Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:39, курсовая работа
цель данного исследования – изучение особенностей жизненных планов в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучение общего понятия жизненные планы.
2. Выявление возрастных особенностей юношеского периода.
3. Анализ становления жизненных планов в юношеском возрасте.
4. Экспериментальное исследование взаимосвязи жизненных планов в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………..
1.1 Жизненные планы как совокупности жизненных ценностей и смыслов……………………………………………………………………….
1.2 Развитие личности в юношеском возрасте………………………
1.3 Особенности формирования жизненных планов в юношеском возрасте……………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА…………..
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария………………………………………………………………
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ……………….. |
5 |
1.1 Жизненные планы как
совокупности жизненных |
5 |
1.2 Развитие личности в юношеском возрасте……………………… |
11 |
1.3 Особенности формирования
жизненных планов в юношеском
возрасте………………………………………………………… |
18 |
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА………….. |
26 |
2.1 Организация исследования.
Подбор диагностического |
26 |
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов………… |
29 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
32 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. |
34 |
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
37 |
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание детей и
молодежи в современном обществе
осуществляется в условиях экономического
и политического
Кризисное состояние нравственности,
духовности общества требует переосмысления
фундаментальных положений
Подрастающее поколение
формируется не только в результате
целенаправленной педагогической деятельности,
но и под воздействием самой жизни,
окружающей действительности, среды. Среда
- это всё, среди чего в окружающем
мире находится и развивается
ребенок. Социально-экономические
Система жизненных установок, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности жизненные планы характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Жизненные установки и планы как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,,В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов, А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова) рассматривают проблему жизненных установок в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.
Таким образом, цель данного исследования – изучение особенностей жизненных планов в юношеском возрасте.
Объект исследования –
жизненные планы как
Предмет исследования – взаимосвязь жизненных планов и.
Задачи исследования:
1. Изучение общего понятия жизненные планы.
2. Выявление возрастных
особенностей юношеского
3. Анализ становления жизненных планов в юношеском возрасте.
4. Экспериментальное исследование взаимосвязи жизненных планов в юношеском возрасте с
Гипотеза исследования – для юношеского возраста характерна общежитейская направленность личности, осмысленность и направленность на временную перспективу жизненных планов.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературных источников;
- методика смысложизненных ориентаций (СЖО) и методика диагностики мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Жизненные планы как совокупности жизненных ценностей
и смыслов
В отечественной психологии интерес к жизненным установкам личности проявлялся с самых первых исследований ученых. Жизненные установки направляют поведение и личностное развитие, определяют выбор жизненного пути, самоопределение человека, определяя его потенциал в настоящем и будущем. Жизненные установки позволяют судить об осмысленности, насыщенности жизни.
Жизненные установки – это представления человека о жизни, судьбе, мироустройстве. Они во многом определяют то, как мы принимаем наши решения, как действуем, чего ожидаем от жизни [25с. 10]. Установки бывают разные: активная или пассивная, пессимистичная или оптимистичная, фантастическая или реалистичная и т.п. Разобравшись в своих установках, можно понять причины происходящих с нами событий и принимать решения более осознанно. Таким образом, можно заметить, что понятие “жизненные установки” во многом перекликается с понятием “ценностные ориентации”.
Система жизненных установок образует содержательную основу мотивации поведения и выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью [4, с.47].
Анализ работ, в рамках
которых проводится различие между
ценностными и мотивационными компонентами
сознания, позволяет выделить два
подхода. Авторы первого – «структурно-
Сторонником первого подхода является американский социолог Т. Парсонс. Согласно ему, значение «мотивационных ориентаций» состоит в том, что они непосредственно связывают ситуацию с деятелем. Механизм действия жизненных установок опосредован всем социально-культурным опытом индивида. Согласно ему, жизненные установки обращены на выполнение норм, стандартов, на критерии отбора. Это как бы ориентации второго порядка. Сходное представление о жизненных установках как о высшем уровне регуляции поведения высказывает философ и социолог А.Г. Здравомыслов [1, с. 64].
Ярким представителем второго подхода является социолог И.М. Попова: она различает ценности и жизненные установки. Ценности – это обобщенные представления, выступающие в качестве обобщенных идеалов, стереотипов общественного и индивидуального сознания, функционирующие как идеальные критерии оценки и ориентации личности и общества. Когда же речь заходит об эмпирических исследованиях, своеобразным заместителем выступают ценностные ориентации. Основу мотивации поведения составляют нужды индивида. Мотивационные компоненты сознания, в отличие от ценностных, опираются на подлинные потребности человека и характеризуются индивидуальностью, прагматичностью, действенностью [14, с.9].
Отношения между когнитивными (знания, представления, нормы) и ценностными (социальные ценности, ценностные ориентации личности) элементами сознания не являются однозначными. Общим между ценностными и когнитивными элементами культуры является то, что те и другие суть стандарты. Содержанием когнитивного стандарта или знания бывает отношение между объектами или в объекте. Субъект как бы вынесен за скобки когнитивного стандарта. Ценностный стандарт меняет направление внимания выполняющего его деятеля; оно обращено уже не на отношения в объекте самом по себе, а на отношение объекта к субъекту. Т.Ю. Любимова пишет, что установки – это то, ради чего что-то происходит или делается. Отношения в объекте и между объектами присутствуют лишь в той мере, в какой они могут быть существенными для действия. Они рассматриваются в их возможности быть включенными в цепи целей и средств [13, с.31].
В качестве теоретического основания концепции ценностных ориентаций называют учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии. В качестве разработки проблематики ценностных ориентаций могут быть рассмотрены работы Д.Н. Узнадзе по фиксированным социальным установкам [19, с.99].
Жизненные установки имеют смыслообразующую и регуляционную функции. Успешная реализация регуляционной функции предполагает формирование полноценной мотивационной структуры, включающей актуальное переживание на относительно высоком уровне значимости [24, с.16]:
1) желательного уровня жизнедеятельности и соответствующих позитивных последствий;
2) нежелательного уровня жизнедеятельности и соответствующих негативных последствий;
3) деятельностной готовности, включая мобилизацию функционального потенциала и готовность к необходимым затратам (временным, функциональным, материальным).
Жизненные установки обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания, программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и общения как средство достижения целей [27, с.11].
Жизненные установки –
это широкая система ценностных
отношений личности, поэтому они
проявляются как избирательно-
М. Рокич выделил несколько блоков ценностей по разным основаниям. Для терминальных ценностей это [26, с.7]:
1) конкретные жизненные (здоровье, работа, друзья) и «абстрактные» ценности (познание, развитие, свобода);
2) ценности профессиональной самореализации (интересная работа, творчество) и личной жизни (здоровье, любовь, развлечения);
3) индивидуальные ценности (творчество, свобода, развлечения, материально-обеспеченная жизнь) и ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастье других, счастливая семейная жизнь);
4) активные (свобода, активная деятельная жизнь) и пассивные (красота природы и искусства, уверенность в себе, жизненная мудрость) ценности.
Для инструментальных ценностей – это [26, с.8]:
1) этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), индивидуалистические (высокие запросы, независимость) и альтруистические ценности (терпимость, чуткость);
2) ценности межличностного общения (воспитанность, гуманность) и профессиональной самореализации (ответственность, исполнительность, твердая воля);
3) ценности самоутверждения (смелость, независимость) и принятия других (терпимость, широта взглядов);
4) интеллектуальные ценности (образованность, рационализм) и ценности непосредственного эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность).
Система устойчивых жизненных установок личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О социально-политической позиции, духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, т.е. жизненные установки выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития [9, с.104].
В диспозиционной структуре личности ценностные ориентации образуют высший, осознаваемый (в отличие от социальных установок) уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизнедеятельности, их оценке и поведению как в актуальной (здесь-и-теперь), так и долгосрочной перспективе. Ценностные ориентации наиболее четко эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида [13, с.30].
Д.Ю. Ваниянц пишет, что система ценностных ориентаций разделяется на 3 группы [7, с. 62]:
1) материально-экономические
ценностные ориентации. Этот вид
ценностей распределяется по
оси «плановая экономика –
рыночная экономика». Выбор в
пользу той или иной группы
детерминируется экономическим
статусом человека, его принадлежностью
к социальной группе. Если социальная
группа является экономически
зависимой частью общества и
нуждается в поддержке