Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:03, курсовая работа
Актуальность курсовой работы на тему «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда» состоит в том, что значение исследований этого ученого возрастает в связи с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями, оказывающими влияние на процесс формирования личности и социализации всех групп населения. Предметом курсового исследования является природа научного и художественного творчества в жизни З. Фрейда. Объект исследования – Зигмунд Фрейд.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Жизнь Зигмунда Фрейда……………………………………………………….6
1.1. Детство и юношество………………………………………………………...6
1.2. Профессиональное становление…………………………………………….8
1.3. Последние годы жизни……………………………………………………..12
2. Особенности творчества Зигмунда Фрейда………………………………...14
2.1. Предпосылки возникновения психоанализа………………………………14
2.2. Человеческая психика в ее функции……………………………………….18
2.3. Роль инстинктов и бессознательного в человеческой психике…………20
2.4. Защитные механизмы психики…………………………………………….22
2.5. Сублимация как источник творчества……………………………………..23
3. Проблема научного и художественного творчества в психоанализе З. Фрейда……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...40
Из всего
многообразия проблем, связанных с
осмыслением психической
Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений.
Далее через психоанализ в художественном и научном творчестве мы как никогда можем проанализировать самих себя и понять других, так как наше творчество является зеркалом нашего бессознательного и наших глубинных переживаний через символы детства.
Каждый творец и каждый исследователь по-своему пытается осознать весь мир через свою работу, которая обусловлена сублимацией, без нее не возможно творить и исследовать. Нам с помощью психоанализа нужно понять ее механизмы во имя освобождения человека от психических перегрузок во имя свободы того же творчества от неврозов и комплексов.
Вся человеческая деятельность основана на принципах проекции, сублимации, Фрейд пытался освободить человека от многих комплексов и неврозов в культуре, но всего лишь добился преемственности своего метода и концепции в психологии.
Только поняв механизмы и принципы сублимации, мы сможем жить в соответствии с природой и строить жизнь в соответствии с нашими представлениями.
Общество до сих пор не готово для принятия не только концепции Фрейда, но и самих себя.
Критическая направленность мышления Фрейда, попытки соотнесения абстрактных философских понятий о сущности человека и его внутреннем мире с эмпирическими данными психоаналитического наблюдения, выявление причин и специфических условий возникновения неврозов, выделение в особый объект исследования той сферы человеческой деятельности, которая не покрывается областью сознательного в человеке, рассмотрение художественной деятельности и произведений искусства под углом зрения психологии художника, развенчание религиозных иллюзий и вера в разум, критика этических норм и моральных предписаний общества, негативное отношение к ценностям культуры - все это составляет сильные стороны психоаналитического учения.
Однако следует заметить, что все критики психоанализа отмечали его утопичность и слабую основу, которая основывается на нескольких частных случаях.
Но все же нельзя недооценивать роль психоанализа в психологии и философии, так как он позволяет очень близко приблизиться к человеческому началу в его сущности, раскрыть новые начала человеческого потенциала и его реализация через способности, которым мешают неврозы и комплексы культуры.
1. Бердяев Н.А.
Философия свободы. Смысл
2. Браун, Дж.
Психология Фрейда и
3. Григорьев И. Психоанализ как метод исследования художественной литературы // Психоаналитический вестник, М., 2002, №10, С.150-151.
5. Зейгарник
Б.В. Теории личности в
6. Лейбин В.М.
Психоанализ и философия
7. Лейбин В.М.
Фрейд, психоанализ и
8. Лейбин, В.М. Психоанализ: Учеб. / В. М. Лейбин . - CПб. : Питер, 2002.
9. Лейбин, В.М.
Классический психоанализ:
10. Лейбин, В.М. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / В.М. Лейбин. - М.: Республика, 1994.
11. Рехардт, Э.
Ключевые проблемы
12. Руткевич, А.М. От Фрейда к Хайдеггеру / А.М. Руткевич. – М.: Центр, 2000.
13. Руткевич, А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития : курс лекций / А.М. Руткевич . - М. : ИНФРА-М-ФОРУМ, 1997.
14. Феррис П.
Зигмунд Фрейд. — Минск:
15. Фрейд, 3.О сновидении//Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник / Сост. М.Г. Ярошевский.— М.: Просвещение, 1990.
16. Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия//Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник / Сост. М.Г. Ярошевский.— М.: Просвещение, 1990.
17. Фрейд, 3. Проблемы
метапсихологии в психоанализе/
18. Фрейд, 3. Психоанализ детских неврозов //Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник / Сост. М.Г. Ярошевский.— М.: Просвещение, 1990.
19. Фрейд, 3. Психология бессознательного:
Сборник / Сост.
М.Г. Ярошевский.— М.: Просвещение, 1990. —
448 с.
20. Фрейд, 3. Психопатология обыденной жизни//Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник / Сост. М.Г. Ярошевский.— М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
21. Фрейд, 3. Три
очерка по теории
22. Фрейд, 3. Я и Оно//Фрейд 3. Психология бессознательного: Сборник / Сост. М.Г. Ярошевский.— М.: Просвещение, 1990.
23. Фрейд, З. Художник и фантазирование. М.: Республика 1995.
24. Фрейд, З. Лекции по психоанализу. Лекция 31 / З. Фрейд. - М.: КСП , 1998.
25. Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. – М.: Владос, 1998.
Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура. / Зигмунд Фрейд. - М.: Ренессанс, 1992.
26. Фрейд, З. Психология бессознательного: сборник произведений / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Просвещение, 1990.
27. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов/ З. Фрейд.- М.,1990.
28. Фрейд, З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991
29. Фрейд, З. Тотем и табу.- М.: Изд-во политической литературы, 1992.
30. Фромм, Э.
Величие и ограниченность
Размещено на Allbest.ru
1 Фрейд, 3. Психология бессознательного:
Сборник / Сост.
М.Г. Ярошевский.— М.: Просвещение, 1990. С.
121
2 Фрейд, З. Психоанализ. Религия. Культура / З. Фрейд. – М.: Владос, 1998. С. 32.
3 Феррис П. Зигмунд Фрейд. — Минск: Попурри, 2001. С. 56 – 58.
4 Руткевич, А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития : курс лекций / А.М. Руткевич . - М. : ИНФРА-М-ФОРУМ, 1997. С. 111.
5 Браун, Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты / Дж. Браун — М.: REFL-book; Киев: Вак-лер, 1997. С. 98 – 101.
6 Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа (Программа и учебное пособие). - Москва-Воронеж, 2000. С. 143
7 Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа (Программа и учебное пособие). - Москва-Воронеж, 2000. С. 148
8 Лейбин, В.М. Психоанализ: Учеб. / В.М. Лейбин . - CПб. : Питер, 2002. С. 228
9 Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. - М.: АСТ, 2000. С. 257
10 Лейбин, В. М. Психоанализ: Учеб. / В. М. Лейбин . - CПб. : Питер, 2002. С. 234
11 Лейбин, В. М. Психоанализ: Учеб. / В. М. Лейбин . - CПб. : Питер, 2002. С. 235
12 Лейбин В.М. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - Москва, “Республика”, 1994. С.287
13Лейбин В.М. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - Москва, “Республика”, 1994. С. 290
14 Лейбин, В. М. Психоанализ: Учеб. / В. М. Лейбин . - CПб. : Питер, 2002. С. 292
15Там же. С. 295
16 Фрейд 3. Я и Оно//Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский.— М.: Просвещение. С. 243
17 Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. - М.: Политиздат, 1990. С. 229
18 Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. С. 339
19Фрейд, З. Лекции по психоанализу. Лекция 31. - М.: КСП +, 1998. С. 26
20 Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Политиздат, 1990. С. 28
21 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. С. 174
22 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. С. 178
23 Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни//Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский.— М.: Просвещение, 1990. С. 235
24 Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни//Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский.— М.: Просвещение, 1990. С. 236
25Там же. С. 241
26 Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. С. 233
27 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. С. 224
28 Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. - М.: Политиздат, 1977. С. 297
29 Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. - М.: Политиздат, 1977. С. 299
30 Фрейд, З. Художник и фантазирование.- М.: Республика. 1995. С. 250
31 Фромм, Э. Величие и ограниченность теории Фрейда.- М.: АСТ, 2000. С. 325
32 Там же. С. 326.
33 Фромм, Э. Величие и ограниченность теории Фрейда.- М.: АСТ, 2000. С. 328
34 Лейбин, В. М. Классический психоанализ: история, теория, практика / В. М. Лейбин . - М.: -Воронеж : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2001. С. 346
35 Фромм, Э. Величие и ограниченность теории Фрейда.- М.: АСТ, 2000. С. 351
36 Фрейд, З. Тотем и табу. - М.: Изд-во политической литературы, 1992. С. 159
37 Фрейд, З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи / З. Фрейд . - CПб. : Алетейя, 2000. С. 137
38 Фрейд, З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи / З. Фрейд . - CПб. : Алетейя, 2000. С. 139
39 Фрейд, З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи / З. Фрейд . - CПб. : Алетейя, 2000С. 142
40 Фрейд, З. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи / З. Фрейд . - CПб. : Алетейя, 2000. С. 144
41 Там же. С. 149