был достаточно скуден и, вследствие своего социального статуса и царивших тогда антисемитских настроений, ограничен коммерцией, промышленностью, юриспруденцией и медициной. Первые две стези профессионального образования были сразу же отринуты по причине высокой образованности Зигмунда, юриспруденция также отошла на второй план вместе с юношескими амбициями в сфере политики и военного дела.
Итак, выбор Зигмунда пал на медицину, хотя к последней он не испытывал ни малейшего интереса — впоследствии он неоднократно в этом признавался и писал: «Я не чувствовал никакой предрасположенности к занятиям медициной и профессии врача», а в поздние годы даже говорил, что в медицине никогда не чувствовал себя «как в своей тарелке»1, да и вообще настоящим врачом себя никогда не считая.
Осенью 1873 года Зигмунд Фрейд, в возрасте семнадцати лет, поступил на медицинский факультет Венского университета. Первый год обучения не был непосредственно связан с последующей специальностью и состоял из множества курсов гуманитарного характера — Зигмунд посещал многочисленные семинары и лекции, всё ещё окончательно не выбрав для себя специальность по вкусу. На протяжении этого времени Зигмунд испытывал множество трудностей, связанных со своей национальностью — между ним и однокурсниками происходили многочисленные стычки на фоне антисемитских настроений.
Стойко перенося регулярные насмешки и нападки сверстников, Зигмунд начал развивать в себе стойкость характера и способность давать достойным отпор любым словесным нападкам и противостоять критике: «С раннего детства меня заставили привыкнуть к уделу быть в оппозиции и находится под запретом по „соглашению большинства“2.
Таким образом были заложены основы для определённой степени независимости в суждениях.
Зигмунд начал изучать анатомию и химию, но наибольшее удовольствие получал от лекций известного физиолога и психолога Эрнстом Брюкке, который оказал на него значительное влияние. Помимо этого, Фрейд начал посещать занятия именитого зоолога Карла Клауса, знакомство с которым открывало широкие возможности для самостоятельной исследовательской практики и научной работы, к которой Зигмунд так тяготел. Усилия амбициозного студента увенчались успехом и в 1876 году он получил возможность приступить к первой в жизни научной работе в Институте зоологических исследований Триеста, одной из кафедр которого руководил Клаус.
Именно там Фрейд написал первую исследовательскую работу, которая была опубликована Академией наук. Работа была посвящена выявлению половых различий угрей. Не получив, однако, возможности для дальнейшего продолжения исследований в области зоологии, Фрейд снова попал под влияние психологических идей Брюкке и перешел к нему в лабораторию для научной работы, получив должность стипендиата-исследователя.
Под его [Брюкке]
руководством студент Фрейд работал
в Венском физиологическом
В 1881 году Фрейд сдал на отлично выпускные экзамены и получил учёную степень доктора, что, однако, коренных изменений в жизнь юноши не внесло — он остался работать в лаборатории под началом Брюкке, надеясь в конечном итоге занять следующую вакантную должность и прочно связать себя с научной работой. Научный руководитель Фрейда, видя амбициозные стремления юноши и те финансовые трудности, с которыми он сталкивался из-за бедности своей семьи, разрушил планы Зигмунда на последующую карьеру исследователя.
В одном из писем Брюкке заметил: «Молодой человек, вы выбрали путь, ведущий в никуда. На кафедре психологии в ближайшие двадцать лет вакансий не предвидится, а у вас недостаточно средств к существованию. Я не вижу иного решения: уходите из института и начинайте практиковать медицину»3. С тяжелым сердцем Фрейд осознал правильность слов своего учителя и внял его совету — в определённой степени этому поспособствовал тот факт, что в этом же году он познакомился и влюбился в Марту Берней и собирался впоследствии на ней жениться; Фрейд остро нуждался в деньгах.