Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы на тему «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда» состоит в том, что значение исследований этого ученого возрастает в связи с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями, оказывающими влияние на процесс формирования личности и социализации всех групп населения. Предметом курсового исследования является природа научного и художественного творчества в жизни З. Фрейда. Объект исследования – Зигмунд Фрейд.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Жизнь Зигмунда Фрейда……………………………………………………….6
1.1. Детство и юношество………………………………………………………...6
1.2. Профессиональное становление…………………………………………….8
1.3. Последние годы жизни……………………………………………………..12
2. Особенности творчества Зигмунда Фрейда………………………………...14
2.1. Предпосылки возникновения психоанализа………………………………14
2.2. Человеческая психика в ее функции……………………………………….18
2.3. Роль инстинктов и бессознательного в человеческой психике…………20
2.4. Защитные механизмы психики…………………………………………….22
2.5. Сублимация как источник творчества……………………………………..23
3. Проблема научного и художественного творчества в психоанализе З. Фрейда……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Фрейд.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Пытаясь проникнуть в  механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что глубинный, природный ее слой "Оно" функционирует  по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я"14.

Как покорный слуга бессознательных  влечений, "Я" пытается сохранить  свое доброе согласие с "Оно" и  внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Идеал - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "Идеал - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я"15. Но по своему содержанию "Идеал - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека.

Таким образом, фрейдовское "Я" предстает в виде "несчастного  создания", которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии как с "Оно", так и со "Идеал - Я".

 

2.3. Роль инстинктов и бессознательного в человеческой психике

 

Хотя Фрейд признавал "наследственность" и "природность" бессознательного, вряд ли правильно  утверждать, что он абсолютизирует силу и власть бессознательного и всецело исходит из необузданных влечений человека. Интересно при этом то, что инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. И является специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни, тем самым задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям.

В этом смысле Фрейд был  оптимистом, так как верил в  способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"16. Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

"Инстинкты, содержащиеся  в “Оно” стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе"17. “Сверх-Я”, в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом “Я” становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются “Оно” и “Сверх-Я”.

Такое состояние внутреннего  конфликта, в котором постоянно  находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между “Оно” и “Сверх-Я”.

 

2.4. Защитные  механизмы психики

 

Защитные механизмы  – внутренний предохранитель. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение или (возмещение отсутствия или слабости каких-либо физических или психических качеств), регрессия (возврат к пройденным стадиям развития), рационализация (оправдание подсознательных побуждений) идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта, проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов) и сублимация (переключение энергии). "Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок"18.

И символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение “психопатологии обыденной жизни”, то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации.

"Регрессия и рационализация  являются более успешными видами  защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации"19. Человек, например, может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением “Сверх-Я” хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

"При проекции человек  приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их"20.

 

2.5. Сублимация  как источник творчества

 

Однако наиболее эффективным  является механизм, который Фрейд  и назвал как раз сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее. в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества.

 В принципе Фрейд  и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

Таким образом, психика самодовлеющая над бессознательным человека заставляет его выполнять инструкции заданные внешней средой, а это приводит к тому, что человек отчуждаясь от своих природных данных, получает неврозы. Они могут разрешаться самопроизвольно в виде рационализации в культуре или обществе, сублимации. Различные виды накопления жизненной энергии воплощаются в бесконтрольном выходе сублимации, проекции человека на мир, происходит вытеснение. Далее как реакция на общество в качестве совести выступает "Идеал - Я", которое помогает урегулировать уровень отношений в структуре психики в целом в кругу людей. В этом плане появление психики как первичной сублимации и замещения ведет к началу развития общества и культуры. Высшие психические механизмы являются подтверждением этого.

Вывод по второй главе

Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов и истерии. Появление психоанализа радикально изменило взгляд на мир. Фрейда порывает с картиной упорядоченного, рационально организованного мира, с представлениями бихевиоризма и гештельтпсихологии, которые ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания.

Представители психоанализа стремились образовать более тесный союз с психологии с другими науками, имеющими дело с психическими явлениями.

Возникший вначале  как способ лечения неврозов, психоанализ  постепенно стал общей теорией психологии. Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

Психоанализ является частью психотерапии, врачебным методом исследования. Изначально он создавался Фрейдом для диагностики и излечения истерии, затем был переработан в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.

Сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях: как метод психотерапии, как метод изучения психологии личности и как систему научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Психология  в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями, Фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, что привело к отказу от некоторых его идей многих ученых.

 

 

 

 

 

 

3. Проблема научного и художественного творчества в психоанализе З. Фрейда

 

В творчестве З.Фрейда не только раскрыто фундаментальное  значение сферы бессознательного в  жизни человека, но также предложены нестандартные интерпретации человеческой психики, соотношения культуры и  естественных основ в жизнедеятельности человека и общества. В определенном смысле Фрейд осуществил биологизацию человеческого существа, сложные социальные и психические явления сводятся у него к элементарным физическим и биологически процессам.

Культурологическое понимание, которое привело к развитию научного и творческого сознания учения Фрейда связано, прежде всего, с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры.

"Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о  врожденном характере религиозной  потребности, рассматривая религию  как “коллективный невроз навязчивости”,  как “массовую иллюзию”. Религия  – спасительное средство от  индивидуальных форм невротизации"21.

Помимо обращения к  мировым культурным вершинам, Фрейд  не обходит вниманием и низовые  сферы культуры (например, опыт создания различных сонников), и факты, связанные  с обыденным сознанием.

Хотя не все аспекты  теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Проводя аналогию между  процессами, характерными для сновидения, и художественным творчеством, Фрейд, объясняя свой подход к вопросам психологии, приводит письмо Шиллера от 1 декабря 1788г., в котором тот, в частности, пишет Кернеру, жаловавшемуся на недостаточную писательскую продуктивность: “Причина твоих жалоб объясняется, как мне кажется, тем принуждением, которое мой разум оказывает на твое воображение. Мне представляется вредным, если разум чрезвычайно резко критикует появляющиеся мысли, как бы сторожа и самый порыв их. В творческой голове, напротив того, разум снимает с ворот свою стражу, идеи льются в беспорядке, и лишь затем он окидывает их взглядом, рассматривает целое скопление их. Вы, господа критики, стыдитесь или боитесь мгновенного преходящего безумия, которое наблюдается у всякого творческого разума и продолжительность которого отличает мыслящего художника от мечтателя”22.

Художник, по Фрейду, имеет много общего с невротиком: как первый, так и последний отворачиваются от реального мира, часто жестокого и неподвластного, в пользу мира собственных грёз и фантазий, в котором они чувствуют себя всемогущими, способными удовлетворить все свои желания, особенно эротические и честолюбивые. Однако в отличие от невротика, который в этом фантазийном мире застревает, "художник находит обратный путь из мира грёз в реальность"23, находит благодаря претворению вымышленных образов в произведения искусства. Если большинство взрослых людей стыдятся и скрывают свои фантазии, то художник выставляет их напоказ, хотя и в переработанном, эстетически оформленном виде.

По мнению Фрейда, литературное творчество эгоцентрично, т.е. в центре внимания писателя всегда стоит он сам: как правило, в главном герое автор видит именно себя, и именно этого героя он изображает с наибольшим сочувствием и старанием. Однако читатель, напротив, видит обычно в главном герое не писателя, а самого себя, иными словами, "художник приводит нас в состояние наслаждения нашими собственными фантазиями"24.

Информация о работе Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда