Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы на тему «Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда» состоит в том, что значение исследований этого ученого возрастает в связи с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями, оказывающими влияние на процесс формирования личности и социализации всех групп населения. Предметом курсового исследования является природа научного и художественного творчества в жизни З. Фрейда. Объект исследования – Зигмунд Фрейд.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Жизнь Зигмунда Фрейда……………………………………………………….6
1.1. Детство и юношество………………………………………………………...6
1.2. Профессиональное становление…………………………………………….8
1.3. Последние годы жизни……………………………………………………..12
2. Особенности творчества Зигмунда Фрейда………………………………...14
2.1. Предпосылки возникновения психоанализа………………………………14
2.2. Человеческая психика в ее функции……………………………………….18
2.3. Роль инстинктов и бессознательного в человеческой психике…………20
2.4. Защитные механизмы психики…………………………………………….22
2.5. Сублимация как источник творчества……………………………………..23
3. Проблема научного и художественного творчества в психоанализе З. Фрейда……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Фрейд.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Механизм художественного  творчества выглядит по Фрейду следующим образом: " сильное живое переживание пробуждает в художнике воспоминание о раннем, чаще всего относящемся к детству, переживании, истоку нынешнего желания, которое создаёт своё осуществление в произведении; само произведение обнаруживает элементы, как свежего повода, так и старого воспоминания"25.

Во-первых, художник удовлетворяет  с помощью созданного произведения свои детские желания в фантазийном мире, которые не может реализовать в действительности.

Во-вторых, искусство выступает для художника важнейшим средством психотерапии, оно спасает его от психического заболевания, облегчает невротический гнёт. В-третьих, «общение» с произведениями искусства целительно и для публики (читателей, зрителей и т.п.), ибо способствует разрядке эмоций (катарсису), снижению психологических напряжений, а иногда и повторному проживанию травмирующих событий, а также улучшению самопонимания. "Сегодня появился такой метод психотерапии, как библиотерапия, основное содержание которого сводится к использованию специально подобранных (в соответствии с проблемой клиента) литературных произведений. Библиотерапия обычно служит предварительной стадией, своего рода «самотерапией» клиента перед активной фазой терапии - работой в очном контакте с психотерапевтом"26. При этом важно не просто прочитать рекомендованную книгу, а ее осмыслить, что достигается через написание отзывов (сочинений, эссе) по поводу прочитанного произведения. "Библиотерапия используется для углубления самопонимания, развития эмпатии, усиления уверенности в себе, проникновения в суть собственных психологических трудностей"27. Ясно, что сегодня место книги могут занимать художественные фильмы, по силе психологического воздействия превосходящие литературные произведения, превосходящие просто потому, что воздействуют одновременно на зрение и слух зрителя, используют не слова языка, а наглядные картины, музыку, возможности голосов актеров.

Следует добавить, что  важнейшим понятием фрейдовской  психологии творчества является «сублимация», которая обозначает отклонение либидинозной (сексуальной) энергии от непосредственно сексуальных целей (объектов) и переориентацию её на решение творческих задач. Такое понимание причин возникновения искусства накладывает отпечаток и на фрейдовскую психоаналитическую концепцию художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства.

"Как в том, так  и в другом случае предлагается психоаналитическая процедура по расшифровке "языка" бессознательного, который в символической форме обретает будто бы свою самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства"28.

Основной функцией искусства  он ошибочно считает компенсацию неудовлетворенности художника реальным положением вещей. Да не только художника, но и воспринимающих искусство людей, поскольку в процессе приобщения к красоте художественных произведений они оказываются вовлеченными в иллюзорное удовлетворение своих бессознательных желаний, тщательно скрываемых и от окружающих, и от самих себя.

"Искусство, несомненно, включает функцию компенсации.  Компенсирующая функция искусства  в определенных условиях может  даже выдвинуться на передний  план, как это нередко случается в современной буржуазной культуре, духовные продукты которой предназначены для примирения человека с социальной действительностью, что достигается путем отвлечения его от повседневных забот, реальных проблем жизни. И все же компенсация - не основная и тем более не единственная функция искусства"29.

Компенсирующая функция  искусства становится основной лишь тогда, когда художественное творчество превращается в ремесло по выполнению социального заказа, не отвечающего  внутренним потребностям художника, а произведения искусства - в массовую продукцию, рассчитанную на такого потребителя, который внутренне настроен на развлечение.

Обращаясь к проблематике искусства, Фрейд стремится раскрыть сущность художественного, и, прежде всего  поэтического, творчества.

Первые следы данного типа духовной деятельности человека, по мнению Фрейда, следует искать уже у детей. Как поэт, так и ребенок могут создавать свой собственный фантастический мир, который совершенно не укладывается в рамки обыденных представлений человека, лишенного поэтического воображения. Ребенок в процессе игры перестраивает существующий мир по собственному вкусу, причем относится к плоду своей фантазии вполне серьезно. "Великий Леонардо вообще всю жизнь был в некотором отношении ребенком; говорят, что все великие люди должны сохранять что-то инфантильное. Он играл, даже будучи взрослым, и еще из-за этого казался иногда своим современникам зловещим и непонятным"30.

Точно так же и поэт благодаря способности творческого  воображения не только создает в  искусстве новый прекрасный мир, но нередко верит в его существование. Фрейд подмечает этот факт. "Но, пройдя сквозь призму его психоаналитического мышления, он получает ложное толкование, будто в основе как детских игр и фантазий, так и поэтического творчества лежат скрытые бессознательные желания, преимущественно сексуального характера. Отсюда столь же ложный вывод, что побудительными мотивами, стимулами фантазий людей, в том числе и поэтического творчества, являются или честолюбивые желания, или эротические влечения"31. Эти же бессознательные влечения, по Фрейду, составляют скрытое содержание самих художественных произведений. Фрейд не рассматривает взаимоотношения между сознанием и бессознательным в процессе творческого акта. Быть может, он считает это излишним, поскольку при анализе психической структуры личности и принципов функционирования ее разноплановых пластов им уже была предпринята попытка осмысления взаимодействий между сознательным "Я" и бессознательным "Оно". Однако тогда речь шла о принципах функционирования человеческой психики в целом, безотносительно к конкретным проявлениям жизнедеятельности человека. "Созданную им абстрактную схему отношений между сознанием и бессознательным Фрейд автоматически переносит на конкретные виды человеческой деятельности - на научную, художественную, сексуальную, повседневную поведенческую деятельность. При этом специфические особенности каждого из этих видов человеческой деятельности остаются не выявленными"32.

Не удалось Фрейду определить и специфику поэтического творчества. И это далеко не случайно. Дело в том, что в рамках психоанализа с его акцентом на бессознательной мотивации человеческой деятельности данная проблема представляется принципиально неразрешимой. Впрочем, сам Фрейд вынужден признать, что психоанализ далеко не всегда может проникнуть в механизмы творческой работы личности. По его словам, способность к сублимации, лежащая в основе образования фантазий, в том числе и художественных, не поддается глубинному психоаналитическому расчленению. А это значит, что "психоанализу недоступна и сущность художественного творчества"33.

Рассматривая мотивы поэтического творчества, Фрейд одновременно ставит вопрос о психологическом  воздействии произведений искусства  на человека. Он верно подмечает  тот факт, что подлинное наслаждение от восприятия произведений искусства, в частности от поэзии, человек получает независимо от того, являются ли источником этого наслаждения приятные или неприятные впечатления.

"Фрейд полагает, что  такого результата поэт достигает  посредством перевода своих бессознательных желаний в символические формы, которые уже не вызывают возмущения моральной личности, как это могло бы иметь место при открытом изображении бессознательного: поэт смягчает характер эгоистических и сексуальных влечений, затушевывает их и преподносит в форме поэтических фантазий, вызывая у людей эстетическое наслаждение"34.

В психоаналитическом понимании, настоящее наслаждение от поэтического произведения достигается потому, что  в душе каждого человека содержатся бессознательные влечения, аналогичные тем, которые свойственны поэту.

Постижение скрытого смысла и содержания художественных произведений Фрейд связывает с "расшифровкой" бессознательных  мотивов и инцестуозных желаний, которые предопределяют, по его мнению, замыслы художника. "Психоанализ с его расчленением духовной жизни человека, выявлением внутрипсихических конфликтов личности и "расшифровкой" языка бессознательного представляется Фрейду если не единственным, то, по крайней мере, наиболее подходящим методом исследования художественных произведений, истинный смысл которых определяется на основе анализа психологической динамики индивидуально-личностной деятельности творцов и героев этих произведений. Если учесть, что в шедеврах мирового искусства Фрейд ищет только подтверждение допущениям и гипотезам, положенным в основу его психоаналитического учения, то нетрудно предугадать направленность его мышления при конкретном анализе художественного творчества"35.

Как писал сам  Фрейд, он пытался и стремился  судить о развитии человечества, в общем, по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Фрейд писал о том, что "беспомощность ребенка имеет продолжение в беспомощности взрослого. Когда взрослеющий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он никогда не перестанет нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти последние чертами отцовского образа, создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым, тем не менее, вручает себя как защитникам"36. Способ, каким ребенок преодолевал свою детскую беспомощность, считал Фрейд, наделяет характерными чертами реакцию взрослого на свою, по неволе признаваемую им, беспомощность. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.

Далее на примере  Леонардо Да Винчи отмечает причину  научного творчества "Леонардо мог  желать только высказать, что то, как  любят люди, не есть истинная, несомненная  любовь; что должно любить так, чтобы  сначала подавить страсть, подвергнуть  ее работе мысли только тогда позволить развиться чувству, когда оно выдержало испытание разума. И мы понимаем: при этом он хочет сказать, что у него это происходит таким образом; для всех же других было бы желательно, чтобы они относились к любви и ненависти, как он сам"37. Все работы Леонардо были пропитаны очень живым чувством. Фрейд показывает, что все душевные переживания переходят в разностороннюю деятельность, в случае с гением с художественного творчества на научное и в нем воплощается то, что не может воплотиться в жизни. "Его аффекты были обузданы и подчинены стремлению исследовать; он не любил и не ненавидел, но только спрашивал себя, откуда то, что он должен любить или ненавидеть, и какое оно имеет значение.

Таким образом, он должен был казаться индифферентным к добру и злу, к прекрасному и отвратительному. Во время этой работы исследования любовь и ненависть переставали быть руководителями и превращались равномерно в умственный интерес. На самом деле Леонардо не был бесстрастен; он не лишен был этой божественной искры, которая есть прямой или косвенный двигатель - il primo motore - всех дел человеческих. Но он превратил свои страсти в одну страсть к исследованию; он предавался исследованию с той усидчивостью, постоянством, углубленностью, которые могут исходить только из страсти".38 Таким образом, воплощал психическую энергию и нереализованные в жизни чувства в исследования, художественные творения и другое искусство.

Леонардо был  достаточно сильным человеком, чтобы  провести в глубине души некую  закрепощенность во имя своих творений, для концентрации, что вылилось в новую сублимацию. "Превращение психической энергии в различного рода деятельность может быть так же невозможно без потери, как и превращение физических сил. Пример Леонардо учит, как много другого можно проследить на этом процессе. Из откладывания любить на то время, когда познаешь, выходит замещение. Любят и ненавидят уже не так сильно, когда дошли до познания; тогда остаются по ту сторону от любви и ненависти. Исследовали - вместо того чтобы любить".39 Стремясь решить другие вопросы и проблемы в искусстве, Леонардо переходил на другое влечение, исходящее из детства выраженное, например, в его любознательности или стремлением к познанию.

Изначальные влечения всегда трансформируют определенную сферу  деятельности человека, которая обязательно должна проявиться в культуре. Но и здесь главная основа творчества – сексуальное влечение. И из –за замещений происходит своеобразное распределение сублимации по разной силе и характеру. "То, что после напряжения детской любознательности в направлении сексуальных интересов ему удалось большую долю своего либидо сублимировать в страсть к исследованию, это и есть ядро и тайна его существа".40 Любая человеческая фантазия, сон, творчество имеют свое основание из детства. Каждое нереализованное влечение вытиснится или трансформируется в дальнейшей деятельности человека. Ярким примером служит как раз Леонардо, так как все художественное творчество основано на сублимировании имеющихся в раннем детстве влечений, и желаний, не реализованных в детстве. "Намеки авторов на дорогой для каждого художника образ Святой Девы с Младенцем должны были способствовать тому, что эта фантазия показалась ему драгоценной и значительной. Ведь таким образом он приходил к отождествлению себя с младенцем Христом, утешителем и спасителем".41 Известно, что Леонардо жил без отца и поэтому, занимаясь написанием шедевров, так часто изображал символы отцовства и материнства в них, чтобы компенсировать недостаточность родительского внимания. "Если Леонардо удалось передать в лице Моны Лизы двойной смысл, который имела ее улыбка, обещание безграничной нежности и зловещую угрозу (по словам Патера), то он и в этом остался верен содержанию своего раннего воспоминания. Нежность матери стала для него роковой, определила его судьбу и лишения, которые его ожидали".3

Итак, из-за серьезных  комплексов и переживаний, Леонардо жил, чтобы творить, дабы избавиться от них. Гений сформировался путем  долгого вытеснения, сублимации и  воздержания чувств, из-за которых  получалось творчество, страсть к познанию. Влечения детства рождают страсть к познанию, из-за недостаточной его реализации происходят неврозы и комплексы, расстройства, которое вымещается в творчестве. Отсюда далее могут происходить отчуждения во имя подсознательной реализации того, что когда-то не реализовалось. Таков и Леонардо и все мы.

Вывод по третьей главе

Культурологическое понимание, которое привело к развитию научного и творческого сознания учения Фрейда связано, прежде всего, с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры.

Обращаясь к проблематике искусства, Фрейд стремится раскрыть сущность художественного, и, прежде всего поэтического, творчества.

Хотя не все аспекты  теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний  день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической  науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

 

Заключение

Подводя итог курсовой работы, отметим главное.

       Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в небольшой (около 4000 жителей) деревне Фрайберг в Моравии, которая на тот момент принадлежала Австро-Венгрии. Осенью 1873 года Зигмунд Фрейд, в возрасте семнадцати лет, поступил на медицинский факультет Венского университета, после окончания которого Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога.  Зигмунд Фрейд умирает от рака полости рта в возрасте 83 лет.

Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов и истерии. Появление психоанализа радикально изменило взгляд на мир. Фрейда порывает с картиной упорядоченного, рационально организованного мира, с представлениями бихевиоризма и гештельтпсихологии, которые ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания.

Психоанализ в  его классической форме был основан. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов.

Информация о работе Жизнь и творчество Зигмунда Фрейда