Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:03, курсовая работа
Актуальность курсовой работы на тему «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда» состоит в том, что значение исследований этого ученого возрастает в связи с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями, оказывающими влияние на процесс формирования личности и социализации всех групп населения. Предметом курсового исследования является природа научного и художественного творчества в жизни З. Фрейда. Объект исследования – Зигмунд Фрейд.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Жизнь Зигмунда Фрейда……………………………………………………….6
1.1. Детство и юношество………………………………………………………...6
1.2. Профессиональное становление…………………………………………….8
1.3. Последние годы жизни……………………………………………………..12
2. Особенности творчества Зигмунда Фрейда………………………………...14
2.1. Предпосылки возникновения психоанализа………………………………14
2.2. Человеческая психика в ее функции……………………………………….18
2.3. Роль инстинктов и бессознательного в человеческой психике…………20
2.4. Защитные механизмы психики…………………………………………….22
2.5. Сублимация как источник творчества……………………………………..23
3. Проблема научного и художественного творчества в психоанализе З. Фрейда……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...40
Для открытия частной практики у выпускника Венского университета было недостаточно опыта — образование снабдило его исключительно теоретическими знаниями, клинический же опыт необходимо было нарабатывать своими силами.
Фрейд принял решение о том, что наиболее подходящим для этого местом является Венская городская больница. Начал Зигмунд с хирургии, однако уже через два месяца оставил эту идею, найдя работу слишком утомительной. Решив сменить область деятельности, Фрейд переключился на неврологию, в которой смог достичь определённых успехов — изучая методы диагностики и лечения детей с параличом, а также различные нарушения речи (афазии), он публикует ряд работ на данную тему и они «становятся известны в научных и медицинских кругах. Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога»4. При этом, увлечение Фрейда медициной быстро сходило на нет и в конечном счете, на третьем году работы в Венской клинике, он окончательно в ней разочаровался.
В 1883 году он принял решение перейти на работу в психиатрическое отделение, возглавляемое Теодором Мейнертом, который был признанным научным авторитетом в своей области. В первый раз в жизни работа захлестнула Зигмунда с головой и превратилась для него в истинную страсть. При этом же, стремившийся к научному признанию молодой человек испытывал ощущение неудовлетворённости своим трудом, так как по собственному представлению каких-либо действительно значительных успехов так и не достиг, равно как и не смог заработать достаточно денег для планировавшейся свадьбы; моральное состояние Фрейда стремительно ухудшалось, он регулярно пребывал в состоянии тоски и депрессии.
Непродолжительное
время Фрейд работал в
В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии и последовавших за этим гонений на евреев со стороны нацистов, положение Фрейда значительно осложнилось. После ареста дочери Анны и допроса в гестапо, Фрейд принял решение покинуть Третий рейх. Однако власти не торопились выпускать его из страны. Он был вынужден не только подписать благодарность гестапо «за ряд добрых услуг», но и выплатить правительству рейха баснословный «выкуп» в 4000 долларов за право покинуть Германию. Во многом благодаря хлопотам и связям принцессы греческой и датской Мари Бонапарт — пациентки и ученицы Фрейда — ему удалось сохранить жизнь и вместе с женой и дочерью эмигрировать в Лондон. Две сестры Фрейда были высланы в концентрационный лагерь, где погибли в 1942 году.
Мучительно страдая от рака полости рта, вызванного курением, в 1939 году после прочтения романа «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака в один присест, он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию, идея которой была в то время достаточно популярной. Анна Фрейд хотела перенести процедуру, но Шур убедил её, что это бессмысленно и позже вколол Фрейду тройную дозу морфина, от которой он умер 23 сентября в возрасте 83 лет.
Через три
дня после смерти тело Фрейда
было кремировано в крематории
Вывод по первой главе
Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в небольшой (около 4000 жителей) деревне Фрайберг в Моравии, которая на тот момент принадлежала Австро-Венгрии. Осенью 1873 года Зигмунд Фрейд, в возрасте семнадцати лет, поступил на медицинский факультет Венского университета, после окончания которого Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога. Зигмунд Фрейд умирает от рака полости рта в возрасте 83 лет.
1.1 Предпосылки возникновения психоанализа
Первый шаг к психоанализу
Фрейд делает, открыв, что первоначальная,
ведущая к невротическим
В настоящее время существуют несколько психотерапевтических методик и приёмов, рассчитанных на достижение катарсиса. Однако не всякое душевное облегчение связано с катарсисом. В психоанализе чаще всего речь идёт о смене душевных настроений, терапевтическом переходе от тоски к радости, от горя к наслаждению"6. Но это, скорее всего сублимация, нежели катарсис. Состояния катарсиса человек может достичь и с помощью искусства как самоизлечение от комплексов или неврозов. И в результате Фрейд отказывается от гипноза.
Фрейд объяснял, что при отказе от гипноза и внушения утрачивается возможность доступа к вытесненному материалу и, следовательно, возможность получить патогенные воспоминания и фантазии.
Свободная ассоциация - совершенно достаточный заменитель их, позволяющий непроизвольным мыслям пациента проявиться в терапевтической ситуации. Вот описание этого метода, сделанное Фрейдом: "Не оказывая какого-либо давления, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения пациента. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же, как избегает всяких других процедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сеанс, следовательно, проходит как беседа между двумя людьми, в равной степени бодрствующими, но один из них воздерживается от любых мускульных усилий и любых отвлекающих ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной умственной деятельности. Для овладения идеями и ассоциациями пациента аналитик просит «разрешить ему войти» в такое состояние, как если бы они беседовали бесцельно, бессвязно, наугад"7. Процедура свободной ассоциации стала известна как фундаментальное, или основное, правило психоанализа.
Свободная ассоциация остается основным и единственным методом коммуникации для пациентов в ходе психоаналитического лечения. Интерпретация же остается основным, наиболее важным инструментом аналитика. Эти две технические процедуры придают психоаналитической терапии отличительную печать. Другие способы общения также встречаются во время курса психоаналитической терапии, но они являются не основными, а подготовительными, или вторичными, они не типичны для психоанализа.
Фрейд признавал, что личное влияние врача может быть чрезвычайно значимо, и предлагал терапевту действовать и как просветителю, учителю, духовному отцу. "Вместе с тем он осознавал, что при определенных условиях отношение пациента к врачу может «расстроиться» - фактор, который превратит отношения пациент — врач в наихудшее препятствие на пути дальнейшего анализа. Это может произойти, если пациент чувствует к себе пренебрежение, когда пациент становится сексуально зависимым, или если пациент испытывает недоверие к врачу, вытекающее из содержания анализа, переносит на фигуру врача внушающие беспокойство мысли из содержания анализа. При работе с этим следует вывести все на сознательный уровень и вернуться назад, к тому моменту в лечении, когда это возникло. Затем следует попытаться убедить пациента общаться, несмотря на эти чувства"8.
Таким образом, Фрейд
обнаружил явления
Главной целью было
- достигнуть аффективного
"Величие открытия Фрейда состоит в том, что он распространил метод обретения истины на сферу, в которой человек прежде такой возможности не видел. Он смог сделать это благодаря открытым им механизмам подавления (репрессии) и рационализации. На богатом эмпирическом материале Фрейд показал, что избавиться от заблуждений человеку можно, проникая в собственную психическую структуру и осуществляя «де-подавление». Это применение принципа освобождающей и исцеляющей истины, возможно, величайшее из достижений Фрейда, даже при условии, что оно породило много неверных толкований и не раз провоцировало рождение новых иллюзий"9.
Он нашел, что этот метод совершенно неадекватен в случае комплексного невроза. Теперь Фрейд предлагал пациенту самому подобрать субъективный материал к сеансу, а сам начинал работу с подсознательными мыслями пациента, которые проявлялись в данный момент.
Но следует сказать, что психоанализ Фрейда истекает не только из врачебной практики, но и из некоторых философских веяний. Так, описывая в одной из своих работ 1914 года историю развития психоаналитического движения и рассматривая выдвинутую им идею о вытеснении как фундаменте, на котором покоится все здание психоанализа, Фрейд категорически заявил, что к теории вытеснения он пришел самостоятельно, что ему неизвестны влияния, которые бы приблизили его к ней, и он долго считал идею оригинальной, пока О. Ранк не показал ему то место в работе Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819), где философ попытался дать объяснение помешательству.
В других же работах Фрейд непосредственно ссылался на Шопенгауэра. В частности, обсуждая проблему сексуальности, он подчеркивал, что Шопенгауэр давно указал людям, насколько их действия и мысли предопределяются сексуальными стремлениями в обычном смысле слова, и что этот философ в неизгладимых по силе воздействия словах отметил ни с чем не сравнимое значение сексуальной жизни. В 1913 году он отметил, что проблема смерти по Шопенгауэру стоит на пороге всякой философии. Обосновывая в 20-х годах представление об инстинкте смерти, основатель психоанализа писал о том, что тем самым он нечаянно попал в гавань философии Шопенгауэра, для которого смерть есть «собственный результат» и, следовательно, цель жизни, а сексуальное влечение воплощает волю к жизни"10.
И здесь Фрейд подходит к своей знаменитой концепции о сублимации, тонатосе, эросе.
Фрейд много занимался самообразованием в области философии и знал уже много современных ему философов. Так, например, он позаимствовал идею психолога и философа Липпса о том, что бессознательные процессы стоят выше, чем сознательные. "Рассматривая человеческую психику, Липпс выдвигал постулат, согласно которому основным фактором психической жизни являются бессознательные ее проявления и, следовательно, необходимо сосредоточить усилия на том, чтобы понять и раскрыть природу бессознательного, выявить и объяснить закономерности его функционирования. Он исходил из того, что исследование бессознательных процессов и раскрытие их закономерностей является прерогативой не физиологии, как ранее полагали многие ученые, а психологии, поскольку постижение психических фактов и связей может быть только психологическим"11.
Итак, новое ударение
было теперь сделано на бессознательном
устранении амнезии, восстановлении памяти.
Сопротивление стало
2.2. Человеческая психика в ее функционировании
Начальная концепция бессознательного гласила, что человеческая психика распадается на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. Эти три области или системы психического находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых - и в состоянии напряженной борьбы между собой. К этому взаимодействию и к этой борьбе сводится психическая жизнь человека. "Каждый душевный акт и каждый человеческий поступок должно рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным, как показатель достигнутого в данный момент жизни соотношения сил этих непрерывно борющихся сторон"12.
В более поздней концепции происходит расширение бессознательного, новыми качествами и моментами проявления психики. До сих пор, говоря о бессознательном, Фрейд имел дело только с “Оно”: ведь вытесненные влечения принадлежали именно ему. Поэтому все бессознательное представлялось чем-то низшим, темным, аморальным. Все же высшее, моральное, разумное совпадало с сознанием. Этот взгляд неверен. Бессознательное не только “Оно”. И в “Я”, и притом в его высшей сфере, есть область бессознательного. Бессознателен исходящий из “Я” процесс вытеснения, бессознательна совершающаяся в интересах “Я” работа вытеснения. Таким образом, значительная область “Я” также оказывается бессознательной. На этой области и сосредотачивает свое внимание Фрейд в последний период. Она оказывается гораздо шире, глубже и существеннее, чем казалась вначале.
Высшую бессознательную область в “Я” Фрейд называет “Идеал - Я”., "Идеал - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".
“Идеал - Я” - это прежде всего тот цензор, веления которого выполняются вытеснением. Затем он обнаруживает себя в целом ряде других, очень важных явлений личной и культурной жизни. Оно проявляется в безотчетном чувстве вины, которая тяготеет над душою некоторых людей. Сознание не признает этой вины, борется с чувством виновности, но не может его преодолеть. Далее, к проявлениям “Идеал - Я” относится так называемое “внезапное пробуждение совести”13, случаи проявления человеком необычайной к себе самому строгости, презрения к себе, меланхолии и пр. Во всех этих явлениях сознательное “Я” принуждено подчиняться силе, действующей из глубины бессознательного, но в то же время моральной.